Главная » Статьи » Австрия » Государственный договор с Австрией 1940-е — 1950-е

Попытка отвлечь внимание народов от важнейших проблем обречена на провал
Добавлено 09.10.2020, 16:18

Правда, 19 декабря 1952, № 354 (12556), стр. 2

Попытка отвлечь внимание народов от важнейших проблем обречена на провал

Седьмая сессия Генеральной ассамблеи ООН

 

Заявление А. А. Громыко в Первом комитете по австрийскому вопросу 17 декабря 1952 г.

 

НЬЮ-ЙОРК, 18 декабря. (ТАСС). 17 декабря в Первом комитете с заявлением по австрийскому вопросу выступил представитель СССР А. А. Громыко Андрей Андреевич
ГРОМЫКО
(1909 — 1989)
в 1946—1948 — постоянный представитель СССР в ООН, с 1949 по июнь 1952 года — 1-й зам. министра иностранных дел СССР, с июня 1952 по апрель 1953 — посол в Великобритании. (См.: Биографию)
. Он заявил:

При рассмотрении вопроса о включении в повестку дня предложения, внесенного правительством Бразилии, обсудить на Генеральной Ассамблее вопрос об австрийском договоре советская делегация, сначала в Генеральном комитете, а затем и на пленуме Генеральной Ассамблеи, уже выразила свое отношение к этому предложению. Она возражала против включения в повестку дня вопроса об австрийском договоре, приведя соответствующие мотивы. Мы указывали, во-первых, на то, что вопрос о Государственном договоре с Австрией, возникший в связи с окончанием второй мировой войны, согласно статье 107 Устава ООН, не подлежит рассмотрению в Организации Объединенных Наций. Во-вторых, мы указывали на то, что вопрос о заключении Государственного договора с Австрией подлежит компетенции четырех держав, а именно: Советского Союза, Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Франции, заключивших на этот счет соответствующие соглашения и выполняющих оккупационные функции в Австрии.

Советская делегация обращала внимание Ассамблеи на Потсдамское соглашение 1945 г., которое определило принципы общей политики Советского Союза, Соединенных Штатов и Великобритании в отношении Австрии, принципы, которые затем приняла и Франция, присоединившаяся к Потсдамским решениям, а также на соглашение четырех держав от 28 июня 1946 г. о контрольном механизме в Австрии. Оба эти соглашения были приняты в целях осуществления Декларации об Австрии от 30 октября 1943 г., принятой на Московском совещании министров иностранных дел США, Великобритании и Советского Союза, к которой также присоединилась и Франция. Как известно, в этой декларации правительства указанных держав заявили, что они «желают видеть восстановленной свободную и независимую Австрию».

В соответствии с указанными решениями держав на совещании министров иностранных дел Советского Союза, Соединенных Штатов, Великобритании и Франции в декабре 1946 г., состоявшемся в Нью-Йорке, было принято решение о подготовке проекта Государственного договора с Австрией, а позже, в июне 1949 г., были приняты важные постановления по политическим и экономическим вопросам, касающимся Австрии.

Советская делегация уже указывала, что на основе упомянутых решений держав представителями Советского Союза, США, Великобритании и Франции была проведена большая работа по подготовке проекта Государственного договора с Австрией. В результате многочисленных заседаний представителей четырех держав проект Государственного договора с Австрией был в основном согласован, за исключением нескольких статей.

Советское правительство неоднократно предлагало правительствам США, Великобритании и Франции обсудить остающиеся пока несогласованными статьи проекта договора с Австрией. При этом Советское правительство обращало внимание правительств трех держав на необходимость одновременно провести во всех зонах Австрии четырехстороннюю проверку выполнения австрийским правительством решения четырех держав о демилитаризации и денацификации Австрии. Предлагая провести такую проверку, правительство СССР исходило из того, что выполнение австрийским правительством обязательств, возложенных на него упомянутыми решениями по демилитаризации и денацификации, отвечало бы требованиям восстановления свободной, независимой и демократической Австрии и создавало бы уверенность у соседних с Австрией государств, что последняя не будет вновь использована какими-либо державами или группировками держав в агрессивных целях, подобно тому как она была использована гитлеровской Германией при подготовке второй мировой войны и в годы войны.

Советское правительство обращало также внимание правительств трех держав на то, что при рассмотрении договора с Австрией нельзя игнорировать вопрос о несоблюдении некоторых других международных соглашений, заключенных между СССР, США, Великобританией и Францией. В этой связи правительство СССР указывало на несоблюдение правительствами трех держав постановлений мирного договора с Италией в отношении Триеста, который, как известно, незаконно превращен в англо-американскую военную базу, хотя по мирному договору с Италией, равно как и по другим существующим международным соглашениям, Триест давно должен был быть превращен в «Свободную Территорию Триест», управляемую па основе специального статута. Советское правительство указывало, что при таком положении, когда в течение ряда лет не выполняются обязательства, принятые на себя державами в отношении Триеста, не может быть никакой гарантии в том, что такая же судьба не постигнет и договор с Австрией.

