Главная » Статьи » Союз Советских Социалистических Республик » Борьба за обеспечение безопасности в Европе в 1950-х гг.

Нота Советского Правительства Правительствам Франции, Великобритании и США по германскому вопросу
Добавлено 03.10.2020, 22:32

Правда, 17 августа 1953, № 229 (12797), стр. 2

Нота Советского Правительства Правительствам Франции, Великобритании и США по германскому вопросу

Советское Правительство считает необходимым вновь обратить внимание Правительства Франции, равно как и Правительств Англии и США, на то ненормальное положение, когда по истечении восьми лет со времени окончания войны в Европе Германия не имеет мирного договора, остается расколотой на западную и восточную части, находится в неравноправном положении по отношению к другим государствам. Такое положение противоречит стремлениям миролюбивых народов к укреплению мира в Европе и, вместе с тем, является нарушением законных национальных интересов германского народа.

Еще 10 марта 1952 года Советское Правительство представило на рассмотрение Правительств Франции, США и Англии проект Основ мирного договора с Германией, по поводу которого Правительства Франции, Англии и США до сих пор не выразили своего отношения (Проект Основ мирного договора с Германией прилагается). Правительства Франции, Англии и США также не представили и своего проекта мирного договора. Из этого следует, что правительства трех указанных держав недооценивают важности вопроса о мирном договоре с Германией. Вопрос о мирном договоре с Германией все больше затягивается, за что ответственность несут, прежде всего, Правительства Франции, Англии и США.

Отказываясь от рассмотрения вопроса о мирном договоре с Германией, Правительства Франции, Англии и США пошли по другому пути.

26 мая 1952 года Правительства Франции, Англии и США вместе с боннским правительством Аденауэра подписали «Договор об отношениях между тремя державами и Федеральной Республикой Германии», который известен как «боннское соглашение», а 27 мая того же года Правительствами Франции, Италии, Бельгии, Голландии и Люксембурга совместно с боннским правительством был подписан Договор о «европейском оборонительном сообществе», известный под именем «парижского соглашения». При этом как «боннское соглашение», так и «парижское соглашение» на 50 лет вперед неразрывно связаны с агрессивным Северо-атлантическим блоком держав.

Как известно, смысл «парижского соглашения» заключается в том, что в Западной Германии под руководством гитлеровских генералов и других реваншистов создаются вооруженные силы, входящие в состав так называемой «европейской армии», предназначенной для агрессивных целей Северо-атлантического блока. Согласно же «боннскому соглашению» Западная Германия остается на положении зависимого государства, подчиненного трем державам, которые, несмотря на формальную отмену оккупационного статута, оставляют свои войска на территории Западной Германии с неограниченными правами вмешательства в ее внутренние дела, что на долгие годы сохраняет закабаление западногерманского населения в условиях видоизмененного режима оккупации.

Это означает, что боннское и парижское соглашения ведут к возрождению германского милитаризма и к превращению Западной Германии в орудие агрессивных планов других держав, претендующих на мировое господство.

Как видно из коммюнике совещания министров иностранных дел Франции, Англии и США, имевшего место в июле 1953 года в Вашингтоне, правительства трех держав решили и дальше проводить политику, направленную на осуществление плана создания «европейской армии и включения в нее западногерманских вооруженных сил во главе с гитлеровскими генералами. В коммюнике прямо указывается, что «три министра иностранных дел подтвердили свое твердое намерение энергично проводить политику, о которой договорились их правительства в рамках Атлантического договора. Эта политика включает работу по созданию европейского единства шести европейских стран, которые уже создали объединение угля и стали, и чьи правительства подписали договор о европейском оборонительном сообществе».

Путь, на который встали Правительства Франции, США и Англии в германском вопросе, ведет к возрождению германского милитаризма, к созданию опасного очага новой агрессии, ко все большему усилению опасности новой войны в Европе. Идти по этому пути — значит, отказаться от тех торжественных международных обязательств, ставивших целью содействовать восстановлению Германии как миролюбивого и демократического государства, которые были приняты Соединенными Штатами Америки и Англией на Потсдамской конференции 1945 года, а затем и присоединившейся Францией.

