Главная » Документы и исследования » 1922—1926. Межсоюзнические долги

Нота Бальфура по вопросу о междусоюзнических долгах. Лондон, 1 августа 1922
02.12.2022, 21:03
Ключников Ю. В., Сабанин А. В. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Ч. 3: От снятия блокады с Советской России до десятилетия Октябрьской революции. Вып. 2. Акты дипломатии иностранных государств — М., Изд. Литиздата НКИД, 1929, стр. 176—179

Циркулярная нота Британского правительства по вопросу о междусоюзнических долгах, врученная Бальфуром представителям Франции, Италии, С. Х. С. государства [Королевства сербов, хорватов и словенцев], Чехословакии, Румынии, Португалии и Греции. Лондон, 1 августа 1922 г.

...Вопрос о французском долге по отношению к Великобритании не составлял еще предмета формальных переговоров между обоими правительствами и в настоящий момент правительство [стр. 176] его вел. не собирается его поднимать; однако,... ныне оно видит себя вынужденным представить Французскому правительству свои соображения по поводу некоторых сторон того положения, которое создается из за своевременного состояния международных долгов.

Общим образом причитающиеся Великобритании в настоящее время военные долги, не считая процентов, достигают приблизительно 3.400.000 000 фунтов стерлингов. Из этой суммы Германия должна 1.450.000.000 фунтов, Россия 650 000.000 фунтов и союзники 1.300.000.000 фунтов.

С другой стороны Великобритания должна Соед. Штатам приблизительно одну четверть этой суммы, т.-е. 850.000.000 фунтов стерлингов по нормальному курсу, помимо процентов на эту сумму с 1919 г.

Никакого международного обсуждения не было до сих пор по поводу этого неимевшего прецедента положения, отчасти вскрываемого этими цифрами.

... Правительство его вел. воздерживалось обращаться к своим союзникам с малейшим требованием, будь то о взносе процентов, будь то о выплате капитала.

Но... правительство его вел. не упускало из виду тех отрицательных сторон, которые заключаются в современном положении вещей.. Оно готово — в том случае, если бы такая политика вошла составной частью в удовлетворительное международное урегулирование вопроса — списать все долги, причитающиеся Великобритании как со стороны наших союзников в силу займов, заключенных во время войны, так и со стороны Германии в силу репараций. Однако, недавние события затруднили задачу успешного осуществления такой политики. С самой безукоризненной любезностью и на основании своего неоспоримого права американское правительство предложило Великобритании уплатить проценты с 1919 г. по английскому долгу в отношении Соед. Штатов, консолидировать этот долг и выплатить его в 25 лет путем создания фонда погашения.

Такой порядок несомненно соответствует первоначальному контракту. Правительство его вел. не высказывает никаких жалоб; оно признает свои обязательства и готово выполнить их. Но... оно не может рассматривать выплату предоставленных ей Америкой займов в качестве обособленного явления, в котором были бы заинтересованы лишь Соед. Штаты и Великобритании. Это лишь звено в целой цепи сделок, которые взаимно связаны и в которых Великобритания выступает то как дебитор, то как кредитор. Поэтому если наши неоспоримые обязательства дебитора должны быть выполнены, то наши не менее неоспоримые права кредитора не могут оставаться совершенно забытыми.

Правительство его вел. не скрывает, что оно принимает эту перемену политики с величайшим неудовольствием. Дело в том, что Великобритании более должны, чем она сама должна и что если бы все военные долги были уплачены, то британское казначейство в конечном счете оказалось бы в выигрыше. Но можно ли рассматривать современное мировое положение лишь с этой узкой финансовой точки зрения?... Многие из союзных и соединившихся держав являются по отношению друг к другу [стр. 177] кредиторами или дебиторами или теми и другими сразу, но они были и остаются больше, чем только ими: они были соратниками в величайшей международной борьбе за дело свободы, какая только когда либо имела место, и они все еще остаются соратниками, когда дело касается по крайней мере некоторых из последствий этой борьбы. Эти долги были сделаны, эти займы предоставлены не ради частной выгоды отдельных государств, но ради великой и общей для всех цели, а эта цель в основном была достигнута...

