Главная » Документы и исследования » 1946—1962. Политика США в Латинской Америке » Военные соглашения США с латиноамериканскими странами

Консультативное совещание министров иностранных дел американских государств в Вашингтоне (1951 г.).
19.03.2019, 22:18
История дипломатии. Т. 5. Кн. 1. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1974., стр. 585—590

Глава 17. Дипломатия и политика США в Латинской Америке. Межамериканские отношения (1946—1962 гг.) (стр. 570—615)

1. Политика США в Латинской Америке в первые послевоенные годы (стр. 570—573)

2. Борьба национально-прогрессивных сил Латинской Америки против экспансии США (стр. 574—575)

3. «Доктрина Ларрета». «План Трумэна» о стандартизации вооружения. Рио-де-Жанейрский пакт 1947 г. (стр. 575—582)

4. IX межамериканская конференция в Боготе и принятие Устава ОАГ (1948 г.) (стр. 582—585)

5. Консультативное совещание министров иностранных дел американских государств в Вашингтоне (1951 г.). Военные соглашения США с латиноамериканскими странами (стр. 585—590)

6. Подъем движения за национальные интересы в Латинской Америке и интервенция в Гватемале (1954 г.) (стр. 591—600)

7. Падение правительства Х. Д. Перона в Аргентине. Южноатлантический пакт (стр. 601—605)

8. Враждебный курс США в отношении Кубы (стр. 605—615)

Попытки США изолировать Кубу на американском континенте. Установление экономической блокады. Военное нападение на Кубу. «Союз ради прогресса». Наращивание враждебных акций против Кубы. Подготовка к новой вооруженной агрессии.

Консультативное совещание министров иностранных дел американских государств в Вашингтоне (1951 г.). Военные соглашения США с латиноамериканскими странами (стр. 585—590)

Создав военно-политический блок в Западном полушарии, монополистические силы США перешли в дальнейшее наступление против национально-прогрессивных сил на латиноамериканском континенте.

Государственные военные перевороты, инспирированные разведкой США, произошли в Чили и Никарагуа (1947 г.), Перу и Венесуэле (1948 г.), Колумбии (1949 г.). Компартии были объявлены вне закона в семи странах региона, во многих странах была запрещена деятельность прогрессивных профсоюзов. В 1951 г. диктаторские военные режимы существовали [стр. 585] в большинстве латиноамериканских государств. Под нажимом США разорвали дипломатические отношения с СССР Бразилия и Чили (1947 г.), Колумбия (1948 г.), Венесуэла и режим Батисты на Кубе (1952 г.).

Для экономического и политического проникновения в страны Латинской Америки Соединенные Штаты использовали так называемую «техническую помощь» в соответствии с «четвертым пунктом» программы президента США Г. Трумэна, провозглашенной им 20 января 1949 г. в конгрессе США. Эта программа была направлена на стимулирование притока частного капитала США в экономику латиноамериканских государств. После провозглашения программы «технической помощи» правительство США стало заключать с правительствами латиноамериканских стран двусторонние соглашения, предусматривавшие создание «смешанных» комиссий по осуществлению этой программы, которые грубо вмешивались во внутренние дела этих стран, добиваясь создания более благоприятных условий для экономической и политической экспансии США. «Четвертый пункт» программы Трумэна, по признанию официальных кругов США, явился «мощным оружием американской дипломатии» 1.

1. «The Department of State Bulletin», 25. XII. 1950.

Однако дипломатии Вашингтона не удалось преодолеть сопротивление ряда латиноамериканских стран, в первую очередь Аргентины, Мексики и Гватемалы, выступавших с позиций защиты национального суверенитета и принципа невмешательства во внутренние дела.

США добивались поддержки агрессии против КНДР странами Латинской Америки и их непосредственного участия в агрессивных действиях в Корее. Представители режима Батисты и Эквадор голосовали в Совете Безопасности за резолюцию, незаконно санкционировавшую в 1950 г. интервенцию империалистических сил в Корее. Государственный секретарь США Д. Ачесон сделал 16 декабря 1950 г. заявление о том, что США в связи с «чрезвычайным положением» желают проконсультироваться с другими членами «межамериканского содружества» по вопросу «координации совместных усилий, которые вызываются создавшейся обстановкой» 2.

2. «New York Times», 17. XII. 1950.

20 декабря 1950 г. Совет ОАГ по предложению представителя США принял решение о созыве консультативного совещания министров иностранных дел американских государств. Д. Ачесон 23 января 1951 г. направил министрам иностранных дел стран — членов ОАГ приглашение участвовать в совещании, в котором его созыв обосновывался необходимостью обсуждения «взаимных проблем», возникших перед странами полушария [стр. 586] в чрезвычайной обстановке, якобы созданной «международным коммунизмом» 3. На обсуждение совещания выносились вопросы о «политическом и военном сотрудничестве в целях обороны Америки и предупреждения и отражения агрессии», об «укреплении внутренней безопасности американских республик» и об «экономическом сотрудничестве в условиях чрезвычайного положения».