Другой путь — это путь, который соответствует миролюбивым целям и обязательствам, взятым на себя четырьмя державами в отношении Германии сразу же после окончания войны, и который отвечает интересам укрепления мира в Европе. При этом нельзя, конечно, не считаться с тем, что со времени Потсдамской конференции прошли восемь лет и что с тех пор произошли немалые изменения, которые должны быть учтены при окончательном урегулировании германского вопроса. Однако, основные цели Потсдамского соглашения — содействовать созданию миролюбивой и демократической Германии — выражают по-прежнему интересы всех европейских народов, в том числе и германского народа, и должны быть обеспечены путем заключения мирного договора с Германией.

Решение этой задачи создает условия для еще небывалого подъема Германии с ее большими возможностями в развитии экономики и культуры. Никто не может отрицать, что возрождение Германии как великой державы, достойной занять соответствующее место среди других держав, возможно только на пути мирного и демократического развития германского государства, на пути дружественного сотрудничества с другими государствами, стремящимися к укреплению мира и международной безопасности. Опыт истории показывает, что путь войны уже не раз приводил Германию к национальной катастрофе и что за последствия этого дорого расплачивался германский народ.

Пе подлежит сомнению, что заключение мирного договора с Германией имеет первостепенное значение для урегулирования германской проблемы. Оно будет решающим образом содействовать упрочению мира в Европе и позволит окончательно разрешить соответствующие вопросы, возникшие вследствие второй мировой войны, в чем кровно заинтересованы государства Европы, пострадавшие от гитлеровской агрессии, и прежде всего соседи Германии. Заключение мирного договора с Германией необходимо также ввиду того, что угроза восстановления германского милитаризма, дважды развязавшего мировую войну, не устранена, поскольку все еще остаются невыполненными соответствующие постановления Потсдамской конференции. Мирный договор с Германией установит для германского народа прочные условия мира, будет содействовать развитию Германии как единого, независимого, демократического и миролюбивого государства, обеспечит германскому народу возможность мирного сотрудничества с другими народами на началах равноправия.

Правительства Франции, Англии и США мотивируют свой отказ от рассмотрения мирного договора с Германией тем, что еще не существует общегерманского правительства, которое могло бы принять участие в подготовке договора. Однако, такого рода мотивы отказа от рассмотрения мирного договора не соответствуют действительному положению дела. В действительности, политика Франции, США и Англии ведет к тому, что не только все дальше откладывается рассмотрение вопроса о мирном договоре, но одновременно с этим откладывается также решение вопроса об образовании общегерманского правительства, так как эта политика направлена на закрепление раскола Германии, на недопущение восстановления единства Германии.

В настоящее время проводятся все новые меры нажима, чтобы боннское и парижское соглашения были ратифицированы соответствующими государствами, несмотря на имеющееся серьезное противодействие этому со стороны парламентов некоторых государств. Этот нажим, особенно со стороны Правительства США, имеет целью ускорить создание вооруженных сил Западной Германии и включение их в предусмотренную парижским соглашением «европейскую армию» с тем, чтобы зависимую от держав Северо-атлантического блока Западную Германию превратить в орудие для осуществления планов этого блока. Но включение Западной Германии в «европейскую армию», а вместе с тем и в Северо-атлантический блок будет означать, что Западную Германию уже нельзя будет рассматривать как миролюбивое государство. Включение Западной Германии в «европейскую армию» и в Северо-атлантический блок сделает невозможным объединение Западной и Восточной Германии в единое государство. Миролюбивые народы всей Европы заинтересованы в создании единой и миролюбивой Германии, как в этом заинтересован и сам германский народ. Но с того времени, как боннское правительство вовлечет Западную Германию в агрессивный Северо-атлантический блок, сделается невозможным объединение Западной и Восточной Германии. Именно поэтому подавляющее большинство немцев не только в Германской Демократической Республике, но и в Западной Германии выступает против планов правительства Аденауэра о вовлечении Западной Германии в «европейскую армию» и в Северо-атлантический блок, и в этим отношении на их стороне находятся миролюбивые народы всей Европы.

Из сказанного видно, что политика Правительств Франции, США и Англии, равно как и правительства Аденауэра, направлена не на объединение Германии и не на образование общегерманского правительства, а на то, чтобы на долгие годы оставить Германию расколотой на части. Такая политика прямо направлена на противодействие образованию общегерманского демократического правительства. Следовательно, отказ от рассмотрения мирного договора с Германией под предлогом отсутствия общегерманского правительства не отражает действительных мотивов этого отказа.

