Главная » Документы и исследования » 1945—1949. Центральная Европа после войны » Потсдамские решения в западных и восточной зонах оккупации

Борьба Советского Союза за осуществление союзнических решений по Германии, за ее демилитаризацию, денацификацию, демократизацию
10.05.2017, 19:43
История дипломатии. Т. 5. Кн. 1. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1974., стр. 70—82

Глава 3. Проблемы мирного урегулирования в Центральной Европе (1945—1949 гг.). Возникновение двух германских государств (стр. 65—119)

1. Срыв западными державами Потсдамских решений в западных зонах оккупации и последовательное претворение их в жизнь советской стороной в своей зоне (стр. 66—83)

Позиции Советского Союза и западных держав непосредственно после Потсдама. Борьба Советского Союза за осуществление союзнических решений по Германии, за ее демилитаризацию, денацификацию, демократизацию и декартелизацию. Срыв западными державами решений Потсдама об организации центральной германской администрации и подготовка ими раскола Германии.

2. Обсуждение германских дел на международных встречах представителей четырех держав (стр. 83—104)

Вторая (Парижская) и третья (Нью-Йоркская) сессии СМИД в 1946 г. Четвертая (Московская) сессия СМИД (1947 г.). Пятая (Лондонская) сессия СМИД (1947 г.). Борьба немецкого населения за создание миролюбивого демократического государства.

3. «Берлинский кризис» и завершение западными державами раскола Берлина и Германии (стр. 105—119)

Обстановка после пятой (Лондонской) сессии СМИД. Подготовка западными державами сепаратной денежной реформы. Срыв западными державами переговоров о ликвидации «берлинского кризиса». Урегулирование «берлинского кризиса». Шестая (Парижская) сессия СМИД. Завершение западными державами раскола Германии и возникновение двух германских государств.

Борьба Советского Союза за осуществление союзнических решений по Германии, за ее демилитаризацию, денацификацию, демократизацию и декартелизацию (стр. 70—82)

Демилитаризация Германии являлась одним из основных принципов, провозглашенных антигитлеровской коалицией и нашедших свое закрепление как в решениях Ялты и Потсдама, так и в целом ряде других документов.

Решающее значение для осуществления демилитаризации имела ликвидация вермахта и других военных и полувоенных организаций с их штабами и учебными центрами, а также военно-промышленное разоружение страны и создание надежных гарантий против нового использования ее хозяйственно-экономических и людских ресурсов в агрессивных целях. В соответствии с этим Контрольный совет благодаря настойчивости советских представителей принял в 1945—1946 гг. целый ряд решений, направленных на практическое осуществление решений Потсдама о демилитаризации Германии 1.

1. Приказ № 2 «Об изъятии и сдаче оружия и боеприпасов», директивы № 18 от 12 декабря 1945 г. «О демобилизации и роспуске германских вооруженных сил» и № 39 от 17 октября 1946 г. «О ликвидации германского военно-промышленного потенциала», закон № 8 от 30 ноября 1945 г. «Об отмене и запрещении военного обучения», директива № 22 от 6 декабря 1945 г. «О разминировании и уничтожении фортификаций, подземных сооружений и военных построек в Германии», закон № 23 от 10 апреля 1946 г. «О запрещении военного строительства в Германии», закон № 34 от 20 августа 1946 г. «О ликвидации вермахта» и др.

При этом необходимо отметить, что в демилитаризации вначале удалось достичь сравнительно больших результатов, чем по другим вопросам, предусмотренным Потсдамскими решениями. Но объяснялось это отнюдь не политикой западных держав, а прежде всего последовательной позицией советской стороны и объективно сложившейся обстановкой. Еще в ходе боев были уничтожены целый ряд военных объектов и сооружений и сломана гитлеровская военная машина. Непосредственно после окончания войны были осуществлены такие мероприятия, вызывавшиеся военной необходимостью, как уничтожение подводных лодок, раздел германского флота и т. п.

