Главная » Статьи » Союз Советских Социалистических Республик » Советско-американские переговоры по разоружению

Подписание Договора по РСД — РМД

Правда, 9 декабря 1987, № 343 (25330), стр. 1, 3

Подписание Договора по РСД-РМД

ВАШИНГТОН, 8. (ТАСС). Призывные звуки фанфар и барабанная дробь возвестили сегодня в Белом доме о начале торжественной церемонии подписания советско-американского Договора о ликвидации двух классов ядерного оружия — ракет средней и меньшей дальности.

...13 часов 30 минут местного времени. Через юго-западные ворота автомашина Генерального секретаря ЦК КПСС с флажками СССР и США подъезжает к дипломатическому подъезду. М. С. Горбачев и встретивший его у входа в Белый дом президент Р. Рейган подиимаются в Красную гостиную и отравляются в Восточный зал.

В зале находятся Э. А. Шеварднадзе, А. Н. Яковлев, А.Ф. Добрынин, В. М. Каменцев, С. Ф. Ахромесв, А. С. Черняев, Ю. В. Дубинин, видные деятеля науки и культуры. Здесь же — вице-президент США Дж. Буш, госсекретарь США Дж. Шульц, другие американские руководители.

Р. Рейган подходят к микрофону. Он говорят:

Добро пожаловать в Белый дом. Настоящая церемония и Договор, который мы сегодня подписываем, служат прекрасным примером того, как вознаграждается терпение. Более 6 лет назад, 18 ноября 1981 года, я впервые предложил то, что впоследствии получило название «нулевого варианта», и это предложение было простым, можно сказать, обезоруживающе простым.

В отличие от прошлых договоров этот Договор не просто узаконил существующее положение или новое наращивание вооружений. В нем говорилось не только о том, чтобы взять гонку вооружений

(Окончание на 3-й стр.)

Текст Договора между СССР и США по РСМД

под контроль, в нем впервые в истории формулировка «сокращение вооружений» заменила формулировку «контроля над вооружениями», и речь в данном случае шла о полной ликвидации целого класса американских и советских ядерных ракет. Это, конечно, потребовало резкого сдвига в мышлении и некоторого времени для того, чтобы этот подход стал понятен мировой общественности. Реакция на него была по меньшей мере неоднозначной: одним нулевой вариант казался недоступной мечтой и чем-то нереальным, другим он казался просто пропагандистской уловкой. Но благодаря терпению, упорству и приверженности этой цели мы превратили эту недоступную мечту в реальность. Г-н Генеральный секретарь, я уверен, что Вам знакома известная басня Ивана Крылова «Лебедь, рак и щука». Однажды эта тройка взялась сдвинуть с места воз. Она впряглась в него. Воз был не тяжелым, но, несмотря на все усилия, они никак не могли сдвинуть его с места. Дело в том, что лебедь тянул вверх, рак пятился назад, а щука стремилась в воду. В результате они ничего не добились, воз и поныне там.

Можно утверждать, что в понятиях о нравственности между нашими странами сохраняются серьезные и основополагающие различия. Однако сегодня по крайней мере по этому жизненно важному вопросу мы видим, чего можно добиться, когда мы вместе тянем в одном направлении. Одни лишь цифры подчеркивают важное значение этого соглашения: у советской стороны более 1.500 развернутых боеголовок будет снято с ракет, и все ракеты средней дальности наземного базирования, в том числе СС-20, будут уничтожены.

С нашей стороны будут уничтожены все ракеты «Першинг-2» и крылатые ракеты наземного базирования с более чем 400 развернутыми боеголовками. Дополнительные запасные ракеты у обеих сторон также будут уничтожены.

Значение этого Договора выходит за рамки чисто цифровых понятий. Мы знакомы с мудрой старой русской пословицей, и, я уверен, Вы ее знаете, г-н Генеральный секретарь, хотя при моем произношении понять ее будет трудно, эта пословица гласит: «Доверяй, но проверяй».

