Главная » Документы и исследования » 1946—1962. Политика США в Латинской Америке » Интервенция в Гватемале (1954 г.)

Рассмотрение в Совете Безопасности ООН вопроса об интервенции в Гватемале
24.03.2019, 18:34
Организация Объединенных наций. Генеральная Ассамблея. Девятая сессия. Доклад Совета Безопасности Генеральной Ассамблеи за период с 16 июля 1953 г. по 15 июля 1954 г., — Нью-Йорк, 1954, стр. 56—61.

Каблограмма министра иностранных дел Гватемалы на имя Председателя Совета Безопасности от 19 июня 1954 года (стр. 56—61)

348. В каблограмме от 19 июня 1954 г. (S/3232) министр иностранных дел Гватемалы просил Председателя Совета Безопасности в срочном порядке созвать заседание Совета, для того чтобы им были приняты, в соответствии со статьями 34, 35, и 39 Устава, необходимые меры для предотвращения нарушения мира и международной безопасности в этой части Центральной Америки, а также для того, чтобы пресечь агрессию, которая совершается против Гватемалы. В каблограмме указывалось, что Гватемала сделала представления правительству Гондураса с требованием обуздать экспедиционные силы, готовившиеся к вторжению в Гватемалу из Гондураса, и подчинить их своему контролю. Несмотря на эти требования, экспедиционные силы 17 июня захватили различные гватемальские пограничные пункты и продвинулись примерно на пятнадцать километров вглубь территории Гватемалы. 19 июня самолеты, появившиеся со стороны Гондураса и Никарагуа, сбросили бомбы на склады горючего в порту Сан-Хосе, а также произвели налет на город Гватемалу и на другие города, обстреляв пулеметным огнем правительственные здания и частные зоны и сбросив бомбы на военные базы.

349. Эта каблограмма была поставлена на предварительную повестку дня 675-го заседания Совета (20 июня 1954 года). После принятия повестки дня Председатель пригласил, согласно статье 32 Устава, представителей Гватемалы, Гондураса и Никарагуа принять участие в прениях. https://undocs.org/ru/S/PV.675

350. Представитель ГВАТЕМАЛЫ заявил, что в его страну вторглись экспедиционные силы, участвующие в противозаконной международной агрессии, организованной в результате широкого международного заговора под видом восстания эмигрантов. Гватемальская армия решила не принимать энергичных мер для удержания агрессии в пунктах, расположенных вблизи от гондурасской границы, чтобы избежать кровопролития и обвинений в провоцировании пограничных инцидентов. Кампания, начатая по почину United Fruit Company и других монополий и поддержанная государственным департаментом Соединенных Штатов, базируется на совершенно ложных и тенденциозных сообщениях; она ведется уже долго для подготовки открытого вмешательства во внутренние дела Гватемалы. Гватемалу изображают как форпост советского коммунизма на американском материке и как острие копья, направленного Советским Союзом против Соединенных Штатов. Представитель Гватемалы обратил внимание Совета на заявление, которое его правительство передало 1 апреля 1953 года в Совет Безопасности (S/2988) https://undocs.org/ru/S/2988 и в котором разъяснялось, как некоторые международные круги подготовляют интервенцию в его стране. В феврале 1954 года правительство Гватемалы узнало о заговоре, подготовлявшемся в столицах других стран. Представитель Гватемалы сообщил Совету различные подробности об этом заговоре. Армия Гватемалы была долгое время фактически разоружена; неоднократные просьбы о поставке вооружения, обращенные к правительству Соединенных Штатов, отклонялись несмотря на нависшую угрозу вторжения. Государственный секретарь Соединенных Штатов усиленно пытался вмешиваться во внутренние дела Гватемалы на десятой Межамериканской конференции.

