Главная » Документы и исследования » 1945—1947. Мирные договоры с союзниками Германии » Заключительный этап мирного урегулирования 1946—1947

Нью-Йоркская сессия Совета министров иностранных дел (1946 г.)
08.05.2017, 20:00
История дипломатии. Т. 5. Кн. 1. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1974., стр. 58—60

Глава 2. Борьба двух курсов по вопросам мирного урегулирования с бывшими союзниками Германии в Европе (стр. 29—64)

Лондонская сессия Совета министров иностранных дел (1945 г.). Совещание министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в Москве (1945 г.).

Борьба советской дипломатии в защиту суверенитета побежденных стран на Парижской сессии СМИД (стр. 36—47)

Первая часть работы сессии СМИД (25 апреля — 16 мая 1946 г.). Вторая часть работы сессии СМИД (15 июня — 12 июля 1946 г.).

Парижская мирная конференция (1946 г.) (стр. 47—58)

Начало работы конференции и борьба по вопросам процедуры. Территориальные вопросы. Судоходство по Дунаю, экономические и репарационные вопросы. Итоги конференции.

Заключительный этап мирного урегулирования. (стр. 58—64)

Нью-Йоркская сессия Совета министров иностранных дел (1946 г.). Содержание мирных договоров 1947 г. Итоги мирного урегулирования.

Нью-Йоркская сессия Совета министров иностранных дел (1946 г.) (стр. 58—60)

Параллельно с сессией Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, с 4 ноября по 12 декабря 1946 г., проходила сессия СМИД. Ее работа началась с рассмотрения рекомендаций, принятых Парижской конференцией. Бирнс внес предложение, чтобы министры без рассмотрения согласились со всеми рекомендациями конференции, принятыми 2/3 голосов. Советская делегация отвергла это предложение, поскольку оно было повторением старого требования рассматривать решения конференции как обязательные для Совета министров. Тем самым она дала ясно понять, что окончательные тексты мирных договоров могут быть выработаны исключительно при условии лояльного сотрудничества всех членов Совета.

В первой половине сессии американская, английская и французская делегации все еще пытались продолжать оказывать нажим, но удержаться длительное время на этой позиции им не удалось. Последовательная, принципиальная линия советской делегации, давление общественного мнения, хорошо осведомленного в результате Парижской конференции о сущности спорных вопросов, заставили англо-американскую дипломатию вступить на путь принятия взаимоприемлемых, компромиссных решений. В результате содержание мирных договоров было значительно улучшено.

В области экономических вопросов была отвергнута новая попытка Бирнса добиться продления срока действия принципа «равных возможностей» каждой из Объединенных наций в побежденных странах с 18 месяцев до 3 лет. Так как еще на мирной конференции советская делегация добилась восстановления прав побежденных государств на их собственность, вывезенную гитлеровскими вооруженными силами, то Бирнс был вынужден заявить, что правительство США готово вернуть суда дунайского флота, принадлежащие как побежденным государствам, так и союзным странам, захваченные американскими войсками в западных зонах оккупации Германии и Австрии.

В решении дунайского вопроса был достигнут успех. Соответствующие статьи, согласованные в СМИД, гласили, что свобода судоходства по реке Дунай для граждан, торговых судов и товаров всех государств ограничивается только портовыми и навигационными сборами и условиями торгового судоходства. Причем все это не распространяется на перевозки между портами [стр. 58] одного и того же государства 1. Таким образом, попытки США и Великобритании внести в мирные договоры условия, обеспечивающие им в дунайском бассейне «равные возможности» с придунайскими странами, потерпели провал.

1. Эти постановления не предоставляли возможностей для иностранного вмешательства в дела стран дунайского бассейна. Остальные условия режима судоходства на Дунае было решено выработать на специальной конференции восьми придунайских стран. Конференция состоялась в Белграде в 1948 г. На ней была разработана новая конвенция о режиме судоходства на Дунае.

Не менее важным было и второе решение СМИД по вопросу о Дунае. Советская делегация согласилась с рекомендацией относительно созыва конференции по урегулированию дунайского судоходства в составе придунайских государств и четырех великих держав. Однако это решение не было включено в тексты мирных договоров, а принято в качестве постановления СМИД. Таким образом, от попытки превратить договоры с побежденными государствами в орудие давления на все государства дунайского бассейна не осталось и следа.

Советскому Союзу удалось добиться ослабления обязательства побежденных стран в отношении компенсации иностранных собственников. Размер компенсации устанавливался в 2/3 понесенного ущерба. Сумма репараций в пользу Греции с Болгарии была снижена до 45 млн. долл., а в пользу Югославии — до 25 млн. долл. Значительные изменения были внесены в распределение репараций с Италии. Советская делегация была против равной суммы репараций в пользу Югославии и Греции, поскольку ущерб, причиненный итальянскими захватчиками Югославии, намного превосходил ущерб, причиненный Греции. СМИД определил сумму репараций в пользу Югославии в 125 млн. долл., а в пользу Греции — 105 млн. долл. Было также принято решение о выплате Италией репараций Албании в размере 5 млн. долл. Эта сумма не могла идти ни в какое сравнение с тем ущербом, который причинила албанскому народу агрессия фашистской Италии. Но признание за Албанией права на получение репараций означало провал кампании клеветы и инсинуаций в адрес албанского народа, попыток изобразить Албанию не в качестве союзного, а вражеского государства. Кроме того, СМИД предоставил Албании право присоединиться к мирному договору с Италией, после чего Албания стала считаться для целей этого договора одной из Объединенных наций.

Бирнс был вынужден снять свои возражения против репараций с Венгрии в пользу Советского Союза, Чехословакии и Югославии. Советская делегация отразила попытки Бевина вновь поставить вопрос о греко-болгарской границе. Болгарская граница, как это и указывалось в заявлении советской делегации, осталась неприкосновенной. [стр. 59]

Как и на предыдущих этапах мирного урегулирования, длительную дискуссию вызвал вопрос о статуте «Свободной территории Триест». В конечном счете СМИД утвердил статут, который в основном соответствовал принципам демократического устройства. Особенно важно было то, что «Свободная территория» провозглашалась демилитаризованной и нейтральной. По настоянию Советского Союза были определены сроки вывода иностранных войск из Триеста. Соответствующие постановления были включены в мирный договор с Италией 2.

2. Усилиями, англо-американского блока впоследствии было сорвано выполнение мирного договора в отношении Триеста. Разногласия между постоянными членами Совета Безопасности препятствовали назначению его губернатора. Несмотря на протесты Советского Союза, Триест продолжал оставаться англо-американской военно-морской базой. Англо-американские войска были выведены из Триеста только в 1954 г., после того как по компромиссной договоренности между Югославией и Италией (принятой к сведению ООН) «Свободная территория» была разделена между этими странами. К Италии отошла так называемая зона «А» с Триестом (территория 200 кв. км, население 290 тыс.), а к Югославии зона «Б» (территория 525 кв. км, население 70 тыс.).

Югославское правительство, которое на Парижской конференции заявило об отказе подписать мирный договор в знак протеста против создания «Свободной территории», сняло свои возражения.

Завершение выработки мирных договоров было серьезным успехом советской дипломатии и новым доказательством возможности в послевоенный период сотрудничества государств с различными общественно-политическими системами. Мирные договоры были подписаны 10 февраля 1947 г. и вступили в силу 15 сентября 1947 г. после ратификации их правительствами четырех великих держав. [стр. 60]

Вверх


Категория: Заключительный этап мирного урегулирования 1946—1947
Просмотров: 945 |