Главная » Документы и исследования » 1946—1949. Начало «холодной войны». Создание НАТО » Дипломатическая борьба вокруг «плана Маршалла»

Выступление заместителя Госсекретаря Д. Ачесона перед фермерами Миссисипи о планах реконструкции Европы, 8 мая 1947 (пер. с англ.)
04.05.2017, 12:42
The Department of State Bulletin, Vol. XVI, № 411. May 18, 1947, page 991–994

 

Требования к реконструкции

заместителя Госсекретаря Ачесона

 

Обращение, сделанное перед Советом Дельты в Кливленде, штат Миссисипи, 8 мая 1947 года и опубликованное для печати в тот же день.

Вы, живущие и работающие в этом богатом сельскохозяйственном регионе, чья повседневная жизнь связана с выращиванием и сбытом хлопка, кукурузы и других сельскохозяйственных продуктов, должны получать определенное удовлетворение от того факта, что величайшие государственные дела никогда не уходят далеко от земли.

Когда госсекретарь Маршалл вернулся с недавнего заседания Совета министров иностранных дел в Москве, он не говорил с нами об идеологиях или армиях. Он говорил о еде и топливе и их связи с промышленным производством, а также о связи промышленного производства с организацией Европы и об отношении организации Европы к миру во всем мире.

Разруха войны вернула нас к элементам, где мы ясно видим, насколько короток путь от пищи и топлива до мира или анархии.

Вот некоторые из основных жизненных фактов, которые нас сегодня в первую очередь интересуют при ведении международных отношений: во-первых, большинство стран Европы и Азии сегодня находятся в состоянии физического разрушения или экономического развала, или и то и другое. Запланированное научное уничтожение ресурсов противника, осуществленное обеими сторонами во время войны, привело к разрушению заводов, обнищанию полей без удобрений и техники, разрушению транспортных систем, привело население на грань голода, были прерваны давние деловые и торговые связи.

Другой мрачный факт международной жизни состоит в том, что две величайшие мастерские Европы и Азии - Германия и Япония, от производства которых Европа и Азия в значительной степени зависели до войны, едва ли смогли даже начать процесс реконструкции из-за отсутствия мирного урегулирования. Как мы видели, недавние попытки Москвы добиться прогресса в урегулировании отношений с Германией и Австрией закончились незначительным достижением. Между тем политическая нестабильность в той или иной степени препятствует возрождению почти во всех странах Европы и Азии.

Третий фактор заключается в том, что непредвиденные бедствия - то, что юристы называют «стихийными бедствиями» - обрушились на посевы Европы. Два года подряд необычайно сильные засухи сокращали производство продуктов питания. А во время прошлых зимних штормов и наводнений и беспрецедентных в последние годы, чрезмерных холодов прокатившихся по Северной Европе и Англии, нанесли огромный ущерб сельскому хозяйству и производству топлива. Эти бедствия замедлили и без того медленные темпы восстановления, препятствовали восстановлению экспорта и вынудили многие страны использовать невосполнимые золотовалютные резервы, которые предназначались для импорта материалов для ремонта, в целях покупки продуктов питания и топлива для пропитания.

Накопление этих мрачных событий привело к огромному разрыву между производством в Соединенных Штатах и производством в остальном мире. Во время войны Соединенные Штаты не пострадали от физических разрушений. Более того, в последние годы необычайно обильные урожаи сельскохозяйственных культур. Производство в нашей стране сегодня составляет 210 миллиардов долларов в год.

В ответ на эту крайне ненормальную разницу между производством в Соединенных Штатах и производством в остальном мире правительство Соединенных Штатов уже санкционировало и осуществляет обширную программу оказания помощи и восстановления. Мы пожертвовали почти 3 миллиарда долларов на иностранную помощь. Мы взяли на себя ведущую роль в организации Международного банка реконструкции и развития и Международного валютного фонда и подписались на эти два учреждения на сумму почти 6 миллиардов долларов. Мы увеличили возможности Экспортно-импортного банка по кредитованию за рубежом почти на 3 миллиарда долларов. Мы предоставили Великобритании прямой заем в размере 3,75 миллиарда долларов. Мы [стр. 991] предлагаем в этом году выделить полмиллиарда долларов на гуманитарную помощь и восстановление на Филиппинах и миллиард долларов на помощь в оккупированных территориях. Рекомендации президента о помощи Греции и Турции в размере 400 миллионов долларов и о помощи бывшей UNRRA в размере 350 миллионов долларов все еще находятся на рассмотрении Конгресса. И есть еще несколько предметов поменьше.

