Главная » Документы и исследования » 1945—1949. Центральная Европа после войны » Обсуждение германских дел на международных встречах представителей четырех держав

Четвертая (Московская) сессия СМИД (1947 г.).
10.05.2017, 20:11
История дипломатии. Т. 5. Кн. 1. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1974., стр. 88—98

Глава 3. Проблемы мирного урегулирования в Центральной Европе (1945—1949 гг.). Возникновение двух германских государств (стр. 65—119)

1. Срыв западными державами Потсдамских решений в западных зонах оккупации и последовательное претворение их в жизнь советской стороной в своей зоне (стр. 66—83)

Позиции Советского Союза и западных держав непосредственно после Потсдама. Борьба Советского Союза за осуществление союзнических решений по Германии, за ее демилитаризацию, денацификацию, демократизацию и декартелизацию. Срыв западными державами решений Потсдама об организации центральной германской администрации и подготовка ими раскола Германии.

2. Обсуждение германских дел на международных встречах представителей четырех держав (стр. 83—104)

Вторая (Парижская) и третья (Нью-Йоркская) сессии СМИД в 1946 г. Четвертая (Московская) сессия СМИД (1947 г.). Пятая (Лондонская) сессия СМИД (1947 г.). Борьба немецкого населения за создание миролюбивого демократического государства.

3. «Берлинский кризис» и завершение западными державами раскола Берлина и Германии (стр. 105—119)

Обстановка после пятой (Лондонской) сессии СМИД. Подготовка западными державами сепаратной денежной реформы. Срыв западными державами переговоров о ликвидации «берлинского кризиса». Урегулирование «берлинского кризиса». Шестая (Парижская) сессия СМИД. Завершение западными державами раскола Германии и возникновение двух германских государств.

Четвертая (Московская) сессия СМИД (1947 г.). (стр. 88—98)

Спустя два года после окончания второй мировой войны в центре Европы совершенно четко определились две противоположные тенденции развития. В советской зоне последовательно проводились решения Потсдама и осуществлялась консолидация демократических сил немецкого народа. Здесь произошли коренные социально-политические изменения. Были «уничтожены основы господства империализма и милитаризма. Возник антифашистско-демократический порядок, в котором впервые в германской истории народные массы под руководством рабочего класса определили политическую, экономическую и культурную жизнь» 1. В западных зонах происходила перегруппировка и консолидация сил германского империализма и милитаризма.

1. H. Lipski. Deutschland und die deutsche Arbeiterbewegung 1945— 1949. Berlin 1964, S. 138.

Характеризуя положение в этих зонах, председатель социал-демократической партии К. Шумахер вынужден был признать 26 сентября 1946 г., что там в «политике, экономике и управлении господствуют снова те же самые силы, которые привели нас к нынешнему положению» 2.

2. «Bericht des Parteivorstandes der SED an den 2. Parteitag», Berlin, S. 41.

Усиливалась борьба относительно определения путей дальнейшего национального и социального развития на территориях четырех зон, принимавшая все более острые формы.

Сотрудничество четырех держав в контрольных органах по Германии и Берлину все больше осложнялось, уступив место постоянно обострявшейся борьбе.

Это свидетельствовало, как признавала в 1946 г. печать западных держав, что «дух Потсдама ушел уже в прошлое». Вместо «духа Потсдама» в международной политике существовали два совершенно различных подхода, два совершенно противоположных курса в отношении послевоенного урегулирования в центре Европы.

Новый этап в политике западных держав в этом вопросе наглядно определился на рубеже 1946—1947 гг. Выступая 6 сентября 1946 г. в Штутгарте, государственный секретарь США Бирнс подтвердил объявленное накануне решение об экономическом объединении американской и английской зон оккупации и наметил основные направления этого курса, ближайшей целью которого были ликвидация четырехстороннего управления оккупированной территорией и создание сепаратного западногерманского государства 3. «Если не сможет быть достигнуто [стр. 88] полное объединение,— заявил Бирнс,— то мы сделаем все, что в наших силах, чтобы достигнуть максимально возможного объединения», т. е. трех западных зон против восточной зоны.

3. 2 декабря 1946 г. в обход Контрольного совета было заключено соглашение между США и Англией об экономическом слиянии их зон (с 1 января 1947 г. вошло в силу). Американская и английская зоны оказались, по существу, изъятыми из ведения Контрольного совета, поскольку все важнейшие вопросы их жизни решались отныне сепаратными двухзональными англо-американскими органами.

