Главная » Статьи » Иран » Советско-иранские отношения

Иранский вопрос: Захватнические планы иранских реакционеров
Добавлено 15.04.2021, 20:00

Известия, 14 марта 1946, № 63 (8979), стр. 3

Иранский вопрос

I. Захватнические планы иранских реакционеров

Иранский вопрос. Захватнические планы иранских реакционеров

С первых же дней своего существования Советское государство стремилось установить дружественные отношения с Ираном как со своим южным соседом. Советский Союз отказался от прежней империалистической политики царской Россия и встал на путь новой политики, основанной на равенстве и взаимном уважении. Еще в январе 1918 года Советское правительство объявило аннулированным англо-русское соглашение от 1907 года о разделе сфер влияния в Иране, а также все другие договоры и соглашения, которые в каком бы то ни было отношении ограничивали или стесняли права иранского народа на свободное и независимое существование. Определяя свою будущую политику в отношении Ирана, Советское правительство заявило, что оно будет поддерживать с Ираном только такие отношения, которые основаны на свободном соглашении и на взаимном уважении народов.

Позднее, в июне 1919 года, Советское правительство в конкретной форме указало, от каких прав, привилегий, доходов и владений в Иране отказывается Советское государство в пользу иранского народа.

В соответствии с этим 26 февраля 1921 года в Москве был подписан договор с Ираном, который и до сих пор лежит в основе советско-иранских отношений. По этому договору Советский Союз добровольно и безвозмездно передал Ирану принадлежавшие России многочисленные предприятия в Иране, а также отказался от различных рудных, нефтяных, дорожных и других концессий. Именно Ирану были переданы построенные Россией шоссейные дороги Пехлеви — Тегеран и Казани— Хамадан; железная дорога Джульфа — Тавриз с веткой от ст. Софьян до озера Урмия со всеми постройками, подвижным составом и другим имуществом: пристани, пароходы, барки на озере Урмия (Резайе) со всем относящимся к ним имуществом; порт Пехлеви с товарными складами, электрической станцией и другими постройками; телеграфная линия Мешхед — Сеистан, телеграфные линии Горганской провинции, а также все другие сооруженные Россией телеграфные и телефонные линии со всем имуществом, зданиями и инвентарем. Советский Союз передал Ирану учетно-ссудный банк со всем его движимым и недвижимым имуществом стоимостью в 61 млн. золотых рублей: отказался от возмещения займов, которые были предоставлены в свое время царским правительством Ирану и составляли в общей сумме 70 млн. рублей золотом, а также отказался от права на государственные доходы Ирана, гарантировавшие эти займы.

Советское правительство отменило несовместимую с суверенитетом Ирана консульскую юрисдикцию, согласно которой дела российских граждан в Иране не подчинялись компетенции иранских судов.

Всеми этими важными актами Советский Союз показал свою искреннюю и бескорыстную готовность содействовать политическому и экономическому развитию Ирана, как самостоятельной и независимой страны.

Заявление Советского правительства об аннулировании кабальных договоров с Ираном, об отказе от ценностей и предприятий, принадлежавших России, имело тем большее значение, что оно было сделано в период, когда Иран находился под иностранной оккупацией, так как в то время в Иране находилось значительное количество английских войск. Эти акты содействовали освобождению Ирана от иностранной зависимости и признанию Ирана в качестве равноправного и независимого государства в общей семье народов.

Советский Союз рассчитывал, что иранские правящие круги поймут и оценят этот беспримерный в истории отношений между двумя странами дружественный акт. Однако, этого не случилось. Напротив, они не только не проявили чувства признательности и не пошли по пути установления дружественных отношений с Советским Союзом, но и выступили с захватническими притязаниями на отторжение некоторых территорий Советского Союза и присоединение их к Ирану.

В марте 1919 года на Парижской мирной конференции был представлен меморандум иранского правительства с захватническими территориальными притязаниями Ирана в отношении Советского Союза.

Во главе иранского правительства стоял тогда крупный бахтиарский хан Самсам-ос-Салтане. Этот последний был известен тем, что в 1916 году заключил договор о дружбе между Англией и бахтиарами, в силу которого он фактически стал во главе зоны английских нефтепромыслов, получая проценты от доходов Англо-Иранской нефтяной компании. В бытность его премьер-министром Ирана, в 1918 году, Иран был фактически полностью оккупирован английскими войсками. Возглавляемое им правительство не предприняло никаких мер к тому, чтобы помешать передвижению английского отряда генерала Данстервиля из Багдада в Баку, а также интервенции английских войск генерала Маллесона в Ашхабад.

В меморандуме иранского правительства от 1919 года содержалось требование передать Ирану чуть ли не половину Кавказа, а именно, весь Азербайджан с городом Баку, Советскую Армению с городом Ереван, Нахичевань, Нагорный Карабах и далее часть Дагестана с городом Дербентом.