Эти меры по оказанию помощи и восстановлению были лишь частично вызваны гуманизмом. Конгресс санкционировал, и правительство сегодня проводит политику оказания помощи и восстановления, главным образом исходя из национальных интересов. Ведь общепризнано, что до тех пор, пока различные страны мира не встанут на ноги и не станут независимыми, в мире не может быть политической или экономической стабильности и ни для кого из нас не может быть прочного мира или процветания. Без внешней помощи процесс восстановления во многих странах занял бы столько времени, что породил бы безнадежность и отчаяние. В этих условиях свобода, демократия и независимость наций не могли бы выжить долго, поскольку безнадежные и голодные люди часто прибегают к отчаянным мерам. Война не закончится, пока люди мира снова не смогут накормиться и одеться и смотреть в будущее с некоторой степенью уверенности.

Вклад Соединенных Штатов в мировое жизнеобеспечение и восстановление сегодня лучше всего измерять не деньгами, а товарами, которые мы отправляем за границу. Миру нужны товары - продукты питания, одежда, уголь, сталь, оборудование, и именно на этих товарах мы должны сосредоточить свое внимание.

Наш экспорт товаров и услуг в остальной мир в текущем 1947 году оценивается в 16 миллиардов долларов, что является рекордным показателем для мирного времени. Перед войной наш экспорт товаров и услуг колебался около 4 миллиардов долларов в год.

Трудно представить товаров на 16 миллиардов долларов. Это представляет собой месячную работу каждого мужчины и женщины в Соединенных Штатах, месячную продукцию каждой фермы, фабрики и шахты. Позвольте мне дать вам еще одно представление о масштабах нашего экспорта. Объем товаров, которые сейчас вывозятся из портов восточного побережья Соединенных Штатов и Гольфпорта , вдвое больше, чем пиковый объем, который вывозился из этих портов во время войны, когда мы перевозили и снабжали не только наши собственные огромные армии за границей, но и огромный объем поставок по ленд-лизу.

Наш экспорт в этом году, пожалуй, является максимальным по количеству, который, вероятно, будет экспортирован за границу в ближайшие несколько лет. В то же время этот экспорт, вероятно, является минимумом, который мы должны сделать доступным для всего мира.

В нынешних условиях чрезвычайно сложно увеличивать объемы нашего экспорта. Потому что и в нашей стране существует большой спрос на товары, и иностранные покупатели должны конкурировать с американскими покупателями. Характер и состав нашего экспорта, вероятно, изменятся: меньшее количество продуктов питания, топлива и сырья будет экспортироваться, а за границу будет вывозиться больше стали, машин и другой продукции промышленного производства. Но общий объем экспорта вряд ли существенно увеличится, пока мир не встанет на ноги и подлинное мировое процветание не сможет вывести здоровую многостороннюю торговлю на более высокий уровень.

В обмен на товары и услуги, которые мы ожидаем предоставить миру в этом году, мы оцениваем, что мы получим товары и услуги из-за границы на сумму около 8 миллиардов долларов. Это примерно вдвое меньше, чем мы экспортируем. Этот объем импорта равен примерно двухнедельной работе всех фабрик, ферм, рудников и рабочих Соединенных Штатов и состоит в основном из вещей, которые не производятся в этой стране в достаточном количестве. Хотелось бы, чтобы импорт был больше, но опустошенный войной мир просто не может поставлять больше.

Таким образом, разница между стоимостью товаров и услуг, которые иностранные страны должны покупать у Соединенных Штатов в этом году, и стоимостью товаров и услуг, которые они могут предоставить нам в этом году, составит огромную сумму около 8 миллиардов долларов.

Как иностранцы получат доллары США, необходимые для покрытия этой огромной разницы? И как они собираются заставить доллары США покрыть вероятную разницу в почти такой же сумме в следующем году? Это одни из самых важных вопросов в международных отношениях сегодня.

Из разницы между импортом и экспортом в этом году более 5 миллиардов долларов финансируется за счет займов и субсидий правительства Соединенных Штатов через такие инструменты, как прямая помощь, Экспортно-импортный банк, Международный банк, Международный фонд и кредит Великобритании. Средства на эти цели [стр. 992] уже утверждены Конгрессом. Остальная часть дефицита в этом году будет покрываться за счет частных инвестиций, денежных переводов американских граждан за границу, а также за счет использования крайне ограниченных золотовалютных резервов и иностранной валюты.