Однако пойдя после окончания войны на ряд мер, диктовавшихся интересами их собственной безопасности, и приняв указанные выше решения о демилитаризации, западные державы на деле вскоре открыто стали уклоняться от осуществления их в своих зонах.

Более того, они начали прилагать все более активные усилия, чтобы сохранить в той или иной форме кадры гитлеровского вермахта и германский военно-экономический потенциал, поставив их под свой контроль. [стр. 70]

В ноябре 1945 г. советская сторона представила Контрольному совету меморандум, в котором указывалось, что в одной только английской зоне содержалась целая армейская группа Мюллера численностью свыше 200 тыс. человек и были заново реорганизованы два военных округа с соответствующими управлениями, штабами, службами, комендатурами, а в Шлезвиг-Гольштинии расквартировано около 1 млн. немецких солдат и офицеров, с которыми «обращались не как с военнопленными и которые проходили обучение». При обсуждении этого вопроса 30 ноября 1945 г. командующий английскими войсками Монтгомери ничего не смог возразить против подобных фактов.

Хотя Контрольный совет принял в декабре 1945 г. решение о роспуске такого рода военных формирований, английские власти не выполнили его. Они фактически лишь переименовали эти формирования в «рабочие батальоны», «вспомогательные части», «промышленную полицию», «охранные роты», «транспортные группы» и т. д.

По существу, аналогичное положение было и в американской зоне. Согласно отчету американского главкома на 20 октября 1946 г. в их зоне насчитывались 272 такие группы общей численностью 64 419 человек 2.

2. «Dokumente zur Deutschlandpolitik der Sowjetunion», Bd. I, Berlin1957, S. 43. Наряду с немецкими военными формированиями в западных зонах оккупации Германии оставались нераспущенными воевавшие вместе с Гитлером и подлежавшие ликвидации воинские части лиц не немецкой национальности (формирования четников, усташей, салашистов, так называемая «югославская королевская армия», бандеровские банды и т. п.).

По признанию даже самих западногерманских исследователей, «через вспомогательные войска, созданные англичанами, американцами, французами и бельгийцами, прошло в различное время почти полмиллиона немецких мужчин» 3, а в действительности— намного больше. Такие формирования стали, как отмечают многие историки, «военным и политическим резервом кадров германского милитаризма» 4 и явились «в дальнейшем ядром бундесвера» 5.

3. F. Schulz. Dienstgruppe GCLO. Eine deutsche Nachkriegstrilogie. Bonn o. j. (1956), S. 5.

4. «Probleme der Geschichte des zweiten Weltkrieges». Bd. II, Berlin 1958, S. 229.

5. П. А. Николаев. Политика США, Англии и Франции в германском вопросе. 1945—1954. М., 1964, стр. 86.

Под давлением широкого общественного мнения США, Англия и Франция были вынуждены пойти на осуждение главарей гитлеровской Германии, запятнавших себя кровью миллионов людей. Об этом было подписано 8 августа 1945 г. в Лондоне соответствующее соглашение. 1 октября 1946 г. Нюрнбергский военный трибунал вынес приговор 19 главным военным [стр. 71] преступникам, из них 12 — к смертной казни 6. Но при подготовке Нюрнбергского процесса США и их союзники отказались объявить в числе преступных организаций гитлеровский генеральный штаб и верховное командование немецко-фашистской армии. Они также отказались осудить военного преступника Шахта, который нес значительную долю вины за экономическую подготовку гитлеровской Германии к агрессивной войне. В целом в западных зонах из числа лиц, виновных в совершении военных преступлений и преступлений против мира и человечности, была привлечена к ответственности лишь незначительная часть, притом часто второстепенные исполнители 7.

6. Геринг, Риббентроп, Кейтель, Кальтенбруннер, Розенберг, Франк, Фрик, Штрайхер, Заукель, Йодль, Зейсс-Инкварт и Борман (заочно) — к смертной казни через повешение. Гесс, Функ и Редер —к пожизненному тюремному заключению, Шпеер и Ширах — к 20 годам, Нейрат — к 15, Дениц — к 10 годам.

