Главная » Документы и исследования » 1946—1949. Начало «холодной войны». Создание НАТО » Создание империалистического военного блока НАТО

Североатлантический Пакт: Комментарии Госдепартамента США, 20 марта 1949 (пер. с англ.)
07.11.2020, 06:31
The Department of State Bulletin. Vol. XX, № 507, March 20, 1949, p. 342—350

 

СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ ПАКТ

Коллективная защита и сохранение мира, безопасности и свободы в Североатлантическом сообществе

 

[Публикация Госдепартамента США 3462]

Договор о коллективной обороне

Переговоры, начавшиеся в Вашингтоне летом 1948 года между представителями правительства Бельгии, Канады, Франции, Люксембурга, Нидерландов, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов пришли к соглашению по конкретным условиям договора, предусматривающего договор о коллективной безопасности между странами Североатлантического региона. Текст этого предполагаемого договора, широко известного как Североатлантический пакт, сейчас опубликован для публичного обсуждения. Ожидается, что подписание договора состоится через несколько недель.

Пакт уходит своими корнями в общее наследие и цивилизацию народов, живущих по обоим берегам Северного Атлантического океана. Эти народы связаны не только культурным происхождением, но и общей прочной верой в достоинство и ценность человека, в принципы демократии и верховенство закона. Две мировые войны научили их, что их безопасность неразрывно связана друг с другом, что нападение на любого из них в действительности является нападением на всех.

События, произошедшие в Европе после окончания военных действий в 1945 году, выявили истинное измерение задачи восстановления экономического здоровья и политической стабильности в послевоенной Европе. В то же время эти события продемонстрировали, в чрезвычайной ситуации за чрезвычайной, идентичные интересы безопасности и экономики, разделяемые демократическими странами Североатлантического сообщества. От проблем немедленной послевоенной помощи до экономического кризиса, выявленного суровой зимой 1947 года, и от попыток советского запугивания Греции и Турции до коммунистического свержения демократии в Чехословакии, каждая чрезвычайная ситуация требовала практических действий демократических стран. В свою очередь, каждое действие создавало более тесные узы сотрудничества и подчеркивало необходимость совместной защиты на постоянной и своевременной основе. Цели и предлагаемый метод такой защиты теперь обнародованы в тексте Североатлантического пакта.

Цели и задачи. Североатлантический пакт - это краткий и простой документ. Можно ожидать, что мощное влияние, которое она окажет на мировые дела, обусловлено тремя факторами: (1) статусом и силой государств, которые заявили о своем намерении стать участниками соглашений; (2) нестабильная ситуация в области безопасности в мире, на которую она окажет корректирующее влияние; и (3) развивающееся единство Североатлантического сообщества, исторически очевидное на протяжении более чем полувека растущей взаимозависимости, но здесь официально признанное впервые. [стр. 342]

В Преамбуле Пакта провозглашается следующее:

Договаривающиеся стороны подтверждают свою веру в цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций и свое желание жить в мире со всеми народами и всеми правительствами.

Они полны решимости защищать свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанную на принципах демократии, личной свободы и верховенства закона.

Они стремятся способствовать стабильности и благополучию в Североатлантическом регионе.

Они полны решимости объединить свои усилия для коллективной обороны и сохранения мира и безопасности.

Обязательства по Пакту. В первой статье договора стороны конкретно подтверждают свои обязательства по Уставу разрешать любые международные споры, в которые они могут быть вовлечены, не только друг с другом, но и с любым государством, мирными средствами и таким образом, чтобы мир безопасность и справедливость не подвергались угрозе, и воздерживаться от угрозы силой или ее применения любым способом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций.

В последующих статьях стороны берут на себя следующие обязательства:

1. Укреплять свои свободные институты, способствовать созданию условий стабильности и благополучия и поощрять экономическое сотрудничество;

2. Поддерживать и развивать свою индивидуальную и коллективную способность противостоять вооруженному нападению;

3. Консультации, если территориальная целостность, политическая независимость или безопасность какой-либо из сторон находится под угрозой; и

4. Рассматривать вооруженное нападение на любую из Сторон как нападение на всех и, следовательно, предпринимать такие индивидуальные и коллективные действия, включая использование вооруженной силы, которые каждая Сторона считает необходимыми для восстановления и поддержания безопасность Североатлантического региона.

