Главная » Документы и исследования » Иран » Иранский кризис 1945–1946

Приглашение представителя Ирана к участию в заседаниях Совета Безопасности ООН при рассмотрении иранского вопроса, 28 января 1946
28.01.2005, 19:28
ООН. Совет безопасности. Официальные отчеты: Первый год, первая серия. — Нью-Йорк: ООН, 1947, стр. 13—23


ТРЕТЬЕ ЗАСЕДАНИЕ

Понедельник 28 января 1946 года, 3 ч. дня. Черч Хауз, Вестминстер, Лондон

Председатель: Г-н Н. Дж. О. МЕЙКИН (Австралия)

Присутствуют представители следующих стран: Австралии, Бразилии, Египта, Китая, Мексики, Нидерландов, Польши, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик и Франции.

16. Предварительная повестка дня

  1. Утверждение повестки дня.
  2. Письмо главы делегации Ирана от 19 января 1946 г. на имя Исполнительного секретаря 21.
    Письмо главы делегации СССР от 24 января 1946 г. на имя Председателя Совета Безопасности (документ S/W/2) 21.

21. См. Официальные отчеты Совета Безопасности, первый год, первая серия, Дополнение № 1, приложение 2А.

[стр. 13]

<...>

20. Письмо главы делегации Ирана от 19 января 1946 г. 29 на имя Исполнительного Секретаря

29. См. Официальные отчеты Совета Безопасности, первый год, первая серия, Дополнение № 1, приложение 2А.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (говорит по-английски): Мы подошли теперь к пункту 2 повестки дня. На своем последнем заседании Совет решил пригласить делегацию Ирана присутствовать при обсуждении этого пункта. Мне кажется, что Совет имел намерение действовать на основании статьи 31 Устава. Если бы Совет уже не высказался в пользу приглашения, нам может быть пришлось бы рассмотреть теперь, — ввиду иранского сообщения от 26 января, — не следовало ли бы послать такое приглашение на основании статьи 32. Об этом нам нечего больше беспокоиться. Я упоминаю об этом только для того, чтобы отчет заседания свидетельствовал о том, что мы не упустили этого из виду.

Я спрашиваю у Совета, желает ли он просить представителя Ирана занять теперь место за столом Совета, чтобы он воспользовался своим правом принять участие в обсуждении вопроса без права голоса? Я указываю на то, что право это одинаково как на основании статьи 31, так и на основании статьи 32 Устава. Имеются ли возражения против процедуры, согласно которой представитель Ирана приглашается занять место за нашим столом?

Предложенная процедура принимается.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (говорит по-английски): Я попрошу представителя Ирана соблаговолить занять место за столом Совета.

Представитель Ирана занимает место за столом Совета.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (говорит по-английски): Это первый случай, когда Совету Безопасности приходится действовать согласно главе VI Устава, которая озаглавлена «Мирное разрешение споров». Наш образ действия послужит вероятно прецедентом для будущих действий Совета. Со временем будут несомненно выработаны правила процедуры на основании того, что фактически сделано Советом по настоящему и подобным ему вопросам, и каждый последующий шаг будет ясно определен.

В настоящий момент наши временные правила ничего не говорят относительно этого рода вопросов. Поэтому сегодня нам придется решать процедурные вопросы по мере хода работы.

Вопрос, стоящий перед Советом, Совет должен решить сам. Прежде чем предложить членам Совета высказаться, я осмелюсь высказать предложение, которое может послужить основой для обсуждения. По данному вопросу Совет получил письменные сообщения от делегации Ирана и делегации Союза Советских Социалистических Республик. Мир имеет право ожидать, что Совет Безопасности рассмотрит все дело надлежащим образом и в соответствии с принципами справедливости и добросовестного отношения, изложенными в Уставе. Мое предложение поэтому сводится к тому, чтобы Совет начал рассмотрение этого вопроса с предоставления делегации Ирана, а затем и делегации СССР возможности сделать устные заявления в [стр. 17]разъяснение своих письменных заявлений или в добавление к ним. Таким путем Совет получит полное представление о рассматриваемом вопросе.

Если такая процедура будет установлена как общее правило для открытия прений по подобного рода вопросам, Совет вероятно согласится, что это обеспечит полную беспристрастность и объективность в рассмотрении данного вопроса.