Из сказанного также видно, что нынешняя политика Правительств Франции, Англии и США направлена как против решения вопроса о мирном договоре, так и против объединения Германии на миролюбивых и демократических основах, против образования обшегерманского демократического правительства.

Правительства Франции, Англии и США вместо решения вопроса об образовании общегерманского демократического правительства вносят другое предложение. Они предлагают обсудить вопрос об общегерманских выборах, но сводят это дело к рассмотрению четырьмя державами их предложения о назначении так называемой нейтральной комиссии из представителей иностранных государств «по расследованию с целью создания условий» для проведения этих выборов. Это нельзя расценить иначе, как попытку передать проведение выборов в Германии в руки иностранных держав, навязать с этой целью германскому народу всяких иностранных «обследователей», будто дело идет не о Германии, имеющей многолетние демократические традиции, а о какой-то бесправной колонии. Такое предложение ведет к отстранению германского народа от решения его внутренних вопросов, является выражением грубого недоверия к германскому народу и, естественно, вызывает отпор со стороны широких кругов населения Германии.

Указанное предложение Правительств Франции, Англии и США в основе своей расходится с принципами демократизма, нашедшими свое выражение в Потсдамских решениях. Это предложение, по заявлению трех держав, согласовано с правительством Аденауэра, которое служит интересам крупнейших капиталистических монополий Западной Германии, которое все больше развязывает руки вчерашним гитлеровцам и открытым фашистам для подавления немецких демократических сил, которое является рупором крайних германских националистов и реваншистов, стремящихся к возрождению германского милитаризма и к новым завоевательным войнам. При этом нельзя забывать о том, что правительство Аденауэра неизменно выступало против самой возможности согласования политики четырех держав по германскому вопросу, так как оно полностью связало свою судьбу с планами восстановления германского милитаризма, с планами подготовки новой войны в Европе. Именно ради этих антинародных целей оно добивается ратификации парижского и боннского соглашений, несмотря на то, что эти соглашения противоречат национальным интересам германского народа и означают превращение Западной Германии в зависимое государство, закабаляя западногерманское население на долгие годы.

Таким образом как парижское, так и боннское соглашения не имеют ничего общего с интересами восстановления единства демократической Германии и действительные цели этих соглашений направлены против основных принципов Потсдамской конференции, на которой США, Англии и СССР, а также присоединившаяся к ним Франция, решили обеспечить восстановление единой Германии как миролюбивого и демократического государства.

Из всего сказанного видно, что вопрос о восстановлении национального единства демократической Германии был и остается основным вопросом для германского народа, в решении которого заинтересованы миролюбивые народы всей Европы. Никакие отговорки не могут оправдать дальнейшей отсрочки в этом деле, поскольку в настоящих условиях главная ответственность за его решение лежит на Правительствах США, Англии, Франции и СССР. Во всяком случае не должны откладываться такие мероприятия, которые могут служить хотя бы постепенному разрешению вопроса об объединении Германии, об образовании общегерманского демократического правительства.

Правительство СССР обращается к Правительству Франции, а также к Правительствам Англии и США с предложением теперь же предпринять практические меры, направленные на урегулирование германской проблемы.

В соответствии с изложенным Советское Правительство считает неотложным разрешение следующих основных вопросов в отношении Германии:

1. Созыв мирной конференции для рассмотрения вопроса о мирном договоре с Германией.

Советское Правительство полагает, что такая конференция с участием всех заинтересованных государств может быть созвана в течение ближайших шести месяцев, и не видит оснований для дальнейших отсрочек созыва мирной конференции. Вся предварительная работа по подготовке мирного договора с Германией могла бы быть окончена в течение указанного срока. При этом важно обеспечить соответствующее участие представителей Германии на всех стадиях подготовки мирного договора и на мирной конференции. Впредь до образования Временного Общегерманского правительства в подготовке мирного договора могли бы участвовать представители существующих правительств Восточной и Западной Германии.

2. Образование Временного Общегерманского правительства и проведение свободных общегерманских выборов.

