Главная » Документы и исследования » 1945—1949. Центральная Европа после войны » Потсдамские решения в западных и восточной зонах оккупации

Позиции Советского Союза и западных держав непосредственно после Потсдама
10.05.2017, 19:34
История дипломатии. Т. 5. Кн. 1. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1974., стр. 65—69

Глава 3. Проблемы мирного урегулирования в Центральной Европе (1945—1949 гг.). Возникновение двух германских государств (стр. 65—119)

Мирное урегулирование послевоенных проблем в Центральной Европе — на территории бывшего рейха — один из наиболее важных и сложных международных вопросов послевоенного периода. Огромное значение этой проблемы для дела мира и международной безопасности обусловило и то место, которое она заняла во внешней политике четырех держав и во всей системе послевоенных международных отношений. Она стала предметом острой политической борьбы между Советским Союзом и западными державами, между силами прогресса и реакции.

С течением времени изменялась обстановка, а вместе с ней и подход к решению международных проблем, в том числе к урегулированию германских дел. Но существо урегулирования проблемы оставалось неизменным. Оно заключалось в ликвидации очага агрессии в центре европейского континента, в переустройстве жизни немцев на мирных демократических началах и создании условий, исключающих возможность возникновения новой угрозы соседним государствам, т. е. в обеспечении мира и безопасности в Европе.

Пути для этого были указаны в четырехсторонних соглашениях, прежде всего в решениях Потсдамской конференции, являвшейся итогом войны и программой послевоенного развития. Для их осуществления был создан специальный контрольный механизм 1.

1. В соответствии с Декларацией о поражении Германии, подписанной в Берлине 5 июня 1945 г., верховную власть в стране временно взяли на себя правительства СССР, США, Великобритании и Франции. Германия была разделена на четыре оккупационные зоны. В каждой из них верховная власть принадлежала главнокомандующему оккупационными войсками. Вопросы, затрагивающие Германию в целом, был призван разрешать союзный Контрольный совет (КС), состоящий из четырех главнокомандующих. При каждом главнокомандующем имелись политические и военные советники.

По какому пути пойдет развитие на немецких землях: по пути искоренения нацизма и милитаризма, создания [стр. 65] демократических институтов, дружбы и сотрудничества с другими странами или по пути реставрации реакционных сил и реванша — так стоял тогда вопрос как перед четырьмя державами, принявшими безоговорочную капитуляцию вермахта и взявшими на себя верховную власть, так и перед самим немецким населением. Подавляющее большинство немцев выступало за переустройство Германии на мирных демократических началах. 1945— 1949 годы были тем периодом послевоенной истории, который во многом предопределил все последующее развитие в этом районе Европы. [стр. 66]

1. Срыв западными державами Потсдамских решений в западных зонах оккупации и последовательное претворение их в жизнь советской стороной в своей зоне (стр. 66—83)

Позиции Советского Союза и западных держав непосредственно после Потсдама. Борьба Советского Союза за осуществление союзнических решений по Германии, за ее демилитаризацию, денацификацию, демократизацию и декартелизацию. Срыв западными державами решений Потсдама об организации центральной германской администрации и подготовка ими раскола Германии.

2. Обсуждение германских дел на международных встречах представителей четырех держав (стр. 83—104)

Вторая (Парижская) и третья (Нью-Йоркская) сессии СМИД в 1946 г. Четвертая (Московская) сессия СМИД (1947 г.). Пятая (Лондонская) сессия СМИД (1947 г.). Борьба немецкого населения за создание миролюбивого демократического государства.

3. «Берлинский кризис» и завершение западными державами раскола Берлина и Германии (стр. 105—119)

Обстановка после пятой (Лондонской) сессии СМИД. Подготовка западными державами сепаратной денежной реформы. Срыв западными державами переговоров о ликвидации «берлинского кризиса». Урегулирование «берлинского кризиса». Шестая (Парижская) сессия СМИД. Завершение западными державами раскола Германии и возникновение двух германских государств.