Присоединяясь к Североатлантическому пакту, Соединенные Штаты подтвердят свою решимость, выраженную в Уставе Организации Объединенных Наций, участвовать в «эффективных коллективных мерах по предотвращению и устранению угроз миру, а также по подавлению актов агрессии». В сотрудничестве с другими участниками договора он обязуется поддерживать и развивать соответствующий потенциал для отражения вооруженного нападения. Вступая в это региональное соглашение, он признает тот факт, что любое вооруженное нападение на любую страну-участницу договора будет настолько угрожать национальной безопасности Соединенных Штатов, что фактически станет нападением на Соединенные Штаты.

Согласно Конституции Соединенных Штатов только Конгресс имеет право объявлять войну. Однако этот конституционный вопрос не представляет собой реального препятствия для Пакта. Соединенные Штаты, безусловно, могут заранее обязать себя предпринять такие действия, включая использование вооруженной силы, которые они сочтут необходимыми для отражения вооруженного нападения, затрагивающего их национальную безопасность. Тот факт, что выполнение договорных обязательств - в том, что касается объявления войны - зависит от действий Конгресса, не мешает Соединенным Штатам взять на себя это обязательство. Считается, что дух, лежащий в основе Североатлантического пакта, а также его язык правильно выражают и ясно демонстрируют решимость американского народа противостоять такому нападению любыми средствами, которые могут потребоваться.

Вооруженное нападение. Статья 5 Пакта содержит торжественное обязательство о том, что каждая Сторона будет выносить честное и искреннее суждение при определении того, какие действия необходимы для восстановления мира, когда другая Сторона подверглась нападению. Цель Пакта - упрочить мир, разъяснив, что стороны готовы сделать все возможное, индивидуально или вместе, для его сохранения и совместных действий в случае нападения на кого-либо из них. Стороны Пакта считают, что они больше всего теряют и меньше всего выигрывают от другого конфликта. Они убеждены, что, хотя поражение может означать полную катастрофу, даже победитель в современной войне теряет больше, чем приобретает. Они убеждены, что нужно предотвратить войну. Североатлантический пакт - это их совместные усилия в соответствии с духом и обязательствами Устава Организации Объединенных Наций по обеспечению мира и предотвращению войны. Это соглашение между странами, которое ясно доказало, что они не желают войны, что они хотят только жить в мире и безопасности и что они будут защищаться при нападении.

Явное намерение сторон Пакта предпринять совместные действия в сочетании с подготовкой средств для этого должны устранить опасность просчета со стороны любого потенциального агрессора, который ему удастся победить их одного за другим. Если бы подобное четкое указание на твердое намерение свободных наций было дано достаточно рано в ходе нацистской агрессии, державы оси вполне могли бы остановиться еще до того, как они опередили войну в 1939 году. Столкнувшись с достаточной твердостью [стр. 343] как бы то ни было, потенциальные агрессоры всегда делали паузу. Твердость сама по себе не обеспечивает решения основных проблем, но она увеличивает готовность амбициозных стран искать решения путем переговоров, а не с помощью силы.

Североатлантический регион. Положения о взаимопомощи статьи 5 Североатлантического пакта будут применяться к территории любой из Сторон в Европе, Северной Америке и алжирских департаментов Франции; оккупационным силам любой стороны в Европе, а также к Атлантическому океану к северу от Тропика Рака. Он может быть расширен по мере присоединения к соглашению других государств.

Членство в Пакте. Первоначальными подписавшими Пакт будут Бельгия, Канада, Франция, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Великобритания и США, а также Дания, Исландия, Италия и Португалия, если они пожелают подписать. Кроме того, текст предлагаемого договора предусматривает, что Стороны могут по единодушному согласию пригласить любое другое «европейское государство, способное продвигать принципы настоящего Договора и вносить вклад в безопасность Североатлантического региона», стать участником пакта.

Различные соображения делают невозможным рассмотрение всей или части Германии в настоящее время в качестве члена Североатлантического пакта. Вопрос об участии Испании в Пакте - это вопрос для решения всех участников, большинство из которых сейчас не считает, что Испания должна быть включена.

Если какие-либо другие европейские страны, которые не стали первоначальными подписавшими сторонами, проявят интерес к Североатлантическому пакту, предложение им присоединиться было бы решением, которое должно быть принято участниками как группой в соответствии со статьей 10.