Но как насчет следующего года и года после этого? Продолжающаяся политическая нестабильность и «стихийные бедствия» тормозят выздоровление в большей степени, чем ожидалось. Таким образом, крайняя потребность зарубежных стран в американских товарах, вероятно, не уменьшится в 1948 году, в то время как способность зарубежных стран платить товарами, вероятно, лишь незначительно увеличится. Согласно существующим разрешениям, значительные суммы будут доступны для компенсации дефицита в следующем году. Но эти фонды будут быстро сокращаться во второй половине 1948 года. Однако потребность в них уменьшится очень незначительно, если вообще уменьшится.

Это не яркая картина. Но мы должны признать факты о темпах восстановления мира. Многие упускают из виду, что после первой мировой войны только в 1925 году мир достиг уровня экономической активности 1914 года. А Вторая мировая война была во много раз более разрушительной, чем первая мировая война. В конце войны страны планировали в огромных масштабах и осуществляли с помощью нового и чрезвычайно улучшенного оружия уничтожение экономических ресурсов врага с огромным успехом. Поэтому восстановление будет соответственно медленным.

Еще одна вещь, которую следует учитывать, заключается в том, что, несмотря на то, что наши поставки товаров и услуг миру в течение текущего года, все еще далеко от того, что нужно людям в мире, если они хотят есть достаточно для поддержания своего физического состояния и в то же время проводить необходимые мероприятия по реконструкции и становиться самоподдерживающими. Так будет до тех пор, пока другие мастерские и зернохранилища мира не вернутся в полную производственную мощность.

Что эти факты международной жизни значат для Соединенных Штатов и для внешней политики Соединенных Штатов?

Во-первых, они означают, что мы в Соединенных Штатах должны взять как можно больший объем импорта из-за границы, чтобы сократить финансовый разрыв между тем, что миру нужно, и тем, за что он может платить. В этом нет никакой благотворительности. Это просто здравый смысл и хороший бизнес. Сегодня мы обязаны из соображений выгоды и гуманизма финансировать огромный дефицит мирового бюджета. Единственный надежный способ положить конец этому финансированию дефицита - это принимать увеличивающееся количество товаров из-за границы. Ни для кого из нас в мире не может быть стабильности или безопасности, пока зарубежные страны не смогут оплачивать товары и услуги за то, что им нужно импортировать, и финансировать свое оборудование из более обычных источников инвестиций.

Сегодня в Женеве наши переговорщики встречаются с представителями 17 других стран, чтобы договориться о взаимном снижении торговых барьеров и достижении соглашения о справедливых правилах управления международной торговлей. Это один из способов, с помощью которого мы пытаемся принять реалии международной жизни. Женевская конференция должна быть успешной. Должна быть создана Международная торговая организация.

Женевская конференция должна увенчаться успехом не только из-за сложившейся сегодня чрезвычайной ситуации с поставками и финансами, но и потому, что наше положение как крупнейшего в мире производителя и страны-кредитора требует, чтобы в течение длительного периода времени мы принимали все больший объем импорта. Когда процесс внутренней конверсии будет завершен, мы окажемся в гораздо большей зависимости от экспорта, чем до войны, чтобы поддерживать уровень деловой активности, к которому наша экономика привыкла.

Факты международной жизни также означают, что Соединенным Штатам придется предпринять дальнейшее экстренное финансирование зарубежных закупок, если иностранные страны будут продолжать покупать в 1948 и 1949 годах товары, необходимые им для поддержания жизни, и в то же время восстановить свою экономику. Запросы на дополнительную помощь из Соединенных Штатов могут поступать к нам через Международный банк или через Экспортно-импортный банк, или они могут относиться к тому типу, который существующие национальные и международные учреждения не имеют возможности обрабатывать, и поэтому могут быть отправлены напрямую через дипломатическую службу - дипломатические каналы. Но теперь мы знаем, что потребуется дальнейшее финансирование, помимо существующих разрешений. Ни одна другая страна не может преодолеть разрыв в товарах или долларах.

Это прямо ведет к третьему императиву нашей внешней политики. Поскольку мировой спрос превышает наши возможности по снабжению, нам придется сосредоточить нашу экстренную помощь в тех областях, где она будет наиболее эффективна для построения мировой политической и экономической стабильности, содействия свободе человека и демократических институтов, укреплению свободы [стр. 993] торговой политики и укрепление авторитета Организации Объединенных Наций.

Это просто здравый смысл и здравая практика. Это соответствует политике, объявленной президентом Трумэном в его специальном послании Конгрессу от 12 марта о помощи Греции и Турции. Свободные народы, которые стремятся сохранить свою независимость, демократические институты и свободы человека от тоталитарного давления, внутреннего или внешнего, получат высший приоритет американской помощи в восстановлении. Это не более чем откровенное признание, как сказал президент Трумэн, «что тоталитарные режимы, навязываемые свободным народам путем прямой или косвенной агрессии, подрывают основы международного мира и, следовательно, безопасность Соединенных Штатов».

