Главная » Статьи » Многосторонние договоры, соглашения и конвенции » Парижские соглашения 1954

Франция и планы включения Западной Германии в атлантический блок
Добавлено 12.01.2019, 11:34

Правда, 30 сентября 1954, № 273 (13206), стр. 4

Франция и планы включения Западной Германии в атлантический блок

Ю. ПАВЛОВ.

Французские и английские газеты заявляют, что в Лондоне на конференции по вопросу о вооружении Западной Германия царит «умеренный оптимизм». Парижский журналист Пертинакс в газете «Франс-суар» выражает надежду, что английская дипломатия «обыщет небо и землю», чтобы добиться компромиссного решения. Однако, как показывают отклики печати, «участникам совещания пока что не приходится отрывать своих взоров от грешной земли. Агентство Рейтер в этой связи жалуется: «Омрачать переговоры будет тот факт, что невозможно предсказать позицию французского Национального собрания, которое нанесло смертельный удар плану создания европейской армии и за которым по-прежнему остается последнее слово относительно любого иного плана». Об этом же пишут и некоторые французские газеты, например, «Монд».

Трудность для поборников вооружения Западной Германии и включения ее в Атлантический блок состоит в том, что еще 17 февраля 1952 года Французское Национальное собрание приняло решение, в котором оно в самой категорической форме высказалось против вступления Западной Германии в этот блок. Нельзя не вспомнить и того, что тогдашний министр иностранных дел Франции Робер Шуман заявил 4 января 1952 г. в комиссии по иностранным делам французского парламента: французское правительство не может согласиться на вступление Германии в Северо-атлантический союз.

Приведенное выше решение Национального собрания Франции отнюдь не является архивным документом. О нем непрестанно вспоминали во французском парламенте в августе этого года во время прений о создании «европейской армии» и противники и сторонники вооружения Западной Германии. Один из сторонников «европейской армии» — депутат от католической партии МРП Тетжен, например, говорил: «Вступление Германии в организацию Северо-атлантического договора будет иметь страшные последствия». В рамках атлантического блока, указывал Тетжен, союзники Франции не будут проявлять заботы о контроле за германскими вооружениями. «Их первым желанием является желание довести до максимума военное могущество Германии»,— воскликнул Тетжен.

Указывалось, что Атлантический блок неизбежно станет ареной гонки вооружений между Западной Германией и Францией, причем военно-промышленный потенциал Бонна при поддержке американских монополий количественно и качественно уже обгоняет возможности Французской экономики. Говорили также, что вступление Западной Германии в атлантическую группировку изменило бы не в пользу Франции соотношение сил в этом военном блоке, в котором она и без того не занимает ведущего положения.

Все эти соображения с новой остротой вспоминаются сейчас, поскольку все планы, рассматриваемые в Лондоне, предусматривают вступление Западной Германии в организацию Атлантического блока. Авторы этих планов связывают принятие Западной Германии в новое «европейское сообщество», наспех сколачиваемое из обломков Брюссельского договора 1948 года, взамен «европейской армии» со вступлением боннских правящих кругов в Атлантический союз.

Таким образом, все эти планы покоятся на идее, идущей вразрез с принятым два года тому назад решением французского парламента, в котором прямо говорилось, что Западная Германия не может быть принята в Атлантический блок.

Организаторы лондонских переговоров ставят сейчас перед собою нелегкую задачу: либо под каким-нибудь предлогом «предать забвению» решение французского Национального собрания, либо попытаться обойти это решение. Печать сообщает, будто премьер-министр Франции «уверен» в возможности добиться согласия Национального собрания Франции на включение Западной Германии в Атлантический блок при условии... одновременного принятия ее в состав участников измененного Брюссельского договора.

Однако не все политические деятели настроены столь же оптимистично. Многие подчеркивают, что у них есть все основания сомневаться, что решение о принятии Западной Германии в Атлантический блок можно будет протащить во французском парламенте.

В этой связи напоминают, что в вышеуказанной резолюции Национального собрания Франции от 17 февраля 1952 года в виде одного из аргументов против принятия Западной Германии в Атлантический блок указывается, что эта организация «должна объединять только государства, не имеющие территориальных претензий». Газета «Орор Франс либр», выступавшая тогда за вооружение Западной Германии, тем не менее категорически заявила на другой день после принятии этой резолюции: «Национальное собрание напоминает, что для Германии нет места в организации Северо-атлантического союза, поскольку она выдвигает территориальные претензии».

Министр иностранных дел Франции Робер Шуман, выступая 22 февраля 1952 года на лиссабонской сессии совета Атлантического блока, официально заявил, что Франция выступает против принятия Западной Германии в этот блок, в частности потому, что «федеральная республика выдвигает территориальные претензии».

Как известно, в Западной Германии о таких «территориальных претензиях» заявляют открыто и на каждом углу. Французские газеты с тревогой писали, что некоторые «претензии» боннских правящих кругов, если они войдут в Атлантический блок, могут втянуть Францию в войну, в которой она отнюдь не заинтерссована. Обращали внимание также и на то, что одна из «претензий» Западной Германии непосредственно относится к Франции и касается Саара. Английские газеты в этой связи выражают сейчас опасение, как бы правящие круги Франции не потребовали «урегулирования вопроса о Сааре в обмен на согласие французов включить Западную Германию в организацию Северо-атлантического союза». «Дейли мейл» пишет, что это было бы «неприятным сюрпризом».

Таким образом, первые шаги, направленные к тому, чтобы выработать так называемое компромиссное решение, не ликвидировали имеющееся в действительности обострение противоречий между участниками совещания.

Английская газета «Обсервер», учитывая вскрывающиеся противоречия, возлагает свои надежды на то, что взгляды Аденауэра и Мендес-Франса гораздо ближе друг к другу, чем можно предполагать по их публичным высказываниям. Это объясняется тем, уверяет газета, что, выступая публично, французские и германские лидеры ориентируются на... общественное мнение внутри своих стран. Расчеты «Обсервер», однако, исходят из ложной предпосылки: действительно общественное мнение и во Франции, и в Западной Германии все активнее выступает против планов вооружения западногерманских реваншистов и включения их в агрессивный блок. Поэтому ориентироваться на общественное мнение авторы таких планов никак не могут. Что же касается надежд на закулисные сделки за спиной общественного мнения, то они ныне иллюзорны. А еще известный русский мыслитель прошлого века Писарев предупреждал: иллюзии гибнут, а факты остаются.


Категория: Парижские соглашения 1954, Статьи по датам | Просмотров: 10 |
Всего комментариев: 0
avatar