Главная » Документы и исследования » 1945—1949. Центральная Европа после войны » Потсдамские решения в западных и восточной зонах оккупации

Германский вопрос в 1943 — 1949
16.01.2017, 05:13
Дипломатический словарь. В 3-х томах. Изд. 3-е. Том 1 — М.: Политиздат, 1971, стр. 389—392

ГЕРМАНСКИЙ ВОПРОС. — С первых дней после окончания войны германский вопрос оказался в центре острой политической борьбы на международной арене. Разрешение Г. в. в духе союзнических соглашений 1943—45, к чему стремились и стремятся СССР и др. миролюбивые страны, привело бы к ликвидации германского милитаризма и нацизма, к прекращению возможности новой германской агрессии, к установлению прочного мира в Европе.

В ходе второй мировой войны ведущие державы антигитлеровской коалиции — СССР, США и Англия,— несмотря на известные разногласия, сумели выработать принципы совместной политики в отношении Германии на послевоенный период. Наиболее концентрированным выражением этой политики являются решения Потсдамской конференции 1945 (см. Потсдамские соглашения).

Однако претворение в жизнь союзнических соглашений натолкнулось сначала на скрытое, а затем и открытое сопротивление со стороны западных держав. Империалистические круги США, Англии и Франции стремились вновь возродить германский милитаризм, с тем чтобы использовать его против СССР и др. социалистических стран, направили свои усилия на то, чтобы сорвать выполнение союзнических решений о демилитаризации и демократизации Германии, разрушить четырехсторонний контрольный механизм и оторвать западные зоны оккупации от восточной.

Как на 1-й (сентябрь — октябрь 1945, Лондон), так и на 2-й (июль 1946, Париж) сессиях Совета министров иностранных дел предложения Советского Союза о принятии согласованных мер к созданию централизованного германского государства и центральной германской администрации были отвергнуты западными державами, к-рые уже в то время вели дело к расколу Германии, прежде всего ее народного хозяйства. В декабре 1945 Англия в обход Контрольного совета взяла под свое управление все угольные шахты, а позднее и металлургические предприятия Рура. Франция в свою очередь, не считаясь с Контрольным советом, в конце 1946 присоединила к себе Саарскую область. Кроме того, она выступала с требованиями отделения от Германии Рейнской области и Рура.

Несмотря на разнородность экономических и политических интересов США, Англии и Франции в отношении Германии, общее для правительств трех держав стремление использовать вооруженную Германию для борьбы против СССР и др. социалистических стран сглаживало имевшиеся между ними разногласия и с течением времени позволило выступать единым фронтом по Г. в.

Новым ударом по союзническим соглашениям было экономическое объединение американской и английской зон и создание так наз. Бизонии. С этого времени Контрольный совет [стр. 389] был фактически лишен возможности влиять на экономическую жизнь в этих зонах, т. к. все нити управления в них были сосредоточены в руках двухзонального американо-английского органа. Создание Бизонии явилось началом открытого поворота США и Англии от Потсдамского соглашения, предусматривавшего сохранение единства Германии, к политике раскола Германии. С сентября 1946 началось создание обособленного немецкого административного аппарата для американской и английской зон. Вскоре к Бизонии была присоединена французская оккупационная зона.

Невыполненными остались в отношении трех западных зон обязательства трех держав о демократизации экономики и политической жизни Германии, а также по вопросу о репарациях. (Изданные в западных зонах в 1947 законы о декартелизации, т. е. о ликвидации чрезмерной концентрации германской экономики, на деле не затрагивали основ господства германских монополий.) В итоге «декартелизации» уровень концентрации и централизации капитала в экономике ФРГ фактически стал значительно выше, чем до войны. Нетронутым осталось в Западной Германии и юнкерское землевладение, поскольку западные державы не допустили проведения там демократической земельной реформы. Ограничивая деятельность демократических организаций и партий, три державы попустительствовали милитаристским и реакционным группировкам в Западной Германии и предоставили возможность для возвращения в государственный аппарат активных нацистов.

Иными путями пошло развитие Восточной Германии, где национальные демократические силы при поддержке СССР осуществили последовательную денацификацию, демилитаризацию и демократизацию всей общественной жизни. В соответствии с Потсдамским соглашением были ликвидированы монополии, проведена демократическая земельная реформа. Был создан новый, демократический аппарат управления. Антифашистские демократические партии и организации получили широкий простор для своей деятельности. Все это подготовило благоприятные условия для мирного демократического развития Восточной Германии.

