Главная » Документы и исследования » 1945—1949. Центральная Европа после войны » Обсуждение германских дел на международных встречах представителей четырех держав

Борьба немецкого населения за создание миролюбивого демократического государства
10.05.2017, 20:19
История дипломатии. Т. 5. Кн. 1. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1974., стр. 102—105

Глава 3. Проблемы мирного урегулирования в Центральной Европе (1945—1949 гг.). Возникновение двух германских государств (стр. 65—119)

1. Срыв западными державами Потсдамских решений в западных зонах оккупации и последовательное претворение их в жизнь советской стороной в своей зоне (стр. 66—83)

Позиции Советского Союза и западных держав непосредственно после Потсдама. Борьба Советского Союза за осуществление союзнических решений по Германии, за ее демилитаризацию, денацификацию, демократизацию и декартелизацию. Срыв западными державами решений Потсдама об организации центральной германской администрации и подготовка ими раскола Германии.

2. Обсуждение германских дел на международных встречах представителей четырех держав (стр. 83—104)

Вторая (Парижская) и третья (Нью-Йоркская) сессии СМИД в 1946 г. Четвертая (Московская) сессия СМИД (1947 г.). Пятая (Лондонская) сессия СМИД (1947 г.). Борьба немецкого населения за создание миролюбивого демократического государства.

3. «Берлинский кризис» и завершение западными державами раскола Берлина и Германии (стр. 105—119)

Обстановка после пятой (Лондонской) сессии СМИД. Подготовка западными державами сепаратной денежной реформы. Срыв западными державами переговоров о ликвидации «берлинского кризиса». Урегулирование «берлинского кризиса». Шестая (Парижская) сессия СМИД. Завершение западными державами раскола Германии и возникновение двух германских государств.

Борьба немецкого населения за создание миролюбивого демократического государства (стр. 102—105)

В отличие от позиции, занимаемой буржуазией и юнкерством, а также реакционным руководством ХДС/ХСС и правыми лидерами социал-демократов, подавляющая часть немецкого населения выступала за создание миролюбивого, подлинно демократического государства.

Единственной партией, которая имела четкую конкретную программу, отвечавшую стремлениям и чаяниям народных масс, явилась партия коммунистов, последовательно и неутомимо боровшаяся за единую миролюбивую демократическую Германию. Так, собравшийся в январе 1946 г. под председательством В. Пика комитет блока демократических антифашистских партий решительно осудил происки реакции, пытавшейся укрепить свои позиции путем политики, направленной на раскол, и принял специальное воззвание.

Состоявшийся 21—22 апреля 1946 г. объединительный съезд КПГ и СДПГ в программном документе «Основные принципы и цели СЕПГ» указал немецкому населению пути дальнейшего социального и национального развития 1.

1. «Dokumente der Sozialistischen Einheitspartei Deutschlands Bd I, Berlin 1959, S. 5-10.

В связи с постоянно усиливавшейся раскольнической политикой западных держав и господствующих классов Западной Германии правление СЕПГ опубликовало 19 сентября 1946 г. в ответ на этот реакционный антинациональный курс предложение об обеспечении во всей Германии единых основных прав населения, а два месяца спустя, 14 ноября 1946 г.,— проект конституции единой Германской Демократической Республики, [стр. 102] поставив их на рассмотрение общественности 2. При этом СЕПГ прямо ориентировала массы на то, что только на основе единства антифашистских демократических сил, лишения власти промышленников и помещиков и демократического переустройства всей жизни может быть обеспечено единство Германии и ее демократическое обновление.

2. St. Doernberg. Kurze Geschichte der DDR, S. 101.

На состоявшейся 6—7 июня 1947 г. в Мюнхене конференции премьер-министров земель представители советской зоны решительно выступили против политики раскола Германии, заранее направив сюда свои предложения относительно восстановления ее экономического и политического единства. Но представители Западной Германии сорвали конференцию 3.

3. Так, представители земель французской зоны на конференции имели строгие директивы французских оккупационных властей ни в коем случае не участвовать в дискуссиях по политическим и государственно-правовым вопросам («Warum mußte Münchener Konferenz scheitern?». Berlin, 1947, S. 17; «Sozialistische Bildungshefte», Sondernummer, 1947) и покинуть заседания, если на ней будут обсуждаться вопросы будущей структуры Германии («Telegraf», 12. VI. 1947). Зам. премьер-министра Баварии д-р Хегнер признал, что повестка дня была утверждена американцами, направлявшими фактически за кулисами ее работу («Warum mußte Münchener Konferenz scheitern?», S. 15). Представитель государственной канцелярии Баварии прямо заявил журналистам, что «абсолютно бесполезно говорить еще о единстве Германии, так как самое позднее в течение шести месяцев будет создано западногерманское правительство» («Neues Deutschland», 30. VII. 1947).