Затем, после того как будут закончены эти выступления заинтересованных сторон, я поставлю вопрос на обсуждение Совета. И тогда каждый из членов Совета будет иметь право предложить любую относящуюся к делу резолюцию в рамках полномочий, предоставленных Совету Уставом.

Желает ли Совет принять процедуру, только что мною изложенную?

А. Я. ВЫШИНСКИЙ (Союз Советских Социалистических Республик): Я не возражаю против сделанного вами предложения относительно процедуры, но нужно иметь в виду одно обстоятельство. Разрешите мне напомнить, что советское правительство, отвечая на первое заявление иранского правительства, указало, что вопрос может быть разрешен двусторонними переговорами. Советское правительство не отказывается и не отказывалось урегулировать вопрос таким путем. На последнем заседании Совета Безопасности мы возражали против какого-либо обсуждения вопроса по существу, но согласились включить этот вопрос в повестку сегодняшнего заседания. Поэтому мы согласны ограничить обсуждение процедурной стороной вопроса. Мы не возражаем, чтобы здесь обсуждалась только эта сторона вопроса.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (говорит по-английски): Я могу, значит, считать, что процедура, предложенная мною членам Совета, встречает согласие.

Предложенная процедура принимается.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (говорит по-английски): Я приглашаю теперь представителя Ирана сделать заявление, которое было бы дополнением или пояснением к письменному сообщению Совету относительно обсуждаемого нами дела.

Г-н ТАКИЗАДЭ (Иран) (говорит по-английски)

[стр. 18]

<...>

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (говорит по-английски): Я приглашаю теперь представителя Союза Советских Социалистических Республик сделать устное заявление в виде дополнения или пояснения к письменной ноте, которая уже представлена Совету.

А. Я. ВЫШИНСКИЙ (Союз Советских Социалистических Республик)

[стр. 21]

<...>

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (говорит по-английски): Желает ли представитель Ирана говорить теперь же? Я собирался предложить, что настоящий момент, может быть, удобен для закрытия заседания до 3 часов дня в среду. Если представитель Ирана считает необходимым выступить, я должен буду спросить мнения Совета.

Хорошо. Могу ли я считать, что желание Совета — чтобы продолжение прений было отложено до следующего заседания?

А. Я. ВЫШИНСКИЙ (Союз Советских Социалистических Республик): Я предложил бы не переносить окончания этого вопроса на следующее заседание, потому что разбивать этот вопрос на две части, это отнюдь не целесообразно.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (говорит по-английски): Есть ли еще представители, желающие высказаться по вопросу об объявлении перерыва в настоящий момент? В таком случае я попрошу Совет приступить к голосованию. Тех, кто за предложение отложить настоящее обсуждение до заседания Совета в 3 часа дня в среду, прошу поднять руку.

Производится поднятие рук.

Против предложения?

Производится поднятие рук.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (говорит по-английски): Так как семь представителей высказались за перерыв, объявляю предложение принятым.

Позвольте мне теперь указать представителю советской делегации на то, что если принять во внимание заявление, сделанное им Совету, и текст письменного заявления, а также устное заявление, сделанное сегодня иранским представителем, — возникает вопрос, существует ли спор. Если Совет согласится с тем, что спор существует, тогда, ввиду того что Советский Союз указан как сторона, участвующая в этом споре, согласно положениям пункта 3 статьи 27 представитель Советского Союза должен будет воздерживаться от голосования при рассмотрении настоящего вопроса в тех случаях, когда дело будет касаться решений, упомянутых в этом пункте. Это конечно не относится к решениям, касающимся процедурных вопросов или вопросов, упомянутых в пункте 2 статьи 27.

Объявляю заседание Совета закрытым до 3 часов дня в среду.

Заседание закрывается в 6 ч. 08 м. вечера.

[стр. 23]

ООН. Совет безопасности. Официальные отчеты: Первый год, первая серия. — Нью-Йорк: ООН, 1947, стр. 13—23

 

Вверх


Категория: 1946—1955. Первые годы деятельности Организации Объединенных Наций, Иранский кризис 1945–1946, 1946. Иранский вопрос | Теги: иранский вопрос
Просмотров: 26 |