Главная » Статьи » Иран » Советско-иранские отношения

Иранский вопрос: Иностранные концессии в Иране
Добавлено 17.04.2021, 14:57

Известия, 16 марта 1946, № 65 (8981), стр. 7

Иранский вопрос

II. Иностранные концессии в Иране

Иранский вопрос: Иностранные концессии в Иране

[Продолжение. Начало см. «Известия» от 14 марта 1946 года.]

По Договору от 26 февраля 1921 года Советский Союз отказался от своих прав на рудные, нефтяные, дорожные и другие концессии в Иране, которые в прошлом были предоставлены России. Этот отказ был сделан при одном очень существенном условии: иранское правительство брало на себя обязательство не передавать эти концессии «в ведение, распоряжение или пользование никакому третьему государству или его гражданам» (статья 13 Договора 1921 года).

Такое условие было продиктовано интересами самозащиты Советского Союза. Как известно, территории бывших русских концессий расположены рядом с Баку и нефтяными районами Советской Туркмении. Поэтому они имеют первостепенное значение в системе обороны СССР. Жизненно важное стратегическое значение этих территорий стало особенно очевидным во время интервенции британских войск против Советского Азербайджана и Советского Туркменистана (1918—1920 гг.). Войска интервентов вторглись в Баку и Ашхабад из Ирана, использовав как-раз те коммуникации, которые проходили по территории бывших русских концессий. Память об этом была еще очень свежа в момент заключения Договора 1921 года.

Вполне естественно поэтому, Советское правительство, учитывая, что Иран расположен по соседству с жизненно важными центрами Советского Союза и служил плацдармом для иностранной интервенции против Кавказа и Туркменистана, настояло на том, чтобы возвращенные Ирану концессии не передавались иностранцам. Оно справедливо рассматривает это условие, как известную гарантию безопасности своих южных границ. Иранское правительство приняло на себя указанное обязательство. Вскоре, однако, выяснилось, что иранское правительство не намерено соблюдать его. Сразу же после подписания Договора 1921 года оно стало на путь предоставления бывших русских концессий иностранным нефтяным компаниям, нарушая, таким образом, Договор 1921 года и нанося ущерб интересам безопасности СССР.

Не успели еще высохнуть чернила на тексте только-что подписанного Советско-Иранского Договора, как иранское правительство в ноябре того же 1921 года внесло в меджлис законопроект о предоставлении нефтяной концессии известной американской компании «Стандард Ойл». Концессия была предоставлена сроком на 50 лет и охватывала территории северных провинций Ирана: Хоросан, Горгам, Мазандеран, Гилян и Азербайджан, т.-е. провинций, расположенных вдоль всей южной границы Советского Союза. Северная граница концессии проходила в непосредственной близости от Баку. В концессию «Стандарт Ойл» вошла территория многих прежних русских концессий. Поэтому предоставление ее являлось грубым нарушением Договора 1921 года, явно рассчитанным на то, чтобы создать угрозу Бакинскому нефтяному району и столкнуть интересы Советского Союза и Соединенных Штатов.

Лишь в результате энергичных протестов советских представителей в Тегеране иранское правительство в 1922 году аннулировало договор с фирмой «Стандард Ойл».

В декабре 1923 года иранское правительство вновь нарушило статью 13 Договора 1921 года, предоставив американской нефтяной компания «Синклер» концессию на право изыскания и добычи нефти в северных провинциях Ирана — Азербайджане, Мазандеране, Горгоне и Хоросане. Договор о концессии не был реализован только потому, что компания не смогла обеспечить получение американского займа для Ирана в десять миллионов долларов, предусмотренного условиями договора.

Указанные нефтяные концессии были получены компаниями «Стандард Ойл» и «Синклер» при активном участии американских советников в Иране — известных Шуствра и Мильспо, которые оказывали всяческое содействие этим компаниям в их деятельности в Иране.

