Главная » Документы и исследования » 1946—1949. Начало «холодной войны». Создание НАТО » Создание империалистического военного блока НАТО

Создание НАТО
04.05.2017, 18:46
История дипломатии. Т. 5. Кн. 1. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1974., стр. 264—269

Глава 8. Империалистическая политика «холодной войны». Создание агрессивного военного блока НАТО (1946—1949 гг.) (стр. 242—273)

1. Империалистическая «дипломатия силы» (стр. 242—252)

Провозглашение США «дипломатии силы». Доктрина «сдерживания» коммунизма. Речь Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 г. Советская программа мира и международного сотрудничества. «Доктрина Трумэна».

2. Дипломатическая борьба вокруг «плана Маршалла» (стр. 252—261)

«План Маршалла» — экономическая подготовка империалистических военных блоков. Парижские переговоры 1947 г. «План Маршалла» в действии.

3. Создание империалистического военного блока НАТО (стр. 261—273)

Инициатива империалистических кругов Англии в создании агрессивных блоков. Создание Западного союза. Создание НАТО. Советская дипломатия против агрессивного блока.

Создание НАТО (стр. 264—269)

Переговоры о создании военного блока западноевропейских государств во главе с Соединенными Штатами Америки были предприняты дипломатией США вскоре после вступления в силу «плана Маршалла». Они протекали в искусственно созданной США, Англией и Францией напряженной обстановке «берлинского кризиса».

Пытаясь ввести в заблуждение общественное мнение и скрыть от него агрессивные цели создаваемого военного блока, правящие крути США прибегли к обдуманному маневру. Учитывая популярность советской идеи коллективной безопасности, выдвинутой еще в предвоенные годы, американская дипломатия решила прикрыть свои действия мнимой заботой о создании системы такой безопасности. Но советская идея коллективной безопасности была направлена против агрессора, дипломатия США фальшивой вывеской коллективной безопасности прикрывала агрессивные замыслы.

Предварительные переговоры о создании военного блока велись правительством США с правительствами всех стран, присоединившихся к «плану Маршалла». Часть стран —- участниц «плана Маршалла» — Австрия, Ирландия, Швейцария, Швеция — уклонились от участия в агрессивном военном союзе. Отсрочен был прием в военный блок Греции и Турции. Таким образом, число его участников на первых порах определилось в количестве двенадцати государств: десяти европейских и двух — США и Канада — заокеанских. Североатлантический союз — НАТО («North Atlantic Treaty Organisation») — создавался в нарушение Устава ООН, запрещавшего создание агрессивных военных блоков.

О его действительных целях можно судить по высказываниям американских конгрессменов и генералов. Один из них, Д. Дулитл, говорил, что США должны быть «физически, мысленно и морально подготовлены к сбрасыванию бомб на русские промышленные центры» 1. К. Кеннон, председатель комиссии палаты представителей по военным ассигнованиям, добавлял, что Североатлантический блок нужен США для получения баз, чтобы «с помощью самолетов, базирующихся на континенте, нанести удар по Москве и по всем другим городам России» 2.

1. «New York Herald Tribune», 1. V. 1949.

2. «New York Herald Tribune», 18. IV. 1949.

Название «Североатлантический» было обусловлено тем, что по Уставу ООН допускаются лишь оборонительные договоры, не направленные против союзных во второй мировой войне государств и соответствующие как целям и принципам ООН, так и региональному признаку. Политическая спекуляция на идее [стр. 264] коллективной безопасности была призвана снять большинство препятствий, выдвигаемых Уставом ООН. А для того чтобы придать договору мнимый региональный характер, государственный департамент и изобрел «североатлантический» район, включив в него, впрочем, значительную часть земного шара.

Дипломатия США рассматривала Североатлантический договор как важный этап борьбы за мировое господство американских монополий. Вот почему далеко не случайно (20 января) меньше чем через неделю после опубликования заявления государственного департамента (14 января 1949 г.) о создании НАТО президент США Трумэн выступил с посланием конгрессу, в котором была изложена широкая программа внешнеполитической экспансии американских монополий. «Четвертый пункт» этой программы предусматривал оказание экономической «помощи» развивающимся странам путем государственных и частных капиталовложений.

В послании президента говорилось: «Старый империализм — эксплуатация для получения прибылей иностранными государствами не имеет места в наших планах» 3. В действительности же это была типичная экспансионистская политика, которую предполагалось осуществлять с помощью новых методов.

