Главная » Статьи » Союз Советских Социалистических Республик » Борьба за обеспечение безопасности в Европе в 1950-х гг.

Нота Советского Правительства Правительствам Франции, Англии и США о созыве совещания Министров Иностранных Дел
Добавлено 27.09.2020, 20:49

Правда, 30 сентября 1953, № 273 (12841), стр. 2

Нота Советского Правительства Правительствам Франции, Англии и США о созыве совещания Министров Иностранных Дел

2 сентября Министерством Иностранных Дел Союза ССР были получены идентичные ноты Правительств Франции, Англии и США, являющиеся ответом на ноты Советского Правительства от 4 августа по вопросу о созыве совещания Министров Иностранных Дел и 15 августа по германскому вопросу.

28 сентября Министерство Иностранных Дел Союза ССР направило Посольствам Франции, Англии и США в Москве ответную ноту Советского Правительства.

Ниже публикуются текст ноты Правительства Франции от 2 сентября 1953 г. и текст ноты Советского Правительства от 28 сентября 1953 г.

Нота Правительства Франции от 2 сентября 1953 года

Посольство Франции свидетельствует свое уважение Министерству Иностранных Дел Союза Советских Социалистических Республик и имеет честь сообщить ему следующее.

I. Действуя согласно установившемуся обычаю и тесной связи с правительствами Соединенных Штатов и Великобритании, Французское Правительство внимательно изучило ноты Правительства СССР от 4 и 15 августа 1953 года, в которых содержится ответ на предложения, представленные 15 июля тремя западными державами. С Правительством Германской Федеральной Республики и с германскими властями Берлина были проведены консультации.

II. В намерение Французского Правительства не входит ни отвергать еще раз критические замечания Советского Правительства в отношении политики, проводимой тремя державами, ни продолжать, таким образом, в ущерб укреплению мира, бесполезную дискуссию.

III. Французское Правительство полностью резервирует поэтому свое суждение относительно различных утверждений, содержащихся в советских нотах от 4 и 15 августа, и намеревается ограничить свои замечания проблемами срочного характера, возникающими в связи с созывом совещания Министров Иностранных Дел, предлагаемым в его ноте от 15 июля с. г.

IV. Был бы сделан подлинный шаг к миру и было бы достигнуто ослабление международного напряжения, если бы удалось немедленно решить некоторые проблемы, связанные с Германией, и заключить австрийский государственный договор. Желательно, следовательно, чтобы этому было посвящено совещание Министров Иностранных Дел; вынесение же на обсуждение всей совокупности сложных вопросов, как это предлагается Советским Правительством, только задержало бы и помешало успеху предусматриваемых переговоров. Решение германской и австрийской проблем способствовало бы успешному обсуждению других важных вопросов. Французское Правительство считает необходимым также заметить, что рассмотрение некоторых из этих других вопросов было уже поручено таким международным организациям, как Организация Объединенных Наций, или таким международным совещаниям, как политическая конференции по Корее, где будет представлена Китайская Народная Республика; участие последней в предлагаемом совещании Министров Иностранных Дел четырех держав не могло бы быть, таким образом, оправданным.

V. Советское Правительство предложило для обсуждения германской проблемы процедуру, которая кажется сложной и применение которой при самых благоприятных обстоятельствах было бы связано только с большой потерей времени. Нота Советского Правительству от 15 августа предусматривает в действительности серию комбинаций, результатом которых было бы отнесение на неопределенный срок проведения свободных выборов в Федеральной Республике, в Восточной Зоне Германии и в Берлине. Германское Правительство, которое не опиралось бы на свободно выраженную путем всеобщего голосования народную волю, не имело бы никакого качества, необходимого для того, чтобы принять важные для будущего германской нации решения. Таким образом, проблема свободных выборов является решающей для германского урегулирования в целом. Французское Правительство считает поэтому, что совещание Министров Иностранных Дел должно быть посвящено германской проблеме, разрешение которой является важнейшим элементом урегулирования во всем мире, и и первую очередь должно заняться вопросом о свободных выборах и о статуте будущего Германского Правительства.

