Главная » Документы и исследования » 1950 — 1955. После образования двух Германий » Германский вопрос после образования двух Германий 1950 — 1955

Германский вопрос в 1950 — 1955
16.01.2017, 06:26
Дипломатический словарь. В 3-х томах. Изд. 3-е. Том 1 — М.: Политиздат, 1971, стр. 392—396

ГЕРМАНСКИЙ ВОПРОС. (продолжение)

Главным содержанием политики [стр. 392] западных держав после создания ФРГ стало восстановление военно-промышленного потенциала и перевооружение Западной Германии, включение ее в военно-политические группировки, направленные против СССР и др. социалистических стран.

Впервые официально этот комплекс вопросов рассматривался на Лондонском совещании министров иностранных дел США, Англии и Франции (май 1950). Подготовка вооружения ФРГ сопровождалась различными маневрами, призванными представить США, Англию и Францию в качестве сторонников единства Германии.

Секретное совещание министров иностранных дел трех держав в Нью-Йорке, а затем и сессия совета НАТО (сентябрь 1950) поручили органам Североатлантического союза представить «в самый кратчайший срок рекомендации о том, каким путем Германия может внести наиболее полезный вклад в дело обороны». В ходе дальнейших переговоров был разработан план создания «Европейского оборонительного сообщества», в рамках к-рого ФРГ должна была сформировать 500-тысячную армию.

Одновременно с ремилитаризацией ФРГ западные державы продолжали ревизию четырехсторонних постановлений о Германии и оформляли «новые основы» для отношений с ФРГ. 9 июля 1951 США, Англия и Франция в сепаратном порядке объявили о прекращении состояния войны с Германией, а 26 мая 1952 подписали с ФРГ «Договор об отношениях между тремя державами и Федеративной Республикой Германии», к-рый предусматривал отмену оккупационного режима и формально провозглашал суверенитет ФРГ (см. Боннский договор 1952).

В связи с принятием в 1968 так наз. «чрезвычайных законов» положения Боннского договора о ряде ограничений суверенитета ФРГ были несколько смягчены. Однако США, Англия и Франция продолжают располагать чрезвычайными правами в случае возникновения обстановки, угрожающей безопасности их войск, дислоцирующихся на территории ФРГ.

На протяжении 1950—53 СССР, ГДР и др. социалистические страны внесли важные предложения, к-рые открывали реальные возможности решения Г. в. (см. Парижские соглашения). Эти предложения не были приняты западными державами.

ГДР постоянно предпринимала попытки установить сотрудничество с ФРГ в целях мирного решения германского вопроса. 15 сентября 1951 Народная палата ГДР обратилась к западногерманскому бундестагу с предложением созвать общегерманское совещание представителей ГДР и ФРГ для обсуждения двух вопросов: о проведении общегерманских свободных выборов и об ускорении заключения мирного договора с Германией. Когда боннское правительство спустя две недели выставило 14 пунктов в качестве условия принятия обращения ГДР, Народная палата ответила заявлением, что большинство выдвинутых предложений относительно условий проведения общегерманских выборов является приемлемым. Однако ФРГ не реагировала на предложения Народной палаты. Не получили положительного отклика со стороны западногерманского правительства и бундестага и др. обращения президента, правительства и Народной палаты ГДР.

Важное место в борьбе за миролюбивую демократическую Германию занимает выступление Советского правительства 10 марта 1952 с проектом основ мирного договора с Германией. Этот проект исходил из необходимости заключить с Германией демократический и справедливый мир, к-рый восстанавливал бы ее суверенитет, обеспечивал равноправное положение Германии среди др. государств и не допускал возрождения германского милитаризма. Советское предложение предусматривало скорейшее образование общегермаиского правительства, к-рое приняло бы участие в разработке договора и его подписании от имени всей Германии. В ноте от 9 апреля 1952 Советское правительство предлагало, чтобы в этих целях в ближайшее время были проведены общегерманские выборы.

