Главная » Статьи » Союз Советских Социалистических Республик » Борьба за обеспечение безопасности в Европе в 1950-х гг.

К вопросу об австрийском государственном договоре
Добавлено 29.09.2020, 22:38

Правда, 30 июля 1953, № 211 (12779), стр. 4

К вопросу об австрийском государственном договоре

29 июля с. г. член Коллегии МИД СССР Г. М. Пушкин вручил Послу Австрии в СССР г-ну Н. Бишоффу ноту Советского Правительства, текст которой публикуется ниже.

«В памятной записке Австрийского Правительства от 30 июня с. г. сказано:

«Федеральное Правительство считает приемлемым предложенный Советским Правительством путь дипломатических переговоров о государственном договоре и надеется, что всесторонний обмен мнений, проведенный этим предлагаемым путем, приведет к быстрому заключению государственного договора».

Из этого заявления Австрийского Правительства видно, что оно положительно относится к предложению Советского Правительства о том, чтобы вопрос об австрийском государственном договоре был рассмотрен путем соответствующих дипломатических переговоров.

Однако при этом Правительство Австрии ничего не сказало о том, почему, начиная с весны 1952 года, задерживается рассмотрение австрийского государственного договора. Между тем, ответственность за указанную задержку лежит также на Правительстве Австрии.

На основании решений Потсдамской конференции 1945 года и Парижской сессии Совета Министров Иностранных Дел США, Англии, Франции и СССР в июне 1949 года был согласован, за исключением нескольких менее существенных статей, проект государственного договора с Австрией. Несмотря на это, Правительства США, Великобритании и Франции, вопреки ранее достигнутой договоренности между четырьмя державами в отношении проекта государственного договора с Австрией, выдвинули в марте 1952 г. так называемый «сокращенный договор», который был выработан без участия Советского Союза и который, как об этом неоднократно заявляло Советское Правительство, не может служить делу урегулирования австрийского вопроса.

«Сокращенный договор» прежде всего находится в противоречии с Московской декларацией об Австрии 1943 года, отступая в ряде важных положений, обеспечивающих демократические права австрийского народа, от текста статей государственного договора, согласованного между США, Англией, Францией и СССР, а также признанного в свое время Правительством Австрии. Так, в «сокращенном договоре» отсутствует согласованная ранее статья 7 этого проекта, которая предусматривает принятие всех мер, необходимых «для обеспечения того, чтобы все лица, находящиеся под австрийской юрисдикцией, без различия расы, поля, языка или религии, пользовались правами человека и основными свободами, включая свободу слова, печати и изданий, религиозного культа, политических убеждений и публичных собраний». В «сокращенном договоре» отсутствует также согласованная ранее статья 8 проекта государственного договора с Австрией, которая устанавливает, что «Австрия будет иметь демократическое правительство, избираемое на основе гарантированного всем гражданам всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании, а также права быть избранными на государственные должности без различия расы, пола, языка, религии или политических убеждений». В «сокращенном договоре» отсутствует и согласованная ранее статья 9, в которой говорится, что Австрия «должна продолжать усилия по искоренению из австрийской политической, экономической и культурной жизни всех следов нацизма», не допускать возрождения в какой-либо форме организаций фашистского типа и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность и пропаганду в Австрии.

Обращает на себя внимание также то обстоятельство, что проект «сокращенного договора» не предусматривает права Австрии иметь свои национальные вооруженные силы, необходимые для обороны страны, хотя это было предусмотрено в согласованной статье проекта австрийского государственного договора.

Нельзя также не обратить внимания на то, что «сокращенный договор» находится в явном противоречии с Потсдамскими решениями, а также с соглашением четырех держав по важным политическим и экономическим вопросам в отношении Австрии, достигнутым на совещании Министров Иностранных Дел СССР, США, Англии и Франции в июне 1949 года, с которыми ранее выражало свое согласие и Правительство Австрии. В «сокращенном договоре» нарушаются права Советского Союза, в частности в отношении так называемых бывших германских активов в Австрии, предусмотренные упомянутыми выше соглашениями, а также согласованными статьями проекта австрийского государственного договора.

Из всего изложенного видно, что так называемый «сокращенный договор» не может служить делу урегулирования австрийского вопроса и не может быть принят к рассмотрению, поскольку он находится в противоречии с имеющимися соглашениями между четырьмя державами и не отвечает интересам действительной независимости демократической Австрии.

Между тем, в своем меморандуме от 31 июля 1952 года, разосланном всем государствам — членам ООН, Австрийское Правительство, выступившее за «сокращенный договор», заявило, что «дальнейшие переговоры невозможны на базе старого проекта государственного договора». Еще до появления этого австрийского меморандума 24 мая 1952 года Министр Иностранных Дел Австрии г-н Грубер сделал заявление, что «Австрия готова вести переговоры на базе 1952 года, но отнюдь не на базе 1949 года».

Указанные заявления Австрийского Правительства отвергают проект государственного австрийского договора, согласованный между четырьмя державами по основным статьям еще в 1949 году и признававшийся до весны 1952 года самим Австрийским Правительством.

Из сказанного следует, что, стремясь заменить согласованный в основном проект государственного договора с Австрией так называемым «сокращенным договором», выработанным тремя державами без участия СССР и с прямым нарушением интересов Советского Союза, Правительство Австрии, наряду с Правительствами США, Англии и Франции, несет ответственность за задержку с заключением государственного договора с Австрией.

В связи с вышеизложенным Советское Правительство было бы признательно Австрийскому Правительству за сообщение о том, продолжает ли оно попрежнему поддерживать проект «сокращенного договора» и остается ли в силе заявление Австрийского Правительства в его меморандуме от 31 июля 1952 г. о том, что дальнейшие переговоры невозможны на базе ранее в основном согласованного проекта государственного договора. Сообщение Австрийского Правительства по поставленному вопросу не может не иметь значения для дальнейших переговоров по австрийскому договору.

Само собой разумеется, что снятие с обсуждения проекта «сокращенного договора» позволило бы четырем державам возобновить рассмотрение вопроса о государственном договоре с Австрией с целью достижения соглашения по неурегулированным вопросам, связанным с заключением этого договора».

Г-н Бишофф заявил, что он передаст содержание этой ноты Советского Правительства Правительству Австрии.


Категория: Борьба за обеспечение безопасности в Европе в 1950-х гг., Государственный договор с Австрией 1940-е — 1950-е, Статьи по датам | Просмотров: 26 |