Главная » Документы и исследования » 1945—1949. Центральная Европа после войны » Обсуждение германских дел на международных встречах представителей четырех держав

Вторая (Парижская) и третья (Нью-Йоркская) сессии СМИД в 1946 г.
10.05.2017, 20:03
История дипломатии. Т. 5. Кн. 1. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1974., стр. 83—87

Глава 3. Проблемы мирного урегулирования в Центральной Европе (1945—1949 гг.). Возникновение двух германских государств (стр. 65—119)

1. Срыв западными державами Потсдамских решений в западных зонах оккупации и последовательное претворение их в жизнь советской стороной в своей зоне (стр. 66—83)

Позиции Советского Союза и западных держав непосредственно после Потсдама. Борьба Советского Союза за осуществление союзнических решений по Германии, за ее демилитаризацию, денацификацию, демократизацию и декартелизацию. Срыв западными державами решений Потсдама об организации центральной германской администрации и подготовка ими раскола Германии.

2. Обсуждение германских дел на международных встречах представителей четырех держав (стр. 83—104)

Вторая (Парижская) и третья (Нью-Йоркская) сессии СМИД в 1946 г. Четвертая (Московская) сессия СМИД (1947 г.). Пятая (Лондонская) сессия СМИД (1947 г.). Борьба немецкого населения за создание миролюбивого демократического государства.

3. «Берлинский кризис» и завершение западными державами раскола Берлина и Германии (стр. 105—119)

Обстановка после пятой (Лондонской) сессии СМИД. Подготовка западными державами сепаратной денежной реформы. Срыв западными державами переговоров о ликвидации «берлинского кризиса». Урегулирование «берлинского кризиса». Шестая (Парижская) сессия СМИД. Завершение западными державами раскола Германии и возникновение двух германских государств.

Вторая (Парижская) и третья (Нью-Йоркская) сессии СМИД в 1946 г. (стр. 83—87)

Международным совещанием, на котором впервые после Потсдама обсуждался вопрос о послевоенном урегулировании на территории бывшего рейха, была вторая (Парижская) сессия Совета министров иностранных дел (СМИД) 1.

1. Обмен мнениями, состоявшийся в связи с представленным французским правительством меморандумом от 14 сентября 1945 г. по германскому вопросу на первой (Лондонской) сессии СМИД, носил сугубо предварительный характер. Вторая (Парижская) сессия СМИД проходила с 25 апреля по 16 мая (первая часть) и с 15 июня по 12 июля 1946 г. (вторая часть). Перерыв в работе сессии был сделан в связи с созывом в Париже мирной конференции для изложения странами-участницами антигитлеровской коалиции своей точки зрения по интересовавшим их в связи с подготовкой проектов мирных договоров вопросам. Во время первой части сессии состоялось 18 пленарных заседаний, второй — 23 (не считая встреч в узком составе). За время сессии СМИД было выпущено 260 документов.

Сессия собралась в обстановке усиления западными державами агрессивного курса, открытых угроз империалистов в адрес СССР, саботажа Потсдамских решений. 5 марта 1946 г. У. Черчилль в Фултоне в присутствии президента США Г. Трумэна фактически прямо призывал к войне против Советского Союза. Поднимавшаяся западногерманская монополистическая буржуазия устами К. Аденауэра, выступившего 24 марта 1946 г. [стр. 83] с программной речью, требовала создания «Соединенных Штатов Европы», разумеется с ее участием как в этом объединении, так и в новом «крестовом походе» против коммунизма.

В такой атмосфере 25 апреля 1946 г. министры иностранных дел четырех держав начали свою работу.

Французский министр иностранных дел Ж. Бидо потребовал включения в повестку обсуждения германских дел для решения вопроса о расчленении Германии. Это, по мнению французской стороны, было самым действенным средством обеспечения безопасности Франции.

США поддержали предложение о включении в повестку дня этого вопроса, считая, что позиция Франции благоприятна для достижения их целей.

В ходе дальнейшего обмена мнениями Бирнс высказался за «назначение специальной комиссии для подготовки мирного договора с Германией, в то время, когда мы будем обсуждать здесь, во Франции, другие договоры, которые включены в нашу повестку дня», а 29 апреля 1946 г. выступил с проектом заключения на 25 лет договора о разоружении и демилитаризации Германии, вокруг которого он настойчиво пытался направить в дальнейшем всю дискуссию.

