Главная » Статьи » Иран » Советско-иранские переговоры о выводе советских войск из Ирана 19 февраля — 4 апреля 1946

Экспансионистская политика США в Иране
Добавлено 10.04.2021, 19:38

Правда, 9 октября 1947, № 267 (10658), стр. 4

Экспансионистская политика США в Иране

За последнее время иранская общественность отмечает возрастающую активность различных американских представителей в Иране, направленную на превращение Ирана в орудие своей политики. Тегеранская газета «Мардом» в своей передовой статье от 5 сентября по этому поводу пишет, что «американский империализм внедряется все глубже во внутреннюю иранскую структуру и во внешнюю политику и старается постепенно превратить Иран в свою подлинную марионетку».

Разумеется, американские представители в Иране пытаются представить свою деятельность, как «заботу» о независимости Ирана и как «бескорыстную» помощь иранскому народу. В действительности же в основе американской деятельности в Иране лежат экспансионистские планы империалистических кругов США.

Еще в марте этого года американский журнал «Ньюс уик» сообщал, что объединенный комитет представителей государственного департамента, военного и морского министерств заканчивает стратегическое изучение Ирана и что, как ожидают, Иран также обратится к США с просьбой о помощи. Последующие события показывают, что «стратегическое изучение Ирана» привело, как видно, к заключению о выгодности для американских империалистических кругов прибрать Иран к своим рукам под видом оказания ему различной «помощи». С другой стороны, некоторые влиятельные круги в Иране, стремясь продолжать старую, реза-шаховскую РЕЗА-ШАХ
ПЕХЛЕВИ
(1878 — 1944)
шах Ирана 15 декабря 1925 — 16 сентября 1941, основатель династии Пехлеви. (См.: Биографию)
политику в отношении СССР, охотно пошли навстречу американским кругам, занимающимся «стратегическим изучением Ирана». В результате Иран оказался в сфере деятельности «заботливых» американских дядюшек.

В настоящее время Иран наводнен различными американскими «советниками», «специалистами» и «инструкторами», несмотря на то, что иранская общественность не забыла еще деятельности советника по финансово-экономическим вопросам Мильспо, на примере которой иранцы имели возможность убедиться, чего стоят Ирану некоторые американские «советники». Как широко отмечалось в свое время в иранской прессе, Мильспо за два года своей «деятельности» в Иране (1942—44 г.г.) полностью запутал финансово-хозяйственную жизнь страны и привел ее экономику в хаотическое состояние. Газета «Дад» 16 февраля 1945 года писала, что Мильспо, действуя, очевидно, по заранее разработанному плану, умышленно старался расстроить экономику страны для того, чтобы заставить ослабленный Иран обратиться к американским банкирам за получением займа. Наряду с этим Мильспо добивался также передачи американской фирме «Синклер» концессии на иранскую нефть. Но деятельность Мильспо не ограничивалась только различными махинациями в экономической области. Газета «Неджате Иран» 14 сентября 1944 г. писала: «Мильспо вмешивается и в политические дела Ирана. Занимаясь интригами через Сеид-Зия СЕИД ЗИЯ ЭД-ДИН
Табатабаи
(1888 — 1969)
иранский политический и государственный деятель, организатор гос. переворота 1921. Премьер-министр Ирана 21 февраля — 4 июня 1921. (См.: Биографию)
и его агентов, он оказывает прямое влияние на внешнюю политику Ирана». Широкие круги иранского населения были возмущены подрывной работой Мильспо, и после долгой и упорной борьбы прогрессивная общественность Ирана добилась, наконец, удаления из страны этого американского «советника».

После возвращения в США Мильспо написал книгу «Американцы в Персии». В этом пасквиле на иранский народ он заявляет: «Иран собственными силами не способен управлять своими делами, он нуждается в опеке и руководстве со стороны иностранцев, среди которых руководящую роль, несомненно, должны играть американцы».