7. Хотя большинство преступников бежало в западные зоны оккупации, там были возбуждены дела только против 12 457 человек, т. е. намного меньше, чем в советской зоне. Осуждено лишь 6100, при этом 9 человек — к смертной казни и 71 — к пожизненному заключению («Braunbuch. Kriegs — und Naziverbrecher in der Bundesrepublik». Berlin, 1965, S. 6).

Западные державы нарушали также решения о ликвидации германского военно-промышленного потенциала, хотя это, но мнению советской стороны, имело «решающее значение для демилитаризации Германии». Межсоюзнические четырехсторонние комиссии Контрольного совета, проводившие в январе 1947 г. выборочное обследование, подтвердили нарушение решений о ликвидации военных предприятий в трех западных зонах.

Несмотря на принятую в марте 1947 г. на Московской сессии СМИД по инициативе советской стороны директиву об ускорении работ по демилитаризации Германии, она фактически так и осталась невыполненной западными державами 8.

8. Вскоре после создания ФРГ западные державы в одностороннем порядке объявили в 1950 г. «утратившими силу» на территории Западной Германии принятые Контрольным советом законы о демилитаризации, в том числе относительно отмены и запрещения военного производства, о ликвидации вермахта, экспорта, импорта, перевозок и хранения военных материалов и др., что легализовало перевооружение ФРГ.

Установки Потсдамской конференции относительно демилитаризации Германии и вытекавшие из этого решения Контрольного совета были немедленно и полностью осуществлены только в советской зоне. Все военные и полувоенные организации были распущены и запрещены, военные преступники наказаны 9, военная промышленность и военные объекты ликвидированы. [стр. 72]

9. С мая 1945 г. по декабрь 1964 г. в советской зоне оккупации, а затем в ГДР были возбуждены дела по привлечению к ответственности по обвинению в участии в совершении военных преступлений, а также преступлений против мира и человечности 16 572 человека. Осуждено — 12 807 человек, из них 118 —к смертной казни, 231 — к пожизненному заключению («Braunbuch. Kriegs — und Naziverbrecher in der Bundesrepublik», S. 5—6).

В докладе Контрольному совету в 1947 г. относительно уничтожения военных сооружений и материалов отмечалось, что оно полностью проведено лишь в советской зоне (на 99,1%) 10.

10. АВП СССР.

Советский Союз не был против развития германской экономики вообще. Он выступал лишь против ее ориентации на военное производство. Установление согласованного уровня для германской промышленности, практиковавшееся в первые послевоенные месяцы, было связано с осуществлением демилитаризации и обусловлено конкретно-исторической обстановкой, сложившейся непосредственно после окончания войны. В дальнейшем, уже в 1946 г., советская сторона настойчиво высказалась за неограниченное развитие мирной германской промышленности, активно потребовав, в частности, на второй (Парижской) и четвертой (Московской) сессиях СМИД устранения всякого рода ограничений в этом отношении.

В Потсдамском соглашении и других решениях четырех держав неоднократно подчеркивалось, что проведение денацификации является одним из важнейших условий обеспечения мира и безопасности в Европе. Контрольный совет и его органы распустили созданные при гитлеровском режиме учреждения фашистского характера, провели мероприятия по уничтожению НСДАП (национал-социалистская партия), ее филиалов и подконтрольных ей организаций и приняли ряд специальных законов и постановлений, направленных на искоренение нацизма во всех областях жизни, отмену гитлеровского законодательства, удаление бывших нацистов с ответственных постов, недопущение возрождения фашистских организаций, запрещение фашистской пропаганды и т. д.

