Главная » Документы и исследования » 1946—1962. Политика США в Латинской Америке » «Доктрина Ларрета». «План Трумэна» о стандартизации вооружения. Рио-де-Жанейрский пакт 1947

«Доктрина Ларрета». «План Трумэна» о стандартизации вооружения. Рио-де-Жанейрский пакт 1947 г.
19.03.2019, 21:26
История дипломатии. Т. 5. Кн. 1. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1974., стр. 575—582

Глава 17. Дипломатия и политика США в Латинской Америке. Межамериканские отношения (1946—1962 гг.) (стр. 570—615)

1. Политика США в Латинской Америке в первые послевоенные годы (стр. 570—573)

2. Борьба национально-прогрессивных сил Латинской Америки против экспансии США (стр. 574—575)

3. «Доктрина Ларрета». «План Трумэна» о стандартизации вооружения. Рио-де-Жанейрский пакт 1947 г. (стр. 575—582)

4. IX межамериканская конференция в Боготе и принятие Устава ОАГ (1948 г.) (стр. 582—585)

5. Консультативное совещание министров иностранных дел американских государств в Вашингтоне (1951 г.). Военные соглашения США с латиноамериканскими странами (стр. 585—590)

6. Подъем движения за национальные интересы в Латинской Америке и интервенция в Гватемале (1954 г.) (стр. 591—600)

7. Падение правительства Х. Д. Перона в Аргентине. Южноатлантический пакт (стр. 601—605)

8. Враждебный курс США в отношении Кубы (стр. 605—615)

Попытки США изолировать Кубу на американском континенте. Установление экономической блокады. Военное нападение на Кубу. «Союз ради прогресса». Наращивание враждебных акций против Кубы. Подготовка к новой вооруженной агрессии.

«Доктрина Ларрета». «План Трумэна» о стандартизации вооружения. Рио-де-Жанейрский пакт 1947 г. (стр. 575—582)

Составной частью дипломатии Вашингтона в Латинской Америке была деятельность, направленная на создание легальных возможностей для вмешательства во внутренние дела латиноамериканских стран, вплоть до использования вооруженной силы, подавления национально-освободительных выступлений широких слоев населения этих стран и подчинения внутренней и внешней политики этих государств целям США. Правящие круги США рассчитывали приспособить для решения этих задач межамериканскую систему и навязать латиноамериканским республикам механизм «коллективного вмешательства» во внутренние дела стран континента, проводящих неугодную США политику, под предлогом так называемой защиты «демократии».

С этими замыслами США было связано выдвижение вскоре после окончания войны министром иностранных дел Уругвая Э. Родригесом Ларрета предложения о коллективном вмешательстве американских республик в дела любого государства континента, которое «нарушает права человека и принципы демократии». Этот план, получивший название «доктрины Ларрета», был сформулирован в нотах, разосланных 21 ноября 1945 г. МИДом Уругвая правительствам всех латиноамериканских государств и США. [стр. 575]

Как писал Самнер Уэллес, «это предложение Уругвая повсюду рассматривалось как инспирированное Соединенными Штатами» 1. Государственный секретарь США Бирнс объявил о «безусловном присоединении» США к предложению Уругвая 2. В бюллетене государственного департамента США прямо признавалась возможность применения вооруженной силы в рамках осуществления предложения Уругвая 3.

1. Sumner Welles. Where Are We Heading? p. 226.

2. «U. S. Department of State Bulletin», 2. XII. 1945.

3. «U. S. Department of State Bulletin», 13.I.1946.

«Доктрина Ларрета» была с возмущением встречена национально-прогрессивными силами в Латинской Америке, справедливо усмотревшими в ней попытку США легализовать идею межамериканской коллективной интервенции.

Только хунта Р. Бетанкура в Венесуэле, а также правительства Коста-Рики и Панамы поддержали это предложение. Однако министр иностранных дел Панамы Р. Альфаро в ответе уругвайскому министру иностранных дел специально оговорил, что планируемое коллективное вмешательство «не должно включать использование вооруженной силы» 4.

4. «La Estrella de Panama», 4. XII. 1945.

Правительства таких ведущих латиноамериканских государств, как Аргентина, Бразилия, Мексика, Колумбия, Чили, Перу, Эквадор и других, официально заявили об отказе поддержать эту доктрину, как нарушающую принцип невмешательства во внутренние дела.