С целью восстановления национального единства Германии на миролюбивых и демократических началах Советское Правительство предлагает, чтобы парламенты Германской Демократической Республики и Германской Федеральной Республики, с широким участием демократических организаций, образовали Временное Общегерманское правительство. Такое правительство может быть создано путем непосредственного соглашения между Восточной и Западной Германией в порядке замены ныне существующих правительств Германской Демократической Республики и Германской Федеральной Республики. В случае, если это окажется затруднительным в данное время, то Временное Общегерманское правительство может быть создано и при сохранении на некоторый срок правительств Германской Демократической Республики и Германской Федеральной Республики, причем в этом случае. Временное Общегерманское правительство, очевидно, будет обладать на первой стадии только ограниченными функциями. Однако, и при таком положении образование Временного Общегерманского правительства будет представлять собой реальный шаг вперед по пути объединения Германии, которое должно получить свое полное завершение в создании Общегерманского правительства на основе действительно свободных общегерманских выборов.

Задачи Временного Общегерманского правительства:

а) Временное Общегерманское правительство могло бы разрешать такие неотложные вопросы общегерманского значения, как: представительство Германии при подготовке мирного договора, а также представительство в международных организациях; недопущение вовлечения Германии в коалиции или военные союзы, направленные против любой державы, принимавшей участие своими вооруженными силами в войне против гитлеровской Германии; вопросы германского гражданства; обеспечение свободной деятельности демократических партий и организаций и недопущение существования фашистских, милитаристских и других организаций, враждебных демократии и делу сохранения мира; расширение торговых отношений между Восточной и Западной Германией; вопросы транспорта, почтовой и телеграфной связи; вопросы о свободном передвижении людей и товаров, независимо от установленных зональных границ; развитие экономических и культурных связей между Восточной и Западной Германией и другие вопросы, затрагивающие интересы всего германского народа.

б) Главной задачей Временного Общегерманского правительства при этом должна быть подготовка в проведение общегерманских свободных выборов, в результате которых сам германский народ, без вмешательства иностранных держав, решит вопрос об общественном и государственном устройстве демократической Германии.

Временное Общегерманское правительство должно выработать проект общегерманского избирательного закона, обеспечивающего действительно демократический характер общегерманских выборов, участие в выборах всех демократических организаций и недопущение давления на избирателей со стороны крупных монополий. От его свободного решения должно зависеть признание целесообразности проверки наличия во всей Германии условий, необходимых для осуществления демократических выборов, как и принятие мер по обеспечению таких условий.

Вместе с тем, Советское Правительство считает необходимым, чтобы Правительствами Франции, США, Англии и СССР были приняты меры по проведению общегерманских выборов в условиях действительной свободы, исключающей какое бы то ни было давление со стороны иностранных держав при проведении этих выборов.

3. Облегчение финансово-экономических обязательств Германии, связанных с последствиями войны.

Учитывая, что Германия уже выполнила значительную часть своих финансово-экономических обязательств в отношении СССР, Франции, Англии и США, связанных с последствиями войны, и считаясь с необходимостью облегчить экономическое положение Германии, Правительство СССР признает неотложным принятие в связи с этим соответствующих решений.

а) Советское Правительство считает необходимым, чтобы, начиная с 1 января 1954 года, Германия была полностью освобождена от уплаты репараций, а равным образом и от уплаты четырем державам государственных послевоенных долгов, за исключением задолженности по торговым обязательствам.

б) Советское Правительство считает также необходимым ограничить размеры расходов, связанных с пребыванием войск четырех держав на территории Германии. С этой целью предлагается, чтобы суммы расходов на подержание этих войск за год не превышали 5 проц. к доходам государственного бюджета Германской Демократической Республики и Германской Федеральной Республики и во всяком случае не превышали суммы оккупационных расходов 1949 года, когда на размерах оккупационных расходов еще не сказалось образование Северо-атлантического блока.

Советское Правительство предлагает вместе с тем, чтобы Германия была полностью освобождена от уплаты задолженности по внешним оккупационным расходам четырех держав, которая образовалась после 1945 года.

Советское Правительство выражает уверенность в том, что соглашение между СССР, Францией, США и Англией по германскому вопросу и принятие уже в ближайшее время решений по изложенным выше предложениям будет служить уменьшению напряженности в международных отношениях, содействуя тем самым укреплению мира и международной безопасности.

Аналогичные ноты направлены Советским Правительством Правительствам Англии и США.

Москва, 15 августа 1953 года.

ПРОЕКТ СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

о мирном договоре с Германией.

