Главная » Документы и исследования » 1946—1962. Политика США в Латинской Америке » Интервенция в Гватемале (1954 г.)

Подъем движения за национальные интересы в Латинской Америке и интервенция в Гватемале (1954 г.)
20.03.2019, 14:27
История дипломатии. Т. 5. Кн. 1. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1974., стр. 591—600

Глава 17. Дипломатия и политика США в Латинской Америке. Межамериканские отношения (1946—1962 гг.) (стр. 570—615)

1. Политика США в Латинской Америке в первые послевоенные годы (стр. 570—573)

2. Борьба национально-прогрессивных сил Латинской Америки против экспансии США (стр. 574—575)

3. «Доктрина Ларрета». «План Трумэна» о стандартизации вооружения. Рио-де-Жанейрский пакт 1947 г. (стр. 575—582)

4. IX межамериканская конференция в Боготе и принятие Устава ОАГ (1948 г.) (стр. 582—585)

5. Консультативное совещание министров иностранных дел американских государств в Вашингтоне (1951 г.). Военные соглашения США с латиноамериканскими странами (стр. 585—590)

6. Подъем движения за национальные интересы в Латинской Америке и интервенция в Гватемале (1954 г.) (стр. 591—600)

7. Падение правительства Х. Д. Перона в Аргентине. Южноатлантический пакт (стр. 601—605)

8. Враждебный курс США в отношении Кубы (стр. 605—615)

Попытки США изолировать Кубу на американском континенте. Установление экономической блокады. Военное нападение на Кубу. «Союз ради прогресса». Наращивание враждебных акций против Кубы. Подготовка к новой вооруженной агрессии.

Подъем движения за национальные интересы в Латинской Америке и интервенция в Гватемале (1954 г.) (стр. 591—600)

Рост антивоенных настроений в Латинской Америке — составная часть демократических освободительных выступлений широких народных масс континента. Подъем антиимпериалистического движения в начале 50-х годов происходил во многих латиноамериканских республиках.

В Боливии в апреле 1952 г. произошло народное вооруженное восстание, покончившее с реакционной военной диктатурой, властью горнопромышленной и помещичьей олигархии. Под давлением вооруженных рабочих и крестьянства новое правительство Паса Эстенсоро, отражавшее интересы национальной буржуазии, национализировало в октябре 1952 г. оловянные рудники, принадлежавшие английским и американским монополиям «Патиньо», «Хохшильд» и «Армайо», объявило в 1953 г. о проведении аграрной реформы, провозгласило всеобщее избирательное право.

В Бразилии усилилась забастовочная борьба трудящихся, развивалось широкое народное движение в защиту нефти и других природных богатств от иностранных монополий. В октябре 1953 г. правительство Жетулио Варгаса в результате народных требований приняло декрет о создании государственной нефтяной компании «Петробраз», монополизировавшей добычу и переработку нефти в стране.

В Чили в 1951 г. был создан Фронт народа Чили, объединивший коммунистов и социалистов, к которому впоследствии присоединился ряд других партий демократического направления. В Колумбии борьба крестьян за землю приобрела форму вооруженного партизанского движения. В Гондурасе весной 1954 г. вспыхнула крупнейшая в истории Центральной Америки забастовка сельскохозяйственных рабочих на плантациях «Юнайтед фрут компани». В Аргентине, Мексике, Перу, Эквадоре и других странах региона развивалось забастовочное движение трудящихся, росли выступления крестьян за землю, усиливались требования проведения самостоятельной внешней политики.

В отношении Боливии, Аргентины, Бразилии, Мексики и других стран Латинской Америки США широко прибегали к методам экономического и политического нажима.

Бурные события происходили в Гватемале. В этой стране народное демократическое движение, развивавшееся с 1944 г., приняло в 1952—1954 гг. характер антифеодальной и антиимпериалистической революции 1. Такой переход был обусловлен [стр. 591]укреплением в Гватемале сил национального освобождения, ростом антиимпериалистической борьбы рабочего класса, крестьянства, средних слоев населения. Вслед за образованием в 1949 г. Коммунистической партии Гватемалы (с 1952 г.— Гватемальская партия труда) были созданы прогрессивные Национальная конфедерация крестьян Гватемалы (1950 г.) и Всеобщая конфедерация трудящихся (1951 г.), поддерживавшие демократическое патриотическое правительство президента Хакобо Арбенса, одержавшего победу на президентских выборах 1950 г.