В феврале 1946 г., когда предложение Уругвая еще обсуждалось в межамериканских сферах, государственный департамент США опубликовал меморандум «О положении в Аргентине», получивший название «Синей книги». Он означал грубое вмешательство во внутренние дела Аргентины и был направлен па то, чтобы не допустить победы на президентских выборах Хуана Доминго Перона, выступавшего в период избирательной кампании с заявлениями в защиту национального суверенитета и самостоятельного экономического развития Аргентины. Не случайно поэтому министр иностранных дел Аргентины Хуан Коук решительно отверг «доктрину Ларрета» как открывающую возможность вмешательства США во внутренние дела Аргентинской республики. Министр иностранных дел Бразилии Льяо Велозо, отказавшись поддержать предложение Уругвая, также заявил о недопустимости вмешательства во внутренние дела других стран. Подобные опасения Бразилии имели достаточно веские основания, поскольку посол США в Рио-де-Жанейро Адольф Берли публично выступал в то время с нападками в адрес правительства президента Жетулио Варгаса 5. [стр. 576]

5. Donald M. Dozer. Are We Good Neighbours..., p. 214—215.

Столь категорическое и массовое осуждение в Латинской Америке «доктрины Ларрета» вынудило дипломатию США активизировать разработку нового плана в отношении латиноамериканских стран.

Свое законченное выражение этот план получил в законопроекте президента США Г. Трумэна «О стандартизации вооружения, унификации обучения и организации армий американского континента», внесенном президентом в конгресс США 6 мая 1946 г. Вашингтонская дипломатия привлекла Межамериканский совет обороны (МСО) к составлению плана, рассчитывая выдать его как результат рекомендаций военных представителей латиноамериканских стран. Еще в октябре 1945 г. МСО под нажимом военного ведомства США представил на рассмотрение правительств латиноамериканских государств рекомендации по стандартизации вооружений, организации армий и их обучения, которые незамедлительно были официально поддержаны администрацией США 6.

6. «United States — Latin American Relations», p. 36—37.

Фактически речь шла о попытке создать единые постоянные межамериканские вооруженные силы под эгидой Пентагона в качестве орудия подавления антиимпериалистических движений на латиноамериканском континенте. Как писал в то время председатель Коммунистической партии Аргентины Викторио Кодовилья, Соединенные Штаты «посредством стандартизации вооружений («план Трумэна») стараются подчинить своему контролю национальные армии стран Латинской Америки» 7.

7. Victorio Codovilla. Resistira la Argentina al imperialismo Yanki, Buenos Aires, 1948, p. 372.

Планом Трумэна предполагалось провести оснащение вооруженных сил стран Латинской Америки стандартным вооружением, производимым в США, ввести единую систему организации их армий, прохождения обязательной военной службы, подготовки командного состава под руководством военных миссий США, унифицировать всю военную политику и тактические доктрины, создать постоянный военный орган из председателей генеральных штабов всех американских государств.

План Трумэна первоначально был одобрен в 1946 г. комиссиями по иностранным делам обеих палат конгресса США, но конгресс в целом не принял каких-либо решений в связи с этим законопроектом. После повторного внесения президентом США в конгресс в мае 1947 г. этот план был отложен и больше не обсуждался. «План Трумэна» натолкнулся на резко отрицательную реакцию общественно-политических и правительственных кругов латиноамериканских стран, отдававших себе отчет в том, что единственным результатом его осуществления «явился бы [стр. 577] переход всей военной машины стран Западного полушария в распоряжение США» 8. «Из плана президента Трумэна,—отмечал первый секретарь ЦК Коммунистической партии Уругвая Родней Арисменди,— можно было сделать следующие выводы: в момент наступления мира он приступил к созданию гигантской, чудовищной и фантастической военной машины. В момент самого искреннего стремления народов к независимости и суверенности он предложил превратить целое полушарие, половину всей воды и суши, в лагерь вооруженных сил Соединенных Штатов с приданными им двадцатью колониальными армиями... Потребности национальной обороны латиноамериканских стран будут подчинены эгоистической политике США, направленной к укреплению их мощи и достижению их стратегических целей в международной политике» 9.

8. Уильям 3. Фостер. Очерк политической истории Америки, стр. 650.

9. Родней Арисменди. Вторжение доллара в Латинскую Америку. М., 1948, стр. 24, 26.