Выступление Бирнса ознаменовало официальный разрыв США с союзническими соглашениями по германским делам. От саботажа демилитаризации, денацификации и демократизации западные державы переходят к полному отказу от этих принципов, согласованных в Ялте и Потсдаме. Поэтому один из наиболее ярых сторонников и инициаторов этого коварного плана, генерал Клей, характеризовал речь Бирнса, как «величайший поворот» в политике США в германском вопросе 4.

4. L. Clay. Entscheidung in Deutschland, S. 96.

В своем заявлении 12 марта 1947 г., специально приуроченном к открытию Московской сессии СМИД, президент США Г. Трумэн обещал всем странам помощь в борьбе с коммунизмом и претендовал на признание за Соединенными Штатами руководящей роли в мире («доктрина Трумэна») 5. 5 апреля 1947 г. Г. Трумэн развил дальше эти идеи, открыто заявив, что «мир смотрит на нас как на своего руководителя» 6.

5. H. Truman. Memoiren, Bd. II, Stuttgart, 1955, S. 115.

6. Ibid., S. 116.

Так, накануне Московской сессии СМИД были открыто сформулированы цели политики правящих кругов США, их намерение диктовать Советскому Союзу свою волю, в частности, свои условия решения послевоенного урегулирования, предусматривавшие в конечном счете возрождение германского милитаризма и превращение его в свой ударный отряд на европейском континенте.

Усиление агрессивности и раскольнических действий западных держав свидетельствовали также о растущем подчинении английской и французской политики по этому вопросу курсу США. Конечно, правящие круги Англии и Франции, учитывая горький опыт прошлого и опасаясь укрепления позиций германского империализма, преследовали и свои собственные цели в германских делах. Английские монополии, установившие контроль над Руром, явно были не прочь сохранить такое положение на возможно более длительный период. Французские монополистические круги претендовали на промышленный район Саара, выступали за ревизию западных границ Германии. Однако в целом Лондон и Париж, напуганные глубокими изменениями в пользу социализма, происшедшими в Европе в [стр. 89] результате второй мировой войны, полагали, что сохранить крайне ослабевшие позиции капитализма в Европе можно, лишь опираясь на экономическую и военно-политическую мощь США. Это, с одной стороны, открывало перед США возможности использования угроз, запугивания и шантажа в отношении Парижа и Лондона, а с другой стороны, привело к тому, что правящие круги Франции и Англии, исходя из узко эгоистических классовых интересов, капитулировали в первые послевоенные годы перед диктатом США и поддерживали американскую линию в германских делах, что противоречило коренным национальным интересам этих стран.

18 марта 1947 г., когда уже началась работа сессии СМИД, в США был опубликован так называемый «доклад Гувера». Он был составлен бывшим президентом США специально по заданию Г. Трумэна. В нем предлагалось создать сепаратное западногерманское правительство, заключить с ним сепаратный мирный договор, полностью прекратить демилитаризацию и декартелизацию, ввести в Западной Германии сепаратную валюту, вернуть к управлению западногерманской экономикой руководителей военной промышленности гитлеровского рейха.

Сессия СМИД была теперь, по существу, ни к чему западным державам. Как откровенно говорил один из ведущих экспертов госдепартамента США, Л. Фишер, Дину Ачесону накануне сессии, им была «попросту нужна неудачная конференция», чтобы, показав бесплодность переговоров с СССР, ускорить осуществление своих агрессивных планов 7.

7. L. Fischer. This is our World. New York, 1956, p. 81.

Сессия СМИД продолжалась с 10 марта 1947 г. по 24 апреля 1947 г. За это время было проведено 43 официальных заседания и целый ряд неофициальных встреч. Московская сессия являлась самым продолжительным послевоенным совещанием четырех держав, поставив по количеству времени, посвященному ею данной проблеме, своеобразный рекорд. Лишь пленарные заседания министров продолжались 134 часа 55 минут, не считая работы заместителей министров и целого ряда специальных комитетов. Но главное заключалось в том, что на Московской сессии не только наиболее обстоятельно обсуждались все вопросы, связанные с германскими делами во всех аспектах, но и впервые так открыто проявился прямо противоположный подход Советского Союза и западных держав к их решению.

