Главная » Статьи » Многосторонние договоры, соглашения и конвенции » Парижские соглашения 1954

Нота Советского Правительства Правительствам Франции, Великобритании и США
Добавлено 11.01.2019, 23:10

Правда, 24 октября 1954, № 297 (13230), стр. 3

Нота Советского Правительства Правительствам Франции, Великобритании и США

23 октября Министр Иностранных Дел СССР В. М. Молотов принял Посла Франции г-на Л. Жокса, Посла Великобритании г-на У. Хэйтера и Посла США г-на Ч. Болена и вручил им ноту Советского Правительства, являющуюся ответом на ноты Правительств Франции, Великобритании и США от 10 сентября 1954 года.

Ниже публикуется текст ноты Правительства Франции от 10 сентября 1954 года и текст ноты Советского Правительства от 23 октября 1954 года.

Нота Правительства Франции от 10 сентября 1954 года

Посольство Франции свидетельствует свое уважение Министерству Иностранных Дел Союза Советских Социалистических Республик и имеет честь сообщить ему следующее.

1 — При консультации с Американским и Британским Правительствами, с другими Правительствами — членами Организации Северо-Атлантического Договора, с Австрийским Правительством и с Правительством Германской Федеральной Республики Французское Правительство внимательно изучило ноту Советского Правительства от 24 июля, а также устное сообщение, сделанное от имени этого Правительства 4 августа.

2 — Согласно этим сообщениям, Советское Правительство возобновляет свои предложения, которые уже были предметом глубокого обсуждения на Берлинском совещании. Французское Правительство признает исключительный характер проблемы безопасности в Европе, но эта проблема может быть рассмотрена с пользой только при уважении основных интересов всех заинтересованных сторон. Безопасность не могла бы быть достигнута в Европе путем подписания общего соглашения, подобного тому, какое предлагает Советское Правительство. Она может быть достигнута только в результате решения конкретных проблем, наиболее неотложными из которых являются германская и австрийская проблемы.

3 — Французское Правительство отмечает, что Советское Правительство вновь утверждает, что Атлантическая Организация является «агрессивной военной группировкой». Организация Северо-Атлантического Договора, чисто оборонительные цели которой полностью соответствуют Уставу Объединенных Наций, была создана, чтобы сделать возможной оборону западных демократий против угрозы, возникшей в 1945 году в связи с созданием в Восточной Европе сильно вооруженной советской группировки. Организация Северо-Атлантического Договора является сейчас свободной ассоциацией государств, имеющих общие стремления и объединенных узами, которые являются не только военными. Речь не могла бы идти ни об изменении этой концепции, ни об отказе от нее.

4 — Присоединение Германской Федеральной Республики к оборонительной системе, объединяющей другие мирные государства Западной Европы — происходящее много времени спустя после перевооружения Восточной Германии — далекое от того, чтобы представлять угрозу европейской безопасности, имеет своей целью предупредить всякое самостоятельное обращение к угрозе или к применению силы. Это присоединение является лучшей гарантией безопасности для всех соседей Германии, для самой Германии и для Европы в целом.

5 — Ни в своей ноте от 24 июля, ни в устном сообщении от 4 августа Советское правительство не внесло новых предложений для решения германской проблемы. Согласно советскому проекту договора о безопасности существующий раздел Германии был бы сохранен вопреки чаяниям германского народа. Французское Правительство, со своей стороны, считает, что Германия должна быть вновь объединена возможно скорее в условиях свободы. Это объединение может быть осуществлено только путем свободных выборов во всей Германии под международным контролем. Французское Правительство попрежиему готово вести переговоры на основе конкретного плана быстрой организации этих выборов, который три западпые державы представили Берлинскому совещанию.

6 — Наиболее простым шагом для продвижения на пути к европейской безопасности остается быстрое урегулирование австрийского вопроса. В этой связи Французское Правительство вновь выражает мнение, что заключение австрийского государственного договора не должно зависеть, как это предлагает Советское Правительство, от общего европейского урегулирования, от заключения мирного договора с Германией или от любого другого вопроса, не имеющего отношения к австрийскому договору. В Берлине Французское Правительство предложило, при условиях незамедлительного согласия Советского Правительства, припять советский текст всех статей австрийского государственного договора, бывших ранее спорными. Оно готово возобновить это предложение. Если Советское Правительство согласится подписать договор в такой редакции, то сразу же было бы заключено соглашение с тем, чтобы вернуть Австрии независимость и свободу, которые были ей обещаны с 1943 года.