Неукоснительное выполнение этих решений и последовательное искоренение нацизма и его последствий осуществлялось, однако, лишь в советской зоне. Фашистская партия и ее филиалы были в ней немедленно запрещены. Различные фашистские и профашистские организации и группы, пытавшиеся наладить подпольную деятельность, были довольно быстро выявлены и ликвидированы, а попытки их возрождения решительно пресечены советской военной администрацией. Была проведена чистка всего административного аппарата и хозяйственных органов. При проведении денацификации отстранялись от занимаемых постов активные нацисты и лица, занимавшие значительные должности при гитлеровском режиме 11. Они заменялись [стр. 73] работниками, рекомендованными демократическими организациями и проявившими себя как антифашисты-патриоты.

11. В советской зоне оккупации только в 1945—1946 гг. в ходе денацификации было отстранено от занимаемых постов 390478 человек, а всего-свыше полумиллиона, которые были направлены на работу главным образом в промышленность (АВП СССР).

Была категорически запрещена пропаганда нацистских идей. Библиотеки, учебные заведения, кино очищены от нацистского балласта.

Иное положение сложилось в западных зонах. Американским властям удалось захватить картотеку НСДАП, и они располагали полными данными о нацистской партии и прошлом ее членов. Несмотря на это, денацификация проводилась ими фактически лишь для видимости, а затем и вообще была сорвана. Инструкция Маршалла «О денацификации важнейших предприятий Германии», предусматривавшая арест 1800 руководящих представителей германского финансово-промышленного капитала, чье участие в военных и нацистских преступлениях не вызывало сомнений, не была выполнена 12, так же как и все остальные решения по этим вопросам.

12. См. «Белая книга о возрождении германского империализма». М., 1951, стр. 34.

Западные державы на деле подменили денацификацию формальным переучетом почти всего взрослого населения. Эта огульная «денацификация», проводившаяся на основе анкет лиц, участвовавших в работе нацистской организации, давала возможность любому военному преступнику представить ложные сведения и почти автоматически получить справку о реабилитации.

В докладе о денацификации, подготовленном рядом конгрессменов США для специального комитета сената в ноябре 1946 г., признавалось, что она проводится в американской зоне неудовлетворительно. Даже сами ответственные работники американской военной администрации прямо называли эту политику США в вопросе о денацификации «скандальной» 13.

13. L. Clay. Entscheidung in Deutschland. Frankfurt am/M, 1950, S. 291—292.

В целом число признанных виновными составило лишь 0,1% к общему числу нацистов, прошедших проверку в западных зонах. Но подавляющее большинство арестованных нацистов было вскоре освобождено. Многим нацистским преступникам, как, например, палачу Ильзе Кох и другим, американский генерал Л. Клей лично заменил смертную казнь и различные виды наказания более мягкими. Затем он отдал приказ о прекращении к 1 июля 1948 г. вообще всех политических процессов, связанных с денацификацией.

Не удивительно, что в 1946 г. органы суда и прокуратуры в американской зоне оказались засоренными бывшими нацистами почти на 35%, в английской — до 43%, во французской — примерно так же. Такое положение сложилось и в полиции, [стр. 74] которая в полном смысле слова была наводнена бывшими эсэсовцами и нацистами. Они стали все более активно проникать в существовавшие в западных зонах партии, создавать свои собственные организации и объединения. Из числа высших гитлеровских чиновников и нацистов в западных зонах затем стали подбираться кадры для будущих правительственных учреждении и армии 14.

14. В 1952 г. в МИДе ФРГ 85% высших чиновников являлись в прошлом активными членами нацистской партии. В начале 60-х годов из 105 послов и начальников отделов боннского МИДа 88 работали в ведомстве Риббентропа. Почти половина членов созданного в дальнейшем Аденауэром боннского правительства занимала в прошлом руководящие посты в гитлеровском аппарате или в НСДАП и ее формированиях. Из 25 статс-секретарей правительства Аденауэра 15 имели нацистское прошлое. Бывшие нацисты заняли 2/3 постов судей и прокуроров в ФРГ.