Позиции Советского Союза и западных держав непосредственно после Потсдама (стр. 66—69)

Разгром фашизма, принятие исторических решений в Потсдаме, оккупация союзниками территории бывшего гитлеровского рейха, рост активности антифашистских патриотических сил немецкого населения — все это создавало благоприятные предпосылки, чтобы раз и навсегда покончить с германским милитаризмом и обеспечить мир и безопасность народам Европы.

Линия Советского Союза в германских делах определялась ленинскими принципами советской внешней политики, верой в творческую энергию немецкого пролетариата и всех трудящихся, в демократические силы немецкого народа, имевшего славные революционные традиции.

Советским людям, вынесшим невиданные страдания в войне и принесшим многочисленные жертвы на алтарь победы, чуждо было чувство мести. В Обращении Председателя Государственного Комитета Обороны СССР И. В. Сталина к советскому народу 9 мая 1945 г. говорилось, что Советский Союз не собирается уничтожать Германию 2.

2. См. «Правда», 10 мая 1945 г.; «Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны», т. III, стр. 45.

Советская Армия пришла не как завоеватель, а как армия-освободительница, как классовый союзник немецкого рабочего класса 3. В лице советских людей антифашистские демократические силы немецкого народа обрели верных и надежных друзей, оказавших им всестороннюю помощь. [стр. 66]

3. «Geschichte der deutschen Arbeiterbewegung», Bd. 6. Berlin 1966, S. 27.

С первых же дней после поражения гитлеровского рейха Советское правительство и командование Советской Армии активно занялись вопросами организации продовольственного снабжения немецкого населения и созданием нормальной жизни в своей зоне. Быстро были налажены подвоз продуктов питания, медицинское обслуживание, восстановлена экономика.

Для осуществления управления в своей зоне оккупации Советское правительство в июне 1945 г. создало специальный орган — Советскую военную администрацию в Германии (СВАГ). Ее задача заключалась в претворении в жизнь решений Ялты и Потсдама.

Положением, утвержденным Советским правительством, на СВАГ возлагалось осуществление контроля за выполнением Германией условий безоговорочной капитуляции, управление советской зоны оккупации и проведение в жизнь согласованных решений Контрольного совета по главным военным, политическим, экономическим и другим вопросам, касавшимся всей страны 4.

4. См. «За антифашистскую демократическую Германию. Сб. документов 1945—1949 гг.». М., 1969, стр. 65.

В своей работе советские военные власти пользовались поддержкой прогрессивных и патриотических сил немецкого населения, которые откликнулись на призыв немецких коммунистов об активном сотрудничестве со СВАГ в деле скорейшего преодоления военной разрухи, хаоса и создания миролюбивой демократической Германии.

Советский Союз быстро и решительно осуществлял в своей зоне согласованные в Ялте и Потсдаме решения и настойчиво добивался от США, Англии и Франции их реализации также в западных оккупационных зонах. Но западные державы все более беззастенчиво становились на путь саботажа и прямого срыва четырехсторонних соглашений. Это не было случайностью, а являлось составной частью их «нового курса», особая роль в котором отводилась ими западным оккупационным зонам.

Правда, вначале Советскому Союзу противостоял прежде всего объединенный американо-английский блок. Франция, занимавшая первое время особую позицию по ряду вопросов, примкнула полностью к нему несколько позже, в 1947— 1948 гг.

Возрождение германского милитаризма и использование его в качестве ударной силы против Советского Союза и демократического движения с первых дней рождения Советской власти было генеральной линией империализма в Европе. После [стр. 67] второй мировой войны правящие круги западных держав снова возвращаются к своим прежним установкам, стремясь превратить агрессивный милитаризм в орудие осуществления своих экспансионистских планов. «Германия с ее возможностями,— говорил в 1946 г. Дж. Ф. Даллес,— представляет, наряду с атомной бомбой, огромную силу, и ее ни в коем случае не следует выпускать из своих рук».

На первых порах в США и Англии раздавались голоса о том, чтобы попытаться использовать для этого все зоны оккупации, «оттеснив» СССР. Однако, поняв довольно быстро иллюзорность такого рода надежд и наблюдая быстрые демократические преобразования в Восточной Германии, они начинают вести дело к расколу страны, к размежеванию по линии соприкосновения их войск с Советской Армией. В Вашингтоне, Лондоне и Париже довольно быстро, по существу, сошлись на том, что спасти германский империализм и милитаризм можно в создавшейся обстановке лишь путем раскола Германии и срыва в ее западной части осуществления решений Потсдама 5.