7 — Соглашение по вопросу о разоружении, несомненно, способствовало бы созданию атмосферы, необходимой для полезного обсуждения проблемы безопасности в Европе. Французское Правительство желает добиться запрещения использования и производства всех видов атомного и водородного оружия и всех других видов оружия массового уничтожения, а также владения им в рамках системы, предусматривающей одновременное значительное сокращение обычного вооружения и вооруженных сил до уровня, установленного по общему соглашению. Вся эта программа осуществлялась бы под международным контролем и по этапам, установленным по соглашению. Во время недавних дискуссий в соответствующем подкомитете Объединенных Наций Французское Правительство выдвинуло предложения, которые могли бы дать возможность добиться прогресса. Хотя Советское Правительство не сочло тогда нужным принять во внимание эти предложения, Французское Правительство будет стараться изыскивать приемлемое и эффективное соглашение. Оно надеется, что Советское Правительство пожелает оказать этому свое содействие.

8—Таковы проблемы, практическое разрешение которых необходимо для того, чтобы сделать возможным установление в Европе подлинной безопасности. Новые переговоры были бы полезными лишь в том случае, если бы имелись лучшие перспективы соглашения, чем те, которые выявились в ходе углубленного обсуждения в Берлине или в последних сообщениях Советского Правительства. Французское Правительство попрежнему полно решимости сделать все, что в его силах, чтобы достигнуть прогресса по этим различным вопросам. Оно надеется, что Советское Правительство пожелает содействовать этому прогрессу:

a) путем подписания австрийского государственного договора в советской редакции статей, являвшихся ранее спорными, о чем было сделано предложение на Берлинском совещании Французским, Английским, Американским и Австрийским Правительствами, которое Французское Правительство сейчас возобновляет;

b) согласившись, в качестве первого важного этапа на пути к воссоединению Германии в условиях свободы, на свободные выборы на базе, предложенной Французским Правительством в Берлине.

Если в этом направлении может быть достигнут прогресс, то Французское Правительство было бы готово согласиться с созывом совещания министров иностранных дел Франции, Великобритании, Соединенных Штатов и Союза Советских Социалистических Республик для завершения урегулирования этих проблем и изучения после зтого всех других аспектов безопасности в Европе.

В то же время Французское Правительство горячо желает, чтобы переговоры о разоружении, предпринятые в рамках Объединенных Наций, могли привести к соглашению.

Нота Советского Правительства от 23 октября 1954 года

В связи с нотой Правительства Франции от 10 сентября с. г. Советское Правительство считает необходимым заявить следующее.

Правительство СССР в ноте от 24 июля предложило Правительству Франции, а также Правительствам Англии и США, созвать общеевропейское совещание для рассмотрения вопроса о создании системы коллективной безопасности в Европе. 4 августа Правительство СССР предложило Правительствам Франции, Англии и США обсудить этот вопрос в предварительном порядке на совещании министров иностранных дел четырех держав, а также продолжить на этом совещании рассмотрение германского вопроса.

В целях содействия разрешению проблемы безопасности в Европе Советское Правительство внесло свой проект «Общеевропейского договора о коллективной безопасности в Европе», выразив одновременно готовность рассмотреть и другие предложения по этому вопросу.

В проекте предлагается создать в Европе такую систему коллективной безопасности, которая обеспечивала бы сохранение мира путем объединения усилий всех заинтересованных европейских государств, независимо от их общественного и государственного строя. В основу советского проекта Общеевропейского Договора положен принцип коллективных действий его участников против угрозы и вооруженного нападения на любое государство, участвующее в Договоре, а также принцип сотрудничества в экономической области. Это значит, что всякая попытка агрессии со стороны любого государства немедленно повлекла бы за собой применение коллективных санкций против агрессора.

Тем самым советский проект Общеевропейского Договора содержит в себе реальные гарантии безопасности Франции и Польши, Англии и Советского Союза, всех больших и малых государств Европы. В то же время он создает наиболее благоприятные условия для восстановления национального единства Германии, для свободного, мирного развития германского государства.

Ни одно государство, действительно стремящееся к укреплению мира в Европе, не может относиться отрицательно к сотрудничеству с другими европейскими государствами в создании эффективной системы общеевропейской безопасности. Что касается Советского Правительства, то оно попрежнему исходит из того, что только совместные усилия европейских государств способны обеспечить безопасность в Европе.

