Главная » Документы и исследования » 1954—1955. Борьба СССР за обеспечение безопасности в Европе

Нота Советского правительства Правительствам Франции, Великобритании и США рассмотреть вопрос об участии СССР в НАТО
06.05.2020, 20:53
Правда, 1 апреля 1954, № 91 (13024), стр. 2

Нота Советского Правительства Правительствам Франции, Великобритании и США

31 марта 1954 Министр Иностранных Дел СССР В. М. Молотов Вячеслав Михайлович
МОЛОТОВ
(1890 — 1986)
министр иностранных дел СССР в 1953—1956.
(См.: Биографию)
принял посла Франции в СССР г-на Л. Жокса, посла Великобритании в СССР г-на У. Хэйтера
Уильям Гуденаф
ХЕЙТЕР
(1906 — 1995)
британский дипломат, с октября 1953 года по февраль 1957 года посол Великобритании в СССР.
(См.: Биографию)
и посла США в СССР г-на Ч. Болена и вручил им аналогичные ноты Советского Правительства Правительствам Франции, Великобритании и США.

Ниже публикуется текст ноты Советского Правительства Правительству Франции.

«Советское Правительство считает необходимым обратить внимание Правительства Франции на следующее.

Советский Союз последовательно проводил и проводит политику мира и улучшения отношений между государствами. Это нашло свое выражение в тех предложениях, которые Советское Правительство выдвинуло в Организации Объединенных Наций о всеобщем сокращении вооружений государств, а также о запрещении атомного и других видов оружия массового уничтожения.

Разрешение задачи всеобщего сокращения вооружений, а также запрещения атомного, как и других наиболее опасных видов оружия массового уничтожения, означало бы огромное облегчение тяжелого бремени, которое несут народы в настоящее время, в связи с продолжающейся гонкой вооружений, и устранение опасности применения для разрушительных целей таких великих научных открытий, каким является открытие способов использования атомной энергии. Разрешение этой задачи имело бы важнейшее значение для укрепления мира и безопасности народов.

До сих пор, как известно, не удалось достигнуть соответствующих международных соглашений по указанным важным вопросам, ввиду встретившихся затруднений. Это обстоятельство, однако, не должно умалять значения усилий государств, и прежде всего великих держав, несущих особую ответственность за поддержание международного мира, в деле достижения таких соглашений. Что касается Советского Союза, то он и впредь будет настаивать на необходимости значительного сокращения вооружений и вооруженных сил государств и на достижении соглашения, обеспечивающего недопущение использования атомной энергии для целей разрушения и массового истребления людей. Значение таких усилий государств все более возрастает, особенно в связи с тем, что разрушительная сила атомного оружия непрерывно увеличивается и, кроме того, появилось водородное оружие, мощь которого во много раз превосходит мощь атомного оружия. Не может быть сомнений в том, что использование атомного и водородного оружия в войне принесло бы неисчислимые бедствия для народов, означало бы массовое уничтожение мирного населения, разрушение больших городов — центров современной промышленности, культуры и науки, в том числе старейших центров цивилизации, каковыми являются крупнейшие столицы государств мира.

Прилагая соответствующие усилия с целью облегчить возможность достижения соглашений по указанным важным вопросам, Советское Правительство исходит также из того, что существуют и другие, еще неиспользованные возможности укрепления мира.

В этой связи необходимо прежде всего отметить значение вопроса об укреплении безопасности в Европе, поскольку сохранение мира в Европе имеет решающее значение для поддержания всеобщего мира и недопущения новой мировой войны.

Руководствуясь этим, Советское Правительство на Берлинском совещании Министров иностранных дел Франции, Англии, США и СССР внесло на рассмотрение предложение «Об обеспечении безопасности в Европе» и выдвинуло в связи с этим проект основ «Общеевропейского Договора о коллективной безопасности в Европе».

Проект Договора предусматривает создание общеевропейской системы безопасности на основе коллективных усилий всех государств Европы. Участниками Договора могут быть все европейские государства, независимо от их общественного строя, в том числе и Германия, причем впредь до объединения Германии участниками Договора могли бы быть Германская Демократическая Республика и Германская Федеральная Республика. В случае вооруженного нападения на кого-либо из участников, Договор предусматривает оказание помощи государству, подвергшемуся нападению, всеми доступными средствами, включая применение вооруженной силы в целях восстановления и поддержания международного мира и безопасности в Европе.