Однако США, Англия, Франция и ФРГ не пошли на обсуждение советских предложений. 15 августа 1953 Советское правительство обратилось к США, Англии и Франции с [стр. 393] предложениями созвать мирную конференцию для рассмотрения вопроса о мирном договоре с Германией, образовать временное общегерманское правительство путем соответствующей договоренности между парламентами ГДР и ФРГ при широком участии демократических организаций и провести свободные общегерманские выборы, облегчить финансово-экономические обязательства Германии, связанные с последствиями войны.

Западные державы заняли отрицательную позицию и в отношении этих советских предложений. Руководящие круги США, Англии и Франции стремились прежде всего расчистить путь к восстановлению германского милитаризма. Это особенно наглядно проявилось на Берлинском совещании 1954 министров иностранных дел СССР, США, Англии и Франции (январь — февраль).

Из-за позиции западных держав рассмотрение германского вопроса на Берлинском совещании не привело к каким-либо положительным результатам.

После Берлинского совещания западные державы стали форсировать осуществление своих планов ремилитаризации Западной Германии. 23 октября 1954 были подписаны парижские соглашения, к-рые предусматривали создание западногерманских вооруженных сил и включение Западной Германии в Североатлантический блок и во вновь созданную группировку — Западноевропейский союз.

Советское правительство и в этих условиях продолжало искать пути, к-рые позволили бы предотвратить превращение ФРГ в милитаристское государство. 15 января 1955 оно еще раз предупредило об опасных последствиях для всех народов Европы и для германского народа перевооружения ФРГ и ее включение в военные блоки.

5 мая 1955 парижские соглашения вступили в силу. Это развязывало руки милитаристам и реваншистам в Западной Германии и наносило тягчайший удар делу восстановления национального единства германского народа.

Раскол Германии и милитаризация ее западной части не были бы возможны, если бы мероприятия правительств США, Англии и Франции не встречали поддержки со стороны правящих кругов Западной Германии, к-рых к этому толкали интересы сохранения классового господства, а также расчеты на то, что, как и после первой мировой войны, им удастся воспользоваться помощью западных держав для восстановления собственной экономической и военной мощи и проведения политики экспансии. По этим же причинам в последующие годы правительство ФРГ отдавало предпочтение планам так наз. интеграции Европы, выступало и продолжало выступать за то, чтобы в Западной Германии оставались иностранные войска. Западногерманское правительство ни разу не поддержало тех предложений, к-рые давали реальные возможности для соглашения по германскому вопросу. Так было с советским предложением о мирном договоре в 1952, так было и с заявлением Советского правительства от 15 января 1955. Такую же реакцию встречали и все предложения ГДР. Правительство ФРГ представляло собой в то время единственное правительство в Европе, к-рое открыто заявляло о непризнании существующих границ.

Вступление в силу парижских соглашений и вооружение Западной Германии усиливали опасность новой войны и создавали угрозу национальной безопасности миролюбивых государств. В связи с этим в Варшаве состоялось совещание европейских социалистических государств, на к-ром рассматривался вопрос о мероприятиях по обеспечению мира и безопасности в Европе. На совещании был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, Советским Союзом и Чехословакией. Заключение Варшавского Договора явилось мерой, принятой в ответ на создание Североатлантического блока, а также Западноевропейского союза и включение в эти военные группировки ФРГ.

При подписании договора премьер-министр ГДР О. Гротеволь выступил с декларацией, в к-рой подчеркивалось, что объединенная Германия должна быть свободна от [стр. 394] обязательств, принятых той или иной частью Германии по соответствующим военно-политическим договорам и соглашениям, заключенным до ее объединения.

В отличие от Варшавского Договора, парижские соглашения исходят из распространения на объединенную Германию обязательств ФРГ, касающихся ее участия в военно-политических блоках западных держав.