Однако иранские круги, поддерживающие американское проникновение в Иран, оказались не обидчивыми, и многочисленная группа новых американских советников продолжает сейчас осуществлять в Иране миссию Мильспо. Причем на этот раз в сфере деятельности новых мильспо оказались также иранская армия и жандармерия. Так, фактическим руководителем иранской жандармерии в настоящее время является американский советник генерал Шварцкопф. Этот генерал со своим штабом работает с исключительной энергией над тем, чтобы превратить иранскую жандармерию в некую вторую армию в Иране под американским командованием. Имея в виду прежде всего интересы американских империалистических кругов в Иране, Шварцкопф соответственно подбирает и воспитывает кадры иранской жандармерии. 5 сентября с. г. газета «Мардом» сообщала, например, следующее: «Согласно имеющейся информации, генерал Шварцкопф пригласил на-днях к себе восемнадцать жандармских офицеров, которые должны отправиться в США для пополнения своих знаний, и, между прочим, разъяснил им и заставил поклясться в том, что они должны обязательно оставаться верными интересам Америки в случае войны или каких-либо событий». Отмечая эту специфическую деятельность Шварцкопфа, другая тегеранская газета, «Джехане Кошеш» 23 сентября писала, что правительство, назначающее во главе такого важного управления, как жандармерия, иностранца Шварцкопфа, не может претендовать на независимость.

Американцы стараются придать определенный характер и иранской армии. Над этим работает американская военная миссия во главе с генералом Гроу. Вот уже в течение двух лет генерал Гроу занимается реорганизацией иранской армии, причем, как сообщают иранские газеты, проводится определенный план перевооружения армии американский оружием и боевой подготовки армии в соответствии с американскими уставами. В этих целях, по сообщению газеты «Марде Эмруз» от 5 сентября, американское правительство приняло специальное решение предоставить Ирану и Турции однотипное вооружение. При этом, также как и для турецкой армии, вооружение для иранской армии предоставляется в порядке «помощи», в кредит (на 25— 30 млн. ам. долларов). Вместе с поступающим американским вооружением усилился приток в иранскую армию и различных американских инструкторов, которые все более и более подчиняют армию своему руководству. Так иранская армия, подобно жандармерии, все более и более теряет свой национальный характер, и в кругах иранской прогрессивной общественности иронически говорят о том, что иранская армия скоро будет, очевидно, переодета в американскую форму.

Американские советники заботятся об оказании Ирану и экономической «помощи». В этих целях они приняли руководящее участие в составлении семилетнего плана развития народного хозяйства Ирана, который был опубликован в марте 1947 года. Обсуждая этот план, иранская общественность обращает особое внимание на следующие два момента: 1) план предусматривает огромные затраты на строительство целого ряда военно-стратегических объектов и в том числе ряда портов в Персидском заливе и 2) намеченное планом строительство значительно превосходит финансовые возможности Ирана и делает необходимым привлечение иностранного капитала путем займа или в других формах. Но в этих «двух моментах», как видно, и были особенно заинтересованы американские составители иранского семилетнего плана.

В соответствии с семилетним планом иранское правительство, как известно, давно уже ведет переговоры с американским правительством об оказании Ирану финансовой помощи путем предоставления кредита в сумме 250 млн. ам. долларов за счет «Международного банка реконструкции». Однако получить этот заем, разумеется, можно только на определенных условиях. Как сообщал об этом в июне этого года дипломатический обозреватель агентства Рейтер, Вашингтон может пойти на оказание финансовой помощи иранскому правительству, но, во-первых, только после того, как иранский семилетний план получит благоприятную оценку в Вашингтоне, и, во-вторых, при условии «подходящего политического фона» во внутреннем положении Ирана. По сообщению тегеранской газеты «Арас», американские условия предоставления займа Ирану сводятся к следующему: 1) иранское правительство должно покончить с демократическими организациями в стране, 2) большинство в новом меджлисе должно состоять из людей, пользующихся доверием США, 3) расходование займа должно производиться по согласованию с миссией, которая будет послана в Иран американским правительством. Таким образом, условия займа должны поставить Иран в прямую колониальную зависимость от США. Понято поэтому, что эти условия вызвали возмущение даже целого ряда правых иранских газет. Так, газета «Марде Эмруз» указывала в связи с этим на агрессивную политику США в отношении малых стран, газета «Кешвар» писала, что нельзя убедить иранский народ в полезности данного займа, газета «Иране Ноу» подчеркивала, что вопрос о навязываемом американском займе является для Ирана не только важным, но и роковым, что получение этого займа равносильно потере независимости Ирана и т. д.