Нужно также, конечно, считаться с весом международных долгов и с их тяжелыми последствиями в отношении кредита и курса валют, национального производства и международной торговли. Народы всех стран жаждут скорейшего возвращения к нормальному состоянию. Но как вернуться к нормальному состоянию, пока продолжают существовать такие ненормальные условия, как теперешние, и какие целебные средства можно было бы применить теперь к этим условиям? Ведь, очевидно, что политика, преследовавшаяся до сих пор Великобританией и состоявшая в том, чтобы не обращаться с требованиями к своим союзникам, допустима лишь постольку, поскольку она принята всеми.

Не может быть справедливым, чтобы один из соратников в общем деле вернул себе все, что он дал в долг, тогда как другой, не вернув себе ничего, получил предложение выплатить свои займы в полном размере. Такой порядок противен всем принципам естественной справедливости и не может быть рекомендован народу Великобритании. Этот народ страдает от беспримерного налогового бремени, от чрезвычайного оскудения народного богатства, от ужасного снижения расходов на необходимые потребности...

Правительство его вел., вынужденное к своему сожалению, предложить Французскому правительству принять свои меры для наилучшего разрешения вопроса о своих займах у Великобритании, желает указать, что размер требуемых им процентов и выплат не так зависит от того, что Франция и другие союзники должны Великобритании, как от того, что Великобритания должна платить Америке.

Политика, которую преследует Британское правительство, состоит в том, чтобы как я уже указал, отказаться от своей части германских репараций и аннулировать посредством широкой деловой комбинации всю совокупность междусоюзнических долгов. Но если этот план будет признан неосуществимым, то мы... вовсе не хотим отказаться при всяких обстоятельствах от того или иного менее удовлетворительного соглашения. Ни в каком случае мы не намереваемся требовать с наших дебиторов больше того, что необходимо для уплаты нашим кредиторам, а раз мы не требуем большего, то весь мир признает, что мы едва ли можем удовольствоваться меньшей суммой, потому что нельзя забывать,— хотя это часто упускают из виду, — мы стали должниками ради других, а не рада самих себя.

Жизненные припасы, сырье, и снаряжение, требовавшиеся громадными военными и морскими усилиями Великобритании и половина 2 миллиардов фун. стерл., которые мы авансировали нашим союзникам, были получены не при посредстве иностранных займов, а благодаря национальным займам и введению [стр. 178] военнего налога. К несчастью, для других европейских наций оказалось невозможным усвоить подобную же политику. Вследствие этого, пришлось обратиться к правительству Соед. Штагов, и в том разрешении вопроса, к которому тогда пришли, Америка, если не формально, то по крайней мере по существу, заявила, что хотя соответствующие суммы и будут расходоваться нашими союзниками, она расположена предоставить их лишь под нашу гарантию. Это сотрудничество было бесконечно ценным для общего дела, но нельзя сказать, что та роль, которая выпала таким образом на долю Великобритании, была особенно завидной и выгодной...

[Раньше] я указывал, что в конце концов этот вопрос не касается одних только союзников, но затрагивает также и наших бывших врагов, потому что самый крупный международный дебитор это Германия; британское правительство не предлагает того, чтобы из чувства справедливости или из любезности Германия была освобождена от своих обязательств по отношению к другим союзным государствам; оно говорит лишь от имени Великобритании и довольствуется повторным заявлением о своем настолько глубоком убеждении в гибельном влиянии современного положения вещей на мировую экономическую ситуацию, что оно было бы готово (с соблюдением справедливых требований других государств Британской империи) отказаться отныне от всяких прав на германские репарации и от выплат со стороны союзников при условии, чтобы этот отказ будет включен в общий план, благодаря которому эта важная проблема могла бы быть рассмотрена в целом и разрешена удовлетворительным образом. Британское правительство полагает, что общее урегулирование вопроса было бы более выгодным для человечества, чем все выигрыши, которые могли бы проистечь даже из самого действительного выполнения законных обязательств. [стр. 179]

 

Ключников Ю. В., Сабанин А. В. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Ч. 3: От снятия блокады с Советской России до десятилетия Октябрьской революции. Вып. 2. Акты дипломатии иностранных государств — М., Изд. Литиздата НКИД, 1929, стр. 176—179

Вверх


Категория: 1922—1926. Межсоюзнические долги | Теги: междусоюзный долг
Просмотров: 46 |