1. «El Camino guatemalteco del progreso, el bienestar y la independencia nacional», Programa del Partido guatemalteco de Trabajo, Guatemala, 1952, p. 7—8.

Гватемальское правительство под давлением народа выступило за преобразование Гватемалы в экономически независимое государство, за проведение самостоятельного внешнеполитического курса. Оно осуществило ряд социально-экономических мероприятий, ограничивших господство помещиков и монополий США. Правительство Х. Арбенса не допустило американские компании к разработке гватемальской нефти, отказалось расширить концессии «Юнайтед фрут компани», стремилось ограничить деятельность моргановской компании «Эмпреса электрика де Гватемала». Гватемала не ратифицировала Рио-де-Жанейр-ский пакт 1947 г. В стране было принято прогрессивное трудовое законодательство. В 1952—1954 гг. проводилась аграрная реформа, имевшая целью «ликвидировать феодальную собственность в деревне» и «подготовить почву для индустриализации Гватемалы» 2; она осуществлялась при участии самих крестьян, объединенных в местные аграрные комитеты. 100 тыс. крестьянских семей в Гватемале получили землю (4000 тыс. га, включая 159 тыс. га необрабатываемых земель, принадлежавших «Юнайтед фрут компании»). Дальнейший ход социально-экономических преобразований был прерван империалистической агрессией против этой страны.

2. «Ley de Reforma Agraria», Decreto numero 900. Guatemala, 1952.

Открыто вмешиваясь во внутренние дела Гватемалы, государственный департамент США в августе 1953 г. вручил послу Гватемалы в Вашингтоне памятную записку, в которой заявлялся протест против экспроприации гватемальским правительством согласно закону об аграрной реформе части земель «Юнайтед фрут компани». Тем самым дипломатия США стремилась придать международный характер вопросу, входившему во внутреннюю компетенцию гватемальских властей.

Несмотря на то что преобразования в Гватемале не выходили за рамки буржуазно-демократических реформ, ее правительство было охарактеризовано официальными кругами США как находящееся «под коммунистическим влиянием», а сама страна объявлена «форпостом международного коммунизма». В октябре [стр. 592] 1953 г. помощник государственного секретаря США по межамериканским делам Джон М. Кэбот сделал враждебное и клеветническое в отношении Гватемалы заявление о том, что «ни один режим, открыто играющий на руку коммунистам, не может рассчитывать на наше позитивное сотрудничество» 3.

3. Dwight D. Eisenhower. The White House Years. Mandate for Change, 1953—1956, Heinemann. London, 1963, p. 422.

Опасаясь, что «опасному примеру» Гватемалы, ставшей на путь национального освобождения, последуют другие латиноамериканские государства, империалистические силы США приступили к подготовке вооруженной интервенции против Гватемалы с целью свержения ее законно избранного правительства и ликвидации демократических завоеваний народных масс. Удар по гватемальским патриотическим силам имел своей целью укрепление позиций США и в других странах континента. Профессор истории Пенсильванского университета Артур Уайтейкер писал в октябре 1953 г. о «сильном ухудшении» отношений между США и странами Латинской Америки, о распространении в этих странах «опасного национализма» и отмечал, что Соединенные Штаты «подошли к сильнейшему кризису в межамериканских отношениях, который может обрушиться на нас в ближайшие годы, в любой момент, если мы быстро не примем надежных мер» 4.

4. «Current History», October 1953, p. 32.

29 января 1954 г. правительство Х. Арбенса опубликовало документы о подготовке интервенции против Гватемалы, вскрывшие участие влиятельных сил США и гватемальской реакционной эмиграции в организации вооруженного нападения на Гватемалу. Эти документы, а также предпосланное им заявление правительства Гватемалы обвиняли «правительство Севера» (т. е. Соединенных Штатов) в руководстве подготовкой на территории Никарагуа и Гондураса интервенционистских сил, возглавлявшихся гватемальским эмигрантом полковником К. Кастильо Армасом 5.

5. «La Democracia Amenazada. El Caso de Guatemala», publicaciones de la secretaria de propaganda y divulgacion de la presidencia de la Republica Guatemala, Febrero de 1954.