351. Правительство Гватемалы просит Совет, во-первых, направить в Гватемалу комиссию по наблюдению, чтобы произвести опросы и расследование и выслушать представителей дипломатического корпуса. На основании доклада комиссии по наблюдению Совет должен будет сделать предупреждение Гондурасу и Никарагуа и потребовать от них задержания эмигрантов и наемников, вторгшихся в Гватемалу и имеющих свои базы в Гондурасе и Никарагуа. Во-вторых, правительство Гватемалы просит учредить в Гватемале, а если потребуется, то и в других странах, наблюдательскую комиссию Совета и поручить ей проверить факт поддержки вторжения странами, которые в этом обвиняются Гватемалой. Представитель Гватемалы добавил, что Комитет мира Организации американских государств собрался накануне, но правительство Гватемалы воспользовалось своим правом выбора и официально отказалось разрешить Организации американских государств и Комитету мира заниматься рассмотрением этого вопроса.

352. Представитель ГОНДУРАСА заявил, что рассматриваемым вопросом вне всякого сомнения должна заняться Организация американских государств.

353. Представитель НИКАРАГУА также считал, что урегулировать вопрос надлежит Организации американских государств, в которой его правительство может быть выслушано и может выступить в свою защиту.

354. Представитель БРАЗИЛИИ заявил, что по традиции, давно установившейся между американскими государствами, все споры между ними должна рассматривать созданная для этой цели организация. В главе VIII Устава этот принцип признается в статье 52, в особенности, в пункте 3 этой статьи. Представитель Бразилии внес совместный проект резолюции Бразилии и Колумбии (S/3236) https://undocs.org/ru/S/3236 , гласивший:

«Совет Безопасности,

рассмотрев в срочном порядке сообщение правительства Гватемалы на имя Председателя Совета Безопасности (S/3232), [стр. 56]

принимая к сведению, что правительство Гватемалы направило аналогичное сообщение Межамериканскому комитету мира, являющемуся органом Организации американских государств,

учитывая положения главы VIII Устава Организации Объединенных Наций,

принимая во внимание наличие межамериканского аппарата, способного эффективно решать проблемы, связанные с поддержанием мира и безопасности на американском континенте,

передает заявление правительства Гватемалы на рассмотрение Организации американских государств в срочном порядке;

предлагает Организации американских государств уведомить Совет Безопасности в кратчайший срок о принятых ею в связи с данным вопросом мерах».

355. Представитель КОЛУМБИИ, поддерживая проект резолюции, указал на постановления статьи 33, в которой говорится об использовании региональных органов и соглашений, и на постановления статьи 52. В пункте 2 последней статьи членам Организации вменяется в обязанность прибегать прежде всего в региональным органам, которые по необходимости являются первой инстанцией.

356. Представитель ФРАНЦИИ заявил, что он считает, что Межамериканский комитет мира с основанием может считаться компетентным органом для представления Совету Безопасности доклада по рассматриваемому вопросу и что, передавая заявление Гватемалы в этот Комитет, Совет отнюдь не пытается избавиться от ответственности. По получении доклада Комитета Совет должен будет принять окончательное решение. Однако Совет не может уклониться от одной непосредственной обязанности: он должен вынести решение о немедленном прекращении кровопролития. Поэтому представитель Франции предложил включить в проект резолюции Бразилии и Колумбии следующий заключительный пункт:

«Призывает, не предрешая мер, которые могут быть приняты Организацией американских государств, немедленно прекратить все действия, могущие привести к кровопролитию, и предлагает всем членам Организации Объединенных Наций воздержаться, в соответствии с духом Устава, от содействия подобным действиям».

357. Представители БРАЗИЛИИ и КОЛУМБИИ приняли это предложение, и проект резолюции был соответствующим образом изменен (S/3236/Rev.1) https://undocs.org/ru/S/3236/Rev.1.

358. Представитель СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА заявил, что Совет Безопасности никак не может оставаться безучастным в этом вопросе. В Уставе указываются различные пути, по которым Совет может следовать. В главе VIII предусматривается применение региональных соглашений в вопросах, связанных с поддержанием международного мира и безопасности. Обращение в Организацию американских государств вполне соответствует этим постановлениям, и в совместном проекте резолюции предлагается следовать указаниям этой части Устава. Представитель Соединенного Королевства отметил, что значение, придаваемое Советом поддержанию мира и безопасности, вытекает в проекте резолюции из обращенной к Организации американских государств просьбы об уведомлении Совета в кратчайший срок о принятых ею мерах.