Организация. Пакт предусматривает создание Совета, в котором будет представлена каждая из сторон, и постановляет, что Совет «должен быть организован таким образом, чтобы иметь возможность собираться незамедлительно в любое время». Сам Совет должен «создавать такие вспомогательные органы, какие могут быть необходимы; в частности, он незамедлительно учреждает Комитет по обороне, который должен рекомендовать меры по выполнению статей 3 и 5».

Срок действия Соглашения. Североатлантический пакт не содержит ограничений по времени. Он предусматривает, что через 10 лет или в любое время после этого стороны могут пересмотреть договор, чтобы определить, желательны ли какие-либо изменения в свете международной ситуации на тот момент и прогресса, достигнутого в разработке через Организацию Объединенных Наций, методы обеспечения международной безопасности как на универсальной, так и на региональной основе. Он также предусматривает, что через 20 лет любое государство может выйти из договора, уведомив об этом за год.

После подписания и ратификации в рамках конституционных процессов отдельных стран ратификационные грамоты будут сданы на хранение правительству Соединенных Штатов. Договор вступит в силу после сдачи на хранение ратификационных грамот большинства подписавших сторон, включая Бельгию, Канаду, Францию, Люксембург, Нидерланды, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты. Для других подписавших его государств и для тех государств, которые станут участниками позднее, договор вступит в силу с даты сдачи на хранение их индивидуальных ратификационных грамот.

Атлантический пакт и Организация Объединенных Наций

Пакт и Устав Организации Объединенных Наций. Атлантический пакт - это договор о коллективной самообороне между странами Североатлантического региона, которые, объединившись, чтобы противостоять вооруженному нападению на любую из них, конкретно подтверждают свои обязательства по Уставу урегулировать свои споры с любыми странами. исключительно мирным путем. Он направлен на координацию осуществления права на самооборону, конкретно признанного в статье 51 Устава Организации Объединенных Наций. Поэтому он разработан, чтобы точно вписаться в рамки Организации Объединенных Наций и гарантировать практические усилия по поддержанию мира и безопасности в соответствии с Уставом.

В статье 51 Устава Организации Объединенных Наций признается, что правительства-члены имеют «неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения на члена Организации Объединенных Наций до тех пор, пока Совет Безопасности не примет меры, необходимые для поддерживать международный мир и безопасность ». Однако о таких мерах следует немедленно сообщать Совету Безопасности, и они никоим образом не влияют на полномочия и ответственность Совета Безопасности «принимать в любое время такие меры, которые он сочтет необходимыми для поддержания или восстановить международный мир и безопасность».

Статья 5 Договора конкретно предусматривает, что меры, принятые Сторонами в результате вооруженного нападения на одну из них, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности и прекращаются, когда Совет Безопасности принимает [стр. 344] меры, необходимые для восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

Основная ответственность за поддержание международного мира и безопасности лежит на Совете Безопасности. Обязательства, взятые на себя участниками Атлантического пакта, не влияют на их обязательства по Уставу и подпадают под действие настоящих и будущих обязательств в отношении действий, предпринимаемых Организацией Объединенных Наций «для поддержания или восстановления международного мира и безопасности». Статья 7 Пакта прямо гласит:

Настоящий Договор не затрагивает и не должен толковаться как затрагивающий каким-либо образом права и обязанности по Уставу Сторон, являющихся членами Организации Объединенных Наций, или основную ответственность Совет Безопасности по поддержанию международного мира и безопасности.

Другими словами, все, что делается Сторонами в соответствии с Договором, должно осуществляться в соответствии с их обязательствами по Хартии, положения которой, где это применимо, имеют первостепенное значение.

Сравнение с пактом Рио. Хотя Североатлантический пакт и Пакт Рио являются региональными соглашениями в рамках Организации Объединенных Наций, они отличаются в некоторых отношениях. Они схожи в том, что вооруженное нападение на одну из сторон следует рассматривать как вооруженное нападение на все стороны, и оба предусматривают консультации в случае возникновения любой ситуации, угрожающей безопасности сторон. Основные отличия заключаются в следующем: (1) Пакт Рио содержит положения о голосовании в отношении решения Консультационного органа, причем этим Органом являются встречи министров иностранных дел американских республик, ратифицировавших Пакт, или Совет управляющих Панамериканского союза, который может временно действовать в качестве консультационного органа, пока не состоится Встреча министров. Атлантический пакт не содержит таких требований к голосованию. (2) Пакт Рио определяет меры, о которых может договориться Консультационный орган. Каждая сторона Атлантического пакта соглашается предпринять «индивидуально и совместно с другими сторонами такие действия, которые она сочтет необходимыми, включая использование вооруженной силы, для восстановления и поддержания безопасности в Североатлантическом регионе». (3) Пакт Рио содержит конкретные положения о процедурах, которым необходимо следовать в случае конфликта между Сторонами Пакта. Атлантический пакт не содержит такого положения.