3. «New York Times», 21. I. 1949.

Длительность переговоров о заключении Североатлантического пакта объяснялась остротой империалистических противоречий. Возникал вопрос о судьбах Западного союза. В англо-американских переговорах этот вопрос был решен путем компромисса: Западный союз сохранялся, но его вооруженные силы переходили под общее командование нового блока. Возникал и другой вопрос: о вкладе европейских членов блока в общие военные усилия. Правительство США хотело таких обязательств своих партнеров, которые максимально связали бы их и вынудили к полному напряжению всех военных возможностей. Сенатор Дин Ачесон (в январе 1949 г. он стал государственным секретарем) говорил в конгрессе: «Как союзник Западная Европа представляет более 200 миллионов свободных людей, которые могут отдать свои способности, свои резервы и свое мужество делу нашей совместной обороны» 4. Американская военщина представляла себе будущую войну таким образом, что все участники блока будут вести операции, требующие большого участия людских масс, Соединенные же Штаты будут действовать стратегической авиацией, наносящей атомные удары 5. Эти планы не вызывали [стр. 265] большого энтузиазма у европейских участников блока. Правительство США прибегало к разнообразным мерам давления на них.

4. «The Joint Defence of Western Europe». New York, 1951, p. 174

5. Об этом откровенно заявлял, например, американский генерал Брэдли.

4 апреля 1949 г. министры иностранных дел Бельгии, Исландии, Дании, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Италии, Великобритании, Франции и Соединенных Штатов подписали в Вашингтоне Североатлантический пакт. Срок его действия был определен в 20 лет.

В тексте Североатлантического договора — много фраз о всеобщем мире, коллективной безопасности и Уставе ООН. Однако это не может скрыть того, что создание НАТО явилось грубым нарушением принципов и целей ООН и направлено на подрыв сотрудничества великих держав — постоянных членов Совета Безопасности. НАТО создавался как орудие политики, направленной против социалистических государств и национально-освободительного движения, как блок колонизаторов, как союз монополистической буржуазии против демократического движения. Он явился фактически новым «Священным союзом».

Все содержание договора пропитано стремлением объединить силы реакции против поступательного движения человечества по пути социального прогресса. Статья 2 договора провозглашает тесное сотрудничество его членов в целях совместной охраны существующего общественного строя. Статья 4 предусматривает совместные действия против любой угрозы существующему порядку или его безопасности, иначе говоря, санкционирует иностранное вмешательство и вооруженную интервенцию против народов, ведущих борьбу за свободу, мир и демократию.

Статья 3 установила, что участники пакта будут взаимно содействовать усилению военной мощи. Она санкционировала дальнейшие поставки американского вооружения в Западную Европу на неравноправных условиях и стала исходным пунктом для непрерывного нажима с американской стороны на европейских участников договора в целях усиления их участия в гонке вооружений. Статья 5 определила обязательства сторон оказывать друг другу взаимную помощь, включающую применение вооруженной силы. Нарочито неопределенный характер этой статьи имел целью подвести под нее любые агрессивные военные акции участников пакта, что усиливалось положениями статьи 6, установившей возможность использования в качестве предлога для вооруженной агрессии любой инцидент с кораблем или самолетом участника пакта.

Статья 8 Североатлантического договора содержит фальшивое утверждение, будто бы он не противоречит ни одному из международных соглашений его участников с государствами, не вошедшими в НАТО. На самом деле он находился в вопиющем противоречии с обязательствами Англии и Франции на их [стр. 266] договорам с Советским Союзом, обязавшим стороны не заключать союзы и не принимать участия в коалициях, направленных против другой стороны. Утверждение, содержавшееся в договоре, представляло собой составную часть того камуфляжа, к которому прибегли его составители.

Статья 9 Североатлантического договора предусмотрела создание постоянных военных органов агрессивного блока. Она служила делу превращения НАТО в огромную военную машину 6.

6. Текст Североатлантического договора см.: Lord Ismay. NATO. The First Five Years: 1949—1954, Utrecht, 1954, p. 17—19.

Империалистические силы ускоряли оформление Североатлантического блока. Уже 5 апреля европейские члены НАТО обратились к правительству США за обещанной им военной и финансовой помощью. Соответствующая программа была разработана правительством США незамедлительно и 25 июля 1949 г. представлена на утверждение конгресса в виде проекта закона «О военной помощи иностранным государствам». Законопроект был одобрен конгрессом и быстро введен в действие.