359. По мнению прдеставителя НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ, который считал, не предрешая дела по существу, что Гватемала имеет право обратиться в Совет, хотя его делегация в такой короткий срок и не могла составить себе мнение о фактическом положении, составители Устава, вырабатывая главу VIII, имели главным образом в виду региональные соглашения в Западном полушарии. Кроме того, в подобных случаях региональные организации могут лучше всего установить факты и рекомендовать надлежащие меры. Передачу вопроса в Организацию американских государств с просьбой возможно скорее представить Совету доклад вполне можно считать правильной с точки зрения обязанностей Совета.

360. Представитель ГВАТЕМАЛЫ заявил, что он отнюдь не обвинял в попустительстве ни народ, ни правительство Соединенных Штатов. Он говорил лишь о United Fruit Company и о некоторых официальных кругах в Соединенных Штатах, заинтересованных в поддержке этой компании.

361. Он добавил, что статья 33 не имеет совершенно никакого отношения к делу, так как речь идет не о споре, а об агрессии. Статья 52 недействительна но той же самой причине. Требования Гватемалы основываются на статьях 34, 35 и 39, которые дают его правительству неоспоримое право обращения в Совет Безопасности.

362. Представитель СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК заявил, что Совет имеет перед собой явный и бесспорный случай агрессии со стороны соседних государств. Гватемала, которую можно пересечь в течение одного дня, может оказаться разбитой, пока вопрос будет передаваться на рассмотрение в Организацию американских государств. Во всяком случае это именно та организация, в которой господствуют Соединенные Штаты и которую эта страна собирается использовать для сведения своих счетов с Гватемалой. Гватемала виновна лишь в том, что она пытается положить предел аппетитам американской фруктовой компании. Вот яркий пример политики, проводимой Соединенными Штатами по отношению к малым государствам. Сегодня это—Гватемала, а завтра это будет Коста-Рика или еще какая-либо другая из стран Латинской Америки. Сам Совет должен немедленно принять решение о прекращении агрессии в Гватемале.

363. Представитель ЛИВАНА, коснувшись вопроса о вето, выразил надежду на то, что члены Совета смогут договориться и прения в Совете не останутся безрезультатными. По его мнению, Организация американских государств и Совет могут рассматривать вопрос одновременно.

364. Представитель ТУРЦИИ был того мнения, что члены Совета не должны постоянно менять свою линию поведения, для того чтобы избежать вето. Ответственность за вето должна лежать на тех, кто им пользуется.

365. Представитель СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК заявил, что в пункте 2 статьи 52 имеется в виду положение, когда агрессия не имеет места. В статье 24 на Совет возлагается [стр. 57] ответственность за защиту интересов всех членов, включая государства Латинской Америки. По его мнению, желательно принять резолюцию примерно такого содержания, как поправка, предложенная Францией.

366. Председатель, выступая в качестве представителя СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ, заявил, что Соединенные Штаты придерживаются того основного принципа, что любое государство имеет право на срочный созыв заседания Совета Безопасности, если оно считает, что ему угрожает опасность, даже если Совет Безопасности и не является наиболее подходящим органом для непосредственного урегулирования создавшейся ситуации. В данном случае обвинения Гватемалы затрагивают Гондурас и Никарагуа, и создавшееся положение является проблемой, которая прежде всего и в срочном порядке должна рассматриваться соответствующим органом Организации американских государств, о чем Гватемала уже просила. Из информации, имеющейся в распоряжении Соединенных Штатов, вытекает, что создавшаяся ситуация отнюдь не является агрессией, а восстанием гватемальцев против гватемальцев.

367. Представитель Гватемалы ясно заявил, что он ни в чем не обвиняет правительство Соединенных Штатов. Он, действительно, привел неблагоприятные отзывы о некоторых американских должностных лицах. В своем выступлении он уделил больше места цитатам из газетных статей и слухам, чем обвинениям, собственно говоря. Представитель Гватемалы ни разу не указал имен, дат или других подробностей, из которых следовало бы, что государственный департамент действовал надлежащим образом.