VI. Кроме того, следует отметить, что Французское Правительство, предлагая в своей ноте от 15 июля, чтобы вопрос о свободных выборах бил изучен в первую очередь, не сформулировало никаких предварительных условий, касающихся образования Комиссии по обследованию. Поэтому кажется, что в данном случае Советское Правительство неправильно поняло смысл этого сообщения.

VII. Французское Правительство никогда не считало, что восстановление свободы и независимости Австрии, которая в силу Московской декларации от ноября 1943 года должна рассматриваться как освобожденная страна, зависит от прогресса, достигнутого в решении германского вопроса. Оно считает, что эти два вопроса совершенно не связаны между собой. По его мнению, ничто не должно отныне препятствовать заключению Австрийского Договора. В связи с этим Французское Правительство сожалеет, что Советское Правительство не приняло его предложения, предусматривающего созыв Заместителей Министров Иностранных Дел по Австрии на 31 августа с. г. Оно продолжает, однако, надеяться, что Министры Иностранных Дел смогут прийти к соглашению по австрийскому государственному договору, когда они встретятся.

VIII. Будучи убеждено в том, что обсуждение этих вопросов послужит больше искомому результату, чем обмен нотами, Французское Правительство возобновляет направленное Советскому Правительству приглашение участвовать в совещании Министров Иностранных Дел, которое могло бы состояться в Лугано 15 октября. Французское Правительство полагает, что Швейцарское Правительство отнеслось бы благожелательно к этому предложению.

Нота Советского Правительства от 28 сентября 1953 года

Советское Правительство подтверждает получение ноты Французского Правительства от 2 сентября, являющейся ответом на ноты Советского Правительства от 4 августа и от 15 августа.

Ознакомление с нотой от 2 сентября показывает, что в ответе Французского Правительства обойдены поставленные Советским Правительством вопросы, рассмотрение которых могло бы содействовать урегулированию назревших международных проблем и вместе с тем укреплению мира и международной безопасности.

В своей ноте от 4 августа Советское Правительство предложило рассмотреть вопрос о мероприятиях, содействующих общему уменьшению напряженности в международной обстановке, а также германский вопрос, включая проблему восстановления единства Германии и заключение мирного договора. В дополнение к этому в ноте от 15 августа Советское Правительство изложило основные вопросы, связанный с неотложными задачами разрешения германской проблемы.

Выдвигая эти предложения, Советское Правительство ставило и ставит своей целью достижение таких соглашений, которые отвечали бы стремлениям народов к упрочению мира и содействовало бы разрешению вопроса о Германии в соответствии с интересами миролюбивых народов Европы, равно как и самого германского народа. Поставленные в указанных нотах Советского Правительства вопросы приобрели к настоящему времени еще большее значение.

Прежде всего, по вопросу об ослаблении международного напряжения, важность чего не оспаривается и в ноте Французского Правительства от 2 сентября.

Советское Правительство отмечало тот факт, что достижение перемирия в Корее создало благоприятное положение, чтобы добиться уменьшения напряжения в международной обстановке. Однако, в последнее время создались новые затруднения в разрешении корейского вопроса. Сам созыв политической конференции по корейскому вопросу наталкивается на серьезные трудности, поскольку при определении состава политической конференции на 7-й сессии Генеральной Ассамблеи в результате всякого рода мер со стороны Соединенных Штатов Америки была проявлена недопустимая однобокость и грубая недооценка важности согласованных действий с такими непосредственно заинтересованными странами, как Китайская Народна Республика и Корейская Народно-Демократическая Республика. Между тем, успех политической конференции по многом зависит от совместных усилий обеих заинтересованных сторон и участия других государств, которые содействовали достижению перемирия и стремятся к окончательному урегулированию корейского вопроса. Обращает на себя внимание и агрессивность южнокорейской лисынмановской клики, не перестающей повторять угрозы нарушить перемирие.

