Главная » Документы и исследования » 1960-е—70. Дипломатия государств Латинской Америки » Возврат США к «жесткому» курсу в Латинской Америке

Вооруженное вторжение США в Доминиканскую Республику
21.03.2019, 19:12
История дипломатии. Т. 5. Кн. 2. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1979., стр. 612—618

Глава 14. Дипломатия государств Латинской Америки и межамериканские отношения (стр. 607—661)

1. Социально-экономические сдвиги в Латинской Америке и новые внешнеполитические тенденции. (стр. 607—612)

2. Возврат США к «жесткому» курсу в Латинской Америке. (стр. 612—618)

Вооруженное вторжение США в Доминиканскую Республику.Рассмотрение в Совете Безопасности ООН вопроса об интервенции США.

3. Дипломатическая борьба латиноамериканских республик против империалистической политики блокады Кубы. (стр. 618—630)

Враждебный курс США в отношении Кубы.—Санкции Организации американских государств против Кубы.— Провал в ОАГ политики блокады Кубы.

4. Борьба Панамы в защиту национального суверенитета и американо-панамские отношения. (стр. 630—642)

Агрессивные действия США в Панаме.— Переговоры между США и Панамой о Панамском канале.— Выездная сессия Совета Безопасности ООН в Панаме.— Новые американо-панамские договоры о Панамском канале.

5. Подрывная деятельность США в странах Латинской Америки и переворот в Чили. (стр. 642—649)

Внешнеполитический курс правительства Народного единства в Чили.

6. Борьба противоположных тенденций в межамериканских отношениях. (стр. 650—661)

Дипломатическая борьба вокруг перестройки Организации американских государств и межамериканских отношений.— Движение в Латинской Америке против гонки вооружений.— «Новый диалог» США с Латинской Америкой.

Возврат США к «жесткому» курсу в Латинской Америке (стр. 612—618)

Приход к власти в США администрации Л. Джонсона совпал по времени со «сменой вех» в латиноамериканской политике США. Политика «новых рубежей» Дж. Кеннеди уступила место доктринам Манна — Джонсона, которые возвели вмешательство в дела других государств в ранг официальной политики США в Латинской Америке 1.

1. Эти доктрины явились развитием политического направления, сформулированного в послании президента Дж. Кеннеди конгрессу от 22 марта 1961 г., где говорилось, что США не ослабят своей решимости противостоять «внутренней агрессии, где бы она ни происходила».

Заместитель государственного секретаря США по межамериканским делам и специальный помощник президента по делам Латинской Америки Томас Манн в марте 1964 г. выступил с заявлениями о том, что США должны отказаться от проведения различия между диктаторскими и демократическими правительствами и что во всех случаях, когда «правительства сбрасываются силой», США будут решать вопросы дипломатического признания, торговли, оказания помощи, исходя из «наших идеалов» и «наших всесторонних национальных интересов» 2.

2. «The New York Times», March 19, 1964; «Washington Post», March 21, 1964; «The Department of State Bulletin», vol. 50, N 1305, June 29, 1964, p. 998.

Суть этих положений состояла в том, чтобы, игнорируя принципы международного права, стимулировать реакционные военные перевороты в Латинской Америке, подавить прогрессивное демократическое движение и борьбу за экономическую и политическую самостоятельность па континенте.

Первый по времени государственный военный переворот после заявлений Т. Манна был произведен в Бразилии. Прогрессивное правительство этой страны во главе с президентом Жоао Гулартом проводило внешнеполитический курс, основанный «на отказе от лидерства США», на принципах неприсоединения и защиты [стр. 612] национальных интересов 3. Оно ввело ограничения на вывоз прибылей иностранным капиталом, приняло план национального экономического развития, объявило о проведении аграрной реформы. Для оказания нажима на правительство Ж. Гуларта последовали визиты в эту страну заместителя государственного секретаря США Аверелла Гарримана, сенатора Роберта Кеннеди и других официальных представителей США, добивавшихся изменения политики Бразилии.

3. Robert N. Burr. Our Troubled Hemisphere, Perspectives on United States — Latin American Relations. Washington, 1967, p. 141, 142.

