Главная » Документы и исследования » 1945—1949. Центральная Европа после войны » «Берлинский кризис» и завершение раскола Берлина и Германии

Срыв западными державами переговоров о ликвидации «берлинского кризиса»
10.05.2017, 20:34
История дипломатии. Т. 5. Кн. 1. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1974., стр. 109—113

Глава 3. Проблемы мирного урегулирования в Центральной Европе (1945—1949 гг.). Возникновение двух германских государств (стр. 65—119)

1. Срыв западными державами Потсдамских решений в западных зонах оккупации и последовательное претворение их в жизнь советской стороной в своей зоне (стр. 66—83)

Позиции Советского Союза и западных держав непосредственно после Потсдама. Борьба Советского Союза за осуществление союзнических решений по Германии, за ее демилитаризацию, денацификацию, демократизацию и декартелизацию. Срыв западными державами решений Потсдама об организации центральной германской администрации и подготовка ими раскола Германии.

2. Обсуждение германских дел на международных встречах представителей четырех держав (стр. 83—104)

Вторая (Парижская) и третья (Нью-Йоркская) сессии СМИД в 1946 г. Четвертая (Московская) сессия СМИД (1947 г.). Пятая (Лондонская) сессия СМИД (1947 г.). Борьба немецкого населения за создание миролюбивого демократического государства.

3. «Берлинский кризис» и завершение западными державами раскола Берлина и Германии (стр. 105—119)

Обстановка после пятой (Лондонской) сессии СМИД. Подготовка западными державами сепаратной денежной реформы. Срыв западными державами переговоров о ликвидации «берлинского кризиса». Урегулирование «берлинского кризиса». Шестая (Парижская) сессия СМИД. Завершение западными державами раскола Германии и возникновение двух германских государств.

Срыв западными державами переговоров о ликвидации «берлинского кризиса» (стр. 109—113)

В июне 1948 г. представители европейских социалистических стран собрались в Варшаве, чтобы обсудить создавшуюся обстановку. Участники совещания осудили политику западных держав и предложили демократическую программу урегулирования германских дел в духе Потсдама. Варшавское совещание подчеркнуло неотложность образования временного демократического миролюбивого общегерманского правительства из представителей демократических партий и организаций и заключения германского мирного договора. Антинациональной [стр. 109] раскольнической политике западных держав социалистические страны противопоставили конкретные конструктивные предложения, которые открывали реальные возможности для урегулирования «берлинского кризиса», ликвидации назревшего конфликта и решения германских дел на пользу дела мира и интересов самого немецкого населения.

Принципиальная и настойчивая позиция Советского Союза, решительные ответные меры советской стороны в Берлине, рост недовольства авантюристической позицией США со стороны широких слоев мировой общественности заставили западные державы пойти на переговоры с СССР.

30 июля 1948 г. представители трех западных держав посетили заместителя министра иностранных дел СССР В. А. Зорина и вручили ему памятные записки, в которых заявляли о своем согласии начать переговоры и просили организовать встречу послов с главой Советского правительства «с целью обсуждения нынешнего положения в Берлине и тех более широких вопросов, которые оно затрагивает» 1.

1. АВП СССР.

31 июля 1948 г. во время беседы в МИД СССР, где обсуждались вопросы, касающиеся содержания предстоящих переговоров между советской стороной и тремя западными державами, послам США, Англии и Франции было разъяснено, что под более широкими вопросами Советское правительство имеет в виду вопросы, касающиеся Германии в целом 2.

2. Там же.

2 августа 1948 г. послы трех западных держав посетили И. В. Сталина. Во время беседы глава Советского правительства подчеркнул, что, пока Германия рассматривалась как единое целое, а Берлин — как ее столица, присутствие в нем трех западных держав было понятным и объяснимым. Но когда после лондонского совещания США, Англии и Франции западная часть Германии оказалась выделенной в отдельное государство, положение изменилось. Однако, несмотря на это, у Советского правительства нет желания вытеснять войска своих бывших союзников. Транспортные ограничения, введенные советской стороной, имели целью воспрепятствовать вторжению сепаратной валюты в Берлин и расколу Германии на два государства. Меры Советского Союза явились ответом на Лондонские решения и носили оборонительный характер. Чтобы ускорить решение вопроса о Берлине, глава Советского правительства предложил отменить особую валюту в западных секторах Берлина (марку «Б») и ввести в Берлине валюту советской зоны, указав на то, что одновременно будут отменены транспортные ограничения на коммуникациях. И. В. Сталин предложил также [стр. 110] отложить осуществление западными державами Лондонских решений до созыва совещания четырех держав по вопросу о Германии в целом. Если же последнее требование создает трудности, заявил И. В. Сталин, Советский Союз мог бы не настаивать на нем как на условии отмены ограничений, но в проекте коммюнике о переговорах следует записать настойчивое пожелание Советского правительства отложить решение вопроса о создании западногерманского правительства.

6 августа 1948 г. послы трех западных держав представили в МИД СССР свой проект коммюнике о переговорах по берлинскому вопросу, где выражали согласие на введение в качестве единственной валюты для всего Берлина марки советской зоны оккупации при условии снятия на коммуникациях транспортных ограничений 3. Однако они полностью обошли молчанием вопрос о Лондонских решениях в отношении Западной Германии.

3. АВП СССР.

