Главная » Статьи » Международные совещания и конференции » Конференция по «плану Маршалла» в Париже 12—13 июля 1947

Об англо-французских прожектах «экономической программы для Европы»
Добавлено 27.12.2020, 15:15

Правда, 12 июля 1947, № 178 (10569), стр. 4

Об англо-французских прожектах «экономической программы для Европы»

Еще не успела высохнуть краска на страницах газет, в которых была опубликована гарвардская речь Маршалла
Джордж Кэтлетт
МАРШАЛЛ
(1880 — 1959)
Госсекретарь США 21 января 1947 — 20 января 1949, генерал армии
(См.: Биографию)
, как с берегов Темзы и Сены раздались проповеди на тему о спасательной роли всеевропейского экономического планирования, о так называемой «экономической программе для Европы» и о том, что правительства Англии и Франции готовы немедленно же принять на себя и осуществить эту миссию.

Люди, мало искушенные в политике, могли на этом основании притти к выводу, будто правящие английские и французские круги радикально пересмотрели свои воззрения на роль планирования и руководства экономикой вообще и стали вдруг добиваться осуществления плановых принципов не только применительно к национальной экономике своих стран, но и к экономике всего европейского континента.

Однако подобные умозаключения были лишены всякого основания. Об этом с предельной ясностью говорит раньше всего состояние английской и французской экономики.

В самом деле, известно, что ни Великобритания, ни Франция не сумели осуществить хотя бы в самом минимальном объеме задачу планирования экономики в пределах своих собственных стран. Английское хозяйство подчинено самотеку. Оно переживает хронический и все углубляющийся кризис, охватывающий как область производства, так и внешнюю торговлю. Только несколько месяцев тому назад почти вся английская промышленность и транспорт находились в полупараличе. Армия безработных выросла тогда до 3 млн. человек.

«Мы сейчас находимся в таком критическом положении, в каком мы не были в течение сотен лет в истории нашей страны», — заявил 8 июля в английской палате общин член парламента Экклес.

Однако, несмотря на столь плачевное состояние английской экономики, лейбористское правительство до настоящего дня не имеет никакой экономической программы.

Вместо экономической программы укрепления хозяйства своей страны лейбористское правительство все свои взоры и надежды обращает на всеспасающие... американские кредиты.

Между тем эта подмена государственной программы развития экономики ориентацией на помощь из-за океана вызывает решительные протесты достаточно широких слоев английской общественности. «Мы отказались, — писала 9 июля газета «Дейли экспресс», — от права покупать в своей империи. Мы отмахнулись от района стерлингового блока. Мы растратили долларовые запасы...».

Может быть, в отличие от Англии Франция имеет какую-либо программу развития своей послевоенной экономики? Близорукие или заведомо недобросовестные люди ссылаются при ответе на этот вопрос на так называемый «план Моннэ». Однако нет ничего более далекого от реальной действительности, чем заявление, будто «план Моннэ» является планом вообще, а тем паче государственным планом развития послевоенной французской экономки.

В самом деле, в документе, известном под названием «план Моннэ», дается перечисление некоторых цифровых показателей, к достижению которых, по мнению автора, должны стремиться решающие отрасли французской экономики. В этом «плане» также указывается, что это потребует вложений во французскую промышленность 2.450 миллиардов франков. Однако «план Моннэ» стыдливо умалчивает о сталь «несущественном» факторе, как финансово-экономическое обеспечение выдвигаемых им масштабов подъема промышленности.

Но как же в таком случае авторы этого с позволения сказать «плана» и их инспираторы сводят концы с концами? Послушаем самого Моннэ, кстати сказать, известного во Франции промышленника по производству коньяка. В 1946 году он сопровождал лидера правых социалистов Леона Блюма
Андре Леон
БЛЮМ
(1872 — 1950)
французский политик-правый социалист, Председатель Временного правительства Французской республики 16 декабря 1946 — 22 января 1947
(См.: Биографию)
, выезжавшего в Вашингтон для переговоров по финансово-экономическим вопросам. В интервью, данном во время своего пребывания в Вашингтоне, Моннэ сделал следующее заявление корреспонденту агентства Франс Пресс: «В течение предстоящего четырехлетнего периода нам нужно будет импортировать больше, чем экспортировать. Следовательно, нам нужно будет получить дополнительные ресурсы, чтобы оплачивать наш импорт до того дня, когда преобразованное производство позволит нам оплачивать весь необходимый импорт».