Утвердив на своем первом же заседании закон Контрольного совета № 46 от 25 февраля 1947 г. о ликвидации прусского государства, т. е. фактически санкционировав то, что уже было осуществлено на деле, министры перешли к обсуждению [стр. 90] других включенных в доклад Контрольного совета СМИД вопросов.

Вскрыв нарушение западными державами решений о демилитаризации в их зонах и разоблачив попытки английских представителей замаскировать свой отказ от демонтажа германских военных предприятий ссылками на какую-то «нейтрализацию» этих объектов, советская сторона решительно потребовала выполнения четырехсторонних решений по данному вопросу.

При обсуждении вопроса о денацификации представители США, Англии и Франции пытались голословно отрицать приведенные советской делегацией данные, свидетельствовавшие о полном отходе западных держав от решений Потсдама.

Во время обсуждения вопроса о демократизации Германии, отметив нарушение западными державами и этого принципа Потсдама, осуществлению которого советская сторона придавала «особое значение», она предложила проводить координированную политику во всех зонах с целью осуществления реконструкции в них политической жизни на демократической и мирной основе 8.

8. Советская сторона предлагала при этом руководствоваться следующим: а) предоставить демократическим партиям и свободным профсоюзам право объединиться в общегерманском масштабе, проводить съезды и конференции с участием представителей всей Германии, избирать свои центральные органы, издавать свои центральные газеты и журналы; б) поручить Контрольному совету разработать и ввести в действие на всей территории Германии единые принципы демократического законодательства о выборах на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании и пропорциональной системе; в) одобрить согласованное в Контрольном совете решение о проведении в 1947 г. в американской, английской и французской зонах оккупации земельной реформы как основы демократического преобразования жизни немецкой деревни.

Несмотря на сопротивление западных держав, они все же оказались вынужденными пойти на принятие ряда решений по некоторым вопросам, связанным с демилитаризацией, денацификацией и демократизацией Германии 9, поскольку многие из них были уже предопределены в докладе Контрольного совета.

9. В частности, участники совещания договорились, чтобы Контрольный совет закончил к 1 июля 1947 г. составление планов ликвидации заводов и фабрик, сооруженных специально для производства военных материалов; советская, американская и французская делегации согласились ликвидировать важные военные предприятия в течение 1947 г., а английская сторона заявила, что завершит эту работу к июлю 1948 г.; Контрольному совету поручалось ускорить денацификацию и обеспечить в 1947 г. проведение и завершение аграрной реформы во всех зонах и т. д.

Важное место в дискуссии заняла проблема восстановления экономического единства. Советская сторона заявила, что [стр. 91] «важнейшим условием осуществления экономического единства Германии является создание центральных германских административных департаментов по промышленности, сельскому хозяйству, финансам, транспорту, коммуникациям, внешней торговле». В соответствии с этим делегация СССР внесла на обсуждение специальный документ об «экономическом единстве». Однако предложения Советского Союза натолкнулись на сопротивление западных держав.

При рассмотрении второго пункта повестки дня — «О форме и объеме временной политической организации Германии»,— которое превратилось, по существу, в обсуждение в целом вопроса о путях дальнейшего развития Германии, советская сторона выступила с четкой и ясной программой, которая была изложена в специальном заявлении. Отметив, что перед союзниками «стоит задача» помочь немцам, которые стремятся стать на новый путь, сделать Германию мирным демократическим государством и не допустить возрождения ее в качестве агрессивной силы, советская делегация предложила безотлагательно договориться относительно будущей политической организации Германии, о характере ее государственного устройства. Советская программа предусматривала восстановление Германии в качестве единого миролюбивого государства, как демократической республики, «с общегерманским парламентом из двух палат и общегерманским правительством, при обеспечении конституционных прав земель» 10. Президент подлежал избранию парламентом. Конституция Германии и конституции земель должны были быть построены на демократических началах, закрепить развитие Германии как демократического и миролюбивого государства, обеспечить всем гражданам демократические свободы, свободное образование и свободную деятельность всех демократических партий, а также профсоюзов и других общественных демократических организаций и учреждений. Предусматривалось, что парламент и ландтаги избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании и пропорциональной системе.

10. АВП СССР.