Дипломатия США использовала против Гватемалы Организацию центральноамериканских государств (ОЦАГ), созданную в октябре 1951 г. на конференции министров иностранных дел этих государств в городе Сан-Сальвадоре. В связи с этим Гватемала в апреле 1953 г. вышла из ОЦАГ. При активном участии американской дипломатии в июне 1953 г. в городе Манагуа (Никарагуа) состоялось совещание стран — членов ОЦАГ, на котором была принята антигватемальская резолюция, [стр. 593] обязывавшая членов этой организации «принять меры по борьбе с международным коммунизмом» 6. Диктаторские военные режимы Центральной Америки, зависимые от США, активно включились в подготовку интервенции в Гватемале.

6. «El Imparcial». Guatemala, 17. VIII. 1955.

В целях прикрытия готовившейся вооруженной агрессии против Гватемалы дипломатия США воспользовалась X межамериканской конференцией, проходившей в г. Каракасе с 1 по 28 марта 1954 г., чтобы провести резолюцию по вопросу о так называемом «вмешательстве международного коммунизма в дела американских республик», направленную против антиимпериалистического движения на континенте. Этот вопрос по требованию представителей США был включен Советом ОАГ в ноябре 1953 г. в повестку дня указанной конференции. «Стратегия США в Каракасе, — писала американская газета «Сент-Луис пост диспетч»,— состояла в том, чтобы как можно больше изолировать Гватемалу от остальных латиноамериканских стран и создать условия, при которых позднее могли бы быть предприняты более решительные действия» 7. Представители США стремились на конференции осудить политику правительства Гватемалы как «прокоммунистическую» и санкционировать от имени ОАГ вмешательство во внутренние дела этой страны.

7. «St. Louis Post Dispatch», 14. III. 1954.

Гватемала, Мексика, Боливия, Бразилия и другие страны выступили в Каракасе с требованиями первоочередного решения их экономических проблем, предложив ряд резолюций, осуждавших политику США в этой области. Представитель Аргентины Родольфо Муньос внес резолюцию, призывавшую положить конец колониализму в Западном полушарии, которая, несмотря на сопротивление США, была единогласно принята латиноамериканскими республиками. Одобрение этой резолюции, по словам «Нью-Йорк тайме», поставило «в неблагоприятное положение» Соединенные Штаты, которые «в одиночестве» выступили против нее 8.

8. «New York Times», 17. III. 1954.

Однако государственному секретарю США Д. Ф. Даллесу, прибывшему на конференцию, удалось добиться принятия в Каракасе интервенционистской антикоммунистической резолюции № 93 под названием «Декларация солидарности в целях сохранения политической целостности американских государств против вмешательства международного коммунизма». Эта резолюция была внесена Даллесом 6 марта и одобрена 26 марта 1954 г. Она, как свидетельствовал американский дипломат Джон Дрэйер, была принята «под сильным нажимом со стороны Соединенных Штатов, несмотря на нежелание многих латиноамериканских [стр. 594] правительств и открытую оппозицию ряда других» 9. «Латиноамериканские страны, — отмечал далее Дрэйер, — в общем были обеспокоены потенциальной опасностью резолюции, как основания для вмешательства Соединенных Штатов» 10. В этих условиях вашингтонская дипломатия прибегла к грубому экономическому давлению на своих южных соседей, добиваясь поддержки ими декларации. Так, США пригрозили Эквадору, что откажутся от предоставления обещанного ранее кредита в 12 млн. долл., если Эквадор будет голосовать против американского проекта резолюции 11. Вашингтон в срочном порядке объявил об оказании помощи Боливии в виде поставок пшеницы на сумму 3 млн. долл., после чего боливийский делегат на конференции заявил о намерении голосовать за эту резолюцию 12.

9. John G. Dreier. The Organization of American States and the Hemisphere Grisis. New York, 1962, p. 52.

10. Ibid., p. 53.

11. «Tribuna Popular». Guatemala, 25. IV. 1954.

12. «New York Times», 17. III. 1954.

Резолюция № 93, навязанная США своим южным соседям, пыталась оправдать вмешательство во внутренние дела стран Латинской Америки идеологическими мотивами, открыто нарушала основополагающие принципы современного международного права и преследовала цель воспрепятствовать прогрессивным социально-экономическим и политическим изменениям, происходящим в Латинской Америке.