В третий раз иранское правительство нарушило статью 13 Договора 1921 года в январе 1937 года, когда оно передало в концессию американской компании «Делавар» территорию площадью около 500 тысяч квадратных километров в восточной и северо-восточной части Ирана. Концессия включала также и территорию бывших русских концессий в Горгане. На севере новая американская концессия граничила непосредственно с нефтяным районом Советской Туркмении. Все это создавало угрозу для советского нефтяного района и опасность столкновения интересов Советского Союза и Соединенных Штатов Америки. Естественно, что Советский Союз не мог пройти мимо этого нарушения иранским правительством Договора 1921 года. В результате протеста Советского правительства договор с американской фирмой «Делавар» был аннулирован в следующем году.

В марте 1939 года иранское правительство вновь—уже в четвертый раз нарушило Договор 1921 года, предоставив нефтяную и рудную концессию голландской фирме «Альгемеене Эксплорацие Мачапай». Следует иметь в виду, что эта фирма — одна из дочерних компаний англо-голландского нефтяного концерна «Ройял Дач Шелл», глава которого — Детердинг был широко известен, как один из наиболее влиятельных вдохновителей интервенционистских планов против СССР и возглавлял самую враждебную Советскому Союзу клику английских империалистов. Договор на изыскательные работы был заключен сроком на три года, а договор на эксплоатацию месторождений— сроком на 60 лет. Общая площадь концессии составляла около 300 тысяч квадратных километров. Северный участок этой концессии находился в непосредственной близости от Баку. По условиям концессионного договора фирма имела право сооружать на территории концессии железные дороги, аэродромы, телефонные и телеграфные линии, радиостанции, дополнительные базы для горючего и т. д. Все это было похоже на замаскированную под концессию подготовку плацдарма, направленного против безопасности СССР. Не было сомнения в том, что, передавая этот район в концессию англо-голландской фирме, иранские правящие круги имели явное намерение создать угрозу для Бакинского нефтяного района и вызвать обострение отношений между Советским Союзом и Великобританией. Эта концессия была аннулирована лишь в 1944 году, т.-е. спустя пять лет после ее предоставления, и только в результате настойчивых протестов Советского правительства.

Предоставление бывших русских концессий иностранным компаниям иранские власти обычно пытались мотивировать ссылками на то, что Иран не располагает финансовыми средствами, техникой и специалистами для эксплоатации месторождений собственными силами. Однако в действительности это являлось только маневром, который был окончательно разоблачен советским предложением о концессии, сделанным полтора года тому назад.

В сентябре 1944 года Советское правительство обратилось к иранскому правительству с официальным предложением предоставить СССР нефтяную концессию в Северном Иране. Этот важный и вполне естественный со стороны Советского Союза шаг имел целью устранить одно из серьезных препятствий на пути улучшения советско-иранских отношений и создать основу для расширения экономического сотрудничества между СССР и Ираном. Такая концессия оказала бы несомненное содействие использованию естественных богатств и промышленному развитию Северного Ирана, оживлению всей хозяйственной жизни Ирана, укреплению его финансов, повышению благосостояния местного населения, созданию национальных технических кадров и предупреждению послевоенной безработицы.

Однако это предложение советской стороны, соответствующее также интересам экономического прогресса Ирана, встретило бешеное сопротивление иранской правящей верхушки. Иранское правительство не только отклонило советское предложение. Специальным законом меджлиса под страхом сурового наказания было запрещено вести какие-либо переговоры по этому вопросу. Подобные мероприятия свидетельствовали о том, насколько советское предложение расстраивало все планы и политические расчеты иранских правящих кругов и их иностранных хозяев.