368. Представитель Соединенных Штатов далее заявил, что за речью представителя Гватемалы, корректной по форме, последовала неслыханная клевета в отношении Соединенных Штатов со стороны представителя Советского Союза, который заявил, будто Соединенные Штаты подготовляли вооруженную интервенцию; это заявление совершенно лживое.

369. Представитель Соединенных Штатов подчеркнул, что Советский Союз наложил вето на предложение об обращении к Организации американских государств, с тем чтобы она попыталась разрешить проблему и дала отчет о своих усилиях Совету Безопасности. В проекте резолюции не заключалось попытки снять с Совета Безопасности лежащую на нем ответственность; предложение это было в полном соответствии с пунктом 2 статьи 52 Устава. Всякий непредубежденный наблюдатель придет к выводу, что, налагая свое вето на предложение такого рода, Советский Союз выдал, что у него имеются некоторые планы в отношении Западного полушария.

370. Представитель СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК обратил внимание Совета на последний пункт статьи 52 Устава, в котором говорится, что эта статья ни в коей мере не затрагивает применения статей 34 и 35. Агрессия остается агрессией, в каком бы полушарии она ни происходила, и Совет не имеет права умыть руки в этом вопросе.

371. Представитель ГВАТЕМАЛЫ заявил, что его народ, который подвергается бомбардировкам и пулеметному обстрелу, не сомневается в том, что имеет место вторжение. Лучше всего послать в Гватемалу комиссию из наблюдателей для выяснения, верно ли это или нет. Он также обратил внимание Совета на ста- тью 103, в которой предусматривается, что, в случае противоречий, обязательства членов Организации по Уставу имеют преимущественную силу перед любым другим международным соглашением.

372. Представитель ГОНДУРАСА высказал мнение, что французская поправка может вызвать некоторые подозрения по отношению к его стране. Поэтому он считал своим долгом немедленно опровергнуть все подобные подозрения.

Решение: За измененный совместный проект резолюции Бразилии и Колумбии (S/3236/Rev.1) было подано 10 голосов за и 1 против (СССР). Проект резолюции не был принят, так как против него был подан голос одного из постоянных членов Совета.

373. Представитель Франции затем внес свою поправку в качестве отдельного проекта резолюции (S/3237), гласящего:

«Совет Безопасности,

рассмотрев в срочном порядке сообщение правительства Гватемалы на имя Председателя Совета Безопасности (S/3232), призывает немедленно прекратить все действия, могущие привести к кровопролитию, и предлагает всем членам Организации Объединенных Наций воздержаться, в соответствии с духом Устава, от содействия подобным действиям».

374. По словам представителя Франции, было бы неправильно считать, что проект резолюции бросает тень на Межамериканский комитет мира или же, что Гондурас, Никарагуа или какие-либо другие страны несут прямую или косвенную ответственность за события, происходящие в Гватемале.

Решение: Проект резолюции Франции был единогласно принят.

375. На 676-м заседании (25 июня), созванном по требованию представителя Гватемалы (S/3241 и S/3244) и представителя Союза Советских Социалистических Республик (S/3247), Совету Безопасности была представлена, в числе прочих документов, каб-лограмма Межамериканского комитета мира от 23 июня 1954 г. (S/3245), в которой этот комитет сообщал Совету, что представитель Никарагуа, поддержанный представителем Гондураса, предложил немедленно создать при Межамериканском комитете мира Комитет по расследованию и направить его в Гватемалу, Гондурас и Никарагуа. Комитет единогласно постановил сообщить правительству Гватемалы об этом решении и выразить надежду, что оно согласится с этой процедурой.

376. Представитель БРАЗИЛИИ, выступая по вопросу об утверждении повестки дня, снова сослался на статью 52 Устава, а также на статью 2 Межамериканского договора о взаимопомощи, согласно которой все участники договора обязались разрешать любые возникающие между ними споры в соответствии с процедурой, действующей в системе американских государств, прежде чем передавать такие споры в Организацию Объединенных Наций. Ему стало неофициально известно, что министр внешних сношений Гватемалы согласился принять информационный комитет, организуемый Межамериканским комитетом мира. Совету следовало бы выждать доклад этого органа, так как в данное время без надлежащей [стр. 58] информации не только принятие решений, но даже обсуждение может лишь повести к недоразумениям.