Эта резолюция, официально охарактеризованная как «внешнеполитическая декларация», объявляла «угрозой суверенитету и политической независимости американских государств» так называемое «господство в политических институтах любого американского государства или контроль над ними со стороны международного коммунистического движения», к которому ее авторы причисляли все прогрессивные силы, и призывала в этих случаях к «созыву консультативного совещания для рассмотрения вопроса о принятии мер в соответствии с существующими договорами» 13. Под «существующими договорами» дипломатия США подразумевала прежде всего применение Рио-де-Жанейрского пакта 1947 г. к Гватемале или любой другой латиноамериканской стране, ставшей на путь национального освобождения, санкций, вытекающих из этого пакта, вплоть до вооруженной интервенции.

13. «Tenth Interamerican Conference. Final Act», Pan American Union. Washington, 1954, p. 94—95.

Против принятия резолюции в Каракасе голосовала гватемальская делегация. Министр иностранных дел Гватемалы Гильермо Ториэльо разоблачил на конференции агрессивные действия США в отношении его страны и охарактеризовал [стр. 595] американскую резолюцию как орудие вмешательства во внутренние дела Гватемалы и других латиноамериканских государств 14. Воздержались от голосования делегации Мексики и Аргентины, выступившие в защиту принципа невмешательства во внутренние дела государств. «Мексика не может отдать свой голос в поддержку предложения Соединенных Штатов,— заявил на конференции мексиканский делегат Роберто Кордоба,— ибо в том виде, в каком оно отредактировано, это предложение может привести к тому, что любая из наших стран станет объектом интервенции, которой американские государства не должны подвергаться ни отдельно, ни вместе взятые» 15.

14. Гильермо Ториэльо. Битва за Гватемалу. М., 1956, стр. 228—250.

15. Там же, стр. 99.

Мексиканская делегация внесла поправку к американскому проекту резолюции, поддержанную Аргентиной и Уругваем, в которой предлагалось подтвердить принципы свободы политического самоопределения народов и невмешательства во внутренние дела американских государств. Однако представители США добились отклонения этой поправки. Но делегация США не смогла предотвратить внесения рядом латиноамериканских республик оговорок в отношении резолюции № 93 при подписании заключительного акта межамериканской конференции. Такие оговорки зафиксировали делегации Уругвая, Эквадора, Боливии и Гаити, заявившие о своей приверженности принципу невмешательства и «праве каждого народа самому избирать форму правления» и заранее осудившие возможность использования этой резолюции против Гватемалы 16.

16. E. Ramirez Novoa. La Falsa del Panamericanismo y la Unidad Indo-americana, Buenos Aires, 1955, p. 178, 199—200.

Используя декларацию, принятую на X межамериканской конференции, в США резко активизировалась враждебная деятельность по отношению к Гватемале, подготовка вооруженной агрессии против этой страны.

Пытаясь предотвратить иностранное вооруженное вмешательство, президент Гватемалы Х. Арбенс в конце мая 1954 г. выступил с предложением провести встречу между ним и президентом США Д. Эйзенхауэром для «смягчения напряженного положения в Центральной Америке». Однако государственный секретарь США Даллес 8 июня 1954 г. на пресс-конференции отверг это предложение 17.

17. «Tribuna Popular», I. VI. 1954; «Department of State for the press», N 310, BVI 1954.

Президент США Эйзенхауэр 24 мая 1954 г. провел совещание с лидерами конгресса, на котором информировал их о запланированных правительством шагах в отношении Гватемалы: [стр. 596] блокаде военно-морским флотом США побережья Гватемалы, чтобы не допустить ввоза гватемальским правительством вооружения из других стран, и о необходимости созыва консультативного совещания министров иностранных дел американских республик для рассмотрения «последующих мер» 18. Предложение о созыве такого совещания рассматривалось Советом ОАГ, и его открытие было намечено на 7 июля 1954 г. в городе Рио-де-Жанейро 19.

18. Dwight D. Eisenhower. The White House Years. Mandate for Change..., p. 424.

19. John G. Dreier. The Organization of American States and the Hemisphere Crisis..., p. 54.

Блокировав гватемальское побережье, США одновременно подписали двусторонние военные соглашения с Гондурасом и Никарагуа и по воздушному мосту направили в эти страны большое количество оружия и снаряжения, предназначенного для интервентов. Первоначальная партия такого оружия, по признанию Эйзенхауэра, состояла из 50 т винтовок, пистолетов, пулеметов и боеприпасов 20.

20. Dwight D. Eisenhower. The White House Years. Mandate for Change..., p. 424.

Никарагуа в мае 1954 г. разорвала дипломатические отношения с Гватемалой; правительство Гондураса закрыло гватемальские консульства в Конане, Пуэрто-Кортесе и Сан-Педро-Суле, чтобы скрыть подготовку американских наемников во главе с Кастильо Армасом к вторжению в Гватемалу. Обучением этих наемников на тренировочных базах руководил американский полковник Карл Стадер.