В отличие от Рио-де-Жанейрского и Атлантического пактов, договоры о взаимопомощи, заключенные Союзом Советских Социалистических Республик со своими сателлитами, носят двусторонний характер и по своей формулировке направлены в первую очередь против возобновления германской агрессии. Неясно, каким образом эти договоренности связаны с Уставом Организации Объединенных Наций. В них нет конкретной ссылки на статью 51 Устава, а связь с Организацией Объединенных Наций выражена расплывчато и обобщенно. В болгарско-советском договоре от 18 марта 1948 г., например, просто говорится, что: «Настоящий Договор будет осуществляться в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций».

Укрепление Организации Объединенных Наций. Атлантический пакт призван способствовать созданию в мире условий, которые позволят Организации Объединенных Наций функционировать, как это было задумано на конференции в Сан-Франциско. Ожидания, что сотрудничество между великими державами, обещанное во время войны и отраженное в Уставе, будет продолжено, не оправдались. Наиболее важные из мирных соглашений не были согласованы, и, в основном из-за советского обструкционизма и злоупотребления правом вето, Организация Объединенных Наций еще не стала настолько эффективной в достижении коллективной безопасности, как надеялись.

С момента подписания Хартии становится все более ясным, что в умах руководителей Советского Союза преобладают серьезные заблуждения относительно западной цивилизации и относительно того, что возможно, а что невозможно в отношениях между Советским Союзом и миром в целом. большой. Главный вклад, который может внести Организация Объединенных Наций и внешняя политика Соединенных Штатов, состоит в том, чтобы развеять эти заблуждения средствами, соответствующими Уставу.

В области международных отношений усилия западных держав по достижению соглашений, обеспечивающих подлинные решения многих из наиболее важных послевоенных проблем, пока что оказались бесплодными из-за непримиримости Советского Союза. Тем не менее, стороны Североатлантического пакта торжественно и конкретно подтверждают свое обязательство по Уставу разрешать любой международный спор мирными средствами и таким образом, чтобы не подвергать опасности мир, безопасность и справедливость. В Пакте они вновь обязываются стремиться к этой цели.

Североатлантический пакт говорит на понятном языке. Он определяет безопасность [стр. 345] Североатлантического региона и последствия посягательства на эту безопасность. Тем самым он должен повысить вероятность достижения мирных решений нерешенных проблем, прояснив последствия применения силы.

В существующих условиях цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций будут продвигаться ровно в той мере, в какой Пакт сможет укрепить безопасность народов в Североатлантическом регионе. Его отношение к целям Устава Организации Объединенных Наций было резюмировано в следующих выражениях Уорреном Р. Остином, послом Соединенных Штатов в Организации Объединенных Наций:

Североатлантический пакт предоставляет наиболее убедительные доказательства того, что агрессия неразумна и что мирный договор - лабораторные работы - это курс, который следует принять впредь.

Акцент должен быть сделан на характере предлагаемого действия. Цель состоит в том, чтобы препятствовать агрессии, демонстрируя твердую решимость противостоять вооруженному нападению. Его характер оборонительный. Его цель - мир. . .

Применение силы, предусмотренное настоящим Пактом, носит тот же характер, что и предусмотренное Уставом Организации Объединенных Наций; а именно предотвратить войну. Он обещает незамедлительное сопротивление путем применения коллективной силы против агрессора нации.

Заключение Североатлантического пакта снизило бы вероятность войны. Это увеличило бы перспективы мира. Это помогло бы нам обратиться к главной задаче Организации Объединенных Наций - замене мирного урегулирования вооруженного конфликта.

Атлантический пакт и политика Соединенных Штатов

«Третий пункт» президента Трумэна. Инаугурационная речь президента Трумэна была одновременно заявлением американских принципов и программой действий, подтверждением политики, которой Соединенные Штаты руководствовались в мировых делах, и выбором средств, которые следует использовать для обеспечения максимальной эффективности этой политики. Четыре основных направления действий, о которых он объявил, зависят друг от друга, и все они зависят от повседневного выполнения всей внешней политики Соединенных Штатов, которая выражает характер, образ жизни и намерения американского народа. Принципы, которые привели к великим действиям Соединенных Штатов в прошлом, - это те принципы, которые теперь придают силу и моральное содержание сотрудничеству, которое Соединенные Штаты надеются установить с другими странами Североатлантического региона. Президент заявил, что народ Соединенных Штатов:

. . . мы считаем, что все люди имеют право на свободу мысли и выражения . . .