Но политика американских кругов, направленная на экономическое и политическое закабаление Ирана, не может, понятно, иметь успеха, пока Иран сохраняет дружественные отношения и не отказывается от экономического сотрудничества с Советским Союзом. И американские представители в Иране прилагают поэтому все свои усилия к тому, чтобы сорвать развитие дружественных советско-иранских отношений. При этом они особенно добиваются, чтобы иранское правительство и иранский меджлис отказались от заключенного с советским правительством соглашения об образовании Смешанного советско-иранского нефтяного общества. Американцы добиваются срыва этого соглашения, во-первых, потому, что образование Смешанного советско-иранского нефтяного общества укрепило бы дружественные советско-иранские отношения и явилось бы источником значительного увеличения государственных доходов Ирана, которое могло бы избавить иранское правительство от необходимости прибегать к кабальным американским займам. Но американцы добиваются срыва советско-иранского нефтяного соглашения также и потому, что они рассчитывают стать фактическими хозяевами того «иранского» акционерного общества по добыче нефти, которое предлагают создать некоторые инспирированные ими иранские круги вместо советско-иранского нефтяного общества. Имея в виду эти домогательства американских представителей в Иране против советско-иранского нефтяного соглашения, тегеранская газета «Седае Мардом» 24—25 сентября писала: «Вмешательство американских дипломатов в Иране в дела нашей страны превзошло пределы нормальных взаимоотношений между двумя типами». Факт американских домогательств против советско-иранского соглашения вынужден был признать даже начальник отдела пропаганды и информации иранского правительства Ходжа Нури. В своем выступлении по радио 28 сентября он заявил, что реализация советско-иранского нефтяного соглашения встречает затруднения, так как «иранцы... не хотят вызвать недовольство у одной из наиболее могущественных стран мира — Америки».

Таковы основные факты экспансионистской политики американских кругов в Иране, о которых умалчивают некоторые иранские газеты и вопреки которым они стараются рекламировать США как «гаранта независимости Ирана». Но факты—упрямая вещь, и, как правильно на-днях писала тегеранская газета «Иране-ма», «Иран фактически находится уже в рядах таких стран, как Турция и Греция», а независимость Турции и Греции, как известно, находится в жилетном кармане г. Маршалла
Джордж Кэтлетт
МАРШАЛЛ
(1880 — 1959)
Госсекретарь США 21 января 1947 — 20 января 1949, генерал армии
(См.: Биографию)
.

Иран мог бы еще сохранить свою экономическую и политическую независимость. Но для этого иранским правящим кругам необходимо отказаться от той политики вражды и дискриминации в отношении Советского Союза, которая толкала и толкает Иран в лапы то одних, то других империалистов.

А. НИКОЛАЕВ.


Хронология:

1943. Январь — 28 февраля 1945. Вторая американская финансовая миссия А. Ч. Мильспо в Иране

1946. 19 февраля — 4 апреля. Советско-иранские переговоры о создании Ирано-Советского Нефтяного Общества

1946. 16 марта. Заявление правительства США об оказании «помощи» Ирану и Турции

1946. 4 апреля. Оформлено Советско-иранское соглашение О создании Советско-иранского нефтяного общества

1947. 20 июня. Правительство США предоставило иранскому правительству кредит в сумме 25 млн. долларов на покупку оружия и военного снаряжения

1947. 6 октября. Подписано Американо-иранское соглашение Об американской военной миссии в Иране

1947. 22 октября. Иранский меджлис принял решение об аннулировании советско-иранского нефтяного соглашения от 4 апреля 1946

Тема:

Категория: Американо-иранские отношения: Хронология

Категория: Американо-иранские отношения: Вырезки из газет

Категория: Советско-иранские переговоры о создании Ирано-Советского Нефтяного Общества 19 февраля — 4 апреля 1946: Вырезки из газет

Категория: Советско-иранские отношения: Хронология

Категория: Советско-иранские отношения: Вырезки из газет

Категория: Иран: Хронология

Категория: Иран после 2-й мировой войны до Исламской революции 1945—1978: Документы и материалы


Категория: Советско-иранские переговоры о выводе советских войск из Ирана 19 февраля — 4 апреля 1946, Американо-иранские отношения, Советско-иранские отношения, Внутренняя политика Ирана, Статьи по датам | Просмотров: 37 |