В отношении стран Азии нельзя игнорировать и другие назревшие политические проблемы, имеющие особое значение для национальных интересов этих государств и для упрочения мира. В этой связи прежде всего следует указать на необходимость восстановления законных прав Китайской Народной Республики, которой должно быть обеспечено восстановление ее неотъемлемых прав в Организации Объединенных Наций, чему мешает теперь только сопротивление отдельных государств. В интересах облегчения международного напряжения необходимо безотлагательное урегулирование такого рода вопросов. Сюда относится и ряд важных вопросов, затрагивающих положение в странах Юго-Восточной Азии и Тихого океана. В урегулировании таких проблем, как и для достижения общего уменьшения напряженности в международных отношениях, необходимо постоянное участие Китайской Народной Республики. Как известно, при самом закладывании основ Организации Объединенных Наций было именно таким образом определено место Китая в решении основных вопросов мира и безопасности народов.

Что касается Европы, то последние политические события в Западной Германии усилили тревогу в миролюбивых странах.

В Западной Германии,— особенно ввиду нажима со стороны иностранных кругов, опирающихся на крупные германские монополии,— усиливается влияние реваншистских элементов, которые вновь заговорили на языке агрессивной политики «Drang nach Osten», уже принесшей не только другим народам, но и самому германскому народу неисчислимые бедствия. Хотя провал этой политики неизбежен, миролюбивые государства Европы, и особенно соседи Западной Германии, не могут проходить мимо указанных отрицательных фактов политического развития в Западной Германии, поскольку в центре Европы все больше поднимают голову вчерашние гитлеровцы и нарастает угроза создания нового опасного очага агрессии.

В ноте от 4 августа Советское Правительство, учитывая опасности проводимой Северо-атлантическим блоком агрессивной политики, подчеркивало значение вопроса о сокращении вооружений и недопущении военных баз на территориях чужих государств. Обходить рассмотрение этого вопроса,— значило бы игнорировать то, что имеет важнейшее значение для ослабления международного напряжения. Именно продолжающаяся гонка вооружений, особенно в связи с накоплением атомного, водородного и другого оружия массового уничтожения людей, требует того, чтобы не откладывалось рассмотрение вопроса о сокращении вооружений и о запрещении атомного, водородного и другого оружия массового уничтожения, с установлением действенного международного контроля за выполнением соответствующих соглашений. Нельзя также отрицать, что создание некоторыми державами в странах Европы, Африки, Азии военно-воздушных и военно-морских баз, особенно многочисленных вблизи границ СССР и стран народной демократии, преследует агрессивные цели. Отказ от рассмотрения вопроса о военных базах на территориях чужих государств, естественно, может быть расценен как нежелание содействовать ослаблению международного напряжения, что способно подорвать доверие ко всяким заявлениям о стремлении к урегулированию назревших международных проблем.

Поскольку как Советское Правительстве, так и Правительство Франции неоднократно высказывали свои стремления к уменьшению международного напряжения, нельзя пройти мимо того факта, что не прекращается пропаганда новой войны и призывы в новым актам агрессии и что правительства некоторых государств открыто перешли к актам диверсий, террора и саботажа в странах демократического лагеря. Известное решение Генеральной Ассамблеи, осуждающее пропаганду войны, зачастую не только не проводится, но и открыто попирается ответственными официальными кругами некоторых государств, восхваляющими «политику силы», усиление «холодной войны» и т. п. Совершенно очевидно, что для уменьшения напряжения в международных отношениях необходимо принять такие меры, которые дали бы эффективный отпор продолжающейся пропаганде новой войны и всем попыткам со стороны агрессивных кругов подорвать уверенность народов в сохранении и укреплении мира и международной безопасности.