Западные державы всячески препятствовали осуществлению прогрессивных преобразований в своих зонах, хотя разгром гитлеровской Германии и полное банкротство нацистского режима создали благоприятные условия для демократизации общественно-политической жизни.

Наряду с мерами по демилитаризации и денацификации огромное значение должно было сыграть разрешение и поощрение деятельности демократических организаций, реорганизация на демократической основе избирательной и конституционной системы, судебных органов, просвещения, короче говоря, демократическое переустройство всей жизни страны при обеспечении немецкому народу права самому решать вопрос о ее государственном и общественном строе.

Однако последовательно демократические преобразования были проведены только в советской зоне оккупации.

Советская военная администрация, опираясь на прогрессивные силы немецкого народа, неуклонно соблюдая его право на самоопределение, создала прежде всего необходимые условия для деятельности в своей зоне антифашистских демократических организаций и профессиональных союзов (приказ СВАГ № 2 от 10 июня 1945 г. и многие другие ее решения). В Восточной Германии начали складываться общественно-политические силы, способные повести народные массы по миролюбивому демократическому пути.

С первых же дней освобождения в советской зоне активно выступила Коммунистическая партия Германии (КПГ), официально возобновившая свою деятельность 11 июня 1945 г. Затем были созданы Социал-демократическая партия (СДПГ), Христианско-демократический союз (ХДС), Либерально-демократическая партия (ЛДП) и Объединение свободных немецких профсоюзов (ОСИП), тесно сплотившиеся в антифашистский блок. [стр. 75]

В принятом от 11 июня 1945 г. воззвании КПГ призвала немецкий народ встать на путь демократических преобразований, установления антифашистского демократического режима. ЦК КПГ заявил, что для осуществления этой исторической задачи необходимо, чтобы объединились все демократические силы немецкого народа.

В апреле 1946 г. коммунисты и социал-демократы объединились в Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ), что имело огромное значение для срыва планов реакции и обеспечения ведущей роли рабочего класса. Благодаря преодолению раскола и объединению рабочего движения на революционной марксистско-ленинской основе силы рабочего класса значительно возросли, что обеспечило ему руководящую роль в социальнообщественных процессах, начавшихся в Восточной Германии. Под руководством СЕПГ здесь развернул свою работу Национальный фронт демократической Германии — объединение всех немецких патриотов, выступающих за мирное демократическое развитие, против милитаризма и фашизма. На антифашистской демократической платформе Национального фронта постепенно объединилось подавляющее большинство населения советской зоны — члены профсоюзов и других массовых организаций трудящихся, интеллигенция, мелкая и средняя буржуазия.

Демократические антифашистские партии и организации находили необходимую поддержку и содействие советской стороны, настойчиво выступившей в Контрольном совете за допущение их деятельности в общегерманском масштабе.

Приказ СВАГ № 2 от 10 июня 1945 г. и другие связанные с ним решения советских военных властей облегчили консолидацию антифашистских сил немецкого народа и дали сильный толчок демократическим преобразованиям.

Буквально в первые же недели после окончания войны в советской зоне повсеместно были организованы органы местного самоуправления, а спустя несколько месяцев — администрация земель. Осенью 1946 г. состоялись первые выборы этих органов. Так постепенно прогрессивные силы Восточной Германии под руководством рабочего класса и при самой активной поддержке СВАГ создавали снизу государственный аппарат, органы новой народной власти.

Важную роль в деле демократизации страны была призвана сыграть аграрная реформа, которая имела целью подорвать политические и экономические позиции юнкерства, давнишней опоры германского милитаризма и фашизма, и заложить основы для демократического преобразования жизни в деревне. Летом 1945 г. на многочисленных собраниях немецкие крестьяне выступали с требованием — земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает. В советской зоне на основе решений [стр. 76] земельных органов было экспроприировано 11465 имений общей площадью в 2,9 млн. га, которые были разделены между более чем 330 тыс. сельскохозяйственными рабочими и малоземельными крестьянами 15. Проведение аграрной реформы означало окончательное освобождение крестьян и создание базы для их прочного союза с рабочим классом. Важное значение для демократизации должны были иметь также экспроприация средств производства, проведение демократизации системы просвещения и другие прогрессивные преобразования во всех областях жизни.