Когда это давление не дало нужных Вашингтону результатов, 1 апреля 1964 г. правительство Ж. Гуларта было свергнуто реакционными военными кругами. Государственный департамент США поспешил с официальным дипломатическим признанием нового правительства, сделав это еще до вступления на пост нового временного президента.

Повое военное правительство Бразилии разорвало дипломатические отношения с Кубой (май 1964 г.), подписало с США соглашение о гарантиях частных американских инвестиций (февраль 1965 г.), допустило в страну военную и морскую миссии США и т. д.

Вслед за Бразилией произошли реакционные государственные военные перевороты в Боливии (1964 г.) и Аргентине (1966 г.). Политика этих государств с установлением диктаторских режимов сразу же изменилась в соответствии с требованиями монополистических кругов США. [стр. 613]

Вооруженное вторжение США в Доминиканскую Республику (стр. 613—616)

Конкретным проявлением агрессивного курса американского империализма в Латинской Америке была интервенция США в Доминиканской Республике.

В конце апреля — начале мая 1965 г. США высадили свои вооруженные силы в Доминиканской Республике, чтобы подавить демократическую революцию, свергнувшую проамериканский режим Д. Рейд Кабраля и осуществлявшуюся под лозунгами защиты конституции и проведения прогрессивных социально-экономических преобразований.

США направили в Доминиканскую Республику 42 тыс. солдат и морских пехотинцев; берега Доминиканской Республики блокировали корабли военно-морского флота США 4. Высадившиеся на доминиканской территории американские войска установили оккупационный режим.

4. Armando Bayo. Republica Domiuicana. La Habana, 1968, p. 64

Направление этих войск было осуществлено, по заявлению президента США Л. Джонсона, якобы для «защиты жизни американцев», находившихся в Доминиканской Республике. [стр. 613]

В Заявлении ТАСС, опубликованном в связи с началом вооруженной интервенции против Доминиканской Республики, указывалось, что высадка в этой стране американской морской пехоты являлась не чем иным, как актом прямой агрессии против доминиканского народа, очередной попыткой сохранить у власти реакционный, угодный Соединенным Штатам, антинародный диктаторский режим 5.

5. См. «Правда», 2 мая 1965 г.

Выступая против конституционного правительства Доминиканской Республики во главе с полковником Франсиско Кааманьо Деньо (в мае 1965 г. конгресс избрал его временным президентом страны), США добивались создания в Доминиканской Республике угодного им правительства. Вашингтон остановил свой выбор на руководителе полиции при свергнутой диктатуре генерале А. Имберте, который и стал главой правительства «национальной реконструкции».

Проамериканская хунта Имберта стала действовать на оккупированной войсками США территории, подвергая жестоким репрессиям доминиканских патриотов, проводя систематические аресты и расстрелы граждан по политическим мотивам.

Осуществив вооруженную агрессию в Доминиканской Республике, президент США Л. Джонсон 2 мая 1965 г. объявил: «Американские страны не могут допустить, не должны допустить и не допустят создания в Западном полушарии еще одного коммунистического правительства» 6. В «доктрине Джонсона» нашла отражение концепция «идеологических границ», взятая на вооружение империалистическими кругами США и правыми военными режимами в Латинской Америке, которая объявила устарелым принцип невмешательства во внутренние дела во имя борьбы с так называемым «коммунистическим проникновением».

6. Цит. по: В. Г. Спирин. Империализм США и латиноамериканская реальность.— «США: экономика, политика, идеология», 1971, № 8, стр. 31.

Палата представителей конгресса США приняла 20 сентября 1965 г. резолюцию, угрожавшую суверенитету и национальной независимости латиноамериканских стран. Резолюция призывала «принимать меры вплоть до применения вооруженной силы» против так называемого «коммунистического проникновения» в американские государства и подводила «юридическую базу» под вмешательство США во внутренние дела любой латиноамериканской республики под предлогом «предотвращения подрывной деятельности» 7.

7. «Congressional Records». Recording and Debates of the 89th Congress, First Session, vol. Ill, p. 18. September 14, 1965 to September 23, 1965. Washington, 1965, p. 24347.