Как свидетельствовали в 1964 г. американские журналисты Дэвид Уайз и Томас Росс в книге «Невидимое правительство», «гватемальская операция» возглавлялась заместителем директора Центрального разведывательного управления США Фрэнком Визнером, а ее главной военной силой была авиация ЦРУ.

15 июня 1954 г. Даллес публично заявил, что он «верит в желание и способность гватемальского народа навести порядок в собственном доме» 21. 18 июня 1954 г. интервенты из Гондураса через территории, принадлежавшие «Юнайтед фрут компани», вторглись в Гватемалу. Самолеты американского производства, прилетавшие из Никарагуа и зоны Панамского канала и управляемые американскими летчиками, бомбили гватемальские города.

21. «New York Times», 16. VI. 1954.

Непосредственная помощь США силам вторжения продолжалась и в ходе вооруженной интервенции в Гватемале. Как поведал в своих мемуарах Д. Эйзенхауэр, в Белом доме 22 июня [стр. 597] 1954 г. состоялось совещание президента США с государственным секретарем США Д. Ф. Даллесом, директором ЦРУ Алленом Даллесом и помощником государственного секретаря США по межамериканским делам Генри Холлэндом. На этом совещании обсуждался вопрос о предоставлении Армасу дополнительных бомбардировщиков «Р-51». Аллен Даллес заявил, что без этого шансы отрядов Кастильо Армаса на успех «равны пулю». Д. Эйзенхауэр поддержал шефа ЦРУ. «Поставка самолетов,— говорилось в этих мемуарах,— была немедленно осуществлена, и Кастильо Армас достиг прогресса в своих действиях» 22.

22. Dwight D. Eisenhower. The White House Years. Mandate for Change..., p. 425-426.

В связи с начавшейся агрессией министр иностранных дел Гватемалы Г. Ториэльо обратился 18 июня 1954 г. в Совет Безопасности ООН с просьбой принять меры для прекращения интервенции, обвинив правительства США, Гондураса и Никарагуа в грубом вмешательстве во внутренние дела Гватемалы. Однако представитель США Г. Лодж, занимавший пост председателя Совета Безопасности, на заседании Совета 20 июня 1954 г. выдвинул тезис об «отсутствии внешней агрессии», вы-давая интервенцию США за выступление «гватемальцев против гватемальского правительства», и всячески стремился не допустить обсуждения вопроса о подлинных организаторах этой интервенции. Соединенные Штаты инспирировали в Совете Безопасности предложение представителей Бразилии и Колумбии, непостоянных членов Совета, о передаче обращения Гватемалы на рассмотрение Организации американских государств, чтобы сорвать принятие в ООН мер в защиту Гватемалы.

Представитель СССР в Совете Безопасности С. К. Царапкин в своем выступлении подчеркнул, что в данном случае имеет место акт прямой иностранной агрессии против государства — члена ООН. Он показал, что дело идет об агрессии против Гватемалы, и отклонил предложение Бразилии и Колумбии, заявив, что государственный департамент США планирует использовать ОАГ, чтобы «свести свои счеты с Гватемалой» 23. В защиту Гватемалы активно выступил также представитель Польши.

23. «Совет Безопасности ООН. Официальные отчеты, 675-е заседание, 20. VI. 1954 г.», Нью-Йорк, 1954, стр. 12.

Совет Безопасности ООН единогласно одобрил резолюцию, в которой призвал «немедленно прекратить все действия, могущие привести к кровопролитию», и предлагал «всем членам Объединенных Наций воздержаться, в соответствии с духом Устава, от содействия подобным действиям» 24. [стр. 598]

24. ООН. ГА. Девятая сессия. Доклад Совета Безопасности Генеральной Ассамблеи за период с 16 июля 1953 г. по 15 июля 1954 г., стр. 58.

Поскольку вооруженная интервенция против Гватемалы продолжалась, правительство Гватемалы 22 июня 1954 г. вновь обратилось в Совет Безопасности ООН, потребовав созыва чрезвычайного заседания Совета для принятия немедленных мер к прекращению агрессии и выполнения резолюции Совета Безопасности от 20 июня 1954 г.