Из всего сказанного следует, что назрели важные проблемы международного значения, требующие безотлагательного совместного рассмотрения при участии Франции, Великобритании, Соединенных Штатов Америки, Китайской Народной Республики и Советского Союза, поскольку, в соответствии с Уставом ООН, прежде всего, на этих странах лежит ответственность за обеспечение мира и международной безопасности.

В соответствии с этим Советское Правительство в ноте от 4 августа предложило рассмотреть на совещании Министров Иностранных Дел вопрос о мероприятиях по уменьшению напряженности в международных отношениях. Значение обсуждения такого рода важных международных вопросов совершенно очевидно. Тем не менее в ноте Французского Правительства от 2 сентября совершенно недооценивается необходимость разрядки напряженности в международной обстановке, поскольку в ответе Французского Правительства обойдены упомянутые выше важные и вместе с тем назревшие международные проблемы.

В своих нотах от 4 и 15 августа Советское Правительство предлагало также всесторонне рассмотреть на совещании Министров Иностранных Дел германскую проблему. При этом Советское Правительство предлагало обсудить следующие вопросы:

1. Созыв мирной конференции для рассмотрения вопроса о мирном договоре с Германией;

2. Образование Временного Общегерманского правительства и проведение свободных общегерманских выборов;

3. Облегчение финансово-экономических обязательств Германии, связанных с последствиями войны.

Из всех этих вопросов в ноте Французского Правительства от 2 сентября затрагивается только вопрос об общегерманских выборах и полностью игнорируются все другие вопросы, имеющие первостепенное значение для решения германской проблемы. Такая позиция тем более несостоятельна, что общегерманские выборы являются чисто внутренним делом Германии, которое должно решаться самим германским народом при недопущении вмешательства со стороны иностранных держав.

С другой стороны, нота от 2 сентября проходит мимо тех коренных вопросов, относящихся к Германии, решение которых в настоящих условиях невозможно без активного участия и содействия четырех оккупационных держав: Франции, Англии, США и СССР.

Советское Правительство дважды направляло Правительству Франции, равно как и Правительствам Англии и США, свой проект Основ мирного договора с Германией с предложением обсудить этот проект или представить для рассмотрения свой проект мирного договора. Прошло полтора года, но Правительство Франции не высказало своего мнении по поводу советского проекта мирного договора и не представило своего собственного проекта.

В ноте от 15 августа с. г. Советское Правительство предложило созвать в течение шести месяцев мирную конференцию с участием всех заинтересованных государств, с обеспечением должного представительства Германии на всех стадиях подготовки мирного договора и на мирной конференции. В ответной ноте Французского Правительства обойден вопрос о созыве мирной конференции, хотя невозможно оспаривать значение такой конференции.

Объединению Германии на мирных и демократических началах, согласно предложению Советского Правительства, должно было бы содействовать образование Временного Общегерманского демократического правительства. Такое правительство либо могло бы заменить оба существующих правительства в Восточной и Западной Германии впредь до проведения общегерманских свободных выборов, либо могло бы временно взять на себя некоторые общегерманские функции и, прежде всего, подготовку и проведение общегерманских свободных выборов, при сохранении ныне существующих правительств в Восточной и Западной Германии. Правительство Франции не согласилось с с этим предложением Советского Правительства. При таком отношении к указанному предложению Советского Союза исключаются практически возможные мероприятия в направлении восстановления единства Германии, поскольку не создается какого-либо общегерманского органа, который мог бы осуществлять волю германского народа при самой подготовке общегерманских выборов. Из этого, вместе с тем, следует, что имеется намерение проведение общегерманских выборов фактически передать в руки оккупационных держав, что создает возможность недопустимого давления иностранных властей на весь ход подготовки и проведения выборов. В ноте от 2 сентября Правительство Франции отказалось, наконец, от создания так называемой «нейтральной комиссии» из представителей иностранных государств «по расследованию с целью создания условий» для проведения общегерманских выборов, от чего, как известно, оно не отказывалось еще в своей ноте от 15 июля с. г. и на чем оно до этого настаивало в течение многих месяцев. Но в таком случае должны были бы отпасть возражения против советского предложения о том, чтобы дело проведения выборов было предоставлено самим немцам Восточной и Западной Германии, без какого-либо вмешательства и давления со стороны иностранных держав.

