Главная » Статьи » Соединенные Штаты Америки » Советско-американские отношения

В Министерстве Иностранных Дел СССР
Добавлено 24.10.2020, 16:39

Правда, 31 августа 1953, № 243 (12811), стр. 2

В Министерстве Иностранных Дел СССР

Как уже сообщалось в советской печати, 30 июля Советское Правительство направило Правительству Соединенных Штатов Америки ноту, в которой выражался протест Правительству США против грубого нарушения 29 июля американским военным самолетом государственной границы СССР недалеко от г. Владивостока.

В советской печати также сообщалось, что 31 июля посол США в Москве г. Ч. Болен по поручению Правительства Соединенных Штатов передал Министерству Иностранных Дел СССР памятную записку, в которой оспаривается факт нарушения американским военным самолетом государственной границы СССР и заявляется, будто американский самолет был атакован советскими истребителями во время обычного полета над Японским морем. В связи с указанной памятной запиской 3 августа МИД СССР направил Посольству США в Москве ноту, в которой Советское Правительство отклонило содержащийся в памятной записке протест, как лишенный всякого основания, и подтвердило свою ноту от 30 июля.

5 августа Посольство США в Москве по поручению Правительства США прислало Министерству Иностранных Дел СССР новую ноту по этому вопросу, в которой повторяется заявление, содержащееся в указанной памятной записке.

26 августа МИД СССР направил Посольству США в Москве следующую ноту:

«В связи с нотой Правительства США от 5 августа с. г. Советское Правительство считает необходимым заявить Правительству Соединенных Штатов Америки следующее.

Советское Правительство не может признать удовлетворительным ответ Правительства США на ноты от 30 июля и 3 августа с. г. относительно нарушения 29 июля государственной границы СССР американским военным самолетом «Б-50» в районе Владивостока.

Как указывалось в упомянутых нотах Советского Правительства, на основании данных, включающих показания летчиков советских самолетов, имевших встречу с американским самолетом-нарушителем над советской территорией, а также на основании данных, полученных от наземных пунктов наблюдения, американский четырехмоторный бомбардировщик типа «Б-50» 29 июля около 6 часов утра по местному времени (около 7 часов по владивостокскому декретному времени) нарушил государственную границу СССР вначале в районе мыса Гамова и продолжал полет над территорией СССР около острова Аскольд недалеко от Владивостока. При приближении двух советских истребителей с целью указать американскому самолету, что он находится в пределах границ СССР, и предложить ему покинуть воздушное пространство Советского Союза американский бомбардировщик в 6 часов 12 минут утра по местному времени открыл по ним огонь. В результате одному из советских самолетов было нанесено серьезное повреждение— пробиты фюзеляж и левое крыло, а также нарушена герметичность кабины летчика. Ввиду указанных действий американского самолета-нарушителя советские самолеты вынуждены были открыть ответный огонь, после чего американский самолет удалился в сторону моря. О дальнейшей судьбе американского самолета-нарушителя советские власти сведений не имеют.

Правительство США, как это видно из его ноты от 5 августа, признает, что 29 июля в 6 часов 15 минут утра по местному времени американский четырехмоторный бомбардировщик «Б-50» обстрелял советский истребитель, что в отношении времени приблизительно совпадает с данными, указанными в советских нотах.

Правительство США в своей ноте, однако, заявляет, будто американский бомбардировщик государственной границы СССР не нарушал и был атакован советскими истребителями во время полета над открытым морем. Между тем, приведенные в нотах Советского Правительства от 30 июли и 3 августа подтвержденные проверкой данные полностью опровергают заявление, будто американский самолет «Б-50» не нарушил границу СССР и был атакован советскими истребителями над Японским морем.

Поскольку факт нарушения советской государственной границы американским военным самолетом точно установлен, Советское Правительство отклоняет содержащийся в ноте Правительства США протест, как лишенный всякого основания.

Правительство США в своей ноте заявляет, что 29 июля в 17 часов 50 минут (5 часов 50 минут вечера) по местному времени, то есть почти через 12 часов после инцидента, американские самолеты заметили в воде, в пункте с координатами 42 градуса 14 минут северной широты и 132 градуса 59 минут восточной долготы, две группы в 3—4 человека из числа членов экипажа упомянутого бомбардировщика «Б-50» и что в этом районе Японского моря якобы находилось 12 советских судов типа «РТ», занятых, как сказано в ноте, «очевидно, подбиранием других лиц, оставшихся в живых после катастрофы». Это заявление совершенно не соответствует действительности и является, по-видимому, результатом того, что поиски членов экипажа бомбардировщика «Б-50» производились, как это следует из текста американской ноты, в неблагоприятных условиях тумана и темноты и что, следовательно, Правительство США основывается на информации, находящейся в противоречии с фактами.

Произведенная советскими компетентными властями тщательная проверка показала, что в указанном в ноте районе Японского моря 29 июля не было никаких советских судов. Советское судно появилось в этом районе лишь на следующий день, т. е. 30 июля, около 3 часов утра по местному времени. Это был рыболовный траулер № 423, проходивший через указанный в американской ноте район и производивший лов рыбы. К этому траулеру, согласно донесению его капитана, подходили два американских миноносца, причем американский а японский офицеры, находившиеся ка катере, спущенном с одного из миноносцев, запросили у капитана траулера сведения, касающиеся самолета «Б-50» и его экипажа. Поскольку команда траулера никаких остатков самолета и членов его экипажа в море не видела, капитан советского траулера, естественно, запрашиваемых сведений дать не смог.

В связи с содержащейся в ноте Правительства США просьбой информировать о том, не располагают ли советские власти сведениями относительно членов экипажа американского самолета «Б-50», Советское Правительство считает необходимым сообщить, что в результат произведенного расследования подтвердилось, что советские власти не располагают никакими сведениями об экипаже американского бомбардировщика «Б-50».

Подтверждая свои ноты от 30 июля и 3 августа, Советское Правительство вновь настаивает на привлечении к строгой ответственности лиц, виновных в нарушении советской границы, и ожидает, что Правительством США будут приняты меры в недопущению впредь нарушения американскими самолетами государственной границы СССР».


Категория: Советско-американские отношения, Статьи по датам | Просмотров: 77 |