Кроме того, иранское правительство требовало передать Ирану Закаспийскую область, простирающуюся на севере до залива Комсомолец, на востоке — до реки Аму-Дарья с городами Красноводск, Ашхабад, Мерв, Хива и другие. Территория всех перечисленных областей составляет свыше 570 тысяч квадратных километров.

Таким образом, иранская правящая клика — не без подстрекательства извне — мечтала об отторжении обширных советских территорий, населенных азербайджанцами, туркменами, армянами, курдами и другими национальностями, и чуть ли не претендовала на превращение Каспийского моря во внутреннее иранское море.

С такими непомерными территориальными вожделениями выступили иранские реакционеры в 1919 году. Эти притязания выглядят, несомненно, курьезно, если вспомнить, что они были заявлены в тот период, когда иранское правительство не в состоянии было навести элементарный порядок в своем собственном доме. Но факт остается фактом, что иранские реакционеры хотели использовать временные затруднения Советского Союза для захвата значительной части его территории, в том числе нефтяных районов Баку и Советской Туркмении, лишив таким образом Советский Союз нефти.

Комментируя сумасбродные территориальные требования иранского правительства, английский генерал Сайкс писал в своей книге «Истории Персии»: «Забывая факт, что постоянная анархия и коррупция господствует в ее пределах, Персия требовала, чтобы ее границы были восстановлены до размеров античного периода, когда Аму-Дарья была восточным рубежам империи». * Другой английский историк—Темперлей писал по этому поводу: «Все эти требования были сделаны в то время, когда правительство было совершенно неспособно организовать, управлять или контролировать иранское государство даже в довоенных границах». **

Сумасбродные территориальные притязания иранской делегации не были даже рассмотрены на Парижской конференции, так как Иран не принимал участия в первой мировой войне. Однако выдвижение подобных требований нельзя считать случайностью, ибо на протяжении всей истории советско-иранских отношений некоторые иранские государственные деятели проводили политику, направленную к тому, чтобы столкнуть Советский Союз с другими великими державами и использовать такое положение для осуществления своих захватнических территориальных планов в отношении СССР. Нельзя считать случайностью то обстоятельствот что тот самый Хакими, который входил в 1919 году в состав правительства Самсам-ос-Салтане и являлся одним из вдохновителей захватнических планов в отношении Советского Кавказа и Баку и в отношении Советского Закаспия, что этот самый Хакими возглавлял иранское правительство и в 1945 году вплоть до февраля 1946 года и отравлял атмосферу советско-иранских отношений в последнее время.

Не случайным также является тот факт, что в политической жизни Ирана стал играть видную роль известный иностранный агент Сеид Зия-эд-Дин СЕИД ЗИЯ ЭД-ДИН
Табатабаи
(1888 — 1969)
иранский политический и государственный деятель, организатор гос. переворота 1921. Премьер-министр Ирана 21 февраля — 4 июня 1921. (См.: Биографию)
, деятельность которого всецело направлена к тому, чтобы подрывать совстско-иранские отношения и провоцировать трения между Советским Союзом и Англией.

Некоторые из вдохновителей захватнических планов, изложенных в меморандуме иранского правительства на Парижской мирной конференции в 1919 году, и до сих пор оказывают немалое влияние на направление иранской внешней политики, как это мы видим на примере г-на Хакими. Конечно, эти иранские деятели не настолько лишены рассудка, чтобы не понимать, что своими силами они не в состоянии осуществить такие территориальные притязания к Советскому Союзу. Ввиду этого свою политику они строят на том, чтобы столкнуть Советский Союз с другими великими странами, рассчитывая таким образом добиться осуществления своих территориальных притязаний. Нападение Германии на Советский Союз в 1941 году они приняли за наступление благоприятного момента для осуществления стародавних захватнических планов. Иранские правящие круги начали заигрывать с фашистской Германией. Иранские шовинисты выступали с прямыми призывами к захвату Советского Азербайджана с городом Баку, а также других советских территорий и городов. В августе 1941 года, когда немецкие армии продвигались по территории Советского Союза, в Тегеране и других иранских городах распространялись в массовых количествах листовки, в которых пропагандировались эти захватнические замыслы.

Все это требует со стороны Советского Союза бдительности в отношении иранских правящих кругов и их внешнеполитических планов.

В следующей статье мы остановимся на фактах, относящихся к вопросу о нефтяных концессиях в Иране, что также ярко характеризует внешнюю политику правящих кругов Ирана и их отношение к Советскому Союзу.

Н. АЛЕКСЕЕВ.

[Продолжение см. «Известия» от 16 марта 1946 года.]

* Sykes, Percy. A History of Persia, том II, стр. 519.

** Temperiey N. W. V. A History of the Peace Conference m Paris, том VI, стр. 211.


Категория: Советско-иранские отношения, Статьи по датам | Просмотров: 21 |