Высказывая свои возражения против этого советского проекта, Французское Правительство не внесло, однако, какого-либо своего предложения по обеспечению коллективной безопасности в Европе, Французское Правительство не только не внесло своего вклада в дело обеспечения коллективной безопасности в Европе, но, напротив, как свидетельствуют факты последнего времени, продолжает идти по пути сколачивания военных группировок в Европе.

При этом Французское Правительство вновь выступило в защиту Северо-атлантического военного блока, будто бы преследующего оборонительные цели, хотя об агрессивном характере этой группировки в ее теперешнем виде свидетельствуют многочисленные факты. Что эта военная группировка направлена, прежде всего, против Советского Союза и стран народной демократии— этого не скрывают военные руководители Северо-атлантического блока. Имеющиеся в ноте от 10 сентября попытки оправдать создание этого блока ссылками на наличие в Восточной Европе «сильно вооруженной советской группировки» совершенно несостоятельны, поскольку такой группировки в действительности не существует. Тот факт, что в настоящее время подготовляется осуществление планов ремилитаризации Западной Германии и вовлечение ее в Северо-атлантическую группировку, лишь подтверждает, что дело идет о дальнейшем усилении агрессивности этой группировки.

В этих условиях Советское Правительство считает необходимым снова обратить внимание Правительства Франции на то, что создание военных группировок не может содействовать укреплению мира и безопасности в Европе. Создание таких группировок европейских государств, направленных против других европейских государств, ведет к дальнейшему усилению международной напряженности и находится в прямом противоречии с интересами укрепления мира в Европе. Идя по этому пути и отказываясь от участия в организации системы коллективной безопасности в Европе, Правительство Франция берет на себя ответственность за последствия такой политики, несовместимой с интересами безопасности в Европе.

Для обеспечении безопасности в Европе решающее значение имеет урегулирование германской проблемы. Это значит, что самой важной и неотложной задачей является восстановление единства Германии, как миролюбивого и демократического государства, и заключение с ней мирного договора.

Нельзя откладывать решение задачи объединения Гермаиии, все еще остающейся разорванной на две противопоставленные друг другу части. Интересы национальной безопасности европейских государств, как и интересы самого германского народа, требуют решения вопроса о воссоединении Германии с тем, чтобы народы Европы были уверены, что объединенная Германия не попадет в руки заклятых врагов мира — германских милитаристов и реваншистов, а прочно станет на путь мирного развития и установления добрососедских отношений с другими странами.

Как и раньше, Советское Правительство считает, что для восстановления единства Германии необходимо проведение общегерманских свободных выборов. На этих выборах германский народ должен иметь возможность выразить свою свободную волю, чтобы единая Германия возродилась как миролюбивое и демократическое государство.

На Берлинском совещании четырех держав не было достигнуто соглашения о проведении общегерманских выборов для восстановления единства Германии. Этому помешали, прежде всего, планы создания «европейского оборонительного сообщества», предусматривавшие ремилитаризацию Западной Гермаиии и вовлечение ее в эту военную группировку. Отклонение Национальным Собранием Франции договора о создании «европейского оборонительного сообщества» открыло возможности для сближения позиций четырех держав по вопросу о воссоединении Германии и проведении в этих целях общегерманских выборов.

Советское Правительство выражает готовность вновь рассмотреть, с учетом указанных выше новых обстоятельств, предложения о проведении обшегерманских выборов, внесенные на Берлинском совещании Англией и поддержанные Францией и США. При этом Советское Правительство исходит из того, что будут рассмотрены также соответствующие предложения Советского Союза.

Советское Правительство считает, что возможности достижения договоренности между державами по этому вопросу имеются, если исходить из признания того бесспорного положения, что главной задачей является объединение Германии на миролюбивых и демократических основах.

В связи с этим Советское Правительство считает необходимым особо обратить внимание на те новые планы ремилитаризации Западной Германии и вовлечения ее в военную группировку некоторых западных государств, о которых стало известно после закончившегося 3 октября с. г. совещания девяти стран в Лондоне, а также в связи с происходящими в настоящее время сепаратными совещаниями в Париже.

Вопреки обязательствам, принятым на себя Францией, Англией и США, совместно с Советским Союзом, о недопущении восстановления германского милитаризма, согласно сепаратному сговору в Лондоне и Париже, должна быть создана уже в ближайшее время западногерманская армия в 500 тысяч человек со своей многочисленной авиацией, танковыми соединениями и своими военными штабами. Тяжелая промышленность Западной Германии — и прежде всего Рура — снова перестраивается на массовое производство вооружения. Руководить вооруженными силами Западной Германии будут те же генералы, которые создавали гитлеровскую армию и вместе с Гитлером осуществляли агрессию против Чехословакии, Польши, Франции, Советского Союза, Англии и многих других европейских государств. При таких условиях сегодняшние формальные обязательства боннского правительства относительно ограничения численности западногерманской армии и ее вооружения не могут быть приняты всерьез. Как свидетельствует недавний опыт, приступив к созданию своих корпусов и дивизий, германские милитаристы и реваншисты не остановятся ни перед чем, чтобы добиться увеличения численности и вооружения своей армии.