Американский народ желает и полон решимости работать для мира, в котором все нации и все народы могут свободно управлять собой, как они считают нужным, и добиваться достойной и приносящей удовлетворения жизни. Прежде всего, наш народ желает мира на земле и полон решимости добиваться его - справедливого и прочного мира, основанного на подлинном соглашении, добровольно достигнутом равными.

Третий из четырех основных направлений действий Соединенных Штатов, изложенных президентом Трумэном, был прямо направлен на мир, «основанный на подлинном соглашении, добровольно достигнутом равными». Принцип и метод были четко связаны друг с другом.

... мы укрепим свободолюбивые нации от опасностей агрессии.

Сейчас мы работаем с рядом стран над совместным соглашением, направленным на укрепление безопасности в Североатлантическом регионе. Такой механизм принял бы форму соглашения о коллективной обороне в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций.

Мы уже заключили такой пакт о защите Западного полушария в соответствии с договором в Рио-де-Жанейро.

Основная цель этих соглашений - предоставить безошибочное доказательство совместной решимости свободных стран противостоять вооруженному нападению с любой стороны. Каждая страна, участвующая в этих договоренностях, должна делать все возможное для общей обороны.

Если мы сможем достаточно четко заявить заранее, что любое вооруженное нападение, затрагивающее нашу национальную безопасность, будет встречено с подавляющей силой, вооруженное нападение может никогда не произойти. 2

2. The Department of State Bulletin, January 30, 1949, p. 124 (пер. с англ.)

Сотрудничество во имя мира во всем мире. Соединенные Штаты энергично поддерживали Организацию Объединенных Наций и в своей инаугурационной речи президент Трумэн вновь заявил о решимости Соединенных Штатов продолжить поиск путей укрепления своего авторитета и повышения их эффективности. Это решение привело и будет приводить к практическим действиям - помощи пострадавшим от войны территориям, помощь Греции и Турции, усилия по достижению соглашения о международном контроле над атомной энергией, Программа восстановления Европы, сотрудничество в создании Организации американских государств, предложение о совместной всемирной программе технической помощи и совместные действия по защите безопасности Североатлантического региона. Эти действия основаны на предположении, что каждый член Организации Объединенных Наций обязан соблюдать во всех отношениях с другими странами принципы, которые страна-участница обязалась поддерживать при подписании Устава, веря, что у всех людей есть право на равное правосудие перед законом и равные возможности приобщиться к делу [стр. 346] мер безопасности. Политика Соединенных Штатов признает, что Организация Объединенных Наций еще не является совершенным инструментом мировой безопасности. Организация Объединенных Наций была основана на предпосылке сотрудничества великих держав. Поэтому ее структура такова, что, если какая-либо одна великая держава не желает сотрудничать, это может серьезно помешать усилиям по установлению мира внутри организации. Противодействие Советскому Союзу в Организации Объединенных Наций, чрезмерное использование права вето и отказ Советского Союза выполнять свои обязательства по Уставу побудили членов, которые активно поддерживают цели и принципы Устава, предпринять шаги по обеспечению свободы и независимости некоторых членов Организации Объединенных Наций. Соединенные Штаты принимали участие в некоторых из этих акций и оказывали поддержку, как моральную, так и материальную, другим. Послание президента Трумэна Конгрессу от 17 марта 1948 г. конкретно касалось Брюссельского пакта:

. . . Это развитие заслуживает нашей полной поддержки. Я уверен, что Соединенные Штаты соответствующими средствами окажут свободным странам поддержку, в которой нуждается ситуация. Я уверен, что решимость свободных стран Европы защитить себя будет сопровождаться такой же решимостью с нашей стороны помочь им в этом.

Эта политика поддержки получила более широкий контекст три месяца спустя, когда 11 июня 1948 года Сенат Соединенных Штатов подавляющим большинством голосов рекомендовал:

Постепенное развитие региональных и других коллективных механизмов для индивидуальной и коллективной самообороны в соответствии с с целями, принципами и положениями Устава.