Энергичные усилия американской дипломатии в этот период были направлены на созыв межамериканской конференции министров иностранных дел стран Латинской Америки с целью заключения межамериканского договора о «взаимной помощи» под фальшивым предлогом защиты от «внеконтинентальной опасности». Подготовка к проведению конференции началась сразу же после принятия Чапультепекского акта 1945 г., предусматривавшего необходимость заключения договора об «обороне» Западного полушария. Однако противодействие ряда ведущих латиноамериканских стран позволило вашингтонской дипломатии созвать конференцию лишь в 1947 г. Межамериканская конференция «по обеспечению мира и безопасности на американском континенте» проходила в Рио-де-Жанейро с 15 августа по 2 сентября 1947 г.

Государственный секретарь США Маршалл, возглавивший делегацию США на конференции, предварительно разослал проект военного межамериканского договора о «взаимной помощи» послам стран Латинской Америки в Вашингтоне. Но это не избавило американскую дипломатию от противодействия со стороны Аргентины, Мексики, Венесуэлы, Кубы, Эквадора, Боливии и ряда других стран. На конференции выявились серьезные разногласия между США и рядом латиноамериканских стран по повестке дня конференции и по обсуждаемым вопросам. Делегации Аргентины, Мексики, Кубы, Боливии предложили обсудить вопрос об оказании экономической помощи латиноамериканским республикам и принятии мер для разрешения их экономических проблем. Кубинская делегация выступила за включение в «договор об обороне Западного полушария» пункта, направленного [стр. 578] против «экономической агрессии», продиктованного необходимостью защиты экономической независимости латиноамериканских государств от экспансии американских монополий. Обсуждение предложений экономического характера делегации США удалось отложить до межамериканской конференции 1948 г. в городе Боготе.

Неприемлемым для США было также предложение, внесенное делегациями Гватемалы, Уругвая и Венесуэлы, направленное против установления реакционных диктаторских режимов в Латинской Америке.

Член американской делегации сенатор Ванденберг заявил, что «спорные вопросы» могли бы помешать главной цели — заключению межамериканского договора о «взаимной помощи» и что их следовало бы рассмотреть на последующих межамериканских конференциях 10.

10. Jerom Slater. The OAS and United States Foreign Policy, p. 36.

Сконцентрировав все усилия на одобрении конференцией пакта о «взаимной помощи» и оказав сильный нажим на своих южных соседей, Соединенные Штаты добились его заключения 2 сентября 1947 г. (договор вступил в силу 3 декабря 1948 г.). Подписание Рио-де-Жанейрского пакта означало создание военно-политического союза, отвечавшего далеко идущим целям империализма США. Это было первое звено в системе агрессивных военно-политических блоков, созданных империалистическими силами после завершения второй мировой войны и, по признанию официальных представителей США, прообраз Североатлантического пакта 11.

11. «U. S. Department of State Bulletin», November 23, 1953.

«Межамериканский договор о взаимной помощи», состоящий из преамбулы и 26 статей, подтвердил зафиксированное в Чапультепекском акте положение о том, что «вооруженное нападение со стороны любого государства на одно из американских государств будет рассматриваться как нападение на все американские государства...» 12 (ст. 3). Все страны-участницы должны в случае такого нападения на американское государство оказать последнему помощь в отражении нападения в границах установленной ими «зоны безопасности». «Зона безопасности», определяющая границы действия договора, превышает 900 миль и включает не только американские страны, но и обширную территорию по обе стороны американского континента, охватывающую Гренландию, Аляску, британские, нидерландские и французские колониальные владения, часть Арктики и Антарктики (ст. 4). [стр. 579]

12. James W. Gantenbein. The Evolution of our Latin-American Policy, A Documentary Record. Columbia University Press, New York, 1950, pp. 823—824.

Агрессивный характер Рио-де-Жанейрского пакта определялся и тем, что он предусматривал возможность прямого вмешательства США во внутренние дела латиноамериканских республик для борьбы с освободительным и революционным движением. «Если неприкосновенность или целостность территории, или суверенитет, или политическая независимость любого американского государства,— говорится в статье 6 договора,— будут нарушены агрессией, не представляющей собой вооруженного нападения, или внеконтинентальным или внутриконтинентальным конфликтом, или любым другим фактом или ситуацией, которые могут угрожать миру Америки, консультативный орган должен немедленно собраться с целью согласования мер, которые должны быть приняты в случае агрессии, чтобы оказать помощь жертве агрессии, или, во всяком случае, мер, которые должны быть приняты для общей обороны и для сохранения мира и безопасности континента» 13.