Лондонские решения открывают путь для восстановления германского милитаризма. После этого у западногерманских милитаристов и реваншистов будут развязаны руки для проведения их агрессивной политики в Европе. Западная Германия превращается, таким образом, в опасный очаг новой войны в Европе.

Лондонские решения предусматривают включение ремилитаризованной Западной Германии в военную группировку западноевропейских государств, противопоставленную другим европейским государствам. На этот раз вместо ранее намечавшейся военной группировки шести западноевропейских государств — Франции, Западной Германии, Италии, Бельгии, Голландии и Люксембурга, предусматривается образование военной группировки тех же государств с участием Англии. Было бы обманом общественного мнения утверждать, будто бы лопдонский план соэдания новой военной группировки больше соответствует интересам безопасности народов Европы, нежели провалившийся план создания «европейского оборонительного сообщества».

Лондонский план предусматривает также вовлечение Западной Германии в Северо-атлантический блок, что дает возможность германским милитаристам оказывать прямое влияние в сторону дальнейшего усиления агрессивности северо-атлантической группировки. Совсем недавно Национальное Собрание Франции признавало недопустимым участие Западной Германии в Северо-атлантическом блоке, считая что несовместимым с интересами безопасности Франции. Тем более несовместимым с интересами безопасности в Европе является вовлечение в северо-атлантическую группировку ремилитаризованной Западной Германии, как это предусматривается лондонским соглашением.

Эти решения, развязывающие руки германским милитаристам, продиктованы агрессивными кругами держав, стремящихся к мировому господству на основе проведения пресловутой «политики силы».

Лондонские соглашения несовместимы и с восстановлением суверенных прав германского народа. На деле эти соглашения ведут не к прекращению режима оккупации, как хотят это представить, а к оставлению оккупационных войск в Западной Германии до 1998 года, то есть до конца нынешнего столетия. Западная Германия остается связанной условиями кабального «боннского договора».

Все вто говорит о том, что лондонские решения, ведущие к восстановлению германского милитаризма и вовлечению Западной Германии в агрессивные военные группировки, в корне противоречат интересам поддержания мира и усиливают угрозу новой войны в Европе.

В случае осуществления этих решений Западная Германия уже не может рассматриваться как миролюбивое государство, что сделает невозможным на долгий срок восстановление единства Германии.

Советское Правительство считает необходимым заявить, что согласие Французского Правительства на принятие и осуществление лондонских решений находится в явном противоречии с Франко-Советским договором о союзе и взаимной помощи 1944 года. В то время как договор обязывает обе стороны «совместно предпринимать все необходимые меры для устранения любой новой угрозы, исходящей от Германии, и препятствовать таким действиям, которые делали бы возможной любую новую попытку агрессии с ее стороны», — лондонские решения прямо направлены на восстановление германского милитаризма и таким образом создают угрозу безопасности народов Европы. В то время как Франко-Советский договор обязывает оба государства «не заключать какого-либо союза и не принимать участия в какой-либо коалиции, направленной против одной из Высоких Договаривающихся Сторон», осуществление лондонских решений означало бы, что Франция вступает с возрождаемым германским милитаризмом в военный блок, направленный против Советского Союза.

Предпринимая такие действия, противоречащие основам Франко-Советского договора, Французское Правительство берет на себя ответственность как за то, что в результате такой политики Франция окажется лицом к лицу с ее извечным врагом — германским милитаризмом, так и за то, что она противопоставляет себя Советскому Союзу, хотя безопасность обоих государств требует совместных усилий для недопущения возрождения германского милитаризма.

Намеченные в Лондоне и Париже мероприятия в отношении Западной Германии находятся в прямом противоречии и с предложениями Правительств Франции и Англии, внесенными в ООН в июне этого года и поддержанными Правительством США, по вопросу о всеобщем сокращении вооружений и запрещении атомного оружия.

