Главная » Документы и исследования » 1945—1949. Центральная Европа после войны » «Берлинский кризис» и завершение раскола Берлина и Германии

Шестая (Парижская) сессия СМИД
10.05.2017, 20:40
История дипломатии. Т. 5. Кн. 1. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1974., стр. 115—117

Глава 3. Проблемы мирного урегулирования в Центральной Европе (1945—1949 гг.). Возникновение двух германских государств (стр. 65—119)

1. Срыв западными державами Потсдамских решений в западных зонах оккупации и последовательное претворение их в жизнь советской стороной в своей зоне (стр. 66—83)

Позиции Советского Союза и западных держав непосредственно после Потсдама. Борьба Советского Союза за осуществление союзнических решений по Германии, за ее демилитаризацию, денацификацию, демократизацию и декартелизацию. Срыв западными державами решений Потсдама об организации центральной германской администрации и подготовка ими раскола Германии.

2. Обсуждение германских дел на международных встречах представителей четырех держав (стр. 83—104)

Вторая (Парижская) и третья (Нью-Йоркская) сессии СМИД в 1946 г. Четвертая (Московская) сессия СМИД (1947 г.). Пятая (Лондонская) сессия СМИД (1947 г.). Борьба немецкого населения за создание миролюбивого демократического государства.

3. «Берлинский кризис» и завершение западными державами раскола Берлина и Германии (стр. 105—119)

Обстановка после пятой (Лондонской) сессии СМИД. Подготовка западными державами сепаратной денежной реформы. Срыв западными державами переговоров о ликвидации «берлинского кризиса». Урегулирование «берлинского кризиса». Шестая (Парижская) сессия СМИД. Завершение западными державами раскола Германии и возникновение двух германских государств.

Шестая (Парижская) сессия СМИД (стр. 115—117)

23 мая 1949 г. после длительного перерыва министры иностранных дел четырех держав собрались в Париже на очередную сессию 1. Советская делегация настойчиво выступила за сохранение единства страны и внесла на сессии предложение возобновить на прежней основе деятельность Контрольного совета как органа верховной власти в Германии. При этом предлагалось передать ряд прежних функций Контрольного совета немецким органам, в частности Общегерманскому государственному совету, который мог бы быть создан на основе существовавших в то время в восточной и западных зонах немецких экономических органов. Советская сторона считала, что при сохранении верховной власти за Контрольным советом Общегерманский государственный совет являлся бы экономическим и административным центром Германии, имел бы правительственные функции в области экономического и государственного строительства и тем самым мог бы стать прообразом общегерманского правительства.

1. Сессия продолжалась по 20 июня 1949 г. На повестке дня стояли следующие вопросы: единство Германии, экономические принципы, политические принципы и союзный контроль, Берлин и валютный вопрос, подготовка мирного договора с Германией.

Советский Союз предлагал также разработать в течение трех месяцев проект мирного договора, предусматривавшего вывод из страны всех иностранных войск в годичный срок после его заключения, и закончить согласование процедуры подготовки мирного договора непосредственно на Парижской сессии 2.

2. См. «Советский Союз и вопрос о единстве Германии и мирном договоре с Германией». М., 1952, стр. 58.

Советские предложения были сформулированы в следующих [стр. 115] документах, переданных представителям западных держав: «О единстве Германии и условиях его осуществления» и «Подготовка германского мирного договора».

В целях восстановления экономического и политического единства Берлина советская делегация выступала за возобновление работы Союзной комендатуры для координации мероприятий по управлению городом и обеспечению его нормальной жизни в целом. Советские представители предложили также восстановить единый магистрат, поручив четырем комендантам провести в городе свободные общеберлинские выборы.

Однако западные державы отвергли предложения советской делегации.

Вместо Контрольного совета, который они считали «устаревшим», ими предлагалось учредить так называемую «верховную комиссию», принимающую решения не единогласно (как это было в Контрольном совете), а простым большинством голосов, т. е. хотели создать такой орган, который дал бы им возможность навязывать свою волю Советскому Союзу. Одновременно они были против организации каких-либо общегерманских органов, которые представляли бы интересы самих немцев перед державами-победительницами.

Подготовку проекта мирного договора западные державы обусловливали решением вопроса о единстве Германии, а восстановление единства страны они представляли себе в форме присоединения советской зоны к созданному ими сепаратному западногерманскому государству, т. е. поглощения Восточной Германии. В меморандуме, внесенном ими в ответ на советское предложение о единстве Германии, бесцеремонно утверждалось, что восстановление единства страны возможно только «путем надлежащих мероприятий, которые позволили бы землям советской зоны присоединиться» к боннской конституции и принять навязанный Западной Германии оккупационный статут 3.

3. «Wiso», 1961, N 24, S. 1132

Что касается советского предложения о выводе из Германии всех иностранных войск в течение года после заключения мирного договора, то представители США, Англии и Франции прямо заявили, что оно «неприемлемо».

Тем самым западные державы подтвердили еще раз, что они являются противниками справедливого урегулирования послевоенных проблем в этой важной части Европы.

Однако, несмотря на помехи, созданные западными державами на Парижской сессии СМИД, она все же имела большое значение. В результате встречи министров удалось добиться ликвидации «берлинского кризиса», чреватого опасными последствиями. В условиях растущей агрессивности [стр. 116] империалистических сил Советский Союз сумел найти пути для сохранения мира. Сессия убедительно показала также, что переговоры являются единственно возможным средством решения спорных международных проблем. Кроме того, западные державы ввиду позиции, занятой советской стороной, вынуждены были пойти на уступки и зафиксировать договоренность с СССР по ряду вопросов.

В коммюнике, подписанном 20 июня 1949 г., было подтверждено сохранение в силе достигнутого в Нью-Йорке Маликом и Джессепом соглашения от 4 мая 1949 г. Предусматривалось также проведение на четырехсторонней основе консультаций в Берлине, в том числе по вопросам, «относящимся к управлению четырьмя секторами» города. На оккупационные власти возлагалось обязательство консультироваться на четырехсторонней основе в Берлине с целью продолжения усилий по восстановлению экономического и политического единства Германии. В коммюнике далее было сказано, что, несмотря на то что на данном совещании оказалось невозможным достичь соглашения о восстановлении экономического и политического единства, министры иностранных дел продолжат обмен взглядами, чтобы добиться этого. С этой целью они согласились, в частности, обменяться мнениями на очередной сессии ООН в сентябре 1949 г. о дате и прочих условиях созыва заседания министров иностранных дел по обсуждению германских дел 4. [стр. 117]

4. См. «За антифашистскую демократическую Германию. Сб. документов. 1945—1949 гг.», стр. 633.

Вверх


Категория: «Берлинский кризис» и завершение раскола Берлина и Германии | Теги: германский вопрос
Просмотров: 1118 |