США осуществили вторжение в Доминиканскую Республику без предварительного уведомления ОАГ, опасаясь отрицательной [стр. 614] реакции на эту агрессию Мексики, Перу, Чили и других стран, отстаивавших принцип уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела. После высадки американских экспедиционных сил в Доминиканской Республике дипломатия США прибегла к помощи ОАГ, пытаясь превратить американскую агрессию в «коллективную акцию» ОАГ, а саму эту организацию в полицейский карательный орган с правом вмешательства во внутренние дела любой латиноамериканской страны под предлогом борьбы с «подрывной деятельностью».

По инициативе США 30 апреля 1965 г. было созвано X Консультативное совещание министров иностранных дел американских государств, которое продолжало свою работу в период всего доминиканского кризиса (до июня 1966 г.). Под прямым нажимом США это совещание 6 мая 1965 г. приняло резолюцию о создании «межамериканских вооруженных сил мира» и их направлении в Доминиканскую Республику в целях «сотрудничества» с ОАГ «в восстановлении нормального положения в Доминиканской Республике, обеспечении безопасности населения и соблюдении прав человека» 8. Фактической целью этих сил являлось утверждение у власти режима, угодного США, и подавление движения доминиканских патриотов в защиту национального суверенитета.

8. «La Organizacion de los Estados Americanos. Su Estructura y Funciona-miento». Washington, 1967, p. 52.

Решение о создании «межамериканских вооруженных сил» было навязано Соединенными Штатами латиноамериканским странам. Против него голосовали делегаты Мексики, Перу, Чили, Эквадора, Уругвая. Венесуэльский представитель воздержался. «Путем дипломатического давления,— свидетельствовал американский историк Эдвин Льюнуин,—- были получены на X Консультативном совещании 2/3 голосов, необходимых для совдания межамериканской полицейской силы — первой в истории ОАГ» 9.

9. Edwin Lienwen. U. S. Policy in Latin America. A Short History. New York, 1965, p. 110.

Подавляющее большинство стран Латинской Америки отказалось участвовать в оккупации Доминиканской Республики и предоставить в распоряжение ОАГ, как это предусматривалось решением Консультативного совещания, свои «сухопутные, морские, воздушные и полицейские силы». В состав «межамериканских сил» вошли лишь воинский контингент из Бразилии и небольшие, скорее символические, отряды из Парагвая, Гондураса, Никарагуа, Сальвадора и Коста-Рики общей численностью в 2 тыс. солдат. Подавляющую часть войск интервентов, высадившихся в Доминиканской Республике, составляли вооруженные силы США 10. [стр. 615] Конституционное правительство Доминиканской Республики, возглавляемое Ф. Кааманьо, в письме к ОАГ потребовало немедленного вывода из пределов страны «межамериканских вооруженных сил». «Необходимо, чтобы народы и правительства латиноамериканских стран выступали против межамериканских сил,— заявил 2 июля 1965 г. министр иностранных дел правительства Доминиканской Республики Хоттин Кури,— поскольку эти силы представляют такое орудие, которое в конечном счете будет применено против других стран американского континента точно так же, как сейчас его применяют против нас» 11. [стр. 616]

10. Не довольствуясь направлением «межамериканских вооруженных сил» против доминиканского народа, правящие круги США выступили с призывами образовать постоянные «межамериканские вооруженные силы» в качестве регулярно действующего инструмента ОАГ для вмешательства во внутренние дела латиноамериканских стран. В сентябре 1965 г. в конгресс США была внесена поправка к закону о помощи иностранным государствам, предусматривавшая выделение 25 млн. долл. для финансирования таких сил.

11. «Marcha». Montevideo, 3 de julio de 1965.

Рассмотрение в Совете Безопасности ООН вопроса об интервенции США (стр. 616—618)

Агрессивные действия США в Доминиканской Республике подверглись осуждению на заседаниях Совета Безопасности ООН в мае — июле 1965 г., созванных по инициативе Советского Союза.

Постоянный представитель СССР при ООН Н. Т. Федоренко, выступая 3 мая 1965 г. на чрезвычайном заседании Совета Безопасности ООН, заявил, что речь идет об открытом вооруженном вмешательстве США во внутренние дела Доминиканской Республики. Советский представитель потребовал осуждения Советом Безопасности этого вмешательства как грубого нарушения Устава ООН и немедленного вывода американских войск с доминиканской территории 12.