Во время встречи с послами США, Англии и Франции 23 августа 1948 г. с целью согласования проекта коммюнике и директивы правительств четырех держав главнокомандующим их войсками в Германии И. В. Сталин особо остановился на Лондонском совещании. Было бы хорошо, говорил он, если бы в коммюнике записали в виде обязательства, что Лондонские решения об организации правительства для Западной Германии будут отложены. Если три правительства считают, что по соображениям престижа это публиковать не стоит, отмечал И. В. Сталин, то надо по крайней мере, как в прошлый раз говорил американский посол Б. Смит, произвести конфиденциальный обмен письмами по этому поводу 4.

4. Там же.

Рассказывая в дальнейшем о встречах в Кремле и давая им оценку, американский представитель на этих переговорах Б. Смит признавал, что позиция советской стороны позволяла западным державам «без потери престижа отодвинуть планируемое создание западногерманского государства... На протяжении всех переговоров,— пишет Б. Смит,— я был абсолютно убежден, что мы могли бы в пятнадцать минут достичь соглашения, если бы предложили ликвидировать лондонские решения. Но, с нашей точки зрения, это полностью исключалось» 5.

5. B. Smith. Meine drei Jahre in Moskau. Hamburg, 1950, S. 331.

Послы США, Англии и Франции, стремясь уйти от каких-либо обязательств, которые помешали бы западным державам завершить раскол Германии и Берлина, ограничились лишь заявлением, что они «доложат» о позиции сторон своим [стр. 111] правительствам. В результате этого коммюнике так и осталось несогласованным.

Однако в итоге этих встреч и дополнительной работы удалось согласовать директиву правительств, направленную четырем главнокомандующим оккупационными войсками в Германии 30 августа 1948 г. В ней указывалось, что в Берлине должны быть проведены одновременно при условии достижения соглашения между четырьмя главнокомандующими следующие мероприятия: а) ограничения связи, транспорта и торговли между Берлином и западными зонами, а также движения грузов в советскую зону Германии и обратно, введенные в последнее время, будут сняты; б) немецкая марка советской зоны будет введена в качестве единственной валюты для Берлина и западная марка «Б» будет изъята из обращения в Берлине 6. Директивой предусматривалось также, что регулирование денежного обращения в Берлине должно осуществляться Немецким эмиссионным банком советской зоны через действующие кредитные учреждения Берлина. Для контроля за практическим осуществлением финансовых мероприятий, связанных с введением и обращением единой валюты в Берлине, создавалась финансовая комиссия из представителей четырех главнокомандующих 7.

6. См. «Советский Союз и берлинский вопрос. (Документы)», стр. 60.

7. См. там же, стр. 62.

Главнокомандующие встретились в Берлине 31 августа 1948 г. 8. А за день до этого американский и английский главнокомандующие заявили премьер-министрам земель западных зон, что переговоры о ликвидации «берлинского кризиса» «не будут иметь влияния» на реализацию их сепаратных планов в отношении Западной Германии 9. Так, лицемерно утверждая в переговорах с советской стороной о желании ликвидировать «берлинский кризис», западные державы на деле продолжали раскольническую деятельность. Не удивительно, что на первых же заседаниях в Берлине представители западных держав заняли позицию, противоречащую директиве правительств 10. Они настаивали, чтобы финансовая комиссия была «высшей финансовой властью» в городе и контролировала всю деятельность немецкого эмиссионного банка «в отношении конвертирования денег и их дальнейшего обращения в Берлине». Это открыло бы [стр. 112] им путь для вмешательства во внутренние дела советской зоны. Они пытались также отрицать право контроля СВАГ на коммуникациях между Берлином и западными зонами и т. п.

8. При этом представители США заявили, что они не рассматривают такого рода переговоры как заседания Контрольного совета («Berlin. Behauptung von Freiheit und Selbstverwaltung 1946—1948», Bd. II. Berlin, 1959, S. 621).

9. См. В. Н. Высоцкий. Западный Берлин и его место в системе современных международных отношений, стр. 168.

10. В то же время заседали созданные при главнокомандующих комиссии экспертов по коммуникациям, финансам и торговле.

Советская сторона не могла, естественно, согласиться с изъятием из своей компетенции коммуникаций советской зоны, использовавшихся для проезда в Берлин, а также с таким толкованием функций финансовой комиссии, которое привело бы к установлению контроля западных держав за финансово-экономической деятельностью советской зоны.

7 сентября 1948 г. по настоянию Клея переговоры главнокомандующих были прерваны.

Придерживаясь своей обструкционистской тактики, правительства США, Англии и Франции отказались принять все последующие советские предложения об урегулировании «берлинского кризиса» и нормализации обстановки в Германии, в частности использование услуг так называемого технического комитета ООН, и продолжали свой раскольнический курс. Созданный осенью 1948 г. так называемый парламентский совет западных зон начал подготовку сепаратной западногерманской конституции и принял за время своего существования (1 сентября 1948 г.—8 мая 1949 г.) целый ряд решений, направленных на окончательное оформление западногерманской государственности. 6 сентября 1948 г. депутаты от ХДС, ЛДП и СДПГ в городской палате депутатов Берлина по «согласованию» с воен ной администрацией США, Англии и Франции покинули здание берлинской ратуши, находившееся в советском секторе, и переехали в английский сектор. 13 октября 1948 г. ими был расколот общеберлинский магистрат. Вместо этого ими были созданы сепаратные органы. 21 декабря 1948 г. западные державы организовали свою сепаратную западноберлинскую комендатуру в американском секторе. Отношения между Советским Союзом и западными державами приобретали все больший накал. Международная обстановка серьезно осложнилась. [стр. 113]

Вверх


Категория: «Берлинский кризис» и завершение раскола Берлина и Германии | Теги: германский вопрос
Просмотров: 722 |