877. Представитель СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК заявил, что выступление представителя Бразилии свидетельствует о том, что Совет уже приступил к обсуждению по существу и предполагается принятие очень серьезного решения без участия в дискуссии представителя Гватемалы. В связи с этим он протестует против такого ведения заседания и предлагает пригласить к столу Совета представителя Гватемалы.

378. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ заявил, что Совет Безопасности никогда не приглашал государства, не состоящие членами Совета, к участию в работе Совета до принятия повестки дня. Поэтому он вынес постановление против приглашения в данное время Гватемалы, Гондураса и Никарагуа.

379. Представитель Советского Союза опротестовал постановление Председателя, поскольку он считал, что на данной стадии дискуссии, когда вопрос уже обсуждается по существу, Гватемала, являющаяся жертвой агрессии, должна принять участие в обсуждении.

Решение: Протест Советского Союза был отклонен 10 голосами против 1, причем воздержавшихся от голосования не было.

380. Представитель КОЛУМБИИ изложил историю развития межамериканской системы. Он обратил внимание на статью 2 Боготского устава, согласно которой договаривающиеся стороны признали «обязательство разрешать международные споры путем региональной процедуры примирения, прежде чем обращаться в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций». Делегация Колумбии считала своим долгом воспрепятствовать тому, чтобы вето нанесло ущерб авторитету и престижу региональной системы ; поэтому она будет голосовать против принятия повестки дня.

381. Представитель СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА, касаясь предложения Бразилии, согласно которому Совет не должен обсуждать этот вопрос, потому что Организация американских государств уже занимается им, заявил, что фактическое положение вещей в отношении утверждений Гватемалы, отрицаемых Гондурасом и Никарагуа, далеко не ясно. На первый взгляд данная ситуация не может быть оставлена без расследования и рассматриваться как чисто внутреннее дело, и Совет Безопасности не может уклониться от лежащей на нем конечной ответственности. Налицо положение вещей, которое не может Советом Безопас-ности быть оставлено без внимания. Однако представляется ясным, что без более широкого знакомства с фактами Совет не может предпринять никаких дальнейших шагов. Вопрос сводится к тому, каким путем можно выяснить фактическое положение вещей. Межамериканский комитет мира уже по собственной инициативе постановил принять меры к выяснению' фактов, готов выехать на место событий и, по словам представителя Бразилии, намерен держать Совет Безопасности в курсе дела. Это не означает, что Совет Безопасности уклоняется от лежащей на нем конечной ответственности в данном вопросе.

382. Делегация Соединенного Королевства не видит никаких возражений, которые могли бы быть выдвинуты против включения жалобы, подобной представленной, в повестку дня Совета Безопасности. Пред- ставитель Соединенного Королевства не может, поэтому, полностью согласиться с представителем Бразилии, но согласен с тем, что Совету надлежит быть осторожным, чтобы не рисковать осложнением вопроса или умалением шансов на успех ценной инициативы Организации американских государств. Голосование против принятия бразильского предложения было бы равносильно выражению недоверия Организации американских государств, к которой правительство Ее Величества питает глубокое уважение. Представитель Соединенного Королевства, поэтому, воздержится от голосования. Он, однако, не считает, что Совет Безопасности, в случае отказа включить этот вопрос в данный день в повестку дня Совета, в какой-либо мере уклонился бы от лежащей на нем конечной ответственности.

383. Представитель ФРАНЦИИ присоединился к точке зрения представителя Соединенного Королевства.

384. Представитель ЛИВАНА высказал то мнение, что если в Совет поступает жалоба, то он должен рассматривать ее. Кроме того, Совет уже утвердил повестку дня на своем предыдущем заседании. Отклонение повестки дня явилось бы опасным прецедентом. Лучше было бы утвердить ее, а затем отложить прения.

385. Представитель ТУРЦИИ заявил, что будет голосовать против утверждения повестки дня, так как семейные споры лучше всего разрешать в лоне семьи.