Как реагировали правительства США, Великобритании и Франции на неоднократные предложения Советского правительства обсудить остающиеся еще несогласованными статьи Государственного договора с Австрией и упомянутые мною предложения о четырехсторонней проверке выполнения австрийским правительством решений четырех держав о демилитаризации и денацификации Австрии и о Триесте? Правительства трех держав отказались от обсуждения несогласованных статей, равно как и вопроса о четырехсторонней проверке и о Триесте, и вместо этого предложили обсудить подготовленный ими в одностороннем порядке так называемый «сокращенный договор» для Австрии, который раньше не рассматривался на четырехсторонних совещаниях. Этим договором, предложение о котором было сделано в марте сего года, они пытались подменить Государственный договор с Австрией, который должен обеспечить выполнение упомянутых международных соглашений и который, разумеется, должен быть основан на этих соглашениях.

Предложенный тремя державами «сокращенный договор» находится в грубом противоречии с вышеназванными соглашениями. Он отнюдь не отвечает тем задачам восстановления свободной, независимой и демократической Австрии, которые были провозглашены в упомянутой декларации четырех держав и которые выражены в решениях Потсдамской конференции, равно как и в ряде других соглашений держав относительно Австрии, заключенных в развитие решений Потсдамской конференции об Австрии и упомянутой декларации.

Советское правительство в своей ноте от 14 августа с. г. обращало внимание правительств трех держав на то, что предлагаемый ими проект «сокращенного договора» противоречит достигнутым ранее соглашениям в отношении Австрии и что поэтому с таким предложением невозможно согласиться. Советское правительство обращало также внимание правительств трех держав на необходимость получить от них подтверждение готовности закончить рассмотрение Государственного договора с Австрией и запросило правительства США, Великобритании и Франции, готовы ли они снять свое предложение о так называемом «сокращенном договоре», как не отвечающее задачам восстановления действительно свободного, независимого и демократического Австрийского государства.

5 сентября сего года от правительств США, Великобритании и Франции была получена нота, свидетельствующая о том, что правительства трех держав не отказываются от занятой ими позиции и вовсе не выражают готовности продолжить работу по завершению подготовки проекта Государственного договора с Австрией. Правительства трех держав ничего не сообщили также ни в ноте от 5 сентября, ни в последующем о том, готовы ли они снять свое предложение о «сокращенном договоре».

Все это было не случайно, как показали последующие шаги этих правительств. Вскоре стало известно, что правительства США, Великобритании и Франции решили притянуть вопрос об австрийском договоре на Генеральную Ассамблею. Так появилось на свет предложение бразильского правительства о том, чтобы вопрос о договоре с Австрией был обсужден на Генеральной Ассамблее, хотя незаконность такого предложения является очевидной.

Всякий объективно мыслящий человек понимает, что обсуждение австрийского вопроса на Генеральной Ассамблее, на которое Генеральная Ассамблея не имеет никаких законных прав и полномочий, не может содействовать ускорению заключения договора с Австрией и восстановления свободного, независимого и демократического Австрийского государства. Напротив, оно способно лишь еще больше осложнить все дело подготовки такого договора. Позиция трех западных держав в австрийском вопросе не только не содействует ускорению решения этого вопроса, но, наоборот, тормозит и препятствует его решению, чего, конечно, не могут не видеть и правительства США, Великобритании и Франции. Это видно из того, что в основном уже согласованный между четырьмя державами — СССР, США, Великобританией и Францией — Государственный договор с Австрией, который Советское правительство предлагает в ближайшее время закончить рассмотрением, в настоящее время отвергается западными державами. И это несмотря на то, что из общего количества 51 статьи проекта этого договора уже согласовано 45 и осталось рассмотреть лишь несколько менее существенных статей.

Если при таких условиях правительства трех держав все же решили поставить данный вопрос на Генеральной Ассамблее, то этот шаг нельзя расценить иначе, как маневр с их стороны, направленный на то, чтобы отвлечь внимание общественности от тех актуальных и действительно острых международных проблем, которые поставлены в порядок дня некоторыми другими государствами. Этот шаг рассчитан прежде всего, очевидно, на то, чтобы постараться отвлечь внимание широких общественных кругов от внесенных Польшей предложений о сокращении вооружений, запрещении атомного оружия и других видов оружия массового уничтожения, установления международного контроля над этим запрещением, об Атлантическом пакте, предложений по вопросу о прекращении агрессивной войны, ведущейся против корейского народа, и по вопросу о заключении Пакта Мира между пятью державами.

Можно, однако, не сомневаться, что этот маневр обречен на провал, что широкие общественные круги сумеют разобраться в том, кто в действительности срывает подготовку договора с Австрией, для каких целей притянут на Генеральную Ассамблею австрийский вопрос, так же как и в том, каковы те действительно актуальные и острые вопросы, находящиеся на повестке дня Генеральной Ассамблеи, которые требуют своего неотложного решения.

В силу сказанного нами и учитывая, что Генеральная Ассамблея не имеет полномочий обсуждать вопрос об австрийском договоре, советская делегация не примет участия в рассмотрении этого вопроса и в голосовании по предложениям, которые могут быть внесены той или иной делегацией.

Исходя из этого, Советский Союз, разумеется, не будет признавать никакой законной силы за какими бы то ни было резолюциями, которые могут быть приняты Ассамблеей в результате обсуждения этого вопроса.


Категория: Государственный договор с Австрией 1940-е — 1950-е, Статьи по датам | Просмотров: 20 |