Главная » Статьи » Союз Советских Социалистических Республик » Советско-английские отношения

К воздушной катастрофе над Берлином
Добавлено 21.11.2020, 22:09

Правда, 21 апреля 1948, № 112 (10853), стр. 4

К воздушной катастрофе над Берлином

ЛОНДОН, 20 апрела. (ТАСС). Агентство Рейтер передало вчера отчет английской комиссии по расследованию обстоятельств столкновения британского и советского самолетов над Берлином, имевшего место 5 апреля этого года. Указанная комиссия утверждает, будто «столкновение было вызвано действиями советского истребителя».

Эту версию полностью поддержал английский министр иностранных дел Бевин в палате общин 19 апреля.

БЕРЛИН, 18 апреля. (ТАСС). Советской следственной комиссией по расследованию обстоятельств и причин столкновения британского и советского самолетов, происшедшего 5 апреля над берлинским аэродромом Дальгоф, было установлено, что в момент, когда советский учебно-тренировочный самолет «ЯК-3» совершал учебный полет по кругу советского аэродрома Дальгоф и, выпустив шасси, заходил на посадку, вырвавшийся из облаков английский пассажирский самолет своими моторами ударил по хвостовому оперению советского самолета. Советской самолет, у которого этим ударом было разрушено хвостовое оперение, потерял управление и разбился. Английский самолет от удара загорелся в воздухе, начал разрушаться, упал на землю и сгорел.

Причиной столкновения явилось нарушение английским самолетом правил полетов и пробивания им облаков. Английская администрация не запросила и не получила, таким образом, предварительного разрешения от берлинского центра воздушной безопасности на перелет английского самолета, хотя необходимость получения такого разрешения предусмотрена правилами Военно-воздушного директората при Контрольном совете.

С целью окончательного выявления деталей советская сторона еще 5 апреля предложила назначить смешанную англо-советскую комиссию. Однако лишь 4 дня спустя британское командование сообщило о своем согласии на созданиа такой комиссии.

Еще до того, как началось расследование, британская сторона, несмотря на бесспорную очевидность обстоятельств воздушной катастрофы и определенность имевшихся доказательств, поставила вопрос о необходимости представления экспертами сторон отаельных докладов, «если эксперты не смогут придти к согласованным решениям». Как выяснилось из дальнейшего хода работы двухсторонней комиссии, этот шаг, очевидно, входил в общие намерения британской стороны—сорвать двухстороннее следствие. Это было видно хотя бы из того, что на заседаниях смешанной комиссии английские представители намеренно уклонялись от расследования объективных данных о катастрофе.

В распоряжение британской стороны были представлены все фактические данные, какими располагала советская сторона. Но, получив эти данные, британские эксперты отказались предоставить смешанной комиссии британские материалы. Точно так же английские представители отказались предоставить на двудстороннее рассмотрение свою версию катастрофы.

Упорное уклонение британских экспертов от научного расследования катастрофы, настойчивое требование британской стороны на первоочередном допросе каких-то «очевидцев» не могли не свидетельствовать о том, что английские представители опасаются установления истины на основе фактических данных и поэтому намеренно идут на искусственный срыв работы смешанной комиссии.

Такие предположения оправдались: 13 апреля британские представители заявили, что они переходят к одностороннему расследованию.

В переданном на-днях представителям печати сообщении Бюро информации советской военной администрации в Германии говорится, что Советская сторона продолжает расследование обстоятельств и причин, приведших к воздушной катастрофе. Она попрежнему готова припять участив в работе двухсторонней комиссии, но на основе совместной работы, а не в порядке посылки каких-то «наблюдателей» на отдельное британское или отдельное советское разбирательство, что противоречит самому принципу совместной работы смешанной комиссии. Что касается опроса свидетелей, то для получения правильной оценки показаний свидетелей комиссия должна прежде всего установить объективные данные и документальные доказательства и лишь после этого допрашивать свидетелей, причем объективные данные могут показать такую картину, при которой допрос свидетелей мог бы играть вообще второстепенную роль для установления причин катастрофы.

Советские иксперты, говорится в сообщении Бюро информации, настаивают на продолжении двухстороннего следствия, но они могут, конечно, предать гласности имеющиеся у них объективные данные и в одностороннем порядке, если двухстороннее следствие из-за позиции британской стороны окажется невозможным.


Категория: Советско-английские отношения, Статьи по датам | Просмотров: 11 |