Не ясно ли после этого, что и «план Моннэ» уповает только на американские доллары, что он лишен какого-либо финансово-экономического обоснования с точки зрения внутренних условий и возможностей Франции. Таким образом, это отнюдь не план, а всего лишь вольный полет фантазии его авторов.

Совершенно противоположную картину мы наблюдаем в государствах Восточной и Средней Европы, правительства которых, опираясь на крупные демократические преобразования, сумели организовать в своих странах планирование дела восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства.

В Югославии, где осуществлена национализация свыше 90 проц. промышленности, уже к концу 1946 года восстановлено 92 проц. железнодорожной сети, превзойдена довоенная добыча угля, а продукция металлургической промышленности составила 70 проц. довоенного уровня. Успешно проводятся в жизнь пятилетний план развитая народного хозяйства Югославии, наметивший строительство значительного числа электростанций, заводов, фабрик, шахт, рудников, большой рост всего промышленного производства.

В Польше по трехлетнему плану развития народного хояйства индекс средств производства на каждого жителя достигнет 250, если принять индекс 1938 года за 100.

Промышленность Чехословакии завершает процесс послевоенного восстановления. Добыча каменного угля достигла в 1946 году 87 проц., а бурого угля — 113 проц. по сравнению с 1937 г.

Двухлетний план чехословацкого правительства ставит перед собой большую, но вполне реальную задачу достижения к концу 1948 года 110 процентов уровня 1937 года. Выполнение плана проходит успешно.

Двухлетний план развития народного хозяйства принят Великим народным собранием Болгарии. Серьезные шаги в сторону планирования народного хозяйства сделало за последнее время и правительство демократической Румынии.

Таким образом, страны Восточной и Средней Европы шагнули далеко вперед в деле планового руководства своим хозяйством по сравнению с такими государствами Западной Европы, как Великобритания и Франция.

Как же могут Великобритания и Франция брать на себя задачу поучать страны Восточной Европы насчет экономической программы для всей Европы, когда они стоят в этом деле позади восточноевропейских стран! Разве не ясно, что они берутся за непосильное для них дело?

Нет сомнения, что для скорейшего и успешного выполнения планов развития промышленности и сельского хозяйства Польши, Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Венгрии и др. стран требуются иностранные кредиты.

Правительства этих стран неоднократно выражали желание получить необходимые кредиты на справедливых условиях.

Однако, когда дело идет о получении американских кредитов, то вполне, естественно, что восточноевропейские страны предпочитают иметь дело непосредственно с кредиторами, а не с посредниками, какими в данном случае стремятся быть английское и Французское правительства. Между тем смысл англо-французской затеи с созывом Парижской конференции состоит как раз в том, чтобы взять в своя руки контроль над получением и распределением возможных американских кредитов, условия и размеры которых, кстати сказать, держатся в секрете.

Претензии правящих английских и французских кругов на руководство разработкой или даже претензии на самостоятельную разработку для Европы экономической программы лишены всяких оснований: их амбиции явно не соответствуют их амуниции. Состояние национальной экономики в Англии и Франции не из образцовых. То, как они сами используют американские кредиты, не дает им никакого права поучать этому делу других.

Организаторы Парижской конференции садятся явно не в свои сани. Европейские страны обойдутся без их маклерских услуг.

Этим и объясняется, что на открывающемся сегодня в Париже совещании отсутствуют представители ряда европейских государств.

М. МАРИНИН.
Б. ЛЕОНТЬЕВ.


Категория: Американо-французские отношения, Франция после Второй мировой войны, Чехословакия после Второй мировой войны, Югославия после Второй мировой войны, Польша после Второй мировой войны, «План Маршалла» 1947, США после Второй мировой войны, Конференция по «плану Маршалла» в Париже 12—13 июля 1947, Румыния после Второй мировой войны, Англо-американские отношения, Болгария после Второй мировой войны, Статьи по датам, Великобритания после Второй мировой войны | Просмотров: 27 |