5. «Der deutsche Imperialismus und der zweite Weltkrieg», Bd. III, Berlin 1962, S. 99.

Уже в директиве JCS — 1067, подписанной Трумэном 10 мая 1945 г. и направленной главнокомандующему американскими войсками для руководства, указывалось: «Германия оккупируется не в целях ее освобождения, а как побежденная вражеская страна. Германские дела должны решаться так, чтобы это содействовало децентрализации политической и административной структуры страны и развитию местных самоуправлений. С этой целью следует поддерживать все устремления к автономии среди провинциальных, местных и городских администраций». Далее в ней говорилось о том, чтобы американский представитель «ни в коем случае не предлагал и не одобрял в Контрольном совете создание централизованной контрольной администрации для германской экономики» 6.

6. «Department of State Bulletin», 21. X. 1945, p. 596.

Первые послевоенные месяцы, когда западные державы уже на практике столкнулись с принципиальной позицией Советского Союза и его твердой решимостью добиваться осуществления решений антигитлеровской коалиции, еще больше укрепили их уверенность в необходимости форсировать раскол Германии. Одновременно политика США, определявшая линию поведения западных держав в германском вопросе, преследовала после второй мировой войны также цель не допустить возрождения мощного империалистического конкурента, способного создать [стр. 68] новую угрозу экономическим, а тем более военно-политическим интересам Соединенных Штатов.

Такими установками руководствовались в послевоенное время правящие круги США, Англии и Франции в своей политике и их представители в своей практической деятельности в западных оккупационных зонах и в четырехсторонних органах. К проблеме мирного урегулирования в этой части Европы они подходили лишь с точки зрения осуществления своих военностратегических целей.

Поворот и отказ правящих кругов США и Англии от Потсдама происходил постепенно, по этапам. Поставив 2 августа 1945 г. подписи под Потсдамским соглашением, США и Англия не могли, естественно, сразу же, на другой день, полностью отказаться и разорвать его. «Под нажимом мирового общественного мнения они на протяжении второй половины 1945 года и первой половины 1946 года были вынуждены в общем придерживаться принципов четырехстороннего сотрудничества в управлении Германией» 7.

7. «Правда о политике западных держав в германском вопросе. (Историческая справка)». М., 1959, стр. 18.

Но дело в том, что империалистические силы США и Англии рассматривали решения Ялты и Потсдама лишь как формальное обязательство, как «дань времени», по их собственному признанию, и не думали выполнять их. Эти решения были ими грубо нарушены. При этом чем больше времени проходило со дня окончания войны, тем все более открыто происходил отказ западных держав от Потсдама. У. Черчилль
Уинстон
ЧЕРЧИЛЛЬ
(1874 — 1965)
британский государственный и политический деятель, премьер-министр Великобритании в 1940—1945 и 1951—1955 годах; журналист, писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1953)
(См.: Биографию)
заявляет вскоре, что «решения Потсдамской конференции вызывают разочарование и беспокойство». Вслед за ним аналогичное заявление делает и Бирнс, назвавший Потсдамское соглашение «ошибкой» 8. Это был сигнал для открытой атаки на Потсдам.

8. J. F. Byrnes. In Aller Offenheit. Frankfurt a/M, 1949, S. 226.

В результате настойчивой, последовательной борьбы Советского Союза за осуществление постановлений Ялтинской и Потсдамской конференций по германским делам был принят ряд совместных решений и осуществлены некоторые практические меры в первое послевоенное время, направленные на демилитаризацию, демократизацию и денацификацию. Однако в целом политика западных держав все больше характеризовалась отказом от решений Потсдама относительно демилитаризации, денацификации и демократизации, линией на раскол с целью создания сепаратного западногерманского государства, отказом от подготовки мирного урегулирования в этой части Европы. [стр. 69]

Вверх


Категория: Потсдамские решения в западных и восточной зонах оккупации | Теги: германский вопрос
Просмотров: 1347 |