Главная » Статьи » Союз Советских Социалистических Республик » Борьба за обеспечение безопасности в Европе в 1950-х гг.

Ноты Советского Правительства Правительствам США, Великобритании и Франции о созыве совещания Министров Иностранных Дел
Добавлено 25.09.2020, 15:35

Правда, 5 августа 1953, № 217 (12785), стр. 2

Ноты Советского Правительства Правительствам США, Великобритании и Франции о созыве совещания Министров Иностранных Дел

15 июля Посольствами СССР в Вашингтоне, Лондоне и Париже были получены ноты Правительств США, Великобритании и Франции относительно созыва совещания Министров Иностранных Дел США, Великобритании, Франции и Советского Союза.

4 августа Министерство Иностранных Дел Союза ССР направило Посольствам США, Великобритании и Франции в Москве ответные ноты Советского Правительства.

Ниже публикуются текст ноты Правительства США от 15 июля 1953 г. и текст ответной ноты Советского Правительства от 4 августа 1953 г.

Нота Правительства США от 15 июля 1953 года

Государственный секретарь свидетельствует свое уважение Временному поверенному в делах Союза Советских Социалистических Республик и просит его передать своему Правительству следующее.

Развитие международной обстановки и недавние события в Восточной Германии и Берлине усилили всеобщее желание сделать мир более прочным и уменьшить существующее напряжение путем, соответствующим основному праву на свободу.

Признавая тот факт, что прочный мир может быть обеспечен в конечном счете лишь тогда, когда будут урегулированы некоторые основные проблемы, такие как находящееся под контролем разоружение. Правительство Соединенных Штатов желает в настоящее время решить те проблемы, которые могут быть урегулированы в скором будущем.

Заключение германского и австрийского договоров, которое сильно запоздало, представляет собой существенный злемент в вопросе европейского урегулирования, который Правительство Соединенных Штатов рассматривает как важный вклад в дело мира.

Германский мирный договор может быть выработан только при участии свободного и представительного обшегерманского правительства, имеющего возможность свободно обсуждать такой договор. Такое правительство может быть образовано только в результате свободных выборов.

Условия, при которых такое правительство должно быть образовано и при которых оно будет иметь полную свободу действий, представляют собой проблему, поддающуюся решению в скором будущем, если будет проявлена добрая воля всеми сторонами. Ровным образом является ясным, что не может быть достигнут действительный прогресс о направлении общего ослабления напряженности в Европе, пока эта проблема остается нерешенной.

В своих нотах Советскому Правительству, последней из которых была нота от 23 сентября 1952 г. и ответ на которую еще не получен, Правительство Соединенных Штатов сделало конструктивные предложения, которые нашли полное отражение в резолюции германского бундестага от 10 июля сего года. Эти предложения направлены к тому, чтобы удовлетворить единодушное желание германского народа к объединению в условиях свободы.

Имея в виду еще большую неотложность, которую придали вопросу об объединении Германии недавние события, Правительство Соединенных Штатов полно решимости сделать новое усилие с тем, чтобы положить конец ненормальному положению, в котором вынужден находиться германский народ. Было решено, поэтому после консультации с Германским Федеральным Правительством и немецкими властями в Берлине, предложить Советскому Правительству созвать совещание Министров Иностранных Дел Франции, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Советского Союза. Это совещание ограниченной продолжительности могло бы начаться примерно в конце сентября, в месте, которое должно быть взаимно согласовано. Вопросами, подлежащими обсуждению, должны быть следующие:

1. Организация свободных выборов в Федеральной Республике, в Восточной зоне Германии и в Берлине. Это повлечет за собой обсуждение наряду с другими вопросами вопросов о необходимых гарантиях свободы передвижения, свободы действий для политических партий, свободы печати и прав на основные свободы всех немцев до выборов, в ходе выборов и после выборов.

2. Условия образования свободного общегерманского правительства со свободой действий во внутренних и внешних делах.

Таковы существенные шаги, которые должны предшествовать открытию совещания с Советским Правительством по вопросу о германском мирном договоре, являющемся самим по себе важным элементом в деле общего урегулирования.

Правительство Соединенных Штатов считает также, что на этом первом совещании должно быть наконец достигнуто соглашение по австрийскому договору.

Нота Советского Правительства от 4 августа 1953 года

15 июля Советское Правительство получило ноту Правительства США и одновременно с этим ноты правительств Англии и Франции, из которых видно, что на июльском совещании министров иностранных дел США, Англии и Франции в Вашингтоне было решено созвать совещание министров иностранных дел указанных трех держав и Советского Союза. При этом в нотах сообщались предлагаемая тремя министрами повестка дня и время созыва совещания министров иностранных дел США, Англии, Франции и Советского Союза.

Из сказанного выше следует, что министры иностранных дел США, Англии и Франции, вопреки международным обычаям, взяли на себя предварительное рассмотрение вопросов совещания министров иностранных дел четырех держав, сделав это без участия представителя Советского Союза. Такое положение нельзя признать нормальным. К тому же оно находится в явном противоречии с имеющимися соглашениями о совещаниях министров иностранных дел. Кроме того, предварительный сговор трех министров иностранных дел может оказать отрицательное влияние на весь ход совещания министров иностранных дел четырех держав. Такой вывод, естественно, вытекает из того, что три участника этого совещания заранее связали себя сепаратными соглашениями, даже не попытавшись осуществить, — как это неоднократно делалось ранее, — свободное и не стесненное теми или иными частными обязательствами обсуждение назревших международных проблем.