15. St. Doernberg. Kurze Geschichte der DDR. Berlin 1964, S. 53, 50.

Все важнейшие распоряжения СВАГ, направленные на проведение антифашистских, демократических преобразований, были разработаны, приняты и осуществлены при самом активном участии демократических, патриотических сил немцев и созданных ими органов. Более того, значительное число приказов, касающихся важнейших вопросов жизни советской зоны, было издано СВАГ по инициативе немецких демократических партий и организаций.

Говоря о деятельности СВАГ, нужно прежде всего отметить наличие самого тесного товарищеского сотрудничества всего аппарата советской военной администрации как в центре, так и на местах с антифашистско-демократическими партиями, профсоюзами и другими организациями. Формы этого сотрудничества были самыми разнообразными: от регулярных совещаний начальников и других ответственных работников управлений СВАГ в землях и провинциях с президентами земель и провинций (позже с премьер-министрами и министрами земель) и их представителей до проведения встреч главноначальствующего СВАГ в Берлине с руководящими деятелями антифашистского блока.

Советская военная администрация и антифашистские партии и организации выступали по всем основным вопросам согласованно.

Так при активной поддержке советской стороны консолидировались антифашистские демократические силы и закладывались основы новой миролюбивой демократической Германии в полном соответствии с решениями участников антигитлеровской коалиции и интересами широких слоев немецкого населения. Из оплота юнкерства и прусской военщины Восточная Германия превратилась в поборника демократического обновления.

В то время как в советской зоне за короткий срок были проведены крупные демократические преобразования, в западных зонах были нарушены важнейшие принципы Потсдамской программы относительно демократизации политической жизни Германии. Всякая политическая деятельность в западных зонах [стр. 77] оккупации до конца августа 1945 г. была запрещена. Создание политических партий было разрешено фактически лишь в конце 1945 г., когда правящие классы несколько оправились от потрясения, перенесенного в связи с разгромом рейха, и в известной степени укрепили свои ряды. Тогда как демократическим партиям и организациям чинились всевозможные препятствия и они подвергались преследованиям, реакционные круги получали от военной администрации западных держав необходимую поддержку и помощь.

Западные державы не допустили объединения политических партий и профсоюзов в общегерманском масштабе, что явилось серьезным препятствием на пути развития демократических сил.

Принимавшиеся в то время конституции земель западных зон нередко были проникнуты отвергавшимися подавляющим большинством немецкого населения федералистскими, сепаратистскими установками.

Система выборов в западных зонах строилась на законах, основанных далеко не на демократических принципах, имевших прежде всего целью устранить нежелательную оппозицию.

Хотя советская сторона, ссылаясь на четырехсторонние решения и опыт советской зоны, требовала скорейшего осуществления земельной реформы и Контрольный совет по настоянию советских представителей и демократических сил немецкого населения достиг наконец договоренности о ее проведении «в течение 1947 г. во всех зонах оккупации», западные державы все же помешали ее осуществлению.

Демократические элементы подвергались в западных зонах все большим гонениям и преследованиям. Аресты, судебные процессы и просто прямое запрещение деятельности демократических организаций становились обычным явлением. Воля народных масс все более грубо подавлялась. Тем самым проведение демократизации фактически было сорвано западными державами в их зонах, что позволило реакции укрепить свои позиции.

Все это привело к тому, что в Западной Германии были созданы благоприятные условия для возрождения милитаризма и реваншизма.

