Главная » Документы и исследования » 1945—1949. Центральная Европа после войны » «Берлинский кризис» и завершение раскола Берлина и Германии

Обстановка после пятой (Лондонской) сессии СМИД
10.05.2017, 20:29
История дипломатии. Т. 5. Кн. 1. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1974., стр. 105—107

Глава 3. Проблемы мирного урегулирования в Центральной Европе (1945—1949 гг.). Возникновение двух германских государств (стр. 65—119)

1. Срыв западными державами Потсдамских решений в западных зонах оккупации и последовательное претворение их в жизнь советской стороной в своей зоне (стр. 66—83)

Позиции Советского Союза и западных держав непосредственно после Потсдама. Борьба Советского Союза за осуществление союзнических решений по Германии, за ее демилитаризацию, денацификацию, демократизацию и декартелизацию. Срыв западными державами решений Потсдама об организации центральной германской администрации и подготовка ими раскола Германии.

2. Обсуждение германских дел на международных встречах представителей четырех держав (стр. 83—104)

Вторая (Парижская) и третья (Нью-Йоркская) сессии СМИД в 1946 г. Четвертая (Московская) сессия СМИД (1947 г.). Пятая (Лондонская) сессия СМИД (1947 г.). Борьба немецкого населения за создание миролюбивого демократического государства.

3. «Берлинский кризис» и завершение западными державами раскола Берлина и Германии (стр. 105—119)

Обстановка после пятой (Лондонской) сессии СМИД. Подготовка западными державами сепаратной денежной реформы. Срыв западными державами переговоров о ликвидации «берлинского кризиса». Урегулирование «берлинского кризиса». Шестая (Парижская) сессия СМИД. Завершение западными державами раскола Германии и возникновение двух германских государств.

Обстановка после пятой (Лондонской) сессии СМИД (стр. 105—107)

Сразу же после окончания работы пятой сессии СМИД, в конце 1947 г., на квартире американского посла в Лондоне Дугласа состоялась встреча Маршалла, Бевина, Клея, Робертсона, американского политического советника Мэрфи. На ней Клей активно выступил за скорейшее проведение сепаратной денежной реформы, считая ее важнейшим мероприятием политики США в западных зонах, а также за создание собственного «правительства» для Бизонии. Эти предложения были одобрены участниками совещания 1.

1. L. Clay. Entscheidung in Deutschland, S. 434.

Вслед за этим немедленно последовали практические дела — параллельно с переговорами о присоединении французской зоны к Бизонии, сопровождавшимися заключением целого ряда соответствующих соглашений, шла реализация программы завершения раскола и создания сепаратного западногерманского государства.

Полномочия Экономического совета были расширены, и ему придавалась форма нижней палаты парламента. Создавалось нечто вроде второй палаты — Совет земель. Административный совет становился своего рода правительством. Управления представляли собой, по существу, отраслевые министерства. Кроме того, были созданы Верховный суд и экономический банк под названием «Банк земель». Организация последнего имела особенно важное значение в связи с подготовкой сепаратной денежной реформы.

Тем самым Западная Германия получила формально необходимые атрибуты государственности 2. Практически было образовано западногерманское «правительство де-факто» 3. Был создан совершенно далекий от народа бюрократический аппарат [стр. 105] как орудие оккупационных властей трех западных держав и крупного германского капитала для осуществления их агрессивных антинародных планов. Агентство Франс Пресс, комментируя 9 января 1948 г. эти события, прямо называло Административный совет «ярко выраженным советом министров» и подчеркивало, что «парламентские функции, с одной стороны, и правительственные функции, с другой стороны, превращают центральные органы объединенной зоны, независимо от того, хотят или не хотят признавать данный факт, в эмбрион западно-германского государства».

2. Остальные органы, как полиция и т. п., были созданы еще раньше.

3. «Neues Deutschland». 10. II. 1948.

Теперь империалистам нужно было лишь юридически легализовать их, назвав своими настоящими именами, используя для этого первый подходящий предлог. Это стало очередной задачей дипломатии США, Англии и Франции, за которую они взялись со всей решимостью.

В течение первой половины 1948 г. в Лондоне с небольшими интервалами почти постоянно заседали представители западных держав, обстоятельно обсуждая последние детали создания сепаратного западногерманского государства и использования его в своих агрессивных целях.

Серию этих заседаний открыло созванное в феврале 1948 г. совещание в Лондоне, в котором участвовали США, Англия, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург.

Спекулируя на антисоветских настроениях в правящих кругах Англии и Франции, применяя методы шантажа и давления, США удалось подчинить политику этих стран в германских делах своему курсу, нацеленному на возрождение германского милитаризма. Франция дала окончательное согласие на включение своей оккупационной зоны в состав сепаратного западно-германского государства 4, а Англия отказалась от единоличного контроля над Рурской промышленной областью. Рурская область была поставлена под международный, а по существу американский контроль. Западная Германия официально стала участницей «плана Маршалла». Совещание приняло решение о создании в западных зонах сепаратного государства, в котором наряду с конституцией действовал бы оккупационный статут, предоставлявший западным державам чрезвычайно широкие права. Чтобы еще больше активизировать западноевропейские державы в проведении политики по возрождению реваншистского западногерманского государства, США пошли на территориальные уступки за счет Германии. На Лондонском совещании Саарская область была передана под управление Франции, [стр. 106] город Мюнхен и часть района Шлейден — Бельгии, районы Бентхейм, Вендо, Боркум и устье реки Эме — Нидерландам, территория шириной в 8 км по реке Мозель — Люксембургу.

4. Французская оккупационная зона была в 1948 г. присоединена к англо-американской «Бизонии». Новое объединение трех зон стало называться «Тризонией».

Решения Лондонского совещания были грубейшим нарушением духа и буквы Потсдама. Они свидетельствовали о том, что западные страны перешли к открытому союзу с агрессивными силами германского империализма. Правящие круги США, Англии и Франции все более решительно становились на путь использования экономического и военного потенциала Западной Германии для осуществления своих агрессивных планов, направленных против Советского Союза и других социалистических стран в Европе.

Парализуется деятельность четырехстороннего контрольного механизма. Действуя в духе решений Лондонского совещания, западные державы прежде всего взорвали Контрольный совет. Они отказались предоставить этому четырехстороннему органу управления Германией информацию о сепаратном Лондонском совещании, а тем более дать заверения, что его решения не противоречат Потсдамским соглашениям. Как констатировал 20 марта 1948 г. на заседании Контрольного совета советский представитель маршал В. Д. Соколовский, своими действиями западные державы «лишний раз подтверждают, что Контрольного совета фактически уже не существует, как органа верховной власти в Германии, осуществляющего четырехстороннее управление этой страной» 5.

5. «Советский Союз и берлинский вопрос. (Документы)». М., 1948, стр. 24.

Одновременно форсируются меры по расколу Берлина.

Усиливаются экономическая блокада советской зоны, попытки изолировать ее от внешнего мира, затруднить ее развитие и вызвать недовольство населения. Организуются различного рода провокации на границе советской зоны и на коммуникациях с западными секторами Берлина для нагнетания напряженности, чтобы под ее покровом форсировать осуществление планов Запада. [стр. 107]

Вверх


Категория: «Берлинский кризис» и завершение раскола Берлина и Германии | Теги: германский вопрос
Просмотров: 721 |