В ноте от 15 августа с. г. Советское Правительство кроме того предлагало Правительствам Франции, Англии и США принять решение по облегчению финансово-экономических обязательств Германии, связанных с последствиями войны, а именно:

освободить Германию с 1 января 1954 года от уплаты репараций и государственных послевоенных долгов четырем державам;

ограничить размеры оккупационных расходов суммами, не превышающими 5 процентов к доходам государственного бюджета Восточной и Западной Германии;

полностью освободить Германию от уплаты задолженности по внешним оккупационным расходам четырех держав, образовавшейся после 1945 года.

Все эти вопросы, относящиеся к облегчению финансово-экономических обязательств Германии, связанных с последствиями войны, обойдены в ноте французского Правительства от 2 сентября. Между тем, принятие предложений Советского Правительства дало бы теперь же серьезное экономическое облегчение германскому народу и содействовало бы подъему германской экономики, чего естественно ожидает население Германии, поскольку со времени окончания войны прошло уже больше восьми лет. Советское Правительство продолжает считать необходимым, чтобы как Правительство Франции, так равным образом и Правительства Англии и США, выразили свое определенное отношение к указанным предложениям СССР.

Необходимость безотлагательного решения указанных коренных вопросов, относящихся к Германии, диктуется тем, что в последнее время предпринимаются все новые меры антидемократического воздействия извне с целью добиться ратификации парламентами соответствующих государств как боннского, так и парижского соглашений, при посредстве которых имеется в виду осуществить милитаризацию Западной Германии и сделать ее послушным орудием агрессивного Северо-атлантического блока. Все это проводится, несмотря на то, что ратификация и осуществление этих соглашений превратили бы Западную Германию в очаг новой агрессии, со всеми вытекающими отсюда опасными последствиями для германского народа и для дела поддержания мира в Европе, и сделала бы невозможным объединение Западной и Восточной Германии в единое государство.

Ввиду такого положения Советское Правительство, соглашаясь с предложением Правительства Франции рассмотреть вопрос об общегерманских выборах, считает, вместе с тем, необходимым, чтобы на совещании Министров Иностранных Дел рассмотрение германской проблемы не ограничивалось только этим вопросом. Необходимо договориться, чтобы на предстоящем совещании обсуждение германской проблемы охватило все основные вопросы, о которых упоминалось выше, причем в этом обсуждении должны принять участие представители как Восточной, так и Западной Германии.

В соответствии с изложенным Советское Правительство предлагает созвать совещание Министров Иностранных Дел, исходя на следующего:

1. Рассмотреть на совещании в составе Министров Иностранных Дел Франции, Англии, Соединенных Штатов Америки, Китайской Народной Республики и Советского Союза мероприятия по уменьшению напряженности в международных отношениях.

2. Обсудить на совещании в составе Министров Иностранных Дел Франции, Англии, Соединенных Штатов Америки и Советского Союза германский вопрос, включая все предложения, выдвинутые в ходе подготовки совещания.

Советское Правительство еще не получило от Правительства Франции ответа на свою ноту от 28 августа, по вопросу об австрийском договоре, и выражает готовность продолжить обсуждение этого вопроса в обычном дипломатическом порядке.

Аналогичные ноты Советское Правительство направляет также Правительствам Англии и США.


Категория: Борьба за обеспечение безопасности в Европе в 1950-х гг., Германский вопрос 1940-е — 1950-е, Статьи по датам | Просмотров: 24 |