Главная » Документы и исследования » 1945—1947. Мирные договоры с союзниками Германии » Заключительный этап мирного урегулирования 1946—1947

Содержание мирных договоров 1947 г.
08.05.2017, 20:32
История дипломатии. Т. 5. Кн. 1. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1974., стр. 60—63

Глава 2. Борьба двух курсов по вопросам мирного урегулирования с бывшими союзниками Германии в Европе (стр. 29—64)

Лондонская сессия Совета министров иностранных дел (1945 г.). Совещание министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в Москве (1945 г.).

Борьба советской дипломатии в защиту суверенитета побежденных стран на Парижской сессии СМИД (стр. 36—47)

Первая часть работы сессии СМИД (25 апреля — 16 мая 1946 г.). Вторая часть работы сессии СМИД (15 июня — 12 июля 1946 г.).

Парижская мирная конференция (1946 г.) (стр. 47—58)

Начало работы конференции и борьба по вопросам процедуры. Территориальные вопросы. Судоходство по Дунаю, экономические и репарационные вопросы. Итоги конференции.

Заключительный этап мирного урегулирования. (стр. 58—64)

Нью-Йоркская сессия Совета министров иностранных дел (1946 г.). Содержание мирных договоров 1947 г. Итоги мирного урегулирования.

Содержание мирных договоров 1947 г. (стр. 60—63)

В преамбуле каждого из мирных договоров объявлялось о прекращении состояния войны и содержалось обязательство подписавших данный договор государств поддержать обращение о приеме в члены ООН страны, с которой подписан мирный договор.

Территориальные постановления. Мирный договор с Италией устанавливал границы Италии в пределах, существовавших на 1 января 1938 г., за исключением территорий: а) отходящих к Франции (небольшие исправления границы в четырех участках — перевал Малый Сен Бернар, плато Мон Сени, Мон Табор-Шабертон и в верховьях рек Тине, Везубия и Ройя); б) отходящих к Югославии (Восточная часть Юлийской Крайны и полуостров Истрия, г. Фиуме, коммуна Зара с прилегающими островами, остров Пелагоза с прилегающими островами); в) отходящих к Греции (Додеканезские острова); «Свободной территории Триест» (Западная часть Юлийской Крайны с г. Триест). Как [стр. 60] уже было упомянуто, постановления о «Свободной территории Триест» выполнены не были 1. Италия теряла все права на колониальные владения в Африке (Ливия, Эритрея, Юго-Восточная часть Сомали). Судьбу итальянских колоний должны были определить правительства Советского Союза, Англии, США и Франции в течение года после вступления в силу мирного договора. Если же соглашение не будет достигнуто, то вопрос должен быть вынесен на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН 2.

1. Усилиями, англо-американского блока впоследствии было сорвано выполнение мирного договора в отношении Триеста. Разногласия между постоянными членами Совета Безопасности препятствовали назначению его губернатора. Несмотря на протесты Советского Союза, Триест продолжал оставаться англо-американской военно-морской базой. Англо-американские войска были выведены из Триеста только в 1954 г., после того как по компромиссной договоренности между Югославией и Италией (принятой к сведению ООН) «Свободная территория» была разделена между этими странами. К Италии отошла так называемая зона «А» с Триестом (территория 200 кв. км, население 290 тыс.), а к Югославии зона «Б» (территория 525 кв. км, население 70 тыс.).

2. Мирный договор с Италией предусматривал, что судьба ее бывших колоний будет решена в течение года четырьмя державами. В Ливию была послана комиссия четырех держав, которая установила, что измученное оккупацией население требует независимости. Однако США и Англия, создавшие в Ливии ряд военно-морских и воздушных баз, сорвали соглашение между четырьмя державами и добились перенесения вопроса в ООН. Советский Союз в ООН энергично выступил за удовлетворение чаяний ливийского народа. Между Англией, Францией и США возникли противоречия из-за раздела сфер влияния, их единый фронт был расколот. В результате Генеральная Ассамблея ООН приняла решения о провозглашении независимости Ливии (1949—1950 гг.), но Англия и США категорически отказались ликвидировать там свои военные базы. В 1949 г. Генеральная Ассамблея ООН передала юго-восточную* часть Сомали (в качестве подопечной территории ООН) под управление Италии до 1 июля 1960 г. Советский Союз выступал за более короткий (пятилетний) срок опека ООН над Сомали. 1 июля 1960 г. была провозглашена независимость Сомали. Эритрея была объявлена подопечной территорией ООН, мандат на управление которой был выдан Италии сроком на 10 лет. Было решено, что затем Эритрея войдет в федерацию с Эфиопией под суверенитетом Эфиопии.

Границы Венгрии сохранялись по состоянию на 1 января 1938 г. Объявлялись несуществующими решения так называемых Венских арбитражей, произведенных гитлеровской Германией в 1938 г. (передача Венгрии Северной Трансильвании) и в 1940 г. (передача Венгрии Закарпатской Украины и южного района Словакии). Граница с Чехословакией подвергалась небольшому изменению в пользу Чехословакии в районе Братиславы.

Границы Румынии устанавливались по состоянию на 1 января 1941 г., за исключением венгеро-румынской границы, которая восстанавливалась по состоянию на 1 января 1938 г. Решения Венского арбитража 1940 г. объявлялись несуществующими.