В настоящее время в Организации Объединенных Наций рассматриваются как франко-английские предложешя, так и предложения Советского Союза по вопросу о сокращении вооружений и закрещении атомного оружия, причем Советское Правмительство предложило принять в основу соответствующей международной конвенции указанные предложения Франции и Англии. Таким образом, наметилось сближение позиций сторон по этому важному вопросу. Правительство Франции заявляет в своей ноте от 10 сентября о стремлении содействовать решению вопроса о разоружении. Нельзя, однако, в одно и то же время предлагать всеобщее сокращение вооружений и проводить ремилитаризацию Западной Германии. Такие действия несовместимы.

В последнее время, как известно, удалось достигнуть определенного ослабления напряженности в международных отношениях. Советское Правительство исходит из того, что все миролюбивые народы заинтересованы в дальнейшем ослаблении международной напряженности. Между тем, лондонские решения не только не содействуют этому, но, наоборот, ведут к обострению международной обстановки.

В настоящее время сложилось такое положение:

либо четыре державы, несущие особую ответственность за решение германской проблемы, сделают все, чтобы приступить к рассмотрению и решить самый неотложный вопрос — вопрос о восстановлении единства Германии, в чем так заинтересован германский народ, и, вместе с тем, все миролюбивые народы Европы;

либо, если дело дойдет до восстановления германского милитаризма и вовлечения Западной Германии в агрессивные военные группировки, то германская нация надолго останется разорванной на части, а со стороны ремилитаризованной Западной Германии будет создана прямая угроза миру в Европе.

В целях содействия урегулированию германского вопроса Советское Правительство внесло на Берлинском совещании предложение о выводе оккупационных войск, кроме некоторых строго ограниченных контингентов, с территории Восточной и Западной Германии. Это предложение связывалось с заключением мирного договора и с предложением об обшегерманских выборах. Тогда не было достигнуто договоренности по этому вопросу.

Руководствуясь стремлением облегчить условия сближения обеих частей Германии и решение задачи ее национального воссоединения. Советское Правительство предлагает Правительствам Франции, Англии и Соединенных Штатов Америки рассмотреть вопрос о выводе оккупационных войск с территории Восточной и Западной Германии и осуществить вывод оккупационных войск теперь же, без каких-либо отлагательств. Такое решении содействовало бы дальнейшей разрядке международной напряженности и укреплению мира в Европе.

Вместе с решением втого вопроса возникает необходимость, чтобы между СССР, Францией, Англией и США при участии Германской Демократической Республики и Германской Федеральной Республики было достигнуто соглашение относительно численности, дислокации и вооружения всех видов немецкой полиции в Восточной и Западной Германии. Эго положило бы конец всяким опасениям в отношении перевооружения как Восточной, так и Западной Германии. Известно, что со стороны Восточной Германии нет возражений против этого предложения и нет возражений против проверки на месте действительного положения в настоящее время. Уклонение от принятия этого предложения со стороны Западной Германии не означало бы ничего другого, кроме стремления ускорить проведение планов перевооружения.

Исходя из изложенного, Советское Правительств вносит на рассмотрение Правительства Франции, равно как и Правительств Англии и США, предложении о созыве в ноябре с. г. совещания Министров иностранных дел Франции, Англии, США и Советского Союза для рассмотрения следующих вопросов:

1) О восстановлении единства Германии на миролюбивых и демократических основах и проведении обшегерманских свободных выборов;

2) О выводя оккупационных войск четырех держав с территории Восточной и Западной Германии;

3) О созыве общеевропейского совещания для рассмотрения вопроса о создании системы коллективной безопасности в Европе.

Что касается вопроса о заключении Государственного договора с Австрией, то, как известно, Советское Правительство еще 12 августа с. г. в своей ноте Австрийскому Правительству предложило, чтобы совещание послов Франции, Англии, США и Советского Союза в Вене совместно с представителями Австрийского Правительства занялось рассмотрением оставшихся неурегулированными вопросов, относящихся к проекту государственного договора, и других вопросов, связанных с заключением этого договора с Австрией.

В ответной ноте Австрийского Правительства от 12 октября сообщается о его готовности принять участие в указанном совещании. Однако, Советскому Правительству неизвестна точка зрения Правительства Франции, равно как и Правительств Англии и США, по этому вопросу. Советское Правительство хотело бы знать, согласны ли правительства трех держав с тем, чтобы их послы приняли участие в совещании в Вене для рассмотрения вопросов, относящихся к заключению государственного договора с Австрией.

Соответствующие ответные ноты Советского Правительства направляются также Правительству Англии и Правительству США.


Категория: Парижские соглашения 1954, Статьи по датам | Просмотров: 8 |
Всего комментариев: 0
avatar