Советская делегация выдвинула конкретные предложения относительно временной политической организации Германии. В качестве первого шага на пути к созданию временной политической организации в форме временного правительства предусматривалось в соответствии с Потсдамскими решениями учреждение центральных административных органов, так называемых административных департаментов для ряда отраслей экономики. Затем предполагалось поручить Контрольному совету с участием демократических партий, свободных профсоюзов [стр. 92] и других демократических антифашистских организаций и представителей земель, объединенных в консультативный орган (Консультативный совет), разработать временную конституцию. В соответствии с временной конституцией должны были быть проведены на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании выборы по пропорциональной системе и после этого образовано временное общегерманское правительство, основной задачей которого являлось бы искоренение остатков милитаризма и фашизма, проведение всесторонней демократизации и осуществление необходимых мероприятий по восстановлению экономики, а также обеспечение выполнения обязательств перед союзниками и подготовка постоянной конституции 11. Постоянная конституция подлежала утверждению немецким населением.

11. См. «Правда о политике западных держав в германском вопросе», стр. 19—20.

Предложенная советской стороной программа возрождения Германии в качестве единого миролюбивого демократического государства натолкнулась на решительное сопротивление западных держав. Французский представитель на совещании заместителей министров иностранных дел, занимавшихся подготовкой сессии, Поль Бонкур утверждал, что «идеалом была бы Германия, разделенная на мелкие государства, как это было во время Вестфальского мира».

Представители США выступили против образования временного центрального правительства на основе всеобщих выборов. Маршалл заявил, что он «не считает необходимым проведение выборов». Он предлагал поручить Контрольному совету создание временного правительства в форме Национального совета, составленного из глав правительств земель. Таким образом немецкое население отстранялось бы от участия в решении этого вопроса, а западные державы обеспечивали себе в центральном органе необходимое большинство. Организованное таким путем послушное им временное правительство должно было подготовить конституцию, представить ее на утверждение Контрольному совету и созвать учредительное собрание, избранное на основе избирательного закона, принятого землями. После принятия конституции учредительным собранием она должна была быть передана для окончательного утверждения Контрольному совету с последующим одобрением населением 12. Только затем предусматривалось создание правительства в соответствии с конституцией. При этом заранее оговаривалось, что оно должно быть «правительством с ограниченными полномочиями», [стр. 93] которое будет делить свою власть с правительствами земель 13.

12. АВП СССР.

13. В проекте трех западных держав по этому вопросу прямо говорилось, что «все полномочия будут переданы землям, за исключением тех полномочий, которые будут специально предоставлены центральному правительству».

Фразы представителей западных держав о «децентрализации» и «федерализации» представляли собой не что иное, как попытки прикрыть курс на раскол Германии. Именно так они были оценены советской стороной. На заседании СМИД 22 марта 1947 г. советская делегация заявила, что «осуществление такого рода планов несовместимо ни с задачами демократизации Германии, ни с интересами всеобщего мира и спокойствия» 14.

14. АВП СССР.

Стремясь уклониться от дальнейшего обсуждения вопроса о политической организации Германии, Маршалл предложил на 19-м заседании передать все предложения сторон Контрольному совету и рассмотреть их на следующей сессии СМИД. Это была попытка снять с рассмотрения одну из важнейших проблем, настоятельно требовавшую своего разрешения. Советская делегация расценила предложение Маршалла как стремление «иметь свободные руки, действовать так, как хочешь, без согласования между союзниками своих решений и своих действий».

В продолжавшемся затем по настоянию советской стороны обсуждении вопроса о временной политической организации делегация СССР в связи с развернувшимися спорами о правах будущего центрального правительства и земель предложила провести плебисцит. «Надо узнать мнение германского народа о том, хочет ли он иметь Германию как единое государство, или он склоняется к мысли о федерализации Германии, как это некоторые предлагают»,— заявили 7 апреля 1947 г. советские представители. Проведение такого плебисцита под контролем четырех держав положило бы, по мнению советской делегации, конец спорам о политической организации.

Иначе говоря, Советский Союз предложил, чтобы вопрос о характере «государства был представлен на решение» самого немецкого населения.