М. С. Горбачев:

Мы повторяем это на каждой встрече. (Смех, аплодисменты).

Р. Рейган:

Мне она нравится.

Это соглашение предусматривает самый строгий режим контроля, который когда-либо осуществлялся, когда группы инспекторов будут практически проживать на территории другой страны, а также иные виды проверки на местах. Этот Договор защищает интересы друзей и союзников Америки, и он также воплощает еще один важный принцип — потребность в большей гласности в отношении военных программ и вооруженных сил сторон.

Мы можем лишь надеяться на то, что этот исторический Договор будет не самоцелью, а положит начало рабочим взаимоотношениям и даст возможность взяться за другие проблемы, актуальные проблемы, стоящие перед нами: ядерные стратегические наступательные вооружения, баланс обычных вооруженных сил в Европе, разрушительные и трагические региональные конфликты, происходящие в столь многих регионах нашей планеты, и соблюдение прав человека и естественных прав, данных богом всем людям.

Я хочу поблагодарить и поздравить всех присутствующих здесь, приложивших большие усилия для того, чтобы эта мечта стала реальностью, и в первую очередь послов Глитмана и Обухова. Я хочу процитировать еще одну русскую пословицу — как видите, я становлюсь специалистом по русским пословицам: «Урожай бывает не столько от росы, сколько от пота». Я намерен предложить Генеральному секретарю Горбачеву отдать послам последнее распоряжение: пользуйтесь заслуженным отдыхом.

А сейчас, г-н Генеральный секретарь, не хотели бы Вы сказать несколько слов, прежде чем мы подпишем соглашение?

К собравшимся обращается М. С. Горбачев. Он говорит:

Господин Президент, дамы и господа, товарищи!

Потомки вынесут свой вердикт о значении события, которое свершается на наших глазах. Но рискну сказать: то, что мы сейчас сделаем—подпишем первое соглашение о ликвидации ядерного оружия,— имеет всечеловеческое значение как с точки зрения мировой политики, так и с точки зрения гуманизма.

Для всех, но, прежде всего, для наших двух великих держав, Договор, текст которого находится на этом столе, открывает большой шанс, позволяющий выбраться, наконец, на дорогу в сторону от грозящей катастрофы. Мы обязаны использовать этот шанс сполна в совместном движении к безъядерному миру, который обещает нашим детям и внукам и их внукам и детям этих внуков полноценную счастливую жизнь без страха и бессмысленной траты ресурсов на средства уничтожения.

Можно гордиться тем, что мы сажаем этот росток, способный превратиться в могучее дерево мира. Но, наверное, еще рано раздавать друг другу лавровые венки. Великий американский поэт и философ Эмерсон сказал: «Лучшая награда за хорошо сделанное дело — это сделать его».

Так давайте и вознаградим себя, приступив к делу. Пройден в трудах и спорах почти 7-летний путь. Осталось сделать еще один шаг — к этому столу,— чтобы соглашение подписать.

Пусть 8 декабря 1987 года станет датой, которую занесут в учебники истории. Датой, которая обозначит водораздел, отделяющий эру нарастания ядерной угрозы от эры демилитаризации жизни человечества.

Выступления Р. Рейгана и М. С. Горбачева были встречены аплодисментами.

Руководители двух стран направляются к столу, рядом с которым установлены государственные флаги Советского Союза и Соединенных Штатов. Они скрепляют подписями Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности—документ, являющий собой акт доброй воли, нового политического мышления, помноженного на встречные шаги. Он одинаково важен как для СССР и США, так и для оздоровления международного климата на всей планете.

Подписание Договора по РСМД. 8 декабря 1987

После подписания договора в Овальном зале Белого дома состоялась беседа М. С. Горбачева и Р. Рейгана.

Одновременно с подписанным 8 декабря с. г. в Вашингтоне Договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности М. С. Горбачев и Р. Рейган подписали следующие документы, прилагаемые к Договору в качестве его неотъемлемой части: Меморандум о договоренности об установлении исходных данных в связи с Договором, Протокол о процедурах, регулирующих ликвидацию ракетных средств, подпадающих под действие До- говора, и Протокол об инспекциях в связи с Договором.

