Главная » Документы и исследования » 1946—1962. Политика США в Латинской Америке » Падение правительства Х. Д. Перона в Аргентине

Падение правительства Х. Д. Перона в Аргентине. Южноатлантический пакт
20.03.2019, 14:51
История дипломатии. Т. 5. Кн. 1. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1974., стр. 601—605

Глава 17. Дипломатия и политика США в Латинской Америке. Межамериканские отношения (1946—1962 гг.) (стр. 570—615)

1. Политика США в Латинской Америке в первые послевоенные годы (стр. 570—573)

2. Борьба национально-прогрессивных сил Латинской Америки против экспансии США (стр. 574—575)

3. «Доктрина Ларрета». «План Трумэна» о стандартизации вооружения. Рио-де-Жанейрский пакт 1947 г. (стр. 575—582)

4. IX межамериканская конференция в Боготе и принятие Устава ОАГ (1948 г.) (стр. 582—585)

5. Консультативное совещание министров иностранных дел американских государств в Вашингтоне (1951 г.). Военные соглашения США с латиноамериканскими странами (стр. 585—590)

6. Подъем движения за национальные интересы в Латинской Америке и интервенция в Гватемале (1954 г.) (стр. 591—600)

7. Падение правительства Х. Д. Перона в Аргентине. Южноатлантический пакт (стр. 601—605)

8. Враждебный курс США в отношении Кубы (стр. 605—615)

Попытки США изолировать Кубу на американском континенте. Установление экономической блокады. Военное нападение на Кубу. «Союз ради прогресса». Наращивание враждебных акций против Кубы. Подготовка к новой вооруженной агрессии.

Падение правительства Х. Д. Перона в Аргентине. Южноатлантический пакт (стр. 601—605)

Внешняя политика Аргентины в послевоенный период, на которую сильное влияние оказывали группировки, выступавшие в защиту интересов национальной буржуазии, вызывала открытое недовольство монополистических кругов США.

Правительство президента генерала Хуана Доминго Перона отражало интересы группировок национальной аргентинской буржуазии, заинтересованных в самостоятельном экономическом развитии страны и укреплении влияния Аргентины в Южной Америке.

Правительство Перона национализировало (за выкуп) у иностранного капитала железные дороги, воздушный транспорт, портовые сооружения, телефонную сеть. Оно приняло в 1949 г. новую конституцию, установившую монополию государства над минеральными ресурсами и источниками энергии, создало Институт содействия товарообмену, который контролировал весь экспорт и большую часть импорта страны. В Аргентине был ограничен вывоз прибылей иностранными компаниями, разрабатывались планы промышленного развития страны.

Аргентина в Организации американских государств оказывала сопротивление диктату США. Она не ратифицировала Устав ОАГ, отказалась поддержать декларацию, принятую на X межамериканской конференции. Правительство Перона выступило инициатором создания экономического и политического союза стран Южной Америки. 21 февраля 1953 г. между Аргентиной и Чили был заключен договор («пакт Сантьяго»), сформулировавший принципы аргентино-чилийского экономического сотрудничества. В 1953 г. к этому договору присоединились Парагвай и Эквадор, в 1954 г.— Боливия.

Режим Перона пошел на расширение торгово-экономических связей с СССР и другими социалистическими странами. В 1953 г. между СССР и Аргентиной было подписано торговоплатежное соглашение (первое в истории торговых связей СССР со странами Латинской Америки), а в мае — июле 1955 г. была проведена промышленная выставка Советского Союза, которую посетило 1200 тыс. человек.

Экспансионистские круги в США осуществляли постоянное экономическое и политическое давление на Аргентину, вели подрывную деятельность внутри страны, опираясь на оппозиционные Перону олигархические и военные круги.

Монополии Соединенных Штатов воспользовались значительными экономическими трудностями Аргентины, в создании которых сами участвовали, чтобы заставить правительство [стр. 601] Перона пойти на уступки и сближение с США ради получения американской экономической «помощи».