Однако западные державы отклонили и это предложение советской стороны, полностью разоблачив тем самым себя как противников единства Германии. «Германский народ поддержал Гитлера,— заявил Бевин,— и поэтому этот вопрос мы не можем опять ставить на решение германского народа». «Французская делегация может только согласиться с теми соображениями, которые были высказаны делегатом Великобритании»,— сказал Бидо. «Сейчас я сомневаюсь, что германский народ в [стр. 94] состоянии разумно отнестись к этому вопросу... очень сомневаюсь в этом»,— отметил в своем выступлении Маршалл.

В результате такой позиции западных держав удалось достичь договоренности лишь о том, чтобы поручить Контрольному совету «учредить в кратчайший срок центральные германские административные департаменты, занимающиеся требующими централизованного решения вопросами в областях, указанных в Потсдамском соглашении, а также по продовольствию и сельскому хозяйству», которые должны были действовать «под наблюдением и руководством надлежащих четырехсторонних органов Союзной Контрольной власти» 15. Был согласован также ряд вопросов, связанных с созданием германского Консультативного совета 16. Однако западные державы сделали оговорки, заранее ослаблявшие значение принятых решений и открывавшие широкий простор для саботажа и срыва их осуществления.

15. АВП СССР.

16. Участники сессии договорились, что Контрольный совет будет направлять германский Консультативный совет по общим аспектам работы центральных административных департаментов и что последний выработает в рамках общих принципов, определенных Контрольным советом, детали временной конституции Германии и т. д.

Что касается будущего политического устройства Германии, а также вопроса о создании временного общегерманского правительства и его полномочий, то ввиду позиции западных держав стороны лишь «пришли к заключению о необходимости подготовить мероприятия, направленные на создание» такого правительства 17, и обговорили ряд вопросов, касающихся формы и объема временной политической организации страны. Но каких-либо конкретных решений достичь не удалось, что заранее выхолащивало значение этой договоренности.

17. См. «Правда», 25 мая 1949 г.

При обсуждении третьего пункта повестки дня — «Подготовка Мирного Договора с Германией» — советская сторона выступила за скорейшую разработку его проекта, в основу которого были бы положены решения Ялты, Потсдама, СМИД и Контрольного совета, в частности, такие провозглашенные в них принципы, как демилитаризация, денацификация, декартелизация, демократизация и частичное возмещение ущерба пострадавшим от гитлеровской агрессии странам. Она была за то, чтобы предусмотреть обеспечение мирного развития германской промышленности, установление надежных гарантий соблюдения договора и вывод иностранных войск в годичный срок после его заключения. Советская сторона была также за то, чтобы дать возможность «германскому правительству изложить на мирной конференции свою позицию». Однако это не устраивало западные державы. [стр. 95]

Позиция западных держав в вопросе германского мирного урегулирования, наглядно проявившаяся уже в ходе первых переговоров заместителей министров в начале 1947 г., теперь определилась уже совершенно точно. Она заключалась в том, чтобы сорвать заключение мирного договора и обеспечить при помощи так называемого «международного статута» оккупацию, без сохранения которой правящие круги западных держав считали невозможным реализовать свои цели. Поэтому по данному пункту повестки дня удалось согласовать лишь ряд второстепенных вопросов.

При обсуждении пункта четвертого повестки дня — «Американский проект Договора о разоружении и демилитаризации и другие меры в отношении политического, экономического и военного контроля над Германией» — советская сторона предлагала внести в него ряд поправок, включить три дополнительные статьи и назвать его «Договор о демилитаризации Германии и предотвращении германской агрессии», представив 14 апреля 1947 г. доработанный текст.

Однако в связи с отказом представителей США обсуждать советские поправки к их проекту договора этот вопрос также остался нерешенным.

В ходе сессии выявились определенные разногласия и между самими западными державами. Так, например, делегация Франции с определенным сочувствием относилась к советским предложениям, предусматривавшим установление совместного контроля четырех держав над Руром. В то время как представители США и Англии выступили против советских предложений по репарационному вопросу, французская делегация не возражала против выплаты репараций за счет поставок текущей промышленной продукции Германии и т. д.

Однако по узловым вопросам, связанным с германскими делами, три державы выступали совместно, все более открыто ведя дело под давлением США к срыву совещания.