Союзнические соглашения о Германии исходили из необходимости снизить военно-промышленный потенциал Германии путем ликвидации военных предприятий, а также демонтажа промышленного оборудования, не являющегося необходимым для мирной экономики страны. Заводы и оборудование, к-рые подлежали вывозу, должны были быть переданы в качестве репараций союзникам. Предприятия, демонтируемые в советской зоне оккупации, были предназначены для уплаты репараций СССР и Польше; кроме того, 25% промышленного капитального оборудования, демонтируемого в западных зонах, также должно было передаваться Советскому Союзу, в т. ч. 10% без какой-либо оплаты и возмещения. Было также предусмотрено распределение между союзниками заграничных активов Германии.

Удовлетворив собственные претензии к Германии за счет ее заграничных активов, золотых запасов, изъятия патентов, лицензий, ценных бумаг, демонтажа наиболее совершенного промышленного оборудования и принудительного экспорта из Западной Германии дефицитных товаров, правительства западных держав всячески противились тому, чтобы СССР и Польша получили причитающуюся им долю репараций из Западной Германии. Они не допустили и поставок Советскому Союзу из текущей продукции западногерманских предприятий, хотя такие поставки предусматривались решениями Крымской конференции 1945 глав правительств трех держав. Со стороны США, Англии и Франции чинились также всяческие помехи передаче Советскому Союзу капитального оборудования, подлежавшего демонтажу. 25 мая 1946 правительства США и Англии отдали распоряжение временно приостановить всякие репарационные поставки Советскому Союзу. Впоследствии эти поставки так и не были возобновлены и свелись т. обр. к незначительной сумме в 5 млн. долл.

В марте 1947 в Москве собралась 4-я сессии СМИД. Советское [стр. 390] правительство выступило с предложением начать подготовку к образованию временного общегерманского правительства, учредить ряд центральных германских административных департаментов, разработать временную демократическую конституцию, провести общегерманские выборы в соответствии с этой конституцией и сформировать после этого временное германское правительство. Другая часть предложений касалась государственного устройства Германии как единого миролюбивого государства — демократической республики с общегерманским парламентом из двух палат и общегерманским правительством, при обеспечении конституционных прав земель, входящих в состав германского государства. За основу при создании нового германского государства предлагалось взять Веймарскую конституцию.

Представители США, Англии и Франции возражали как против создании общегерманского парламента, так и против предложенного СССР порядка образования центрального правительства.

Отрицательное отношение со стороны западных держав вызвало также советское предложение о том, чтобы вопрос о государственном устройстве Германии был решен самим немецким народом путем плебисцита.

На Московской сессии СМИД были рассмотрены также вопросы экономического развития Германии, демилитаризации и демократизации Германии, вопрос о репарациях, германских границах, о подготовке мирного договора с Германией. Ни по одному из крупных вопросов согласованных решений достичь не удалось. Часть вопросов была передана для дальнейшего обсуждения в Контрольный совет.

Обмен мнениями в органах Контрольного совета о проведении выборов в Германии положительных результатов не дал. В конечном итоге вопрос о выборах был снят с обсуждения и в Контрольном совете.

Г. в. была посвящена и 5-я сессия СМИД, состоявшаяся в Лондоне в ноябре — декабре 1947. Советское правительство вновь предложило, чтобы четыре державы незамедлительно приняли меры к созданию центрального германского Правительства, к-рое приняло бы участие в разработке и заключении мирного договора с Германией, созвали бы мирную конференцию в составе стран, участвовавших своими вооруженными силами в войне против Германии, представили в двухмесячный срок СМИД проект основ мирного договора с Германией.

Делегации США и Англии высказались против этих предложений. Они еще раз продемонстрировали свое намерение придерживаться взятого ими курса па создание сепаратного западногерманского государства.

Политика западных держав встречала осуждение и сопротивление со стороны патриотических сил германского народа. Большую роль в организации сопротивления расколу страны сыграл Немецкий народный конгресс, созванный в декабре 1947 в Берлине. Военные власти США, Англии и Франции грубо подавляли движение Народного конгресса, охватившее самые широкие слои населения всей страны. Три державы делали ставку на те круги германского монополистического капитала и юнкерства, к-рые стремились спасти свои политические и экономические позиции даже ценой раскола страны.

