Главная » Статьи » Международные совещания и конференции » Совещание Министров Иностранных Дел СССР, Англии и Франции в Париже о плане Маршалла, июнь 1947

Совещание министров иностранных дел СССР, Франции и Англии
Добавлено 30.11.2020, 21:37

Правда, 29 июня 1947, № 165 (10556), стр. 4

К совещанию министров иностранных дел СССР, Франции и Англии

ПАРИЖ, 28 июня. (Спец. корр. ТАСС). Сегодня состоялась вторая встреча министров иностранных дел СССР, Франции и Англии. Заседание продолжалось 1 час 30 минут и окончилось в 21 час 45 минут по московскому времени.

Изложение позиции советского правительства

ПАРИЖ, 28 июня. (ТАСС). Сегодня в газетах «Об» и «Монд» подробно изложена позиция французского правительства на совещании трех министров. Известно также, что в данном случае точка зрения британского правительства в общем совпадает с французскими взглядами.

Нам предоставлена возможность дать также изложение точки зрения советского правительства на этом совещании. Вот в чем заключается советская позиция:

Как известно, Парижское совещание созвано в связи с выступлением Государственного секретаря США г-на Маршалла 5-го июня в Гарвардском университете.

В этом выступлении г-н Маршалл высказал свои опасения относительно экономического положения в странах Европы, которое создалось после окончания второй мировой войны. Он указал на тяжелые последствия войны, вызвавшей огромные потери в людях, разрушения городов, заводов, шахт и железных дорог, и на имеющиеся послевоенные затруднения в экономике европейских стран. Он отметил, что теперь не производится достаточного количества товаров, имеется нехватка в продовольствии, сырье и топливе, далеко зашла изношенность машинного оборудования, особенно за годы войны. Указав, что потребность некоторых европейских стран в продовольствии и других необходимых продуктах, получаемых теперь главным образом из Америки, намного превышает их нынешнюю платежеспособность, он сказал, что «Соединенные Штаты Америки должны сделать все, что в их силах, чтобы содействовать возвращению нормальных экономических условий в мире».

Перейдя к вопросу о возможности оказания американской экономической помощи европейским странам, г-н Маршалл говорил, что страны Европы сами должны установить свои потребности и притти к какому-то соглашению между собой, взяв на себя инициативу в этом деле. При этом было сказано, что «роль США должна заключаться в дружественной помощи в деле разработки европейской программы и в последующей поддержке такой программы, поскольку это может быть целесообразно для нас».

Совершенно очевидно, что дело восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства европейских стран могло бы быть облегчено, если бы со стороны Соединенных Штатов Америки, производственные возможности которых не только не сократились, а значительно увеличились за период войны, была бы оказана экономическая помощь, в которой нуждаются эти страны. Вместе с тем известно, что США, в свою очередь, также заинтересованы в том, чтобы использовать свои кредитные возможности для расширения своих внешних рынков, особенно в связи с приближающимся кризисом.

Когда в связи с выступлением г-на Маршалла французское и британское правительства предложили устроить совещание трех министров, советское правительство положительно отнеслось к этому предложению, несмотря на то, что плановые основы социалистического народного хозяйства в СССР исключают возможность различных кризисов и экономических потрясений, о которых говорилось в указанной речи американского министра. Разумеется, настоящее совещание достигнет своей цели только в том случае, если оно правильно определит свои задачи и методы работы.

На совещание представлен определенный план работы, выработанный французским правительством, к которому присоединилось и британское правительство. Советская делегация выразила серьезные сомнения в отношении этого плана.

Одно дело — выявить экономические потребности европейских стран в американской помощи в виде кредитов и поставки товаров путем составления заявок самими европейскими странами. Это приемлемо и может принести пользу европейским странам. Совсем другое дело, если совещание займется составлением всеобъемлющей экономической программы для европейских стран, как это предлагается французским проектом, и лишь в качестве попутной задачи будет выяснять их потребности в американской экономической помощи. Если совещание собьется на этот путь, оно далеко уйдет от поставленной перед ним задачи и не даст положительных результатов.

Здесь говорят, что Франция имеет свой экономический план и что французское правительство надеется на положительные результаты выполнения этого плана. Великобритания также имеет свою экономическую программу. Широко известно, что в Советском Союзе основой восстановления и развития народного хозяйства является государственный социалистический план. Советский народ выполнил уже не одну пятилетку. Сейчас советский народ с успехом выполняет свою послевоенную сталинскую пятилетку. Этим обеспечивается неуклонный подъем материального и культурного благосостояния советского народа.