 

МЕМОРАНДУМ

о договоренности об установлении исходных данных в связи с Договором между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности

В Меморандуме приводятся данные, представленные Сторонами, в отношении имеющихся у них ракет средней и меньшей дальности, пусковых установок таких ракет, а также связанных с такими ракетами и пусковыми установками вспомогательных сооружений и вспомогательного оборудования.

Ликвидации подлежат с Советской Стороны 826 развернутых и неразвернутых РСД, в том числе 470 развернутых РСД; со Стороны США — 689 РСД, в том числе 429 развернутых РСД.

Что касается РМД, то с Советской Стороны будут ликвидированы 926 развернутых и неразвернутых ракет, со Стороны США—170 таких ракет.

Различного рода данные, включенные в Меморандум, касаются примерно 100 объектов для Советской Стороны и более 30 объектов, расположенных в США и на территориях пяти западноевропейских стран размещения. Советские РСД, как известно, развернуты исключительно на территории СССР, а американские средства — на территориях союзников США по НАТО — ФРГ, Великобритании, Италии, Бельгии и Голландии.

В документе называются районы развертывания, ракетные операционные базы, определяется их точное географическое местонахождение, указываются данные о количестве на этих объектах развернутых РСД, пусковых установок таких ракет и связанных с такими ракетами и пусковыми установками вспомогательных сооружений и вспомогательного оборудования.

Подробные данные излагаются и в отношении развернутых и неразвернутых РМД Сторон, пусковых установок таких ракет и связанного с такими ракетами и пусковыми установками вспомогательного оборудования. В частности, указываются как советские РМД, развернутые и неразвернутые на территории СССР, так и советские РМД, развернутые в ГДР и ЧССР, а также американские РМД, складированные на территории США. Приводятся данные по местам складского хранения, ремонта ракет и пусковых установок, по местам обучения, местам ликвидации.

Указаны советские и американские заводы-изготовители РСД и РМД и их пусковых установок, точное географическое местонахождение этих предприятий.

В СССР имеется 4 таких завода, в США—5 заводов. Постоянному наблюдению подлежат заводы по производству баллистических РСД в г. Воткинске (СССР) и г. Магна (США), а контроль на периодической основе в рамках квотных инспекций за непроизводством пусковых установок баллистических ракет и крылатых ракет наземного базирования будет осуществляться в СССР на заводах в г. Волгограде, г. Петропавловске и г. Свердловске, в США—на заводах в г. Миддл Ривер и г. Сан-Диего. Остальные перечисленные в Меморандуме заводы (по производству ракет) инспектироваться не будут.

Специальный раздел Меморандума посвящен техническим данным по РСД и РМД, по вспомогательным сооружениям и по вспомогательному оборудованию, связанным с такими ракетами и пусковыми установками (габариты, вес и т. п.).

К Меморандуму прилагаются фотоснимки ракет, пусковых установок, вспомогательных сооружений и вспомогательного оборудования, подлежащих ликвидации, а также планы объектов, подлежащих инспекциям.

 

ПРОТОКОЛ

о процедурах, регулирующих ликвидацию ракетных средств, подпадающих под действие Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности

Протокол о процедурах ликвидации конкретно определяет элементы ракетных средств, подлежащих уничтожению, порядок и способы ликвидации ракет, пусковых установок и связанных с ними вспомогательного оборудования и сооружений.

Ракеты средней дальности подлежат ликвидации в течение трех лет в два этапа, первый из которых составляет 29 месяцев. При этом и для СССР, и для США этот процесс начинается одновременно. США сокращают все типы ракет на пропорциональной основе таким образом, чтобы соблюдалось первоначальное соотношение между уничтожаемыми баллистическими ракетами и крылатыми ракетами наземного базирования. Ракеты меньшей дальности уничтожаются в течение восемнадцати месяцев.