Позиция советского правительства заключалась в том, чтобы сначала закончить подготовку проектов пяти мирных договоров с бывшими союзниками гитлеровского рейха, разработка которых была поручена СМИД еще в Потсдаме, и не дать возможности западным державам затянуть выполнение этого важного решения, а затем приступить к требовавшему специальной подготовки обсуждению других проблем, в том числе германской и австрийской. Однако, учитывая важность германской проблемы и руководствуясь стремлением к достижению взаимопонимания со своими партнерами, в частности с Францией, советская делегация поддержала ее включение в повестку дня сессии.

Что касается «Проекта германского мирного договора», то делегация СССР заявила 25 апреля, что она «не возражает против обсуждения этого вопроса», поскольку проблема мирного урегулирования в центре Европы была поставлена Советским Союзом еще во время встреч И. В. Сталина с Г. Гопкинсом в мае 1945 г. и на конференции в Потсдаме. Но советская сторона выступила с серьезной критикой американского проекта договора о демилитаризации Германии и против попыток представителей США свести к обсуждению их проекта по этому вопросу всю проблему послевоенного урегулирования. 29 апреля 1946 г. делегация СССР заявила, что американский проект «вызывает серьезные возражения со стороны Советского правительства». Она указала, что этот проект ведет, по существу, не к разоружению, а к его оттяжке. «Как можно откладывать вопрос о [стр. 84] разоружении Германии до заключения нового договора,— говорили советские представители,— когда у нас уже есть соглашение насчет того, чтобы Германия была разоружена, при этом назначены определенные сроки для ее разоружения». Поэтому советская делегация выступила за то, чтобы, «прежде чем говорить о разоружении Германии па будущее время, выяснить, проведено ли наше общее решение о разоружении Германии, которое было принято всеми».

Проект делегации США подразумевал под демилитаризацией проведение чисто военных мер по разоружению вермахта, что, по существу, уже было осуществлено, и в то же время умалчивал о ликвидации военно-промышленного потенциала. Был обойден вопрос об искоренении остатков германского фашизма и о перестройке политической жизни Германии на демократических основах. «...Такой договор,— с полным основанием заявила советская делегация,—не может служить надежной гарантией безопасности Европы и всего мира. Напротив, недостаточность предложенных в проекте мероприятий могла бы таить в себе опасность возрождения Германии как агрессивной державы» 2.

2. «Внешняя политика Советского Союза. 1946 год». М., 1952, стр. 233-234.

В справке о политике западных держав по германскому вопросу, составленной в 1959 г. МИД СССР и МИД ГДР, американский проект договора характеризуется как дипломатический трюк, имеющий своей целью подготовку «морально-политической основы для ремилитаризации Западной Германии». Этот договор «фактически был направлен на пересмотр главных положений Потсдамского соглашения». В нем «полностью игнорировалась задача ликвидации основ германского милитаризма, его корней — могущества агрессивных германских монополий и юнкерства, сил политической реакции в Германии» 3.

3. «Правда о политике западных держав в германском вопросе. (Историческая справка)», стр. 79.

Обсуждение германских дел на первой части Парижской сессии СМИД не привело к сближению точек зрения сторон, и они сосредоточили свои усилия на подготовке проектов мирных договоров с бывшими союзниками гитлеровской Германии.

Когда связанные с этой проблемой вопросы были решены па мирной конференции и на возобновившей свою работу второй части Парижской сессии СМИД, то советская сторона высказалась за обстоятельное обсуждение германских дел. 10 июля 1946 г. делегация СССР заявила, что «пришло время, когда мы должны обсудить вопрос о судьбах Германии и мирном договоре [стр. 85] с ней» 4. Отметив, что в последнее время стали все чаще раздаваться голоса о расчленении Германии на отдельные «автономные» государства, о ее «федерализации», отделении Рура и т. п., советские представители подчеркивали, что «уничтожение Германии не должно входить в нашу задачу, если мы дорожим интересами мира и спокойствия» 5, отмечали решающее значение мнения самих немцев по этому вопросу.

4. «Внешняя политика Советского Союза. 1946 год», стр. 238.

5. Там же, стр. 239.

Этим реакционным планам Советский Союз противопоставил свои предложения. Они были суммированы в документе «О судьбах Германии и о мирном договоре с ней», внесенном на рассмотрение СМИД 10 июля 1946 г.