Со времени окончания войны с Германией прошло почти семь лет, а Германия все еще не имеет мирного договора, находится в состоянии раскола, продолжает оставаться в неравноправном положении по отношению к другим государствам. С таким ненормальным положением необходимо покончить. Это отвечаем стремлениям всех миролюбивых народов. Без скорейшего заключения мирного договора с Германией нельзя обеспечить справедливого отношения к законным национальным интересам германского народа.

Заключение мирного договора с Германией имеет важное значение для укрепления мира в Европе. Мирный договор с Германией позволит окончательно разрешить вопросы, возникшие вследствие второй мировой войны. В разрешении этих вопросов кровно заинтересованы государства Европы, пострадавшие от гитлеровской агрессии, особенно соседи Германии. Заключение мирного договора с Германией будет способствовать улучшению международной обстановки в целом и тем самым способствовать установлению прочного мира.

Необходимость ускорить заключение мирного договора с Германией диктуется тем, что опасность восстановления германского милитаризма, дважды развязавшего мировую войну, не устранена, так как все еще остаются невыполненными соответствующие постановления Потсдамской конференции. Мирный договор с Германией должен обеспечить устранение возможности возрождения германского милитаризма и германской агрессии.

Заключение мирного договора с Германией установит для германского народа прочные условия мира, будет содействовать развитию Германии, как единого, независимого, демократического и миролюбивого государства в соответствии с потсдамскими постановлениями и обеспечит германскому народу возможность мирного сотрудничества с другими народами.

Исходя из итого, Правительства Советского Союза, Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Франции решили безотлагательно приступить к выработке мирного договора с Германией.

Правительства СССР, США, Великобритании и Франции считают, что подготовка мирного договора должна осуществляться при участии Германии в лице обще германского правительства и что мирный договор с Германией должен быть построен на следующих основах:

Основы мирного договора с Германией

УЧАСТНИКИ

Великобритания, Советский Союз, США, Франция,Польша, Чехословакия, Бельгия, Голландия и другие государства, участвовавшие своими вооруженными силами в войне против Германии.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Германия восстанавливается как единое государство. Тем самым кладется конец расколу Германии и единая Германия получает возможность развития в качестве независимого, демократического, миролюбивого государства.

2. Все вооруженные силы оккупирующих держав должны быть выведены из Германии не позднее, чем через год со дня вступления в силу мирного договора. Одновременно с этим будут ликвидированы все иностранные военные базы на территории Германии.

3. Германскому народу должны быть обеспечены демократические права с тем, чтобы все лица, находящиеся под германской юрисдикцией, без различия расы, пола, языка или религии, пользовались правами человека и основными свободами, включая свободу слова, печати, религиозного культа, политических убеждений и собраний.

4. В Германии должна быть обеспечена свободная деятельность демократических партий и организаций, с предоставлением им права свободно решать свои внутренние дела, проводить съезды и собрания, пользоваться свободой печати и изданий.

5. На территории Германии не должно быть допущено существование организаций, враждебных демократии и делу сохранения мира.

6. Всем бывшим военнослужащим немецкой армии, в том числе офицерам и генералам, всем бывшим нацистам, за исключением тех, кто отбывает наказание по суду за совершенные ими преступления, должны быть предоставлены гражданские и политические права наравне со всеми другими немецкими гражданами для участия в строительстве миролюбивой демократической Германии.

7. Германия обязуется не вступать в какие-либо коалиции или военные союзы, направленные против любой державы, принимавшей участие своими вооруженными силами в войне против Германии.

ТЕРРИТОРИЯ

Территория Германии определяется границами, установленными постановлениями Потсдамской конференции великих держав.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

На Германию не налагается никаких ограничений в развитии ее мирной экономики, которая должна служить росту благосостояния германского народа.

Германия не будет также иметь никаких ограничений в отношении торговли с другими странами, в мореплавании, в доступе на мировые рынки.

ВОЕННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Германии будет разрешено иметь свои национальные вооруженные силы (сухопутные, военно-воздушные и военно-морские), необходимые для обороны страны.

2. Германии разрешается производство военных материалов и техники, количество или типы которых не должны выходить за пределы того, что требуется для вооруженных сил, установленных для Германии мирным договором.

ГЕРМАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Государства, заключившие мирный договор с Германией, поддержат обращение Германии о принятии ее и члены Организации Объединенных Наций.


Категория: Борьба за обеспечение безопасности в Европе в 1950-х гг., Германский вопрос 1940-е — 1950-е, Статьи по датам | Просмотров: 18 |