Границы Финляндии устанавливались в соответствии с советско-финляндским мирным договором от 12 марта 1940 г. Финляндия возвращала Советскому Союзу область Печенга (Петсамо).

Границы Болгарии оставались неизменными, как они существовали на 1 января 1941 г.

Политические постановления. Все мирные договоры обязывали побежденные государства обеспечить своим гражданам без различия расы, пола, языка или религии основные демократические свободы, а также не допускать возрождения, существования и деятельности фашистских организаций, принять меры для задержания и выдачи суду военных преступников. В политических постановлениях по договору с Финляндией указывалось, что восстанавливается действие советско-финляндского договора от 12 марта 1940 г. с изменениями в том отношении, что Советский Союз отказывается от своих прав на аренду полуострова Ханко взамен на предоставление ему на правах аренды сроком на 50 лет территории и водных пространств в районе Порккала-Удд для создания советской военно-морской базы 3. Договор с Финляндией устанавливал также демилитаризацию Аландских островов. [стр. 61]

3. В 1955 г. Советский Союз добровольно и досрочно отказался от своих прав на аренду военно-морской базы Порккала-Удд.

Военные постановления. Мирные договоры предоставляли побежденным государствам право содержать в определенных размерах национальные вооруженные силы, необходимые для обороны страны. Так, например, для Италии численность армии устанавливалась в 250 тыс. солдат и офицеров, численность личного состава военно-воздушных и военно-морских сил — по 25 тыс. рядовых и офицеров, водоизмещение военно-морского флота — не свыше 67500 г (не считая двух линкоров), Италии было запрещено иметь подводные лодки, авианосцы и торпедные катера. 163 военных корабля всех классов должны быть переданы в распоряжение четырех держав. Финляндии разрешалось иметь сухопутную армию численностью до 34 400 человек, военно-морской флот с численностью личного состава в 4500 человек и общим тоннажем в 10 тыс. т и военно-воздушные силы в 60 самолетов при численности личного состава в 3 тыс. человек. На все государства, с которыми подписывались мирные договоры, распространялись ограничения в области военной техники и военного экспериментирования.

Специальные статьи устанавливали сроки эвакуации войск западных держав с территории Италии, Венгрии, Румынии, Болгарии и Финляндии — через 90 дней со дня вступления в силу мирного договора. Исключение было сделано для Советского Союза. Ему предоставлялось право сохранить пребывание своих вооруженных сил на территории Венгрии и Румынии для поддержания коммуникационных линий с Австрией 4.

4. После подписания Государственного договора с Австрией в 1955 г. советские войска оставались в Румынии и Венгрии на основании Варшавского Договора. В 1958 г. по согласованию с правительством Румынской Народной Республики советские войска были выведены из Румынии.

Экономические постановления. Во всех договорах указывалось, что государство, с которым подписан мирный договор, обязывается предоставить всем иностранным гражданам «равные возможности» в промышленности и торговле на срок в 18 месяцев со дня вступления в силу мирного договора. Также во всех договорах решались вопросы торговли и транспортных связей до заключения торговых договоров. В договорах с Болгарией, Венгрией и Румынией указывалось, что правительства этих стран признают право собственности Советского Союза на все германские активы, находящиеся па их территории. В этих трех договорах имелись специальные статьи, посвященные вопросам торгового судоходства по Дунаю 5.

5. Его статут был окончательно установлен на конференции в Белграде в июле — августе 1948 г.

Реституции и репарации. В основу репарационных обязательств по всем договорам был положен принцип частичного [стр. 62] возмещения ущерба, причиненного агрессией. Репарационные обязательства Италии в отношении Советского Союза были определены в сумме 100 млн. долл. В отношении других стран репарации распределялись следующим образом: Албании — 5 млн. долл., Эфиопии — 25 млн., Греции — 105 млн., Югославии — 125 млн. долл. Претензии других союзных и соединенных держав должны быть удовлетворены за счет итальянских активов, находящихся в пределах их юрисдикции, а также путем безвозмездной передачи тем государствам, к которым переходит часть территории по договору, промышленных предприятий и оборудования, находящихся на данной территории.

Репарационные обязательства Финляндии в пользу Советского Союза были определены в сумме 300 млн. долл. с погашением в течение 8 лет товарами 6.

6. В июне 1948 г. Советское правительство, учитывая развитие добрососедских отношений между Финляндией и СССР, сократило оставшуюся невыплаченной сумму репарационных платежей на 50%.

Болгария обязывалась выплачивать репарации в пользу Греции в количестве 45 млн. долл. и Югославии — 25 млн. долл.

Репарационные обязательства Румынии, Венгрии и Финляндии в пользу Советского Союза устанавливались в соответствии с соглашениями о перемирии.

Во всех договорах государства, с которыми они подписывались, обязывались вернуть в кратчайший срок имущество и монетарное золото, вывезенное с территории Объединенных наций, а также восстановить все права и интересы союзных и соединенных держав на своей территории и вернуть их собственность в исправном состоянии. За собственность, утраченную и понесшую ущерб, устанавливалась компенсация в пределах 2/3 понесенного ущерба.

Заключительные постановления определяют во всех договорах порядок контроля над выполнением договора, присоединения к договору, ратификации и вступления в силу. [стр. 63]

Вверх


Категория: Заключительный этап мирного урегулирования 1946—1947
Просмотров: 1033 |