Для завершения раскола Германии и оформления западногерманского государства по инициативе США в первой половине 1948 в Лондоне состоялись совещания представителей США, Англии, Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга (см. Лондонское совещание 1948), на к-рых было решено создать западногерманское правительство и разработать так наз. международный статут для Рура. 16 апреля 1948 военные губернаторы трех западных зон Германии подписали соглашение о присоединении этих зон к «плану Маршалла». 20 июня 1948 в Западной Германии была проведена сепаратная денежная реформа, что окончательно обособило западную часть страны от восточной. По поручению оккупационных властей трех западных зон 1 сентября 1948 Парламентский совет в Бонне, возглавляемый Аденауэром
Конрад
АДЕНАУЭР
(1876 — 1967)
государственный и политический деятель ФРГ, первый федеральный канцлер ФРГ 1949—1963, в 1951—55 также и министр иностранных дел
(См.: Биографию)
, приступил к разработке западногерманской конституции. [стр. 391]

Раскольнические действия западных держав повлекли за собой прекращение деятельности Контрольного совета (с 20 марта 1948) и межсоюзнической комендатуры Берлина (с 16 июня 1948).

В целях защиты интересов населения и недопущения расстройства экономики восточной зоны из-за сепаратной денежной реформы в Западной Германии, распространенной также на Западный Берлин, Советская военная администрация была вынуждена ввести летом 1948 ряд защитных мер по связи, транспорту и торговле между западными зонами Германии и Берлином.

Варшавское совещание министров иностранных дел СССР, Албании, Болгарии, Чехословакии, Югославии, Польши, Румынии и Венгрии (июнь 1948) осудило лондонские решения о Германии как грубое нарушение союзнических договоров и соглашений.

На 6-й сессии СМИД (Париж, май — июнь 1949) советская делегация предложила возобновить деятельность Контрольного совета, восстановить межсоюзническую комендатуру Берлина для координации общегородских мероприятий по управлению Берлином и для обеспечения нормальной жизни Берлина в целом, а также создать единый германский орган (общегерманский Государственный совет), в ведении к-рого находились бы вопросы экономического строительства, имеющие значение для Германии в целом. Однако западные державы объявили Контрольный совет и четырехсторонние органы «устаревшими» и высказались за замену их «верховной комиссией», решения в к-рой принимались бы большинством голосов. Три западные державы предложили, кроме того, чтобы объединение Германии было осуществлено путем распространения на Восточную Германию сепаратной конституции, принятой Парламентским советом, состав к-рого был определен оккупационными властями США, Англии и Франции. Естественно, что СССР не мог пойти и не пошел на это.

В июне 1949 три западные державы подписали соглашение об учреждении Верховной союзнической комиссии, к-рой передавались функции управления Западной Германией и «вся власть по контролю над Германией». Это соглашение и ранее принятый «оккупационный статут» для Западной Германии, по существу, были призваны углубить раскол Германии, не допустить воссоздания четырехсторонних органов для Германии, в первую очередь Контрольного совета, и развязать руки властям трех держав в западной части страны.

20 сентября 1949 было сформировано западногерманское правительство, что завершило создание Федеративной Республики Германии.

В ноте, направленной правительствам трех держав 1 октября 1949, Советское правительство обращало внимание на ту исключительно серьезную ответственность, к-рая ложится на правительства США, Англии и Франции в связи с их политикой в Германии, приведшей к образованию сепаратного правительства в Бонне, враждебно относящегося к решениям Потсдамской конференции о демократизации и демилитарризации Германии и к возложенным на Германию обязательствам.

После создания боннского правительства широкое национальное движение, возглавляемое Народным конгрессом, привело к образованию (7 октября 1949) в восточной части страны Германской Демократической Республики. Это явилось событием исторического значения в жизни немецкого народа, поворотным пунктом в истории Европы. Впервые на территории Германии возникло миролюбивое демократическое государство, вся внутренняя и внешняя политика к-рого исходит из интересов широких народных масс.

Правительство ГДР заявило о своей решимости неуклонно следовать постановлениям Потсдамской конференции и выполнить обязательства, вытекающие из совместно принятых решений четырех держав. Советский Союз передал правительству ГДР функции управления, принадлежавшие до сего времени Советской военной администрации. Вместо Советской военной администрации была создана Советская контрольная комиссия, призванная наблюдать за выполнением в ГДР четырехсторонних решений в отношении Германии. СССР и ГДР обменялись дипломатическими миссиями. [стр. 392]

 

Дипломатический словарь. В 3-х томах. Изд. 3-е. Том 1 — М.: Политиздат, 1971, стр. 389—392

 

Вверх


Категория: Потсдамские решения в западных и восточной зонах оккупации, Обсуждение германских дел на международных встречах представителей четырех держав, «Берлинский кризис» и завершение раскола Берлина и Германии | Теги: германский вопрос
Просмотров: 41 |