386. Представитель КИТАЯ заявил, что на предыдущем заседании он голосовал за утверждение повестки дня потому, что тогда ему не было ясно, обязаны ли члены Организации американских государств, с юридической точки зрения, прежде всего передавать свои споры в эту организацию. Затем он убедился, что этот пункт не вызывает сомнений. Поэтому он будет голосовать против утверждения повестки дня до тех пор, пока не станет ясно, что усилия Организации американских государств остались безрезультатными.

387. Представитель НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ приветствовал решение Межамериканского комитета по поддержанию мира относительно назначения следственной комиссии и выразил надежду, что Совет будет полностью держаться в курсе положения. Он не считает целесообразным продолжать в данное время прения по рассматриваемому вопросу, а предпочел бы, чтобы Совет, утвердив повестку дня, принял к сведению шаги, предпринятые Организацией американских государств, и затем отложил заседание. Своим решением Совет не должен создавать впечатление, что он уклоняется от высшей своей ответственности и от использования полномочий, предоставленных ему Уставом.

388. Представитель ДАНИИ заявил, что он в значительной мере согласен с позицией представителя Новой Зеландии. Гватемальский вопрос вызвал такой большой интерес в Дании, что на основании имеющихся данных датское правительство считает, что для Организации Объединенных Наций, вероятно, совершенно правильно самой расследовать этот вопрос или каким-то образом принять участие в его расследовании иным путем. Однако ввиду положений главы УП1 Устава и принимая во внимание твердо установившуюся практику в отношении способов, которыми разбираются споры, возникшие на американском континенте, он не намеревался возражать против [стр. 59] предложения о том, чтобы Межамериканский комитет но поддержанию мира расследовал фактическую сторону, при условии, что это расследование закончится в течение сравнительно короткого срока. По мнению представителя Дании, правильная процедура для Совета Безопасности заключалась бы в том, чтобы включить вопрос в повестку дня для выяснения того, может ли представитель Гватемалы представить какие-либо новые сведения или предложения. Если ничего нового не выяснится, то представитель Дании согласится на отсрочку и на передачу вопроса на изучение Межамериканским комитетом но поддержанию мира, надеясь, что последний сумеет осуществить эту задачу. Крайне важно, чтобы любой член Организации, желающий быть выслушанным, имел на это право.

889. Представитель СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК заявил, что, так как Совет принял на предыдущем заседании резолюцию, призывающую остановить агрессию и прекратить огонь, предметом дискуссии, собственно говоря, должно было бы быть немедленное принятие мер, направленных на осуществление этого решения. Государство, состоящее членом Организации, оказалось жертвой агрессии. На его столицу сбрасываются бомбы, в то время как здесь пытаются путем процедурных ухищрений снять с обсуждения в Совете Безопасности жалобу жертвы агрессии. Так как Гватемала не согласилась на передачу спора на рассмотрение Организации американских государств, то такая передача, если Совет насильно примет эту процедуру, явится нарушением пункта 2 статьи 36.

390. Председатель, выступая в качестве представителя СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ, заявил, что в настоящем случае возникает вопрос настолько фундаментальный, что им затрагивается вся система международного мира и безопасности, созданная Уставом в Сан-Франциско в 1945 году. Когда составлялся Устав, то наиболее критическим отдельным вопросом был вопрос о взаимоотношениях Объединенных Наций как международной организации с региональными организациям:, в частности с уже существующей Организацией американских государств. Статьями 51 и 52 Устава была установлена формула равновесия между универсальностью, ограниченной правом вето, и региональными соглашениями. Без этой формулы Организация Объединенных Наций не была бы создана. Если теперь окажется невозможным эту формулу претворить в жизнь, то Организация Объединенных Наций сама себя разрушит в 1954 году, подобно тому, как она разрушила бы себя в 1945 году, еще не образовавшись. Если Совет Безопасности не будет считаться с правами Организации американских государств в деле мирного разрешения спора между Гватемалой и ее соседями, то это вызовет катастрофу такого масштаба, что будущая эффективность как Организации Объединенных Наций, так и региональных организаций будет значительно ослаблена.