3. «Fourth Meeting of Consultation of Ministers of Foreign Affairs, Proceedings, Pan American Union». Washington, 1951, p. 5.

Соединенные Штаты, стремясь обеспечить «единодушие» на совещании, направили своих эмиссаров к югу от Рио Гранде. В начале февраля 1951 г. в латиноамериканские страны вылетел Г. Бенетт — администратор по осуществлению «четвертого пункта» программы Трумэна, посетивший Эквадор, Боливию, Чили, Аргентину, Парагвай, Бразилию, Венесуэлу, а также ряд центральноамериканских республик. В конце февраля — начале марта 1951 г. в Бразилии, Уругвае, Аргентине и Чили побывал помощник государственного секретаря США по межамериканским делам Миллер.

В начале консультативного совещания, открывшегося в г. Вашингтоне 26 марта 1951 г., американской дипломатии удалось навязать его участникам правило процедуры, согласно которому любые дополнения к повестке дня совещания могли быть приняты лишь при условии единогласия стран-участниц. Тем самым США получили возможность не допустить обсуждения на нем нежелательных для себя вопросов. Председатель совещания Д. Ачесон незамедлительно воспользовался этим правилом и ответил отказом на предложение представителя Гватемалы обсуждать «все проблемы, с которыми сталкиваются страны Западного полушария».

Консультативное совещание в Вашингтоне проходило при закрытых дверях и закончилось 7 апреля 1951 г. принятием «Заключительного акта», объединившего ряд резолюций об усилении борьбы с демократическими силами (резолюция «Усиление внутренней безопасности»), дальнейшей координации «военного сотрудничества» и «военного планирования совместной обороны» (резолюция «Межамериканское военное сотрудничество»), увеличении производства стратегических материалов «в целях обороны» и т. д.

Однако Соединенным Штатам не удалось навязать на совещании резолюцию «Подготовка обороны американских республик и поддержка действий, предпринятых Объединенными Нациями» в том виде, в каком она была внесена ими и поддержана Бразилией, Колумбией, Кубой, Парагваем и Уругваем. Вокруг этой резолюции развернулась основная борьба на [стр. 587] совещании, поскольку ее одобрение означало бы, по существу, создание репрессивных межамериканских вооруженных сил и использование национальных воинских частей по усмотрению США вне Западного полушария, на корейском и других театрах военных действий. Аргентина, Мексика и Гватемала, выступившие против американского проекта этой резолюции, внесли ряд поправок, которые оставляли за каждой латиноамериканской стороной право самой определять нужды национальной обороны и свободу действий при решении вопроса о выделении войск для «обороны» Западного полушария и их использования ООН. Принятая совещанием указанная резолюция с учетом внесенных поправок гласит:

«1. Каждая из американских республик должна немедленно изучить свои ресурсы и определить, какие шаги она может предпринять, с тем чтобы внести свой вклад в дело обороны Западного полушария и усилий ООН по поддержанию коллективной безопасности для того, чтобы достигнуть цели и задачи, изложенные в резолюции «Объединение в целях поддержания мира», принятой Генеральной Ассамблеей ООН.

2. Каждая из американских республик без нанесения ущерба национальной самообороне 4 должна оказать особое внимание развитию и поддержанию воинских частей в системе своих национальных вооруженных сил, таким образом обученных, оснащенных и организованных, чтобы эти части в соответствии с конституционными нормами и в такой степени, в какой, по мнению правительства, ей позволяют ее возможности, могли бы непосредственно быть доступны: 1) для обороны Западного полушария и 2) для несения службы в качестве соединения или соединений Объединенных Наций в соответствии с резолюцией «Объединение в целях поддержания мира» 5.

4. Подчеркнутые нами слова являются поправками Аргентины, Мексики и Гватемалы к проекту американской резолюции.

5. «Fourth Meeting of Consultation of Ministers of Foreign Affairs...», p. 238.

При подписании «Заключительного акта» Аргентина специально оговорила, что посылка аргентинских войск за пределы страны будет зависеть от соответствующего решения Национального собрания и «волеизъявления аргентинского народа» 6.

6. «Fourth Meeting of Consultation of Ministers of Foreign Affairs...», p. 265—266.

Не поддержав США на совещании в Вашингтоне в их попытках сколотить экспедиционный корпус из воинских частей латиноамериканских стран для использования против корейского народа, страны Латинской Америки подтвердили эту свою позицию и в июле 1951 г.

