Главная » Статьи » Иран » Советско-иранские переговоры о выводе советских войск из Ирана 19 февраля — 4 апреля 1946

Успешное завершение советско-иранских переговоров
Добавлено 03.04.2021, 22:29

Правда, 8 апреля 1946, № 84 (10166), стр. 1

Успешное завершение советско-иранских переговоров

Опубликованное 6 апреля коммюнике о Советско-иранских переговорах знаменует собой серьезный сдвиг в отношениях между Советским Союзом и Ираном. В результате переговоров между Советским и Иранским Правительствами, начатых в Москве и продолженных в Тегеране после прибытия советского посла, 4 апреля достигнута полная договоренность по ряду важных вопросов. Самым важным в соглашении между Советским и Иранским Правительствами является достигнутая договоренность о создании смешанного советско-иранского общества по разведке и эксплоатации нефтяных месторождений в Северном Иране. Договор об учреждении этого общества и его условия будут представлены на утверждение меджлиса 15-го созыва до истечения семимесячного срока, считая с 24 марта с. г. По достигнутой договоренности в течение первых 25 лет 49 процентов акций этого общества будут принадлежать иранской стороне и 51 процент — советской; в течение последующих 25 лет обе стороны будут иметь по 50 процентов акций. Иранское Правительство обязуется территорию, расположенную западнее линии, обозначенной на карте, приложенной к письму иранского премьер-министра, не сдавать в концессию иностранным компаниям или иранским обществам с участием иностранцев или с использованием иностранного капитала.

Далее в целях урегулирования положения, создавшегося в Иранском Азербайджане, Иранским Правительством намечен ряд мероприятий, направленных к осуществлению насущно назревших реформ в соответствии с существующими законами и в духе благожелательного отношения к населению Иранского Азербайджана.

Следует надеяться, что такие положительные результаты советско-иранских переговоров послужат новой вехой в развитии добрососедских и дружественных отношений между обеими странами. В течение длительного времени стремление Советского Союза наладить добрососедские отношения и прочное сотрудничество с Ираном наталкивалось на систематическое сопротивление со стороны реакционных правящих кругов Ирана, менее всего руководившихся при этом интересами собственной страны. Решительно порвав с прежней империалистической политикой царской России, Советский Союз с самого начала своего существования повел по отношению к Ирану, как и к другим соседним малым странам, политику, основанную на взаимном уважении и признании суверенного равенства между странами. Советское Правительство добровольно и безвозмездно отказалось от всех ранее существовавших договоров и соглашений, которые давали нашей стране ряд прав, привилегий, доходов и владений в Иране. По договору, подписанному в Москве 26 февраля 1921 года и до сих пор лежащему в основе советско-иранских отношений, Советский Союз добровольно передал Ирану многочисленные предприятия, концессии, железные дороги, шоссейные дороги, телеграфные линии, порты, товарные склады и др. и отказался в пользу Ирана от возмещения займов, предоставленных в свое время Ирану царским правительством, положив конец всем кабальным и неравноправным отношениям, навязанным в прошлом царским российским правительством Иранскому народу. Можно ли привести другой подобный пример из истории отношений между странами, в особенности из истории отношений между великими и малыми государствами?

Таким образом, Советский Союз дал веские доказательства своего желания видеть Иран независимым, процветающим и сильным государством. Однако иранские правящие круги ответили на этот действительно беспримерный акт Советского государства тем, что в том же году предоставили нефтяную концессию иностранному обществу «Стандард Ойл» в Северном Иране у самых границ Советского Союза, недалеко от Баку. Это было прямым вызовом, брошенным иранскими реакционерами молодой Советской Республике. Но на этом дело не кончилось. После ликвидации по требованию Советского Правительства концессионного договора 1921 г. иранские правящие круги в нарушение договора в 1937 году вновь предоставили концессию у границ СССР американской фирме, а спустя два года после аннулирования этой концессии сдали в концессию нефтяные участки в районе южнее Баку англо-голландской компании. Эта последняя концессия опять-таки по требованию СССР была ликвидирована лишь в 1944 г. Такие действия тогдашнего Иранского Правительства, грубо нарушавшего советско-иранский договор 1921 г. в пользу иностранных нефтяных компаний и упорно отказывавшего в предоставлении концессий Советскому Союзу, говорят с достаточной ясностью о враждебности политики этих кругов в отношении СССР.

Если еще после первой мировой войны антисоветски настроенные политики Ирана носились с захватническими планами по адресу Советского Союза, то во время второй мировой войны реакционные тегеранские правители попытались превратить свою страну в плацдарм Гитлера для нанесения удара по жизненным центрам нашей страны с юга. Эти коварные планы гитлеровцев и их иранской агентуры были сорваны лишь путем введения советских войск на территорию Ирана.

На протяжении истекшей четверти века иранские правящие круги неоднократно вели злонамеренную и опасную игру, пытаясь вызвать столкновения интересов между Советским Союзом, с одной стороны, Англией и Америкой, с другой стороны, путем предоставления, как об этом было сказало выше, английским и американским нефтяным компаниям концессий на нефтяные участки в Северном Иране, в ряде случаев у самой советско-иранской границы, в непосредственной близости от основной нефтяной базы нашей страны— Баку. В то же время правящие круги Ирана, выполняя волю своих иностранных хозяев, отклонили осенью 1944 года советские предложения о нефтяных концессиях, имевшие целью создать солидную экономическую базу для развития и укрепления дружественных отношений между обеими странами.

В свете этих фактов недавнего прошлого особенно ясно положительное значение достигнутых в настоящее время между СССР и Ираном соглашений. Не подлежит сомнению, что эти соглашения, кладущие начало новому этапу в отношениях между Советским Союзом и Ираном, полностью соответствуют интересам обеих стран.