391. Гватемала утверждает, что война в этой стране является результатом агрессии со стороны Гондураса и Никарагуа. Гватемала, Гондурас и Никарагуа—все обратились за помощью к Межамериканскому комитету по поддержанию мира для разрешения проблемы, а Комитет согласился послать комиссию для установления фактов в район конфликта. Гватемала попыталась этому помешать, во-первых, взяв свою петицию обратно, а во-вторых—отказавшись дать согласие на то, чтобы Комиссия по установлению фактов приступила к выполнению своей задачи. Гватемала постоянно пользовалась привилегиями и преимуществами члена Организации американских государств. Теперь же она утверждает, что с юридической точки зрения членом этой организации она не является. Либо она является ее членом и связана статьей 52 (2) Устава, либо она грешит двоедушием. Утверждение повестки дня фактически дало бы одному государству, а именно Гватемале, право вето в отношении Организации американских государств.

392. Соединенные Штаты не оспаривают правильности того, что вопрос об угрозе миру в Гватемале предлагается вниманию Совета Безопасности в соответствии со статьей 35 Устава. Соединенные Штаты, однако, связаны как с юридической точки зрения, так и с точки зрения своей чести обязательствами, налагаемыми на них статьей 52 (2) Устава Организации Объединенных Наций и статьей 20 устава Организации американских государств, и вынуждены возражать против обсуждения Советом Безопасности гватемальского спора, пока вопрос этот сначала не будет разобран Организацией американских государств, которая, через посредство своих законно учрежденных органов, активно занимается этой проблемой.

393.- Предложение Гватемалы, энергично поддержанное Советским Союзом, — который уже в шестидесятый раз использовал свое право вето, — является попыткой скорее создать в международных отношениях анархию, нежели установить международный порядок. Жалоба Гватемалы используется в качестве средства для нарушения основных принципов Устава Организации Объединенных Наций; поэтому Соединенные Штаты Америки вынуждены возражать против шага, который, под видом обоснованности и либерализма, на самом деле поставит Организацию Объединенных Наций и на путь дезорганизации и провокации — на путь, который угрожает самому будущему Организации Объединенных Наций и Организации американских государств и является шагом назад в процессе установления международного порядка.

394. Представитель СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК заявил, что в Совете Безопасности делается попытка урезать права Организации Объединенных Наций, права Совета Безопасности. Здесь пытаются представить дело таким образом, что расположенные на американском континенте страны в вопросах мира и безопасности должны придерживаться иной процедуры, чем все остальные члены Организации Объединенных Наций, что Устав Организации перестает действовать, как только агрессия совершается на американском континенте. Попытка отстранить Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности от принятия мер по пресечению агрессии, совершенной на американском континенте, противоречит Уставу Организации Объединенных Наций, согласно которому на Совет Безопасности возложена основная ответственность за поддержание мира и безопасности во всем мире.

395. Делегация Советского Союза настаивает на том, чтобы вопрос об агрессии против Гватемалы, являющейся членом Организации Объединенных Наций, был включен в повестку дня Совета Безопасности и чтобы Советом были приняты меры но пресечению агрессии. [стр. 60]

Решение: Предварительная повестка дня была отклонена 5 голосам против 4 (Дания, Ливан, Новая Зеландия, СССР), при двух воздержавшихся (Соединенное Королевство, Франция).

896. После заседания Совета, состоявшегося 25 июня, от председателя Межамериканского комитета мира поступило три сообщения: от 27 июня, 5 июля и 8 июля (S/3256, S/3262, S/3267). Первое из них касалось посылки в Гватемалу, Гондурас и Никарагуа комитета по установлению фактов, во втором со-общалось, что эти три государства довели 2 июля до сведения Комитета, что спора между ними уже не существует, а при третьем препровождался доклад Межамериканского комитета мира.

397. В каблограмме от 9 июля (S/3266) министр иностранных дел Гватемалы сообщил Председателю Совета Безопасности, что в его стране восстановлен мир и порядок и что Правительственная Хунта (Junta de Gobierno) Гватемалы не считает нужным, чтобы гватемальский вопрос оставался на повестке дня Совета. [стр. 61] . 61]

 

Вверх


Категория: Интервенция в Гватемале (1954 г.) | Теги: интервенция в Гватемале
Просмотров: 8 |