Министерство иностранных дел Чили 13 сентября 1951 г. официально заявило, что Чили ни при каких обстоятельствах [стр. 588] не пошлет войска за пределы своей территории. Об отказе предоставить войска в распоряжение ООН для использования вне национальных территорий заявили правительства Мексики и Венесуэлы. Президент Гватемалы Хакобо Арбенс 1 марта 1952 г. информировал генерального секретаря ООН о том, что «состояние экономики Гватемалы не позволяет ей выделить какие-либо войска в распоряжение ООН». Во время встречи с государственным секретарем США Д. Ачесоном (1952 г.) в Рио-де-Жанейро президент Бразилии Жетулио Варгас ответил отказом па требование направить бразильские войска в Корею 7. Из латиноамериканских стран только одна Колумбия направила в Корею батальон солдат и фрегат. Другие страны ограничились посылкой в Корею продовольствия (Куба — 2 тыс. т сахара и 10 тыс. галлонов спирта; Эквадор — 500 т риса), медикаментов (Мексика и Венесуэла), одежды (Перу и Уругвай) или полностью отказались участвовать в корейской войне (Аргентина, Гватемала и др.)

7. Donald M. Dozer. Are We Good Neighbours..., p. 328—329.

Стремясь связать страны Латинской Америки более твердыми обязательствами в области «военного сотрудничества» (чем те, которые вытекали из решений IV консультативного совещания министров иностранных дел стран — членов ОАГ), правящие круги США стали на путь заключения с ними двусторонних соглашений «о взаимной военной помощи». Конгресс США в 1951 г., после начала войны в Корее, выделил 38 млн. долл. на оказание прямой военной «помощи» латиноамериканским республикам на основе закона 1951 г. о «взаимном обеспечении безопасности» 8.

8. «United Slates — Latin American Relations...», p. 39.

Военная «помощь» латиноамериканским странам оказывалась лишь при условии подписания ими двусторонних соглашений с США, предусматривающих ряд обязательств, ведущих к подчинению этих стран военно-политическим целям Соединенных Штатов.

В 1952—1958 гг. США навязали тринадцати странам Латинской Америки двусторонние пакты «о взаимной военной помощи», предусматривающие предоставление пм военной «помощи» в виде прямых бесплатных поставок вооружения и снаряжения, закупки оружия и снаряжения в США, учреждения военных, военно-морских и военно-воздушных миссий Соединенных Штатов для наблюдения за осуществлением соглашений и обучения вооруженных сил этих стран 9. Военная [стр. 589] «помощь» Соединенных Штатов своим южным соседям была направлена на усиление их военно-политической зависимости от США, установление контроля над их вооруженными силами, осуществление репрессивных действий против освободительных движений на континенте.

9. Такие военные соглашения, сохраняющие силу в настоящее время, были подписаны США в 1952 г. с Эквадором, Бразилией, Колумбией, Перу, Уругваем, Чили; в 1953 г.— с Доминиканской Республикой; в 1954 г.— с Никарагуа и Гондурасом; в 1955 г.— с Гватемалой и Гаити; в 1958 г.— с Боливией. Правительство революционной Кубы в 1960 г. расторгло двустороннее военное соглашение с США, заключенное режимом Батисты в 1952 г.

Правительства латиноамериканских стран, согласно двусторонним военным пактам с США, имеющим почти аутентичное содержание, подтверждают «свои военные обязательства, принятые по многосторонним и двусторонним соглашениям и договорам, участником которых являются Соединенные Штаты». Они обязуются «принимать все возможные меры, необходимые для укрепления своей обороноспособности», «содействовать производству и передаче стратегического сырья, в котором будут нуждаться Соединенные Штаты», и сотрудничать с США в ограничении торговли с социалистическими странами 10. Эти соглашения существенным образом ограничивали суверенитет латиноамериканских государств, вовлекали их в гонку вооружений.

10. «U. S. Department of State Bulletin», 3. III. 1952.

В Латинской Америке развернулось движение протеста против двусторонних военных соглашений с США. В это движение активно включились комитеты сторонников мира, созданные во всех латиноамериканских странах после проведения в городе Мехико в 1949 г. континентального конгресса в защиту мира. Правительство Мексики под давлением демократических политических партий и широкой общественности отказалось взять на себя кабальные обязательства, вытекавшие из предложенного Соединенными Штатами проекта военного соглашения 11. В феврале 1952 г. Мексика прервала переговоры с США о заключении такого пакта. Не помогло и направление в Мексику в мае 1953 г. начальника штаба армии генерала Лоутона Коллинза и командующего военно-воздушными силами США генерала Хойта Ванденберга, пытавшихся оказать нажим на мексиканские власти и навязать этой стране двустороннее военное соглашение 12. Из-за широкого сопротивления в Бразилии и Уругвае двусторонние военные пакты были ратифицированы лишь год спустя после их подписания. [стр. 590]

11. Walter Daniels. Latin America in the Cold War. New York, 1952, p. 56.

12. «Latin America Todav», vol. 3, N 10, New York, October 1953, p. 1.

Вверх


Категория: Военные соглашения США с латиноамериканскими странами | Теги: ОАГ, США в Латинской Америке 50-60
Просмотров: 21 |