С момента возникновения Германской Демократической Республики отношения между СССР и ГДР основывались на принципах дружбы, взаимного уважения и доверия. В августе 1953 дипломатические миссии СССР и ГДР были преобразованы в посольства. В марте 1954 Советское правительство отменило наблюдение за деятельностью государственных органов ГДР, к-рое осуществлялось до этого Верховным комиссаром СССР в Германии. 25 января 1955 Советский Союз прекратил состояние войны с Германией. В соответствии с договором от 20 сентября 1955 отношения между обеими странами основываются на полном равноправии, взаимном уважении суверенитета и невмешательстве во внутренние дела. В договоре было подтверждено, что ГДР свободна в решении вопросов своей внутренней и внешней политики, включая вопросы взаимоотношений с ФРГ.

Считаясь с фактом существования двух германских государств и желая поддерживать дружественные отношения со всем немецким народом, СССР предпринял шаги для нормализации отношений с ФРГ. Состоявшиеся в сентябре 1955 переговоры между правительственными делегациями СССР и ФРГ завершились установлением дипл. отношений.

В мае — июле 1955, когда проходил обмен мнениями между СССР, США, Англией и Францией по поводу созыва совещания глав правительств четырех держав, Советское правительство подчеркнуло, что в результате вступления в силу парижских соглашений в Германии создались новые условия, с к-рыми необходимо считаться в поисках путей к объединению Германии.

На Женевском совещании глав правительств четырех держав в июле 1955 советская делегация отстаивала необходимость сближения и сотрудничества между обеими частями Германии. В то же время она высказалась за создание в Европе системы коллективной безопасности с участием в ней обоих германских государств.

На Женевском совещании правительства США, Англии и Франции по-прежнему были далеки от реалистического подхода к германскому вопросу и считали едва ли не главной своей целью по возможности оправдать заключение парижских соглашений.

Главы правительств поручили министрам иностранных дел продолжить переговоры, с тем чтобы найти пути конкретного решения вопроса «европейская безопасность и Германия», и утвердили краткие директивы, определяющие направление работы министров (см. Женевские совещания).

На Женевском совещании министров иностранных дел четырех держав в октябре — ноябре 1955 советская делегация обращала внимание на то, что к решению германской проблемы и объединению Германии нельзя подходить сейчас так, как 10 лет назад, когда на немецкой земле еще не существовало никаких немецких властей, могущих взять на себя ответственность за судьбы Германии. Только полный учет того обстоятельства, что на территории Германии существуют два различных германских государства и что воссоединение Германии не может быть достигнуто иначе, как по взаимному согласию этих государств, может помочь найти правильное решение Г. в.

Советская делегация поддержала доведенное до сведения совещания предложение ГДР о создании Общегерманского совета, к-рый мог бы координировать действия ГДР и ФРГ в политической, экономической и культурной жизни. Вместе с тем было предложено, чтобы четыре державы предприняли зависящие от них меры, способствующие созданию благоприятных условий для решения германской проблемы: вывели бы в 3-месячный срок с территории Германии свои войска, за исключением строго ограниченных контингентов; договорились бы по согласованию с ГДР и ФРГ об [стр. 395] ограничении количественного состава их вооруженных формирований. Советская делегация не согласилась с выдвинутым западными державами положением, будто впредь до воссоединения Германии невозможно обеспечить европейскую безопасность.

Правительства трех западных держав отклонили предложение советской делегации о приглашении представителей ГДР и ФРГ в Женеву для участия в рассмотрении германского вопроса. Они отказались участвовать в системе европейской безопасности, созданию к-рой не предшествовало бы объединение Германии на выдвигаемых ими условиях, а именно воссоединенная Германия, так же как и ФРГ, должна быть участницей НАТО.

Эта позиция западных держав не создавала никакой перспективы для достижения договоренности по германскому вопросу и поставила совещание в такое положение, при к-ром директивы глав правительств не могли быть реализованы. [стр. 396]

 

Дипломатический словарь. В 3-х томах. Изд. 3-е. Том 1 — М.: Политиздат, 1971, стр. 392—396

 

Вверх


Категория: Германский вопрос после образования двух Германий 1950 — 1955 | Теги: германский вопрос
Просмотров: 130 |