Таким образом, проект основ Общеевропейского Договора направлен на создание эффективной системы коллективной безопасности в Европе в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций.

Создание общеевропейской системы коллективной безопасности положило бы конец образованию в Европе противопоставленных друг другу военных группировок государств. Образование таких группировок неизбежно ведет к обострению отношений между государствами, к усилению вражды и недоверия между ними, не говоря уже о том, что оно сопровождается гонкой вооружений, со всеми вытекающими отсюда последствиями для народов. Следует считаться также с тем, что образование военной группировки одних государств неизбежно вызывает соответствующие мероприятия со стороны других государств, в интересах обеспечения их безопасности.

В результате возникает положение, когда отношения между государствами основываются не на стремлении к взаимному сотрудничеству в интересах сохранения мира, а на таком противопоставлении одних государств другим государствам, которое неизбежно ведет к усилению напряженности в отношениях между государствами, и, тем самым, к усилению угрозы новой войны. В этой связи нельзя не считаться с тем, что как первой мировой войне, так и второй мировой войне предшествовало создание противостоящих друг другу военных группировок государств, раскол Европы на два враждебных лагеря. При этом нельзя забывать особо опасную роль германского милитаризма в таких военных группировках и в развязывании первой и второй мировой войны.

Все это подчеркивает значение вопроса о том, чтобы политике, направленной на создание противостоящих друг другу военных группировок государств, была противопоставлена политика эффективного сотрудничества между всеми европейскими государствами в деле поддержания и укрепления мира. Такое сотрудничество между всеми европейскими государствами, большими и малыми, независимо от их общественного строя, позволило бы избежать такого положения, когда Европа периодически втягивается в опустошительные войны, о чем свидетельствует опыт истории европейских государств за последнее столетие.

Именно поэтому Советское Правительство неоднократно обращало внимание Правительства Франции, равно как и Правительств Англии и США, на ту опасность, которая связана с созданием военных группировок государств. В частности, Советское Правительство обращало внимание на это в связи с планами создания так называемого «Европейского оборонительного сообщества», ведущими к восстановлению германского милитаризма, со всеми вытекающими отсюда опасными последствиями для дела мира в Европе, особенно для безопасности соседних с Западной Германией государств.

Как известно, планы образования «Европейского оборонительного сообщества» предусматривают создание замкнутой военной группировки шести европейских государств, под флагом которой организуется так называемая «европейская армия», состоящая из вооруженных сил Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Люксембурга, а также Западной Германии. Главная роль в этой «европейской армии» отводится западногерманским вооруженным силам во главе с гитлеровскими генералами, что делается вопреки обязательствам взятым Францией, Англией и Соединенными Штатами совместно с Советским Союзом, о недопущении возрождения германского милитаризма, причем уже в настоящее время вынашиваются планы создания нескольких десятков западногерманских дивизий.

Хорошо известно также, что в связи с планами организации «европейской армии» правящие круги Западной Германии открыто ставят своей целью ускоренное проведение ремилитаризации Западной Германии и осуществление мероприятий по созданию регулярных вооруженных сил всех родов и уже не считают нужным скрывать свои агрессивные цели в отношении соседних государств. Миролюбивые народы Европы и в особенности соседи Западной Германии не могут поэтому не испытывать законного чувства тревоги за свою безопасность в связи с той угрозой, которую представляет возрождаемый германский милитаризм и вовлечение Западной Германии в «Европейское оборонительное сообщество».

Идти по пути возрождения германского милитаризма и создания военных группировок в Европе, это значит не только не содействовать укреплению мира, а, напротив, вести дело к подготовке новой войны.

Между тем, в настоящее время, как никогда раньше, существует необходимость, чтобы все миролюбивые государства и, в первую очередь, великие державы направили свои усилия на предотвращение новой войны, на то, чтобы народы Европы, в том числе германский народ, не были втянуты в новую войну, которая в нынешних условиях представляет особую опасность для народов. Эта задача может быть успешно разрешена, если, вместо противопоставленных друг другу военных группировок европейских государств, в Европе будет создана система безопасности, основанная на совместных усилиях всех европейских государств. Создание такой системы коллективной безопасности в Европе отвечает, вместе с тем, интересам укрепления всеобщего мира. Именно поэтому идея коллективной безопасности в Европе, особенно после Берлинского совещания, уже нашла активную поддержку со стороны ряда государств, а также в широких международных кругах.