Важное значение для всего послевоенного развития имело также осуществление в Германии декартелизации. Германские монополии всегда являлись движущей силой германского империализма. Этот исторический факт полностью подтвержден опытом двух мировых войн. Потсдамское соглашение предусматривало, что «в практически кратчайший срок германская экономика должна быть децентрализована с целью уничтожения существующей чрезмерной концентрации экономической силы...». [стр. 78]

В соответствии с решением Потсдамской конференции Контрольный совет принял в течение 1945—1946 гг. ряд постановлений, в частности, «О конфискации имущества, принадлежавшего акционерному обществу «ИГ Фарбениндустри», и контроле над ним» (закон № 9, ноябрь 1945 г.), о создании четырехсторонней комиссии по декартелизации и деконцентрации германской экономики, о составлении списка германских предприятий, подлежавших разукрупнению, и т. д.

Но решение о декартелизации, так же как и другие основные принципы Потсдама, было полностью выполнено только в советской зоне.

В мае 1945 г. СВАГ запретила монополистические страховые компании и союзы предпринимателей. Приказами СВАГ № 124 и № 126 от 30 и 31 октября 1945 г. в советской зоне была конфискована собственность военных преступников, активных нацистов и организаций НСДАП и весной 1946 г. передана в распоряжение немецких земельных органов. Советский Союз, отказавшись от права собственности на 3800 предприятий, которые согласно репарационному плану подлежали демонтажу, предоставил немецкому народу возможность вынести собственное решение об их дальнейшей судьбе.

Широкие слои немецкого населения все больше убеждались в том, что ликвидация германского милитаризма и демократическое обновление страны требуют коренных социально-экономических преобразований, и прежде всего экспроприации монополистов. На собраниях коллективов многочисленных предприятий одна за другой принимаются резолюции с требованием о передаче средств производства в руки народа. 30 июня 1946 г. в ходе всенародного референдума 77,7% избирателей Саксонии высказались за переход предприятий военных преступников, руководителей нацистской партии и всех рьяных поборников гитлеровской диктатуры в общенародную собственность, на основе чего были приняты соответствующими органами конкретные законы 16. В июле — августе 1946 г. аналогичные решения после проведения народного опроса были приняты во всех других землях советской зоны оккупации. В руки народа перешло 9281 предприятие. Германские промышленные и финансовые магнаты были лишены возможности влиять на политическую и экономическую жизнь Восточной Германии.

16. St. Doernberg. Kurze Geschichte der DDR, S. 83.

Все это имело решающее значение для ликвидации германского милитаризма и для обеспечения мирного демократического развития в Восточной Германии.

Тяга широких народных масс к ликвидации позиций монополий и ограничению их власти была сильна и в западных [стр. 79] зонах. 71,9% населения земли Гессен потребовали во время всенародного опроса в январе 1946 г. социализации основных отраслей тяжелой промышленности, что было прямо записано даже в статье 41 земельной конституции. Ландтаг Нижней Саксонии высказался в декабре 1S46 г. за национализацию нефтяной промышленности. 5 августа 1947 г. ландтаг земли Шлезвиг-Гольштейн утвердил закон, согласно которому основные отрасли тяжелой индустрии подлежали передаче в общественную собственность. Ландтаг земли Северный Рейн-Вестфалия принял 6 августа 1948 г. закон о национализации угольной промышленности Рура.

Советские представители постоянно обращали внимание западных держав на необходимость скорейшего осуществления решений Потсдама о декартелизации германской экономики и настойчиво требовали принятия практических мер в этом направлении. Но западные державы всячески сопротивлялись проведению декартелизации и других мер, которые могли бы ослабить мощь монополий. Они саботировали осуществление закона № 9 Контрольного совета «О конфискации имущества, принадлежавшего акционерному обществу «ИГ Фарбениндустри», и контроле над ним», а в 1947 г. открыто заявили, что он «не может быть проведен в жизнь в американской зоне».