Чтобы парализовать работу сессии, делегации США и Англии подняли вопрос о пересмотре восточных границ Германии, установленных Потсдамской конференцией. Но советская делегация с полным основанием заявила, что «вопрос о польско-германской границе решен Потсдамским соглашением. Поэтому Советское правительство не считает возможным подвергать этот вопрос какому-либо обсуждению».

На заседании СМИД 31 марта 1947 г. английская делегация огласила меморандум, озаглавленный «Дополнительные принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией». Смысл этих предложений сводился к тому, чтобы аннулировать решения Потсдама. Если возникнет «какое-либо несоответствие между принципами Потсдамского соглашения и [стр. 96] принципами настоящего заявления,— говорилось в меморандуме,— последние должны превалировать». Ясно, что такое предложение не могло получить поддержки советской стороны.

Тем самым по большинству основных вопросов, которые обсуждались на Московской сессии СМИД, точки зрения Советского Союза и западных держав резко разошлись. Несмотря на все усилия советской стороны, по ним не удалось достичь договоренности. Министры согласились лишь с тем, что их заместители продолжат свою работу, и следующая сессия СМИД состоится в ноябре 1947 г. в Лондоне.

Помешав решению на Московской сессии СМИД основных вопросов, стоявших в ее повестке дня, правящие круги США и Англии стали еще более ускоренными темпами осуществлять свои планы в отношении Германии и Берлина. Они открыто саботировали обсуждение в Контрольном совете переданных ему на разрешение министрами вопросов и активизировали проведение своих сепаратных мероприятий. Оккупационные власти трех западных держав приступили «к реорганизации» сепаратных органов для Западной Германии с целью оформления ее «особой государственности», что явилось новым шагом в деле создания западногерманского государства.

Маршалл, возвращаясь с Московской сессии в Вашингтон, во время промежуточной посадки на аэродроме Темпельгоф (Берлин) дал Клею директиву форсировать меры по созданию Бизонии и расколу Германии 18. Несколько дней спустя, 29 апреля, Робертсон заявил, что «никакое экономическое единство не может быть полноценным без политического объединения двух зон. Мы подумаем с генералом Клеем,— продолжал он,— что может быть сделано в этом вопросе». 29 мая 1947 г. Клей подтвердил на пресс-конференции в Берлине, что «подлинное экономическое объединение не может произойти без политического объединения».

18. L. Clay. Entscheidung in Deutschland, S. 200—201.

Немедленно за этими заявлениями последовало опубликование нового сепаратного англо-американского соглашения «О реорганизации двухзональных экономических органов», на основе которого в июне 1947 г. одновременно с провозглашением «плана Маршалла» для Западной Германии были созданы так называемый Экономический совет в составе 52 делегатов ландтагов, наделенный парламентскими функциями, Исполнительный комитет в составе 8 представителей правительств земель, наделенный правительственными функциями, и 6 директоратов с функциями отраслевых министерств. Эта реорганизация означала не что иное, как придание двухзональным органам открыто [стр. 97] государственно-политических функций, создание фактически правительственного аппарата и политического фундамента для организации западногерманского государства.

15 июля 1947 г. правительство США дает своей военной администрации в Германии новую директиву IGS —1779. Она ориентировала американские оккупационные власти в Германии на скорейшее создание сепаратного буржуазного западно-германского государства, превращение его в оплот политики США в Европе и уполномочивала их провести необходимые для этого мероприятия 19.

19. «Dokumento und Berichte des Europa — Archivs», Bd. VI, Oberursel (Taunus), 1948, S. 100—105.

Заседавшая в Париже с 12 июля по 15 июля 1947 г. конференция, где обсуждался вопрос о принятии «плана Маршалла», в заключительном коммюнике высказалась за участие Западной Германии в этом американском плане. 19 декабря 1947 г. Г. Трумэн в послании конгрессу подчеркнул, что американская «помощь» прежде всего будет оказана Западной Германии. США стали предоставлять Западной Германии большую часть займов, которые предназначались по «плану Маршалла» для 16 европейских государств. При этом западная печать все более открыто писала, что главная задача оказания «помощи» Западной Германии заключается в том, чтобы превратить ее в «бастион антикоммунизма» и поставить себе на службу с помощью новых «финансовых инъекций» ее военно-промышленный потенциал. [стр. 98]

Вверх


Категория: Обсуждение германских дел на международных встречах представителей четырех держав | Теги: Гитлер А.
Просмотров: 1920 |