Высказавшись за заключение мирного договора, советская делегация, исходя из своей принципиальной позиции, выдвинула для правильного в тех условиях решения всей проблемы необходимость создания правительства, которое контролировало бы всю территорию, правительства демократического в такой степени, чтобы выкорчевать все остатки фашизма, и ответственного в такой степени, чтобы следовать всем своим обязательствам в отношении союзников 6. В качестве «переходной меры», первого шага к созданию будущего правительства советская сторона предлагала безотлагательное создание «центральной германской администрации» 7. Это открыло бы дорогу и к заключению мирного договора.

6. См. там же, стр. 241.

7. Там же.

Советская делегация решительно выступила также и против проектов, предусматривавших деиндустриализацию Германии. Она указывала, что осуществление такого рода замыслов приведет к превращению Германии в опасный очаг реваншизма, будет на руку германской реакции и лишит Европу спокойствия и устойчивого мира. «Надо смотреть не назад, а вперед и нужно заботиться о том, как сделать, чтобы Германия стала демократическим и миролюбивым государством с развитым сельским хозяйством, промышленностью и внешней торговлей, по лишенным возможности вновь возродиться как агрессивная сила»,— говорил глава советской делегации на заседаниях СМИД. Выступая за развитие мирных отраслей немецкой экономики, Советский Союз в то же время настаивал на осуществлении военно-экономического разоружения Германии. Чтобы не допустить возрождения военной промышленности, предлагалось Рурскую область поставить под контроль четырех держав, как об этом шла речь в Потсдаме.

Однако западные державы, стремившиеся к расколу Германии и использованию западных зон в своих агрессивных планах, [стр. 86] отклонили эти советские предложения. В результате имевшего место обмена мнениями в Париже стороны сумели договориться лишь о том, чтобы продолжить рассмотрение вопроса о мирном урегулировании на следующей сессии СМИД.

Завершив па третьей сессии СМИД, состоявшейся 4 ноября — 12 декабря 1946 г. в отеле Ваддорф-Астория в Нью-Йорке 8, работу над проектами мирных договоров с пятью странами, бывшими союзниками гитлеровской Германии, министры иностранных дел четырех держав обсудили вопрос о германских делах и Австрии.

8. Состоялись 23 пленарных заседания (не считая встреч в узком составе), был выпущен 81 документ.

Советская сторона 7 декабря 1946 г. предложила специально рассмотреть вопросы послевоенного урегулирования в центре Европы па очередной сессии СМИД. Ее было решено созвать в Москве в феврале 1947 г. 9. Министры поручили своим специально назначенным заместителям собраться 14 января 1947 г. в Лондоне, провести необходимую подготовительную работу и представить к 25 февраля свои соображения по этим вопросам.

9. Нью-Йоркская сессия СМИД утвердила следующую повестку дня Московской сессии:

1. Рассмотрение доклада, который должен быть представлен союзным Контрольным советом в Германии по следующим вопросам:

а) работа Контрольного совета, проделанная со времени его создания (демилитаризация, денацификация, демократизация, экономические принципы, репарации) ;

в) создание центральных административных органов и другие вопросы, связанные с политическим, экономическим и финансовым положением Германии под управлением четырех держав;

с) ликвидация Пруссии. 2. Рассмотрение вопроса о форме и объеме временной политической организации Германии. 3. Подготовка мирного договора с Германией:

а) доклад заместителей по Германии относительно точек зрения союзных государств, упомянутых в инструкциях заместителям, а также предложения по вопросам процедуры;

в) основные директивы, включая вопросы о границах, вопросы о Руре и Рейнской области и др. 4. Американский проект договора о разоружении и демилитаризации и другие меры по политическому, экономическому и военному контролю над Германией. 5. Рассмотрение доклада, представленного Комитетом экспертов по углю. 6. Доклад заместителей о договоре с Австрией.

В Москве министры несколько расширили эту повестку дня, включив в нее рассмотрение финансового положения Триеста и ряд других менее важных вопросов.

Тем самым обсуждение этой важной проблемы было наконец поставлено на практическую основу. [стр. 87]

Вверх


Категория: Обсуждение германских дел на международных встречах представителей четырех держав | Теги: германский вопрос
Просмотров: 976 |