Для осуществления поставок вооружения и наблюдения за военными расходами и экономикой стран — участниц блока правительство США создало специальное Управление по вопросам взаимного обеспечения безопасности, разместившееся в Париже. К управлению перешли многие функции и аппарат исполнительного комитета Организации европейского экономического сотрудничества. Этим была еще раз подтверждена преемственность, связывавшая Североатлантический пакт с «планом Маршалла» и «доктриной Трумэна». Управление по вопросам взаимного обеспечения безопасности, представлявшее собой орган государственной и военной машины США, использовалось американскими монополиями для проникновения в страны капиталистической Европы, как и его предшественник — исполнительный комитет.

В 1951 г. конгресс США принял закон «О взаимном обеспечении безопасности», выделявший кредиты для оплаты вооружений, поставляемых из США европейским участникам НАТО на ближайшие три года. В закон была включена поправка конгрессмена Керстэна, еще более раскрывшая агрессивный характер Североатлантического блока. Эта поправка предусматривала ежегодное ассигнование 100 млн. долл. на шпионско-подрывную работу против социалистических стран. Керстэн признал, что его поправка преследует цель свержения «законных правительств, существующих в указанных странах».

Принятие американским конгрессом поправки Керстэна, раскрывшей подлинный смысл НАТО, явилось [стр. 267] беспрецедентным актом, провозгласившим целью США свержение законных правительств в других странах и открыто предусматривавшим ассигнование средств на шпионско-диверсионную деятельность для достижения такой цели.

Продолжая свою политику, направленную на подчинение государств — членов НАТО, правительство США разработало конвенцию «О статусе вооруженных сил стран — участниц НАТО» 7, провело ее через Совет Североатлантического блока и передало его членам. Конвенция была подписана 19 июня 1951 г., но вступила в силу только с 23 августа 1953 г. Столь длительный разрыв во времени был обусловлен острой борьбой между западноевропейскими участниками пакта и Соединенными Штатами, ибо конвенция, предоставляя широкие права американской военщине, урезала национальный суверенитет других членов НАТО. Создаваемая Соединенными Штатами сеть военных баз на территориях европейских государств — членов НАТО имела еще одну крайне опасную для этих государств сторону, ибо была призвана, по планам Пентагона, в случае войны, планируемой военными органами НАТО, отвлечь от США ответный удар и подставить под него европейских членов блока.

7. «North Atlantic Treaty. Status of Forces Agreement with Appendix between the USA and other Governments». London, 1951.

Конвенция предоставила США право размещать в странах НАТО свои вооруженные силы, а также силы других участников блока. Она установила, что право суда над лицами военного и гражданского персонала войск НАТО, совершившими преступление в чужой стране во время исполнения служебных обязанностей, принадлежит лишь государству, которое предоставило эти войска.

Конвенция предусматривала предоставление США военных баз на территориях других стран — участниц блока.

Агрессивную доктрину «сдерживания» сменила вскоре еще более вызывающая доктрина «массированного возмездия», дополненная доктриной насильственного «освобождения» социалистических стран, «освобождения» их от народной власти и национального суверенитета 8.

8. См. главу XX.

Доктрина «сдерживания», основанная на предположении, что США будет принадлежать монополия на атомное оружие, стала руководящей военной доктриной НАТО. Ее несостоятельность обнаружилась к осени 1949 г., когда миру стало известно, что успехи Советского Союза ликвидировали монополию США на атомное оружие. Доктрина «сдерживания» была заменена в 1953 г. доктриной «массированного возмездия». Последняя исходила из столь же ошибочного предположения, что на стороне [стр. 268] США будет «массированное» превосходство в количестве атомного оружия и средствах его доставки к цели. Но и от этой доктрины военщине вскоре пришлось отказаться.

Все доктрины НАТО носили совершенно определенный, явно воинствующий характер, были направлены против сил социализма, против международного коммунистического, рабочего и национально-освободительного движения.

Свои планы империалистические силы НАТО предполагали осуществить путем развязывания новой войны. Президент Трумэн даже заявил, что с началом войны он даст приказ о применении атомного оружия, столь же не колеблясь, как тогда, когда он давал приказ о применении этого оружия против Хиросимы и Нагасаки 9. [стр. 269]

9. Public Papers of the Presidents of the United States. H. Truman. 1949. Washington, 1964, p. 200.

Вверх


Категория: Создание империалистического военного блока НАТО | Теги: НАТО
Просмотров: 1354 |