При обсуждении на Берлинском совещании советского предложения о заключении Общеевропейского Договора выявились расхождения, которые не позволили достигнуть согласованного решения. Однако, учитывая значение достижения соответствующего соглашения по этому важному вопросу, Советское Правительство считает целесообразным продолжить рассмотрение этого предложения.

В связи с обсуждением советского предложения об обеспечении коллективной безопасности в Европе высказывались мнения о нежелательности того, чтобы Соединенные Штаты Америки оставались в стороне от Договора о коллективной безопасности в Европе. Учитывая это обстоятельство и принимая во внимание участие Соединенных Штатов в период второй мировой войны в общей борьбе против гитлеровской агрессии и ту ответственность, которую США, наряду с Советским Союзом, Францией и Англией, несут за послевоенное урегулирование в Европе, а также считаясь с точкой зрения, выраженной Правительством США на Берлинском совещании, Советское Правительство, со своей стороны, не видит препятствий к положительному разрешению вопроса об участии США в «Общеевропейском Договоре о коллективной безопасности в Европе». Таким образом, то затруднение на пути к достижению соглашения по вопросу о создании системы коллективной безопасности в Европе, на которое указывалось до сих пор, должно было бы отпасть.

При обсуждении советского предложения об Общеевропейском Договоре на Берлинском совещании затрагивался также вопрос относительно места и роли «Организации Северо-атлантического договора» в связи с созданием системы коллективной безопасности в Европе. При этом представитель Франции, как и представители Англии и США, утверждал, что Северо-атлантический договор носит оборонительный характер и не направлен против какого-либо государства или группы государств. С такого рода заявлениями выступают официальные представители Франции, как и представители США и Англии, и после Берлинского совещания, касаясь советского предложения по вопросу о создании общеевропейской системы коллективной безопасности.

Позиция Советского Правительства в отношении Северо-атлантического договора хорошо известна. Правительство СССР не разделяло и не может разделять в настоящее время ту точку зрения, что указанный договор носит оборонительный характер. При этом Советское Правительство исходит из того, что Северо-атлантический договор создает замкнутую группировку государств, игнорирует задачу предотвращения новой германской агрессии, и, поскольку из великих держав, входивших в антигитлеровскую коалицию, в этом договоре не участвует только СССР, Североатлантический договор не может и рассматриваться как агрессивный договор, направленный против Советского Союза.

Совершенно очевидно, что «Организация Северо-атлантического договора» могла бы при соответствующих условиях утратить свой агрессивный характер в том случае, если бы ее участниками стали все великие державы, входившие в антигитлеровскую коалицию. В соответствии с этим, руководствуясь неизменными принципами своей миролюбивой внешней политики и стремясь к уменьшению напряженности в международных отношениях, Советское Правительство выражает готовность рассмотреть совместно с заинтересованными правительствами вопрос об участии СССР в Североатлантическом договоре.

Поскольку Правительство Франции, а также правительства Англии и США заявляют о своем стремлении к ослаблению международной напряженности и к укреплению мира, то можно было бы ожидать, что они положительно отнесутся к тому, чтобы были приняты меры в целях обеспечения такого положения, при котором Северо-атлантический договор приобрел бы действительно оборонительный характер и создались бы условия, исключающие возможность вовлечения той или иной части Германии в военные группировки. В этом случае «Организация Северо-атлантического договора» перестала бы быть замкнутой военной группировкой государств, была бы открыта для присоединения других европейских стран, что, наряду с созданием эффективной системы коллективной безопасности в Европе, имело бы важнейшее значение для укрепления всеобщего мира.

Советское Правительство имеет в виду, что возникающие и связи с этим вопросы могли бы получить удовлетворительное для всех заинтересованных государств разрешение в интересах укрепления мира и безопасности народов.

Аналогичные ноты Советским Правительством направлены также Правительствам Англии и США».

Вверх


Категория: 1954—1955. Борьба СССР за обеспечение безопасности в Европе
Просмотров: 62 |