Четвертое, что мы должны сделать в нынешней ситуации, - это продолжить реконструкцию двух великих мастерских в Европе и Азии - Германии и Японии, - от которых так во многом зависит окончательное восстановление двух континентов. Именно это имел в виду госсекретарь Маршалл, когда 28 апреля доложил нации, что действия во имя восстановления Европы не могут ждать «компромисса через истощение», и что мы должны предпринять все возможные действия немедленно, даже без полного соглашения четырех держав, чтобы добиться большего восстановления Европы, в том числе Германии. Восстановление Европы не может быть полным до тех пор, пока различные части европейской экономики не будут работать вместе как гармоничное целое. И достижение скоординированной европейской экономики остается фундаментальной целью нашей внешней политики.

Наконец, чтобы проводить экономичную и эффективную политику оказания помощи и восстановления в соответствии с вышеуказанными направлениями, нашему правительству потребуется расширение Конгрессом определенных исполнительных полномочий в отношении внутренней продажи, транспортировки и экспорта ограниченного списка товаров. Такие меры контроля действовали во время войны и до сих пор действуют в рамках военных полномочий президента, но должны истечь 30 июня этого года. Жизненно важно обновить этот контроль. В критических областях за рубежом нужны товары, а не только деньги. Для предотвращения экономического коллапса срочно требуются пшеница, уголь и сталь, а не только долларовые кредиты.

Поэтому наше правительство должно иметь возможность гарантировать справедливое распределение поставок между внутренней экономикой и экспортным спросом. Это требует расширения полномочий по распределению в отношении ограниченного списка товаров, сертифицированных государственным секретарем и министром торговли как критические для внешнеэкономической политики Соединенных Штатов. Для еще более ограниченного перечня позиций потребуются полномочия определять приоритеты непосредственно производственным фирмам. В то же время требуется продолжение экспортного контроля, чтобы направить экспорт туда, куда мы хотим, и сократить ненужные и нежелательные иностранные закупки на внутреннем рынке.

Также необходимо право определять приоритеты в транспортировке. Эта мощность необходима для обеспечения эффективного использования транспортных средств, особенно грузовых вагонов. Без таких полномочий будет сложно перевозить крупногабаритные экспортные товары, такие как уголь и зерно, в необходимых количествах.

Наконец, для обеспечения успеха наших экспортных программ в отношении крупногабаритных товаров, таких как уголь и зерно, требуется определенное законодательство, которое позволит Морской комиссии обеспечить максимальную доступность и эффективное использование судоходства.

Законодательные предложения такого рода были представлены Конгрессу или будут представлены в ближайшем будущем. Предоставление этих полномочий чрезвычайно важно для внешнеэкономической политики страны и, следовательно, для безопасности и благополучия нации.

Есть анекдот о человеке, который, послушав расширенную лекцию о серьезных финансовых и экономических трудностях Северной Европы и Великобритании, заметил: «И, только подумайте, все проблемы были вызваны метелью».

Я думаю, мы все согласимся с тем, что нынешние трудности в Европе вызвало нечто большее, чем метель. Но снежная буря прошлой зимой показала чрезвычайно узкие границы человеческого и национального существования, которые преобладают в современном мире, границы настолько узкие, что метель может угрожать населению голодом, а нациям - банкротством и потерей независимости.

В ограниченных экономических рамках существуют не только люди и нации, но также человеческое достоинство, человеческая свобода и демократические институты.

Одна из основных целей нашей внешней политики сегодня - использовать наши экономические и финансовые ресурсы для увеличения прибыли. Это необходимо, если мы хотим сохранить наши собственные свободы и наши собственные демократические институты. Это необходимо для нашей национальной безопасности. И это наш долг и наша привилегия как людей. [стр. 994]

 

The Department of State Bulletin, Vol. XVI, № 411. May 18, 1947, page 991–994

 

Тема:

Категория: Хронология: 1947. 5 июня. США предложен план восстановления и развития Европы после 2-й мировой войны — «план Маршалла»

Категория: «План Маршалла»: Статьи из газет

Категория: Дипломатическая борьба вокруг «плана Маршалла»: Документы и материалы

Вверх


Категория: Дипломатическая борьба вокруг «плана Маршалла» | Теги: план Маршалла
Просмотров: 44 |