13. James W. Gantenbein. The Evolution of our Latin-American Policy..., p. 825.

Ссылки этой статьи на такие неопределенные категории, как «ситуации», «угрожающие миру Америки», и т. п., позволяли политикам США интерпретировать как агрессию любые антиимпериалистические выступления в Латинской Америке и требовать применения предусмотренных договором санкций. Эти санкции, которые консультативный орган правомочен принять, включают: «отзыв глав дипломатических миссий; разрыв дипломатических отношений; разрыв консульских отношений; полное или частичное прекращение экономических отношений или железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных и телефонных или радиотелеграфных связей; применение вооруженной силы» (ст. 8).

Аргентина, возглавлявшая на конференции оппозицию использованию Рио-де-Жанейрского пакта в качестве орудия вмешательства во внутренние дела латиноамериканских стран, внесла предложение, поддержанное Венесуэлой и Перу, о необходимости решения внутриконтинентальных конфликтов «исключительно мирными средствами» 14.

14. Jerom Slater. The OAS and United States Foreign Policy, p. 33—34.

США, учитывая широкий резонанс, который вызвало аргентинское предложение среди латиноамериканских стран, были вынуждены согласиться на включение в статью 7 договора положения о том, что в случае конфликта между американскими государствами другие участники пакта «будут стремиться разрешить конфликт мирными средствами», но тут же свели на нет это положение, оговорив, что мирное посредничество не должно наносить ущерба «праву на самооборону» и что, если мирное [стр. 580] посредничество потерпит неудачу, должны быть применены санкции 15.

15. James W. Gantenbein. The Evolution of our Latin-American Policy, p. 825.

Дипломатии США удалось отклонить другое предложение Аргентины, настаивавшей на применении принципа единогласия при принятии решений, связанных с выполнением Рио-де-Жанейрского пакта. Это предложение было направлено на то, чтобы сохранить свободу принятия решений при возникновении конфликтов и воспрепятствовать вмешательству США во внутренние дела своих южных соседей 16.

16. Согласно договору, решения консультативного органа принимаются большинством в 2/3 голосов и становятся обязательными для всех стран — участниц договора (ст. 17).

Стремясь обойти Совет Безопасности ООН, США на конференции в Рио-де-Жанейро отвергли попытки Мексики, Аргентины и ряда других латиноамериканских стран добиться включения положения о необходимости разрешения Совета Безопасности ООН на принятие санкций и мер, предусмотренных договором.

Тем не менее Мексике, Аргентине и ряду других стран, несмотря на нажим делегации США, удалось отклонить ее требование об автоматическом применении вооруженной силы в случае вооруженного нападения вне «зоны безопасности» (нападение на американские войска в других частях света, на самолет или пароход американского государства, находящийся вне «зоны безопасности» и т. д.), что давало бы возможность США любой конфликт, спровоцированный американской военщиной, считать «агрессией» против всех латиноамериканских государств 17. Страны Латинской Америки добились включения в пакт важной для них статьи (ст. 20), предусматривающей, что никакое американское государство без его согласия не будет принуждаться к применению своих вооруженных сил на основании статьи 8 договора 18.

17. В случае такого нападения вне «зоны безопасности» предусматриваются лишь консультации стран — участниц пакта.

18. James W. Gantenbein. The Evolution of our Latin-American Policy, p. 827.

Договор о «взаимной помощи» противопоставлял межамериканскую систему Организации Объединенных Наций и находился в прямом противоречии с ее Уставом.

Принятие Рио-де-Жанейрского пакта явилось важным этапом в осуществлении планов государственного департамента и военного ведомства США, связанных с созданием в рамках межамериканской системы военно-политического блока и механизма «коллективного вмешательства» во внутренние дела латиноамериканских стран. Вступление в силу [стр. 581] межамериканского пакта, как указывалось в заявлении МИД СССР от 29 января 1949 г., обеспечивало «нужное правящим кругам США влияние в отношении подавляющего большинства этих государств» 19.

19. «Правда», 29 января 1949 г.

«Межамериканский договор о взаимной помощи» настолько отвечал интересам «глобальной стратегии» и политики «с позиции силы» империализма США, что государственный секретарь США Дин Ачесон назвал выполнение связанных с ним обязательств «одним из важнейших направлений внешней политики нашей страны» 20.[стр. 582]

20. «Address by Dean Acheson, Secretary of State, before Pan American Society of the United States, New York, 19. IX 1949», «U. S. Department of State Bulletin», 26. IX. 1949.

Вверх


Категория: «Доктрина Ларрета». «План Трумэна» о стандартизации вооружения. Рио-де-Жанейрский пакт 1947 | Теги: США в Латинской Америке 50-60, ОАГ
Просмотров: 21 |