Ассоциация Соединенных Штатов посредством конституционного процесса с такими региональными и другими коллективными соглашениями, которые основаны на непрерывной и эффективной самопомощи и взаимопомощи и влияют на их национальную безопасность.

Содействие поддержанию мира посредством четкого выражения своей решимости осуществлять право на индивидуальную или коллективную самооборону согласно статье 51 в случае любого вооруженного нападения, затрагивающего его национальную безопасность.

Первая и Вторая мировые войны демонстрируют, что безопасность Соединенных Штатов напрямую связана с безопасностью Западной Европы и что страны по обе стороны Северной Атлантики связаны естественным сообществом интересов. Атлантический пакт является формальным признанием этих отношений и отражает их убежденность в том, что вооруженное нападение можно предотвратить, только заранее заявив о своей решимости коллективно противостоять такому нападению, если оно произойдет. Такое соглашение о коллективной безопасности необходимо, по мнению Соединенных Штатов, для защиты североатлантического сообщества и его собственной безопасности.

Позволяя своим членам противостоять потенциальному агрессору с преобладающей силой - военной, экономической и духовной - Атлантический пакт поможет восстановить уверенность и чувство безопасности, которые необходимы для полной экономической и политической стабильности. Его политические, психологические и военные ценности важны и, по сути, неотделимы друг от друга. Снижая вероятность войны, повышая уверенность и стабильность, а также обеспечивая основу для эффективной коллективной защиты, если это необходимо, Пакт может оказать материальную помощь в создании в Западной Европе атмосферы, необходимой для экономического восстановления, и приблизить более полную жизнь, которая возможна в кооперативном мировом обществе, приспособленном к мирному использованию современных достижений науки и техники.

Способность свободолюбивых народов сохранить свою независимость перед лицом тоталитарных угроз зависит от их решимости сделать это. Эта решимость, в свою очередь, зависит от развития здоровой политической и экономической жизни и подлинного чувства безопасности. Вера в эту силу самоопределения привела к тому, что Соединенные Штаты приступили к политике помощи Греции и Турции через Греческую и Турецкую программы помощи, а затем и европейским странам через Программу восстановления Европы. В настоящее время Соединенные Штаты рассматривают возможность присоединения к Североатлантическому пакту как средству оказания эффективной поддержки в сфере коллективной безопасности целям и принципам Организации Объединенных Наций, изложенным в Уставе. Если американский народ одобрит этот шаг, цель правительства будет такой же, как и цель, на которой сейчас сходится политика Соединенных Штатов, - восстановление в международном обществе условий, необходимых для эффективной работы механизма государственного управления. Организация Объединенных Наций и постепенное достижение целей, заявленных в Уставе Организации Объединенных Наций. По словам президента Трумэна:

«Вместе с другими странами мы движемся вперед, чтобы построить еще более прочную структуру международного порядка и справедливости. Нашими партнерами будут страны, которые больше не озабочены исключительно проблемой национального выживания, а сейчас работают над улучшением уровня жизни всего своего народа». 3

<. . .>

«Медленно, но верно мы создаем мировую ткань международной безопасности и растущего процветания.»

3. The Department of State Bulletin, January 30, 1949, p. 124 (пер. с англ.)

[стр. 347]

Атлантический пакт и Европейская программа восстановления

Североатлантический пакт является необходимым дополнением к широкой экономической координации, которая в настоящее время осуществляется в рамках Европейской программы восстановления (European Recovery Program — ERP), но формальной связи между Пактом и ERP нет, поскольку последняя включает страны которые не будут участвовать в Пакте.

По мнению Соединенных Штатов, Пакт и ERP имеют важное значение для достижения мирного, процветающего и стабильного мира. Экономическому возрождению Европы - цели ERP - будет способствовать чувство повышенной безопасности, которое Пакт будет способствовать развитию среди этих стран. С другой стороны, успешная ERP является важной основой, на которой должен покоиться Пакт и ожидаемая от него повышенная безопасность.