Вместе с ракетами ликвидации подлежат их ядерные боеголовки, в том числе 72 американские боеголовки, предназначенные для западногерманских ракет «Першинг-1А».

Протоколом предусматриваются а качестве способов ликвидации ракет — подрыв или сжигание, а для согласованного количества РСД—также метод пуска. Корпус головной части ракеты сминается под прессом, ядерный заряд передается на утилизацию.

Пусковые установки и вспомогательное оборудование ликвидируются путем приведения в состояние, непригодное для использования в качестве боевой техники. При этом разрешается бывшие мобильные пусковые установки, транспортные средства (тягачи) использовать в народном хозяйстве.

Для ликвидации ракетных средств выделяются специально оговоренные Сторонами места. В Советском Союзе их будет восемь, в США — два.

Таким образом, Протокол о ликвидации РСД и РМД содержит исчерпывающие сведения о том, как будет осуществляться процесс их уничтожения.

 

ПРОТОКОЛ

об инспекциях в связи с Договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности

Протокол об инспекциях содержит положения, обеспечивающие эффективность контроля за соблюдением Договора в течение всего срока ликвидации РСД (то есть трех лет) и РМД (в течение полутора лет) и в течение последующих десяти лет.

Контроль за соблюдением положений Договора осуществляется в соответствии со статьей XI Договора (об инспекциях), Протоколом об инспекциях и Протоколом о ликвидации. Важное место отводится национальным техническим средствам контроля.

Предусматривается доведение инспекций на местах как на территориях СССР и США, так и на территориях стран размещения ликвидируемых ракет: ГДР и ЧССР, с одной стороны; ФРГ, Великобритании, Италии, Бельгии, Нидерландов — с другой.

Общее количество инспекций, которое СССР может провести на территории США и в странах Западной Европы в течение 13 лет действия контрольного механизма,— всего около 240; США могут провести в СССР, в ЧССР и ГДР — всего около 400 инспекций.

Предусматриваются следующие виды инспекций:

Инспекции по проверке исходных данных. Они начинаются через 30 дней и завершаются не позднее чем через 90 дней после вступления Договора в силу.

Инспекции по подтверждению факта ликвидации ракетных операционных баз и ракетных вспомогательных объектов (за исключением объектов по производству ракет). Эти инспекции проводятся в течение 3 лет, т. е. в течение периода ликвидации РСД и РМД.

Инспекции за непроизводством ракет на заводах-изготовителях (по одному для каждой из Сторон) осуществляются посредством наблюдения на постоянной основе проходных пунктов за отсутствием выпуска ракет, а за непроизводством пусковых установок баллистических и крылатых ракет в рамках квотных инспекций.

Инспекция в местах ликвидации РСД и РМД, пусковых установок таких ракет и вспомогательного оборудования, связанного с такими ракетами и оборудованием.

Инспекции на квотной основе проводятся в течение 13 лет на всех ракетных операционных базах и ракетных вспомогательных объектах (за исключением объектов по производству ракет). СССР и США имеют право проводить по 20 таких инспекций в год в течение первых трех лет после вступления в силу Договора и, соответственно, по 15 и 10 таких инспекций в год в течение последующих первого и второго пятилетий.

Протокол содержит общие обязательства Сторон, касающиеся процедуры направления уведомлений о намерении провести инспекцию, обязательства инспектирующей и инспектируемой Стороны в связи с такими уведомлениями, порядок въезда, приема и доставки инспекторов к месту инспекции, в том числе порядок использования контрольной аппаратуры, общие правила проведения инспекций и т. д.

К Протоколу прилагается Положение о привилегиях и иммунитетах инспекторов и членов летных экипажей.

Порядок проведения инспекций на территориях стран размещения будет определен соглашениями с ними, реализующими соответствующие советско-американские договоренности по вопросу об инспекциях.


Категория: Советско-американские переговоры по разоружению | Просмотров: 26 |
Всего комментариев: 0
avatar