Министр иностранных дел Гватемалы Г. Ториэльо в тот же день направил Советскому правительству телеграмму, в которой обратился с просьбой, чтобы «правительство СССР, которое всегда решительно выступало против агрессии и в защиту принципов Объединенных Наций, оказало в качестве члена Совета Безопасности ООН свои добрые услуги и воспользовалось правами, предоставленными ему статусом Совета Безопасности, для того чтобы этот высокий орган на новом заседании использовал свой авторитет с целью добиться эффективного выполнения решения Совета Безопасности от 20 июня и принятия соответствующих мер по наблюдению за выполнением этого решения». В ответе Советского правительства министру иностранных дел Гватемалы говорилось: «Правительство СССР, питающее чувства глубокой симпатии к народу Гватемалы, отстаивающему свободу и независимость своей родины, отнеслось с полным пониманием к просьбе, изложенной в Вашей телеграмме, и дало указание советскому представителю в ООН принять все зависящие от него меры в целях обеспечения выполнения решения Совета Безопасности от 20 июня».

По требованию представителя СССР Совет Безопасности 25 июня 1954 г. вторично собрался на заседание для рассмотрения обращения Гватемалы. Однако представитель США Г. Лодж, опираясь на голоса представителей Бразилии, Колумбии, Турции и гоминьдановца, воспрепятствовал обсуждению этого вопроса.

Открытое вмешательство США во внутренние дела Гватемалы выразилось также в подготовке государственного переворота в этой стране. Посол США в Гватемале Д. Перифуа способствовал организации заговора в рядах гватемальских вооруженных сил против правительства, при котором он был аккредитован.

Американский посол сыграл большую роль в координации планов развертывания антиправительственной подрывной деятельности внутри Гватемалы с планами проведения вооруженной интервенции извне. Перифуа предложил мятежным военным лидерам (министру без портфеля полковнику Э. Монсону, министру обороны Анхелю Санчесу и др.) отстранить президента Х. Арбенса от власти между 25 и 27 июня 1954 г. В результате выступления заговорщиков Х. Арбенс 27 июня 1954 г. был вынужден уйти в отставку, власть в стране захватила военная [стр. 599] хунта, вступившая в переговоры с главарем интервентов Армасом. Эти переговоры, проходившие при участии Перифуа, завершились созданием 1 июля 1954 г. объединенной военной хунты.

По сведениям зарубежной печати, администрация Д. Эйзенхауэра была готова начать высадку в Гватемале регулярных американских вооруженных сил в случае поражения отрядов интервентов и срыва антиправительственного заговора. «Американские морские пехотинцы,— как свидетельствовал американский историк Норман Бэйли,— были переброшены из Пуэрто-Рико в район Ямайки для оказания помощи силам вторжения. Им был отдан приказ осуществить высадку в Пуэрто-Барриос (гватемальский порт.— Авт.), если Кастильо Армас и Перифуа потерпят неудачу» 25.

25. Norman A. Bailey. Lalin America in World Politics, New Jersey, 1967, p. 97.

В результате свержения правительства Х. Арбенса госдепартамент США счел излишним проведение консультативного совещания министров иностранных дел стран — членов ОАГ с целью применения репрессивных санкций по отношению к Гватемале. В Вашингтоне отдавали себе отчет в том, что созыв этого совещания в новых условиях мог быть использован рядом латиноамериканских стран для осуждения интервенции в Гватемале. Совет ОАГ на своем заседании 2 июля 1954 г. принял решение отложить созыв консультативного совещания «на неопределенное время», что означало фактический отказ от его проведения 226.

26. Norman A. Bailey. Lalin America in World Politics, New Jersey, 1967, p. 97.

США пытались осуществлять свое вмешательство и в других латиноамериканских странах. Неоднократно предпринимались попытки свергнуть правительство Паса Эстенсоро в Боливии. 24 августа 1954 г. в Бразилии произошел военный переворот, в результате которого военная хунта отстранила от власти президента Ж. Варгаса, покончившего жизнь самоубийством. Однако широкое демократическое и антиимпериалистическое движение в защиту конституции и национальных богатств Бразилии помешало навязать этой стране военную диктатуру и добиться ликвидации государственной монополии на нефть. Объектом империалистического давления в этот период являлись также Аргентина и другие страны южноамериканского континента. [стр. 600]

Вверх


Категория: Интервенция в Гватемале (1954 г.) | Теги: ОАГ, США в Латинской Америке 50-60, интервенция в Гватемале
Просмотров: 26 |