Атлантический пакт и военная помощь

Программа военной помощи в настоящее время рассматривается исполнительной властью правительства. Эта программа, еще одна мера по обеспечению мира для Соединенных Штатов и других миролюбивых наций, предусматривает помощь участникам Пакта, а также другим дружественным государствам свободного мира. Как заявил президент Трумэн Конгрессу в марте 1947 года: «Я считаю, что политика Соединенных Штатов должна быть направлена на поддержку свободных народов, которые сопротивляются попыткам подчинения со стороны вооруженных меньшинств или внешнего давления. . . . Тоталитарные режимы, навязываемые свободным народам путем прямой или косвенной агрессии, подрывают основы международного мира и, следовательно, безопасность Соединенных Штатов». С мая 1947 года в рамках этой политики нескольким странам была оказана военная помощь. Хотя Североатлантический пакт прямо не обязывает Соединенные Штаты оказывать военную помощь другим участникам Пакта, решение сделать это со стороны Соединенных Штатов было бы одним из способов, которым эта страна могла бы логически внести свой вклад. к концепции взаимопомощи, изложенной в статье 3 Пакта. Однако не предполагается, что одна нация должна нести на своих плечах все бремя поддержания безопасности в Североатлантическом регионе. Соединенные Штаты являются одним из участников этих усилий. Соединенные Штаты полностью осознают, что у них нет неограниченных запасов и что очень важно, чтобы их собственные вооруженные силы были надлежащим образом оснащены. Распределение такого военного оборудования, которое может быть передано другим странам, должно производиться таким образом, чтобы служить общим интересам безопасности Соединенных Штатов.

В соответствии с принципом самопомощи и взаимопомощи другие участники Пакта уже предприняли действия по обеспечению безопасности в Североатлантическом регионе. Их усилия по восстановлению здоровой экономики являются жизненно важным средством самопомощи в мерах безопасности. Военные бюджеты, которые уже несут многие из этих стран, несмотря на колоссальную нагрузку расходов на восстановление экономики, которые они берут на себя, являются дополнительным выражением их намерения помочь себе и не полагаться исключительно или даже в основном на помощь Соединенных Штатов для поддержания их безопасности и безопасности Северной Атлантики.

Пакт и европейская интеграция

Экономическое и политическое сотрудничество. Североатлантический пакт стал возможным благодаря успехам, которые западные страны Европы сделали в направлении экономического восстановления и экономического, политического и военного сотрудничества. Ядром усилий по восстановлению экономики являются Программа восстановления Европы и Организация европейского экономического сотрудничества (OEEC), в которую входят 16 стран, получающих американскую помощь через Администрацию экономического сотрудничества США (ECA). 16 стран, входящих в ОЕЭС и представленных в его Совете, - это Соединенное Королевство, Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Турция. Западная Германия также полностью участвует в ОЕЭС. Устав OEEC обязуется продолжать усилия этих стран по увеличению производства, модернизации промышленности, стабилизации их финансов и уравновешиванию своих счетов с внешним миром, чтобы внести свой полный вклад в мировую экономическую безопасность. Подготовлены направления действий по расширению сотрудничества до 1952 года. Поддержка и помощь этой интеграции также поступает от Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций, членом которой являются Соединенные Штаты.

Прогресс в направлении экономического сотрудничества сопровождался движением в сторону более тесной политической интеграции Западной Европы. Ярким примером является Брюссельский пакт, подписанный 17 марта 1948 года. Система Брюссельского договора, или [стр. 348] «Западный Союз», как это иногда называют, возникла из речи министра иностранных дел Великобритании Бевина в Палате общин 22 января 1948 года 4. Г-н Бевин заявил, что концепция единства Европы принята большинством людей, но вопрос заключался в том, должно ли это быть достигнуто за счет господства одной великой державы с использованием методов полицейского государства или путем взаимного сотрудничества и помощи. Он считал, что настало время для консолидации Западной Европы, и предлагал объединить договор между Соединенным Королевством, Францией и странами Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды и Люксембург) в качестве «ядра западноевропейского образования», которое включил бы другие страны свободной Европы.

4. The Department of State Bulletin, February 1, 1948, p. 138.

Военное сотрудничество. Брюссельский договор предусматривает, что пять стран-участниц должны предоставить «всю военную и иную помощь и содействие в их силах» договаривающемуся государству, которое является объектом вооруженного нападения в Европе. Консультативный совет, созданный в соответствии с договором, учредил Постоянный военный комитет из высокопоставленных военных экспертов, а также организовал периодические встречи министров обороны стран-участниц. Постоянному военному комитету было поручено спланировать объединенную оборонную организацию и общую оборонную политику, которая будет координировать военные силы и ресурсы пяти стран. С июля 1948 года военные представители Соединенных Штатов участвовали в работе комитета, не будучи членами.