Результаты советско-иранских переговоров будут восприняты с удовлетворением не только общественностью обеих стран, но и всеми друзьями укрепления и развития международного сотрудничества во всем мире. Урегулирование советско-иранских отношений имеет тем большее значение, что за последнее время делалось немало попыток искусственно раздуть так называемый иранский вопрос. Цель этих попыток состояла главным образом в том, чтобы елико возможно затруднить положительное разрешение вопросов, по которым велись переговоры между Советским Союзом и Ираном.

Как известно, на лондонской сессии Организации Объединенных наций требования поставить «иранский вопрос » на рассмотрение Совета Безопасности бесславно провалились. Советская делегация вскрыла неосновательность и беспочвенность подобных предложений, ясно и убедительно показав, что советско-иранские проблемы могут быть успешно разрешены путем непосредственных переговоров между обеими заинтересованными странами. Однако после лондонских заседаний попытка добиться вмешательства Совета Безопасности в советско-иранские дела стали предприниматься с новой энергией и настойчивостью. В качестве повода было использовано пребывание советских войск в Иране. Эти войска, кстати сказать, были введены туда еще 25 августа 1941 г., на основании ст. 6 Договора 1921 г., предоставляющего Советскому Союзу право вводить в целях обороны свои войска на территорию Ирана, в случае возникновения опасности превращения Ирана в базу для военных выступлений против Советского Союза. Действительная причина некоторой задержки советских войск в Иране была вполне понятна. Кто может отрицать, что у Советского Правительства были веские основания для недоверия к истинным намерениям реакционных правящих кругов Ирана в то время, когда во главе тегеранского правительства стоял Хакими, входивший в 1919 г. в состав кабинета, вынашивавшего захватнические планы в отношении Советского Кавказа и Баку и в отношении Советского Закаспия. Достаточно напомнить, что этот Хакими возглавлял Иранское Правительство вплоть до февраля 1946 г., делая все возможное, чтобы отравить атмосферу советско-иранских отношений.

После того, как Советский Союз убедился в том, что новое иранское Правительство, возглавляемое г-ном Кавамом Ахмад
КАВАМ АС-САЛТАНЕ
(1876 — 1955)
Премьер-министр Ирана 28 января 1946 — 18 декабря 1947. (См.: Биографию)
, обнаруживает желание установить добрососедские отношения между обеими странами, возникла возможность положительного разрешения вопроса об эвакуации советских войск из Ирана. Тем меньше было оснований для постановки так называемого «иранского вопроса» в Совете Безопасности, начавшем свою работу 25 марта в Нью-Йорке.

Еще 24 марта было объявлено, что по договоренности с Иранским Правительством эвакуация оставшихся в стране советских войск началась и что она может быть закончена в течение 5—6 недель. Как можно видеть из опубликованного сегодня заявления представителя СССР в Совете Безопасности т. Громыко Андрей Андреевич
ГРОМЫКО
(1909 — 1989)
Постоянный представитель СССР при ООН и в Совете Безопасности ООН 25 марта 1946— май 1948
(См.: Биографию)
, сделанного 26 марта, Советское Правительство указывало на неправильность постановки иранского вопроса на рассмотрение Совета Безопасности и настаивало на снятии этого вопроса с обсуждения. Совет Безопасности не согласился с этим предложением. Последующие события, однако, доказали всю правоту предложения Советского Правительства, с одной стороны, и неправильность и незаконность действий Совета Безопасности, с другой.

Постановка этого вопроса противоречит с Уставом Организации Объединенных наций, в частности со статьей 34 гласящей, что задачей Совета Безопасности является рассмотрение споров, могущих угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Но разве не ясно, что в отношениях между Советским Союзом и Ираном, по поводу которых происходили переговоры между обеими странами, не было и не могло быть ничего, что угрожало бы международному миру и безопасности.

Поэтому у Совета Безопасности не было и нет никакого основания для того, чтобы иранский вопрос был подвергнут обсуждению Совета.

Также беспочвенным и стоящим в прямом противоречии с Уставом Организации Объединенных наций явилось и постановление Совета Безопасности от 4 апреля, когда Совет Безопасности решил продолжить обсуждение иранского вопроса 6 мая.

Положительные результаты, достигнутые в итоге советско-иранских переговоров, несмотря на все попытки посторонних сил затруднить достижение соглашения между обеими странами, служат поучительным уроком. Еще раз наглядно продемонстрирована непреклонная воля Советского Союза к достижению взаимопонимания с другими странами, к установлению добрососедских, дружественных отношений с другими государствами, к укреплению международного сотрудничества на пользу дела общего мира и безопасности.


Хронология:

1944. 10 сентября—10 октября. Советско-иранские переговоры о предоставлении СССР концессии на разведку и разработку нефти в северных районах Ирана

1946. 19 февраля — 6 марта. Пребывание в СССР Премьер-Министра Ирана Кавама-эс-Салтане

1946. 19 февраля — 4 апреля. Советско-иранские переговоры о выводе советских войск из Ирана и о создании Ирано-Советского Нефтяного Общества

1946. 4 апреля. Оформлено Советско-иранское соглашение О создании Советско-иранского нефтяного общества

Тема:

Категория: Советско-иранские переговоры о выводе советских войск из Ирана 19 февраля — 4 апреля 1946: Вырезки из газет

Категория: Советско-иранские отношения: Хронология

Категория: Советско-иранские отношения: Вырезки из газет

Категория: Иран: Хронология

Категория: Иран после 2-й мировой войны до Исламской революции 1945—1978: Документы и материалы


Категория: Советско-иранские переговоры о выводе советских войск из Ирана 19 февраля — 4 апреля 1946, Советско-иранские отношения, Статьи по датам | Просмотров: 17 |