Главная » Статьи » Международные совещания и конференции » Совещание Министров Иностранных Дел СССР, Англии и Франции в Париже о плане Маршалла, июнь 1947

Совещание министров иностранных дел СССР, Франции и Англии
Добавлено 02.12.2020, 20:11

Правда, 1 июля 1947, № 167 (10558), стр. 3—4

Совещание министров иностранных дел СССР, Франции и Англии

ПАРИЖ, 30 июня. (Спец. корр. ТАСС). Сегодня состоялось очередное совещание министров иностранных дел СССР, Франции и Англии. Совещание началось в 18 час. 10 минут по московскому времени и продолжалось 3 часа.

Следующее заседание состоится завтра.

* * *

ПАРИЖ, 30 июня. (Спец. корр. ТАСС). Сегодня на совещании трех министров Бевин внес предложение, представляющее собой простое, хотя и более краткое, повторение предыдущего предложения Бидо, против которого сразу же выступила советская делегация.

В проекте Бевина, как и в прежнем французском проекте, главное внимание отводится созданию «руководящего комитета для составления программы восстановления, координирующей нужды европейских стран в течение ближайших четырех лет». Предлагается, таким образом, чтобы Великобритания, Франция и Советский Союз взяли на себя инициативу составления всеобъемлющей экономической программы для всех европейских стран с тем, чтобы эта программа была затем представлена Соединенным Штатам, которые, по заявлению Бевина и Бидо, не согласны без этого рассматривать вопрос о кредитах для европейских государств.

Что означает такое желание составить экономическую программу для всей Европы руками трех держав, хотя бы и с участием некоторых других европейских государств? Это, конечно, не означает, что Великобритания или Франция хотят поставить под контроль других европейских государств британскую или французскую экономику. Но они, как видно, не прочь сговориться об установлении контроля над другими европейскими странами и через так называемый «руководящий комитет» сделать попытку приспособить экономику этих стран к своим потребностям и желаниям, а также к требованиям, которые предъявляются в этом отношении Соединенными Штатами Америки.

Как известно, большинство европейских стран не имеет какой-либо общегосударственной экономической программы. Советский Союз со своим пятилетним планом занимает, как известно, особое место. Не имеют общегосударственной экономической программы ни сама Великобритания, ни Франция, поскольку рекламировавшийся некоторыми кругами «план Монне» во Франции существует скорее только на бумаге. Лишь немногие из европейских стран приступили теперь к планированию своего народного хозяйства и имеют общегосударственные экономические программы со сроком в два, три и пять лет. При таком положении составление общеевропейской программы с претензиями на координацию экономического развития многих стран Европы не имеет под собой солидной почвы.

Если, однако, разговоры об общеевропейской экономической программе больше служат для украшения, то создание «руководящего комитета» с такого рода широкими целями может иметь вполне определенное значение. Создание такого «руководящего комитета» предназначено для того, чтобы заставить европейские государства отчитываться в имеющихся у них экономических ресурсах и в их использовании, с тем чтобы принудить эти государства проводить такую экономическую политику, которая выгодна Англии и Франции, а также Соединенным Штатам Америки, хотя бы это и не отвечало интересам развития национальной экономики этих государств. Как средство нажима хотят использовать американские кредиты, сделав их приманкой для малых государств.

Немало пышных фраз говорится сейчас для того, чтобы изобразить проект Бевина—Бидо как благодеяние для европейских государств. Между тем цель этого проекта проста — имеющиеся экономические затруднения в Великобритании и Франции хотят лечить не за свой счет, когда пришлось бы задеть и кошелек своих богатых классов, а за счет «малых сих», т. е. за счет малых европейских государств. Англо-французская позиция в этом случае, видно, совпадает с политикой заатлантической республики.

Теперь немало говорится и о том, что англо-французское предложение об общеевропейской экономической программе вовсе не направлено на вмешательство во внутренние дела европейских государств и не затронет их суверенитета. Однако надо знать, что в таких случаях слов и обещаний не жалеют. Если же судить на основании фактов, то дело обстоит совсем иначе.

Недавно было опубликовано греко-американское соглашение. Это соглашение также начинается со слов о признания греческого суверенитете. А в действительности после греко-американского соглашения от суверенитета Греции осталось только воспоминание; хозяином же в Греции стала американская миссия.

Не так давно было опубликовано содержание соглашения о предоставлении Австрии кредитов со стороны Соединенных Штатов Америки. И в данном случае правительство Австрии попадает в зависимость от американских контролеров, хотя американские представители немало произносят речей с выражением заботы о независимости Австрии.

Всё это делает понятным, почему советская делегация не согласилась с проектом Бевина —Бидо.