В 1955 г. в нарушение конституции было заключено соглашение с американским нефтяным трестом «Стандард ойл оф Калифорния» о разведке этим трестом аргентинской нефти. Отступление президента Перона перед американским нажимом подорвало его позиции.

В период с 16 по 22 сентября 1955 г. в Аргентине произошел государственный переворот, отстранивший президента Перона от власти и поставивший Аргентину в положение «прямого и необходимого партнера Соединенных Штатов» 1.

1. Norman A. Bailey. Latin America in World Politics. New York, 1967, p. 59.

Временное правительство генерала Арамбуру упразднило националистическую конституцию 1949 г., отменило ограничения на вывоз прибылей иностранным капиталом, отказалось от государственной монополии в области внешней торговли. Аргентина вступила в Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. В конце 1955 г. Аргентину посетили помощник государственного секретаря США по межамериканским делам Г. Холлэнд и президент Экспортно-импортного банка США Во. Вслед за этим визитом последовало предоставление Аргентине Экспортно-импортным банком США займов на общую сумму 160 млн. долл.

Аргентина в начале 1956 г. ратифицировала Устав ОАГ и присоединилась к межамериканской декларации 1954 г. Правительство Арамбуру восстановило военно-воздушную миссию США, деятельность которой была запрещена Пероном.

Государственный департамент и военное ведомство США, делая ставку на Аргентину, в 1956—1957 гг. предприняли попытки заключения Южноатлантического пакта по типу НАТО в качестве регионального военно-политического блока под американским контролем. Они решили использовать заключение Южноатлантического блока как средство для дальнейшего военного проникновения США в Латинскую Америку, подавления национально-освободительного движения на континенте.

Формально предложение о подписании Южноатлантического пакта (САТО) исходило от Аргентины. Правительство Арамбуру 31 июля 1956 г. обратилось к правительствам Бразилии и Уругвая с инициативой созыва совещания военных представителей для подготовки «основ организации обороны» Южной Атлантики 2. Однако фактическим инициатором этого дела явились США. «Хотя Соединенные Штаты не будут принимать активного участия в работе этого совещания,— сообщало [стр. 602] агентство Ассошиэйтед Пресс,— не вызывает сомнения, что оно одобрено североамериканцами» 3.

2. «ABC», Madrid, 1. VI. 1957.

3. «El Excelsior», Mexico, 15. V. 1957.

Как писала газета «Нью-Йорк тайме», Аргентина в ходе подготовки военного совещания предлагала в рамках САТО создать объединенное военное командование, осуществить стандартизацию вооружений, совместное патрулирование морского побережья, провести унификацию тактики по американскому образцу 4. В переговорах по созыву совещания принял участие также Парагвай.

4. «New York Times», 30. XII. 1956.

Во второй половине мая 1957 г. в соответствии с аргентинским предложением в городе Буэнос-Айресе состоялось секретное совещание представителей вооруженных сил Аргентины, Бразилии, Уругвая и Парагвая по вопросу о создании Южноатлантического пакта. Это совещание проходило при закрытых дверях. На нем в качестве наблюдателя присутствовал председатель Межамериканского совета обороны (МСО) американский генерал Шеперд. Выступая 15 мая 1955 г. на первом открытом заседании, Шеперд заявил о необходимости выработки «более детальных планов обороны континента» 5. Совещание закончилось принятием 18 резолюций, содержание которых не было обнародовано. В заключительном коммюнике, принятом 30 мая 1957 г. участниками совещания, содержалось обращение к Межамериканскому совету обороны рекомендовать странам — членам МСО разработать планы, связанные с «межамериканским мореплаванием, которые способствовали бы лучшему выполнению общего военного плана обороны американского континента» 6.

5. «La Nacion», Buenos Aires, 16. V. 1957.

6. «La Nacion». Buenos Aires, 31. V. 1957.