Враждебное отношение иранских правящих кругов к Советскому Союзу и их попытки поставить СССР в условия дискриминации ярче всего раскрываются в свете следующих фактов. На юге Ирана действует обширная английская нефтяная концессия, предоставленная иранским правительством «Англо-Иранской нефтяной компании». Территория этой концессии составляет свыше 230 тысяч квадратных километров. Добыча нефти на предприятиях концессии в 1945 году, по данным нефтяного бюллетеня «Петролеум пресс сервис», составила 17 миллионов тонн. «Англо-Иранская нефтяная компания» имеет крупнейшие в мире нефтеперегонные и нефтеочистительные заводы и нефтепроводы. Разветвленная сеть бензоколонок охватывает всю территорию Ирана. Общее количество рабочих и служащих составляет свыше 60 тысяч человек. Компания имеет свои железные дороги, свой морской флот, свои аэродромы и авиацию и даже собственную полицию и жандармерию, численность которых все время увеличивается.

При существовании подобной концессии на юге Ирана отказ в предоставления Советскому Союзу прав на концессию в северных районах страны по существу является не чем иным, как зашитой монопольного положения английской нефтяной концессии в Иране. Те депутаты меджлиса, которые выступали за отклонение советских предложений, действовали в данном случае в качестве простых адвокатов «Англо-Иранской нефтяной компании».

Иранские государственные деятели иногда заявляют, что концессия «Англо-Иранской нефтяной компании» была предоставлена давно, еще в «доконституционный период» и что в настоящее время Иран отказывает в концессиях иностранным фирмам. Но это утверждение не выдерживает ни малейшей критики. Во-первых, новый концессионный договор с «Англо-Иранской нефтяной компанией» был подписан в 1933 году на основе и доныне существующей иранской конституции. Во-вторых, правительство и меджлис Ирана охотно предоставляли нефтяные и рудные концессии иностранным компаниям и в самый последний период, вплоть до 1944 года. На протяжении 1944 года иранское правительство вело переговоры с представителями американских и английских фирм о предоставлении им новых нефтяных и рудных концессий в Иране, причем в принципе иранское правительство соглашалось на предоставление им этих концессий.

Таким образом, иранские правящие круги не пожелали считаться с интересами Советского Союза в данном вопросе и поставили Советский Союз в положение дискриминируемой стороны.

Все эти факты свидетельствуют о том, что на протяжении двух последних десятилетий политика иранских правящих кругов в вопросе о нефтяных концессиях в Иране была проникнута враждебностью к Советскому Союзу. Больше того, эта политика была направлена на то, чтобы спровоцировать столкновение между СССР и другими великими державами. При этом иранские реакционеры не останавливались даже перед неоднократным нарушением Советско-Иранского договора.

Нельзя забывать обо всех этих фактах, имеющих серьезное значение в развитии отношений между Советским Союзом и Ираном.

Н. АЛЕКСЕЕВ.

[Продолжение см. «Известия» от 21 марта 1946 года.]

Хронология:

1921. 26 февраля. Подписан Советско-персидский договор Об установлении дружественных отношений

1933. 29 апреля. Подписано Англо-персидское соглашение Об условиях деятельности Англо-персидской нефтяной компании

1944. 10 сентября—10 октября. Советско-иранские переговоры о предоставлении СССР концессии на разведку и разработку нефти в северных районах Ирана

1944. 2 декабря. Иранским меджлисом принят закон о запрещении заключения договоров о предоставлении нефтяных концессий иностранцам

Тема:

Категория: Советско-иранские отношения: Хронология

Категория: Советско-иранские отношения: Вырезки из газет

Категория: Англо-иранские отношения: Хронология

Категория: Англо-иранские отношения: Вырезки из газет

Категория: Американо-иранские отношения: Хронология

Категория: Американо-иранские отношения: Вырезки из газет

Категория: История Ирана до начала 2-й мировой войны 1925 —1939: Документы и материалы

Категория: Иран в годы 2-й мировой войны 1939—1945: Документы и материалы

Категория: Иран: Хронология


Категория: Советско-иранские отношения, Статьи по датам | Просмотров: 14 |