Вместо проекта создания «руководящего комитета» с целью составления всеобъемлющей экономической программы для Европы советская делегация сделала другое предложение. Она отвергла план выработки экономической программы для европейских стран, ведущий к навязыванию отдельным государствам воли некоторых сильных держав Европы и означающей вмешательство во внутренние дела малых стран со стороны сильных держав.

Советская делегация предложила создать Комитет содействия с участием трех великих держав и нескольких малых стран. По ее проекту Комитет содействия должен был бы выяснять потребности европейских стран в американской экономической помощи и оказать им содействие в получения этой помощи, поскольку в известном заявлении Маршалла 5 июня предусматривалась возможность оказания американской экономической помощи европейским странам.

Советский проект исключает возможность вмешательства сильных держав во внутренние дела малых европейских государств. Он рассчитан на тот случай, если Соединенные Штаты действительно имеют в виду оказание экономической помощи европейским странам в целях восстановления национальной экономики этих стран.

Именно это предложение в наибольшей мере содействовало бы ускорению экономического восстановления европейских государств и отвечает подлинным интересам народов Европы.

АНГЛИЙСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПАРИЖ, 30 июня. (ТАСС). Здесь известно, что английский министр иностранных дел Бевин направил В. М. Молотову и Ж. Бидо текст английских предложений относительно экономической помощи европейским странам.

Предложения английской делегации таковы:

1. Будет немедленно создан руководящий комитет для составления программы восстановления, координирующей нужды европейских стран в течение ближайших четырех лет, которая будет рассмотрена правительствами европейских стран и представлена Соединенным Штатам.

2. В этой программе будет указано:

а) В какой мере она может быть осуществлена путем увеличения производства самих европейских стран и обмена между ними имеющимися в наличии ресурсами.

б) В какой помощи извне нуждаются европейские страны.

Эта помощь будет предоставлена в форме капитального оборудования, чтобы дать возможность увеличить производство, а также в форме основных товаров, как то — продовольствие и уголь, для поддержания экономической жизни Европы в период увеличения внутреннего производства.

3. Руководящий комитет будет состоять из представителей Франции, Соединенного Королевства и СССР, а также представителей не более чем четырех других стран. Он будет поддерживать связь с правительствами всех европейских стран (за исключением Испании), с организацией Объединенных наций и с любыми другими соответствующими межправительственными организациями. Любые консультации в отношении Германии будут осуществляться через посредство главнокомандующих.

4. Руководящий комитет будет в соответствии с предложением господина Маршалла стремится к получению дружественной помощи со стороны США в деле разработки программы.

5. Будут созданы также подкомитеты для представления докладов руководящему комитету по следующим вопросам:

1. Продовольствие и сельское хозяйство.

2. Уголь и другие виды топлива и энергии.

3. Железо и сталь.

4. Транспорт.

Подкомитеты будут состоять из небольшого числа членов от стран, наиболее непосредственно заинтересованных в каждом отдельном случае. Вопросы о платежном балансе и сырье должны рассматриваться самим руководящим комитетам.

6. Руководящий комитет и подкомитеты должны начать работу немедленно и закончить ее 15 августа.

Доклад руководящего комитета после его принятия заинтересованными европейскими странами явится той программой, составление которой было предложено господином Маршаллом, и будет затем направлен правительству Соединенных Штатов.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ В. М. МОЛОТОВА НА СОВЕЩАНИИ ТРЕХ МИНИСТРОВ

ПАРИЖ, 30 июня. (ТАСС). Как нам стало известно, министром иностранных дел СССР В. М. Молотовым внесено на Парижском совещании трех министров следующее предложение:

Совещание министров иностранных дел Франции, Великобритании и СССР признает важное значение задачи ускорения восстановления и дальнейшего развития нарушенной войной национальной экономики европейских стран и считает, что выполнение этой задачи было бы облегчено предоставлением со стороны Соединенных Штатов Америки экономической помощи, о которой государственный секретарь США г-н Маршалл сделал заявление 5 июня.

Совещание считает, что в его задачу не входит составление всеобъемлющей экономической программы для европейских стран, так как составление такой экономической программы для всей Европы тремя великими державами, хотя бы и при участии некоторых других стран, неизбежно повело бы к навязыванию воли сильных европейских держав другим европейским странам, представляло бы собою вмешательство во внутренние дела этих государств и нарушение их суверенитета. Попытки составления такой всеобъемлющей экономической программы для Европы тем более недопустимы, что они повели бы к нарушению существующих экономических отношений между европейскими странами и породили бы большие трения в их взаимоотношениях, что затруднило бы столь необходимое дальнейшее развитие экономического сотрудничества между странами Европы.

В соответствии с изложенным совещание трех министров иностранных дел считает целесообразным:

1. В целях выявления потребностей европейских стран в американской экономической помощи, выяснения возможного предоставления такой помощи от США и содействия ее получению европейскими странами, создать Комитет содействия в составе представителей Франции, Великобритании и СССР с дальнейшим пополнением его состава представителями некоторых других европейских государств.