В настоящих международных условиях совещания держав имеют большое значение для урегулирования спорных международных вопросов. Именно теперь, когда усилия миролюбивых государств сделали возможным положить конец войне в Корее и заключить перемирие, создались благоприятные условия, чтобы добиться уменьшения напряжения в международной обстановке. Разумеется, успешное разрешение этой задачи зависит от усилий всех больших и малых миролюбивых государств. Однако ответственность на поддержание мира и международной безопасности лежит, прежде всего, как это видно из Устава Организации Объединенных Наций, на пяти державах — Соединенных Штатах Америки, Англии, Франции, Советском Союзе, Китайской Народной Республике. Игнорировать это обстоятельство было бы не в интересах поддержания и укрепления мира и международной безопасности. С другой стороны, придавать какое-то особое значение таким событиям, как фашистская авантюра в Берлине 17 июня, которая была делом рук иностранных наймитов и уголовных элементов,— значит предаваться иллюзиям и отвлекать внимание от фактов, действительно важных и имеющих положительное значение для разрядки в международных отношениях.

Ввиду приведенных выше соображений, Советское Правительство высказывается за то, чтобы на совещании министров иностранных дел был рассмотрен вопрос о мероприятиях, содействующих общему уменьшению напряженности в международных отношениях, включая вопросы сокращения вооружений и недопущения иностранных военных баз на территории чужих государств. При этом не следует исключать возможность рассмотрения вопроса о том, в каком именно составе должны быть обсуждены те или иные проблемы международных отношений.

Необходимость рассмотрения упомянутых вопросов диктуется не только положением дел в Европе. Известно, что и положение стран Азии, с ее важными актуальными проблемами, привлекает к себе внимание международных кругов. Из этого также следует, что в обсуждении вопросов о мероприятиях по уменьшению напряженности в международных отношениях необходимо участие Китайской Народной Республики. Великий китайский народ, как никогда объединенный и сплоченный Китайской Народной Республикой, с полным основанием ныне требует восстановления своих законных прав во всех международных делах, и недооценивать важности безотлагательного решения этого вопроса также было бы не в интересах укрепления мира и международной безопасности.

В связи с нотой Правительства США от 15 июля, Советское Правительство выражает свое согласие рассмотреть на совещании министров германский вопрос. Однако в американской ноте от 15 июля, как и в опубликованном коммюнике о Вашингтонском совещании трех министров иностранных дел, вместо действительного рассмотрения германского вопроса все дело фактически сводится к повторению предложения, которое содержалось в американской ноте от 23 сентября прошлого года, не считавшейся с необходимостью решения основных проблем Германии.

Как известно, германский народ заинтересован прежде всего, в решении таких вопросов как осуществление национального объединения Германии и заключение мирного договора. Но именно решение этих основных вопросов Германии и обходит американская нота от 15 июля сего года, ссылающаяся на ноту от 23 сентября 1952 года, которая также игнорировала необходимость решения этих основных вопросов. Нота Правительства США от 15 июля подменяет решение этих основных вопросов Германии предложением об общегерманских выборах, а сам вопрос о выборах в свою очередь, — согласно американской ноте от 23 сентября прошлого года, — подменяется предложением о назначении так называемой нейтральной комиссии из представителей иностранных государств «по расследованию с целью создания условий» для проведения этих выборов. Из сказанного следует что нота США от 15 июля не только не ставит своей целью содействовать решению основных вопросов Германии, а сводит дело к затяжным обсуждениям— обследовать или не обследовать положение Германии теми или иными иностранными представителями, как и для чего производить все эти унизительные для германского народа «обследования» и т. п. Кроме ненужных и ничего не обеспечивающих переговоров по таким вопросам нельзя ничего и ждать от такого рода предложений.

Все это определяет отношение Советского Правительства к упомянутому предложению Правительства США.

Советское Правительство считает, что такое предложение не только не может содействовать объединению Германии и созданию Общегерманского демократического правительства, а также заключению мирного договора с Германией, но и влечет за собой оставление Германии расколотой на Западную и Восточную части, попрежнему затягивая заключение мирного договора. А одновременно с этим проводятся мероприятия по ремилитаризация Западной Германии, с опасностью чего не могут не считаться миролюбивые народы Европы и особенно соседние государства. Если все это проводится при согласованных консультациях с боннским правительством Аденауэра, как об этом говорится в ноте от 15 июля, то это может только окончательно подорвать доверие германского народа к такому правительству, не говоря уже о других народах Европы.

Несмотря на высказанные выше соображения по поводу ноты Правительства США от 15 июля, Советское Правительство придает большое значение совместному обсуждению державами германского вопроса и при этом надеется, что такое обсуждение даст возможность всесторонне рассмотреть соответствующие проблемы, относящиеся к восстановлению единства Германии и, вместе с решением вопроса о мирном договоре с Германией, будет содействовать упрочению мира в Европе.

Исходя из сказанного, Советское Правительство предлагает:

1. Рассмотреть на совещании министров иностранных дел, с учетом при этом вышеизложенного, мероприятия по уменьшению напряженности в международных отношениях;

2. Обсудить на совещании германский вопрос, включая проблему восстановления единства Германии и заключение мирного договора.

Что касается австрийского договора, то позиция Советского Правительства по этому вопросу изложена в его нотах от 30 июля, направленных Правительствам США, Англии и Франции. Само собой разумеется, что возможные успехи в разрешении германской проблемы могли бы также способствовать решению и австрийского вопроса.

Аналогичные ноты Советское Правительство направляет также Правительствам Англии и Франции.


Категория: Борьба за обеспечение безопасности в Европе в 1950-х гг., Государственный договор с Австрией 1940-е — 1950-е, Германский вопрос 1940-е — 1950-е, Статьи по датам | Просмотров: 50 |