Ввиду позиции, занятой западными державами, прежде всего Англией, не удалось договориться в Контрольном совете о принятии закона о ликвидации монополий. 27 ноября Координационный комитет констатировал, что закон о декартелизации не может быть принят из-за возражений британской стороны, которую поддержали представители США и Франции.

Когда решения о национализации стали выноситься самими немцами, то Л. Клей специальным приказом запретил их осуществление под предлогом, что они должны быть отложены до консолидации Германии, а на деле, потому, что это противоречило планам и замыслам правящих кругов США. Точно так же поступила и английская администрация, не допустив осуществления аналогичных мероприятий в своей зоне.

Не решаясь полностью игнорировать требования широких народных масс и окончательно открыто порвать с решениями Потсдама, западные державы продолжали формально высказываться за осуществление декартелизации. Более того, после долгих проволочек американская военная администрация пошла даже на издание 12 февраля 1947 г. закона № 56 о «Запрещении чрезмерной концентрации германской экономической мощи» 17. Это было прежде всего обусловлено заботой о создании [стр. 80]необходимого механизма для контроля за германскими монополиями с целью облегчения в будущем конкурентной борьбы с ними. Аналогичные акты были изданы 12 февраля 1947 г. английской, а 9 июня 1947 г. французской военной администрацией 18. Затем ими был принят ряд других подобных решений 19.

17. См. «Правда о политике западных держав в германском вопросе (Историческая справка)», стр. 53.

18. Закон № 78 английской военной администрации и распоряжение № 96 главнокомандующего французскими войсками в Германии.

19. Закон № 75 «О реорганизации немецкой угольной промышленности», принятый 10 ноября 1948 г. англо-американской администрацией Бизонии, одноименный закон № 27 от 16 мая 1950 г. и т. п.

Но все принятые военной администрацией трех западных держав законы и распоряжения, по существу, не предусматривали каких-либо практических мер для проведения декартелизации. Они фактически свелись к формальному обследованию отдельных крупных фирм и к выделению из ряда основных концернов некоторых компаний, т. е. были своего рода реорганизацией. В результате в западных зонах произошло возрождение прежних монополий на основе усиления их связей с английским, французским и прежде всего с американским капиталом. Иначе говоря, это была лишь смена вывесок и названий с определенным перераспределением в них капитала в соответствии с новым соотношением сил в капиталистическом мире.

Западные державы не выполнили и другие согласованные четырехсторонние решения, в частности о репарациях. Частичное возмещение ущерба, нанесенного гитлеровской агрессией другим странам, было одним из важных принципов союзнической политики в отношении рейха, провозглашенных антигитлеровской коалицией и закрепленных в решениях Ялты и Потсдама. Однако западные державы вначале тормозили выполнение этих решений, а затем отказались от их выполнения. 5 мая 1946 г. Клей приказал полностью прекратить любые репарационные поставки в СССР. 25 мая 1946 г. об этом было официально объявлено правительствами США и Англии, к которым вскоре присоединилась и Франция.

По данным самих западных держав, Советский Союз до 1 января 1947 г. получил репараций из западных зон оккупации всего-навсего на сумму в 12,5 млн. долл., из них поставки на сумму 7,5 млн. долл. подлежали оплате. В то же время США и Англия захватили все золотые запасы Германии и все ее заграничные активы, большую часть германского торгового флота, получили значительные средства от продажи германского угля и леса и вывоза ценного лабораторного и иного оборудования. Кроме того, в их руках оказалось огромное количество наиболее ценных немецких патентов и изобретений. По официальным данным ФРГ, все ценности, полученные США, Англией и [стр. 81] Францией в Германии, составляли не менее 20 млрд. долл. 20. т. е. сумму, которая была установлена союзниками для взыскания всех германских репараций. [стр. 82]

20. «Bulletin des Presse- und Informationsamtes der Bundesregierung». 1958, N 140, S. 1487.

Вверх


Категория: Потсдамские решения в западных и восточной зонах оккупации | Теги: германский вопрос
Просмотров: 2116 |