2. При Комитете содействия создать следующие подкомитеты:

a) по продовольствию,

b) по топливу,

c) по оборудованию.

В состав подкомитетов должны входить, кроме представителей СССР, Великобритании и Франции, также представители двух особо заинтересованных в работе данного подкомитета европейских держав из числа стран, которые подверглись германской оккупации и оказали помощь общему делу союзников в победе над врагом.

Бывшие вражеские страны могут привлекаться подкомитетами для консультации.

Вопрос о Германии подлежит рассмотрению четырех держав: Великобритании, Франции, СССР, США.

3. Задачами Комитета содействия являются:

a) Получение заявок от европейских стран на потребную им американскую экономическую помощь.

b) Составление на основе этих заявок свободной программы с учетом, что в первую очередь должны быть предусмотрены нужды стран, пострадавших от германской агрессии и внесших вклад в дело победы союзников.

c) Выяснение возможностей предоставления соответствующей экономической помощи со стороны США.

4. Комитет содействия устанавливает взаимоотношения с Европейской экономической комиссией ООН в соответствии с возложенными на него задачами.

(Окончание на 4-й стр.).

ОБ АМЕРИКАНСКИХ КОММЕНТАРИЯХ К СОВЕЩАНИЮ ТРЕХ МИНИСТРОВ

Совещание министров иностранных дел СССР, Франции и Англии

ПАРИЖ, 30 июня. (Спец. корр. ТАСС). Среди появившихся в печати за последние дни многочисленных официозных и полуофициозных выступлений вокруг Парижского совещания министров иностранных дел СССР, Франции и Англии не остались незамеченных и два высказывания: речь американского посла в Лондоне Дугласа, произнесенная 26 июня, и комментарии к Парижскому совещанию, данные в официальном бюллетене посольства США в Париже. Оба эти документа в какой-то степени отражают точку зрения официальных кругов США, так как в первом случае речь идет о выступлении американского дипломата, а во втором — об органе американского дипломатического представительства.

Нужно отметить, что и речь Дугласа, и бюллетень парижского посольства США исходят из одной общей установки, как выразился Дуглас. Одним из факторов европейской «реконструкции» является осознание Европой ее ответственности за формирование «координированной и всеобъемлющей программы».

Идущий по стопам Дугласа бюллетень парижского посольства США от 27 июня в ультимативном тоне требует от европейских стран, принимающих план Маршалла, не только разработать совместную программу экономического сотрудничества, но даже «объединить свои ресурсы, уничтожить экономические барьеры и исчислить свои потребности на континентальной основе». Разработанная таким образом программа «должна» быть представлена на рассмотрение Соединенных Штатов.

Неизвестно, что понимает Дуглас под широковещательными словами «европейская реконструкция», но, во всяком случае, вполне очевидно, что Парижское совещание не призвано заниматься составлением каких-либо всеобъемлющих планов экономического восстановления Европы. Для этого существуют веские причины.

Во-первых, Парижское совещание было созвано не для того, чтобы заниматься общим планированием экономической жизни Европы, а для того, чтобы рассмотреть американские предложения, предусмотренные в речи Маршалла, и выяснять условия предоставления американских кредитов европейским государствам, заинтересованным в такого рода кредитах.

Во-вторых, экономическое планирование в любой стране и выработка экономической программы относится к неотъемлемым суверенным правам самой страны. Нельзя, например, извне продиктовать какому бы то ни было суверенному государству, не нарушая его прав и интересов, сколько данное государство должно производить хлеба или добывать угля, или какое количество определенных видов сырья или товаров оно обязано ввозить или вывозить. Нельзя запретить или ограничить право суверенного государства распоряжаться своими естественными ресурсами. Навязывание чужому государству определенных экономических норм или пропорций означало бы такое вмешательство в его внутренние дела, которое неизбежно поставило бы это государство в неравноправное, зависимое положение. Под каким бы благородным предлогом насчет выработки европейской экономической программы ни были навязаны какой-либо стране определенные условия производства и торговли, это обязательно ограничило бы ее самостоятельность и связало свободу действий в отношении тех стран, которые были бы заранее принудительно определены «такой программой» как его покупатели или поставщики. Не трудно представить себе, в каком тяжелом положении могли бы оказаться более слабые страны, будучи поставлены перед необходимостью приноравливать свою экономическую жизнь к универсальной программе, выражающей запросы или потребности более сильных государств, политику которых на деле определяют мощные капиталистические монополии.


Категория: Советско-английские отношения, Франция после Второй мировой войны, Советско-французские отношения, «План Маршалла» 1947, Совещание Министров Иностранных Дел СССР, Англии и Франции в Париже о плане Маршалла, июнь 1947, Статьи по датам, Великобритания после Второй мировой войны | Просмотров: 33 |