Однако на совещании в Буэнос-Айресе не был подписан Южноатлантический пакт, заключение которого было его первоначальной целью. Этому воспрепятствовало сопротивление широких слоев населения латиноамериканских стран. Так, в Аргентине против заключения Южноатлантического пакта выступили не только коммунистическая партия, но и партия непримиримых радикалов, прогрессивно-демократическая партия, католическая организация «Федеральный союз» и др. В Уругвае с заявлениями протеста против проведения совещания в Буэнос-Айресе и планов создания САТО выступили коммунистическая партия, социалистическая партия, Всеобщий союз трудящихся, эрреристская партия и другие организации.

В то же время определенные круги в США стремились укрепить связи ОАГ и НАТО. [стр. 603]

Предложение о «контактах» и «взаимосвязи» между этими организациями было официально сделано в начале 1958 г. генеральным секретарем НАТО Спааком.

Однако Совет Организации американских государств, рассмотревший в марте — апреле 1958 г. предложение Спаака, отклонил его, подчеркнув, что ОАГ и НАТО имеют «различную природу»: задачи, которые выполняет ОАГ (экономические и политические), не вяжутся с военным характером НАТО 7. Такое решение ОАГ было принято латиноамериканскими странами вопреки давлению со стороны США.

7. Consejo de la Organizacion de los Estadoa Americanos, «Acta de la Session ordinaria celebrada el 2 de abril de 1958», Washington, 1958, p. 54.

Рост национально-освободительного движения в странах Латинской Америки вынудил правящие круги США в конце 50-х годов приступить к выработке более гибких методов осуществления своей политики. Столкнувшись с падением диктаторских режимов в Перу (1956 г.), Колумбии (1957 г.), Венесуэле (1958 г.), определенные круги в США стремились осуществить мероприятия, направленные на сохранение и укрепление в новых условиях позиций США в Латинской Америке и другими методами.

Одним из них явилось проведение Панамской конференции глав государств Латинской Америки и США, которая состоялась с 21 по 23 июля 1956 г. в городе Панаме. На конференции по предложению президента США было принято решение о создании межамериканской комиссии представителей президентов с целью разработки рекомендаций для превращения ОАГ в «более эффективный инструмент по осуществлению совместных усилий в экономической, финансовой, социальной и технической областях». Выработкой таких рекомендаций занималась указанная комиссия на своих трех заседаниях — в сентябре 1956 г., январе 1957 г. и в апреле — мае 1957 г. в Вашингтоне.

Однако, как показали итоги работы межамериканской комиссии представителей президентов, США удалось провести ряд выгодных им решений (рекомендации о стимулировании частных капиталовложений и др.)» а предложения об укреплении ОАГ в «экономической, технической и социальной» областях остались благими пожеланиями.

Соединенные Штаты в целях демонстрации «нового подхода» к Латинской Америке присоединились, после периода первоначального сдержанного отношения, к «панамериканской операции», выдвинутой в 1958 г. президентом Бразилии Кубичеком, которая предусматривала разработку коллективных мер по восстановлению так называемой «межконтинентальной солидарности», в том числе по установлению «справедливой» основы [стр. 604] экономических отношений между США и странами Латинской Америки.

В 1958 г. страны Латинской Америки посетил брат президента США Мильтон Эйзенхауэр, который представил свои рекомендации американскому президенту, состоявшие в предложениях не афишировать поддержку диктаторских режимов, укреплять «сотрудничество» по линии ОАГ, «стабилизировать» торговые отношения 8.

Поиски путей пересмотра латиноамериканской политики США особенно усилились после победы кубинской революции 1959 г. [стр. 605]

8. «U. S. News and World Report», 16.I.1959.

Вверх


Категория: Падение правительства Х. Д. Перона в Аргентине | Теги: США в Латинской Америке 50-60, ОАГ, правление Перона в Аргентине
Просмотров: 24 |