12. «United Nations, Security Council, Official Records, 20th year, 1196th Meeting, 3 May 1965». New York, p. 43—45.

Кубинский представитель при ООН Альварес Табио и представитель Иордании З. ар-Рифаи также потребовали на заседании Совета Безопасности немедленного прекращения агрессии США. Делегат Уругвая в ООН Карлос Веласкес поддержал требование о выводе войск США из Доминиканской Республики 13.

13. «United Nations, Security Council, Official Records, 20th year, 1200th Meeting, 5 May 1965». New York, p. 3, 19—20.

Представитель США Эдлай Стивенсон пытался сорвать обсуждение в Совете Безопасности вопроса об американской интервенции. Он заявил, что положением в Доминиканской Республике уже занимается Организация американских государств, и добивался одобрения Советом Безопасности действий ОАГ, превратившейся в соучастника беззакония.

Несмотря на противодействие дипломатии США, Совет Безопасности ООН принял 14 и 22 мая 1965 г. резолюции о «строгом, не ограниченном по времени» прекращении огня в [стр. 616] Доминиканской Республике 14. В Санто-Доминго был направлен специальный представитель генерального секретаря ООН X. Майобре для представления в ООН доклада о выполнении этих резолюций и наблюдения за положением в стране.

14. «United Nations, Security Council, Official Records, 20th year, 1209th Meeting, 14 May 1965». New York, p. 7—12.

Правительство СССР в Заявлении от 3 июня 1965 г. разоблачило интервенционистский характер действий США в Доминиканской Республике 15.

15. См. «Правда», 5 июня 1965 г.

На заседаниях Совета Безопасности в июне — июле 1965 г., созывавшихся по требованию СССР, советские представители выступили за ограждение суверенитета Доминиканской Республики и вывод всех иностранных вооруженных сил из этой страны, за строгое соблюдение резолюций Совета Безопасности о постоянном прекращении огня, против массового террора, развязанного проамериканской хунтой Имберта.

Генеральный секретарь ООН У Тан указал, что принудительные действия ОАГ в Доминиканской Республике могут иметь далеко идущие последствия, пагубные для самого существования ООН, поскольку подобные действия вправе санкционировать лишь Совет Безопасности.

На заседании Совета Безопасности ООН 26 июля 1965 г. председатель Совета Безопасности, советский представитель, сделал согласованное заявление, суммировавшее мнение членов Совета о положении в Доминиканской Республике, в котором указывалось, что многие члены Совета в своих выступлениях осудили грубые нарушения прав человека в Доминиканской Республике и в той или иной форме заявили свой протест против вооруженной интервенции США в Доминиканской Республике 16.

16. «Unitea Nations, Security Council, Official Records, 20th year, 1233th Meeting, 26 July 1965», p. 1—2.

Вооруженные силы США были выведены из Доминиканской Республики лишь в сентябре 1966 г., после того как комиссия ОАГ передала власть в стране так называемому «нейтральному правительству» во главе с Э. Г. Годоем, устраивавшему США, и после проведения этим правительством новых «выборов», обеспечивших победу американским ставленникам.

Продолжавшаяся 17 месяцев интервенция США в Доминиканской Республике вызвала возмущение и протесты правительственных и общественно-политических кругов латиноамериканских и других стран мира. Мексика, Венесуэла, Колумбия, Перу, Чили, Уругвай и ряд других стран Латинской Америки осудили агрессивные действия США в период доминиканских событий, выступили против создания постоянных «межамериканских вооруженных сил». [стр. 617]

Занимая твердую позицию защиты свободы и независимости народов, Советский Союз на XX сессии Генеральной Ассамблеи ООН внес проект декларации «О недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета», который был одобрен на сессии подавляющим большинством голосов.

Интервенция США в Доминиканской Республике привела к дальнейшему углублению противоречий между империализмом и силами национального освобождения латиноамериканских стран. Империализм и местная реакция не смогли воспрепятствовать развитию освободительного процесса в Латинской Америке, который, несмотря на свою неравномерность, носил поступательный характер и развивался по восходящей линии. [стр. 618]

Вверх


Категория: Возврат США к «жесткому» курсу в Латинской Америке
Просмотров: 27 |