В сентябре 1948 года пять министров обороны утвердили объединенную организацию военного командования во главе с Висконтом Монтгомери в качестве председателя главнокомандующего Западноевропейскими сухопутными войсками, маршалом авиации Великобритании сэром Джеймсом Роббом в качестве главнокомандующего ВВС, и французский вице-адмирал Робер Жожар как военно-морской «флагман» Комитета. В октябре 1948 года Консультативный совет утвердил общую оборонную политику, основанную на целях Брюссельского договора и Уставе Организации Объединенных Наций. Постоянный военный комитет в настоящее время координирует военные ресурсы пяти стран в рамках программы поставок, которая, как ожидается, покажет, что страны Брюссельского пакта могут сделать для себя и друг друга в этом отношении, и в какой степени они могут счесть необходимым дополнить их снабжение военной техникой из США.

При обсуждении функций безопасности Североатлантического пакта представителями Соединенных Штатов были подчеркнуты следующие соображения: безопасность Соединенных Штатов снова оказалась бы под серьезной угрозой, если бы когда-то весь Европейский континент был больше, чтобы попасть под господство державы или ассоциации держав, антагонистичных Соединенным Штатам. Континентальная Европа была потеряна для союзных держав во Второй мировой войне до того, как Соединенные Штаты стали активным участником. Он был возвращен с большим риском, огромными человеческими жертвами и расходами материалов и денег. Сегодня ослабленное состояние, в котором оказались европейские народы в результате разрушений и лишений, нанесенных войной, предоставило прекрасную возможность для нового агрессора. В этом случае ясно - как ясно в ретроспективе в случае нацистской Германии - что господство на европейском континенте, однажды достигнутое и консолидированное, могло бы стать первым шагом в более широком плане нападения на Великобританию, а затем в Соединенных Штатах и остальной части Западного полушария. Проблемы, создаваемые этой возможностью прогрессивной и устойчивой агрессии, законно вызывают озабоченность при планировании безопасности Соединенных Штатов. Сохранение свободы и независимости стран Западной Европы имеет первостепенное значение. Поэтому считается, что для безопасности Соединенных Штатов крайне важно, чтобы они укрепляли дружбу и поддержку, которыми они пользуются сейчас со стороны свободных и дружественных наций, и что после этого они должны стремиться мирными средствами уменьшить территорию, в пределах которой любой агрессор может эффективно оказать давление.

Последние две великие войны доказали, что в крупный конфликт в Европе неизбежно будут вовлечены Соединенные Штаты. Было отмечено, что Североатлантический пакт призван дать гарантии того, что в случае такой войны будет обеспечена скоординированная оборона, в которой фактическая военная мощь и военный потенциал всех участников будут интегрированы в общую стратегическую план. Статья 4 предусматривает, что стороны Пакта консультируются в случае угрозы территории, независимости или безопасности любого из них; статья 5 гарантирует помощь любой Стороне, подвергшейся вооруженному нападению. Прошедшая война убедительно доказала, что агрессору [стр. 349] лучше всего добиться результатов можно, отбивая демократические страны одну за другой, разделяя и раскалывая эти страны с помощью пропаганды и другой тактики, так что они неспособны к скоординированной защите. Суть Североатлантического пакта заключается в том, чтобы этого больше не повторилось в отношении стран, подписавших его.

Эти превентивные и защитные действия имеют жизненно важное значение для безопасности Соединенных Штатов, но они никоим образом не затмевают широких и конструктивных мер безопасности, предписываемых Пактом. Соединенные Штаты и их народ верят, что наиболее надежная и эффективная мера безопасности, доступная для любой страны, - это совместные усилия, предпринимаемые через Организацию Объединенных Наций и другие способы переговоров, по искоренению войны и условий, которые приводят к войне. Эта политика находит свое выражение в статье 2 Североатлантического пакта:

Стороны будут способствовать дальнейшему развитию мирных и дружественных международных отношений, укрепляя свои свободные институты, добиваясь лучшего понимания принципов, на которых основаны эти институты, и содействуя созданию условий стабильности и благополучия. Они будут стремиться устранить конфликт в своей международной экономической политике и будут поощрять экономическое сотрудничество между любыми из них и между собой в целом.

[стр. 350]

 

The Department of State Bulletin. Vol. XX, № 507, March 20, 1949, p. 342—350

 

Вверх


Категория: Создание империалистического военного блока НАТО | Теги: НАТО
Просмотров: 22 |