Когда в 1947 г. уже полностью раскрылась раскольническая политика западных держав и господствующих кругов Западной Германии и стало ясно, что они бесповоротно взяли курс на создание сепаратного западногерманского государства, то СЕПГ развернула борьбу по мобилизации широких слоев населения для срыва этих антинациональных планов.

Премьер-министры земель советской зоны в соответствии с решениями СЕПГ от 1 марта 1947 г. потребовали проведения референдума всего немецкого населения относительно структуры Германии, роли центрального германского правительства и прав земель в рамках единой Германии.

II съезд СЕПГ указал 20 сентября 1947 г. что раскол германского государства и немецкой нации иностранными и германскими империалистами стал «угрожающей опасностью».

Поскольку главные враги единства — германские империалисты, то для объединения Германии необходимо лишить их власти и силы. Одновременно съезд подчеркнул, что укрепление антифашистского демократического порядка, возникшего на территории Восточной Германии, где проведены важнейшие преобразования и в основном выполнен призыв КПГ от 11 июня 1945 г., является основной задачей в борьбе за единство 4. [стр. 103]

4. H. Neef. Der Freiheit Morgenrot. Berlin, 1960, S. 96.

В соответствии с решениями II съезда СЕПГ ее председатели В. Пик и О. Гротеволь направили 30 сентября 1947 г. Контрольному совету письмо, в котором требовали предоставить немецкому народу возможность провести референдум о единстве Германии, немедленно создать центральные германские управления, устранить зональные границы, ликвидировать соглашение о Бизонии и осуществить решения Потсдама 5. Однако западные державы и слышать не хотели об отказе от своего курса на раскол страны и возвращении к Потсдаму.

5. «Dokumente der SED», Bd. I, Berlin, S. 239—241.

26 ноября 1947 г. чрезвычайный пленум ЦК СЕПГ в соответствии с требованиями масс принял решение о созыве Народного конгресса за единство и справедливый мир, призвав принять в нем участие все антифашистские демократические партии, профсоюзы и другие массовые организации рабочих, крестьян и интеллигенции.

Тем самым СЕПГ ориентировала массы на то, что в вопросе о восстановлении единства страны необходимо высказать полновесное слово немецкому населению.

Когда в Лондоне проходила пятая сессия СМИД, в Берлине собрался 6—7 декабря 1947 г. Конгресс за единство и справедливый мир. На него прибыло 2215 делегатов, из них 664 — из западных зон. 1456 делегатов представляли партии 6 и 444 — массовые организации.

6. От СЕПГ - 651 делегат, от КПГ - 242, от ЛДП - 258, от ХДС — 219, от СДПГ — 91 делегат.

Конгресс избрал делегацию для направления в Лондон на сессию СМИД. Ей поручалось изложить требования немецкого населения относительно быстрейшего заключения в соответствии с решениями Потсдама справедливого мирного договора с Германией, как единым миролюбивым демократическим государством. Но западные державы не допустили делегацию Конгресса в Англию и выступили против рожденного Конгрессом массового движения, запретив его в своих зонах и начав преследование его сторонников.

Несмотря на это, под требованием об организации общегерманского референдума поставили свои подписи около 15 млн. немцев из всех частей страны.

Таким образом, Конгресс стал фактически первым общегерманским надпартийным представителем интересов всего немецкого населения. Он положил начало широкому массовому народному движению, которое было непосредственным ответом на раскольническую политику представителей германской буржуазии и юнкерства, полностью поддержавших курс правящих кругов западных держав в этом вопросе. Во главе движения, во главе всех национальных сил, выступавших против раскола, [стр. 104] за справедливый мир, стали подлинные патриоты-антифашисты во главе с коммунистами.

Последовательная и настойчивая борьба Советского Союза за демократическое решение проблемы послевоенного урегулирования в центре Европы сливалась с борьбой широких слоев немецкого населения за миролюбивую демократическую Германию и справедливый мир с ней. Она убедительно показала всем, кто действительно выступает за реализацию решений Потсдама, ликвидацию последствий второй мировой войны и создание основ для стабильного мира в Европе. [стр. 105]

Вверх


Категория: Обсуждение германских дел на международных встречах представителей четырех держав | Теги: германский вопрос
Просмотров: 860 |