Известно также, что в некоторых других европейских странах теперь также идет восстановление народного хозяйства по двухлетним и трехлетним планам. Имеются уже и немалые успехи в осуществлении этих планов.

До сих пор считалось установленным, что каждый народ сам решает вопрос о том, как лучше обеспечить восстановление и подъем своего хозяйства. Никакое европейское правительство не собирается вмешиваться в то, хорош или нет план Моннэ для Франции. Это — дело самого французского народа. Но это относится и к Великобритании, и к Советскому Союзу, и к Польше, и к Чехословакии, и ко всякой другой европейской стране. Так понимают дело в Советском Союзе, который не раз давал отпор попыткам иноземного вмешательства в его дела. Считалось совершенно очевидным, что внутренние экономические дела являются суверенным делом самих народов, и другие страны не должны вмешиваться в эти внутренние дела. Только на этой основе возможно нормальное развитие отношений между странами. Попытки вмешательства извне в экономическую жизнь отдельных стран не давали и не могут дать положительных результатов. Если это правильно, то попытку наставить совещание заняться выработкой всеобъемлющей экономической программы для европейских стран, — что неизбежно поведет к вмешательству одних государств в дела других государств, — нельзя признать основой для сотрудничества европейских стран. Такие стремления теперь имеются у некоторых держав, но они обречены на неудачу и только будут подрывать их международный авторитет.

Перед совещанием стоит задача — выявить потребности европейских стран в американской экономической помощи, получив соответствующие заявки от этих стран и подвергнув их совместному рассмотрению. При этом надо считать, что задача совещания заключается в том, чтобы установить сотрудничество между европейскими странами в составлении заявок этих стран на потребную американскую экономическую помощь, в выяснении возможности получения такой экономической помощи со стороны Соединенных Штатов и в содействии получению этой помощи европейскими странами. Это — нелегкая задача, и она потребует немало усилий. Но если совещание успешно справится с этой задачей. то будет сделан важный шаг в деле развития сотрудничества между европейскими странами, а вместе с тем и в деле сотрудничества между странами Европы и Соединенными Штатами Америки.

Какие европейские страны должны сотрудничать в этом деле? И в этом отношении имеется несогласованность в позициях отдельных стран, так как было бы неправильно не считаться с различиями, которые для союзников должны существовать в отношениях к союзным, бывшим вражеским или нейтральным государствам.

Советское правительство считает, что выявление потребностей (заявок) европейских стран в американской экономической помощи не может быть делом только трех стран, участвующих в настоящем совещании. К разработке соответствующих вопросов должны быть привлечены и другие европейские страны. При этом в первую очередь должны быть учтены нужды тех европейских стран, которые подверглись германской оккупации и оказали помощь общему делу союзников в победе над врагом. Эти страны и должны быть прежде всего привлечены к участию в намеченном теперь экономическом сотрудничестве в Европе. К их нуждам необходимо проявить особое внимание, когда будут рассматриваться вопросы об оказании американской экономической помощи. Что же касается бывших вражеских стран, то их необходимо пригласить для соответствующих консультаций.

В особом положении находится вопрос о Германии. Как известно, союзные страны еще не достигли соглашения по таким основным вопросам, как создание общегерманского правительства, выполнение репараций Германией, уровень германской промышленности и др. Эти вопросы находятся на рассмотрении Совета Министров Иностранных Дел, куда входят не только три страны, но и Соединенные Штаты Америки. Вот почему вопрос о Германии подлежит рассмотрению не этого совещания, а Совета Министров Иностранных Дел. Что касается методов рассмотрения вопросов на этом совещании, то Советская делегация признает желательным создание соответствующих комитетов из представителей трех стран, а также привлечение в эти комитеты представителей других европейских государств и в первую очередь указанных выше союзных стран. Также необходимо, чтобы был рассмотрен вопрос о взаимоотношениях, которые должны быть установлены с экономической европейской комиссией.

* * *

ПАРИЖ, 28 июня. (ТАСС). Сегодня вечером министр иностранных дел Ж. Бидо дал обед в честь находящихся в Париже министра иностранных дел СССР В. М. Молотова и английского министра иностранных дел Э. Бевина. На обеде присутствовал премьер-министр Рамадье.


Категория: Советско-английские отношения, Франция после Второй мировой войны, Советско-французские отношения, «План Маршалла» 1947, США после Второй мировой войны, Совещание Министров Иностранных Дел СССР, Англии и Франции в Париже о плане Маршалла, июнь 1947, Статьи по датам, Великобритания после Второй мировой войны | Просмотров: 26 |