Главная » Документы и исследования » Международные организации » Организация американских государств (ОАГ)

Организация американских государств (ОАГ) в 1961 году
02.03.2019, 17:38
Ежегодник Большой Советской Энциклопедии. Вып. 6. 1962 — М.: Сов. энциклопедия, 1962, стр. 440—441

Организация американских государств (ОАГ). Создана в 1948 г. на 9-й панамериканской конференции в г. Боготе (Колумбия). Членами ОАГ являются все латиноамериканские страны (кроме Республики Куба, которая в 1962 г. под нажимом США незаконно исключена из ОАГ) и США. Высший орган ОАГ — межамериканские конференции, созываемые раз в 5 лет. Постоянно действующий орган — Совет ОАГ (местопребывание — Вашингтон).

Бюджет ОАГ на 1962 финансовый год —13 млн. долл., из которых 60 % приходится на долю США.

На протяжении 1961 г. США, перестав считаться с положениями Устава ОАГ, открыто вступили на путь превращения ОАГ в замкнутую военнополитнческую группировку и использования ее в качестве орудия для борьбы с революционной Кубой, а также для подавления растущего национально-освободительного движения в Лат. Америке.

В 1961 г.— начале 1962 г. ряд государств — членов ОАГ — Коста-Рика, Гондурас, Колумбия, Венесуэла, Панама, Аргентина под нажимом США порвали дипломатические отношения с Республикой Куба. США неоднократно пытались навязать ОАГ принятие политических, экономических и военных санкций против Республики Куба и тем самым придать им видимость коллективных санкций всех государств — членов ОАГ. Для достижения своих целей США усиленно добивались созыва специального совещания ОАГ для рассмотрения вопроса о принятии санкций против Кубы. В частности, в феврале с таким предложением выступил по указке США диктатор Гватемалы Идигорас Фуэнтес. Однако, поскольку эти попытки не дали результатов, учитывая, что крупнейшие страны Лат. Америки (Бразилия, Мексика, Чили, Боливия, Экуадор) выступили против вмешательства в дела Кубы, США пошли на организацию прямой военной интервенции против Кубы в апреле. После провала этой агрессивной акции США развернули усиленную антикубинскую кампанию в рамках ОАГ, используя политическое давление, угрозы и обещания экономической помощи. В апреле Межамериканский совет обороны под давлением США отстранил делегацию Кубы от участия в своих секретных заседаниях. В конце апреля послам США в латиноамериканских странах было дано указание выяснить отношение правительств этих стран к принятию коллективных мер против Кубы по линии ОАГ. Одновременно подкомиссия по Лат. Америке комиссии американской палаты представителей по иностранным делам одобрила резолюцию, призывающую ОАГ принять экономические санкции против Кубы. XI панамериканская конференция, которая должна была состояться в мае в г. Кито (Экуадор), была уже в третий раз отложена на неопределенный срок, поскольку США опасались, что конференция будет широко использована кубинской делегацией для разоблачения их агрессивных планов в глазах мировой общественности.

В новых политических условиях, характеризующихся усилением национально-освободительного движения народов Лат. Америки и успехами кубинской революции, США оказались вынужденными изыскивать более гибкие тактические средства для сохранения своих позиций в латиноамериканских странах. В первых заявлениях после прихода к власти Кеннеди подчеркивал, что им якобы предпринимается радикальный пересмотр прежней политики США в Лат. Америке. 13 марта президент Кеннеди выступил с экономической программой, получившей наименование «Союз ради прогресса». Эта широко разрекламированная и составленная в демагогических выражениях программа предусматривала выделение на первом этапе 500 млн. долл. «для экономического и социального развития Латинской Америки». Однако программа не предусматривает ассигнований на расширение промышленного производства, а также решение основных экономических проблем Лат. Америки. Имелось в виду финансировать лишь такие мероприятия, как заселение некоторых пустующих земель, улучшение использования земли, жилищное строительство, профессиональная подготовка и т. п., и оговаривалось, что правительства латиноамериканских стран должны внести вклад в осуществление этой программы путем мобилизации прежде всего своих внутренних финансовых ресурсов и проведения внутренних реформ. «Самопомощь» рассматривалась как непременное условие для получения этими странами средств в рамках «Союза ради прогресса».

В августе правительство США организовало специальную конференцию Межамериканского Экономического и Социального Совета ОАГ в Пунта-дель-Эсте (Уругвай) для обсуждения программы «Союз ради прогресса». Проведению конференции предшествовала поездка специального представителя президента Кеннеди Э. Стивенсона в Бразилию, Венесуэлу, Аргентину, Уругвай, Парагвай, Чили, Боливию, Перу, Экуадор, Колумбию. Ход конференции показал, что США, выдвигая экономическую программу «Союз ради прогресса», в первую очередь преследовали политические цели — стремились заручиться поддержкой латиноамериканских правительств в своих планах агрессии против Кубы, в борьбе против национально-освободительного движения народов Лат. Америки. Под давлением своих народов, решительно выступающих против империалистической политики США, правительства латиноамериканских стран не решились открыто поддержать планы США на этой конференции, в результате чего США, не добившись желаемых для себя результатов, были вынуждены пообещать латиноамериканским странам в т. и. «Хартии Пунта-дель-Эсте» финансовую помощь в размере 20 млрд. долл. в течение 10 лет и 1 млрд. долл. до марта 1962 г. Однако и это обещание было сформулировано в туманной форме и не носило характера конкретного обязательства. В послании Дж. Кеннеди по бюджетным вопросам от 18 января 1962 г. указывалось, что ассигнования в рамках гос. бюджета для «Союза ради прогресса» на 1961/62 финансовый год составляют 85 млн. долл. Усилия США в Пунта-дель-Эсте фактически сводились к тому, чтобы задушить кубинскую народную революцию. Последовательная и конструктивная позиция кубинской делегации разоблачила замыслы американского империализма и указала действительный путь экономического и социального развития латиноамериканских стран. Кубинская делегация представила на конференции ок. 30 проектов резолюций, которые предусматривали действительное развитие экономики и повышение жизненного уровня народов Лат. Америки. Агрессивную сущность «Союза ради прогресса» также раскрывает разработанная в США программа «борьбы с восстаниями», согласно которой страны Лат. Америки, получающие от Соединенных Штатов экономическую помощь, могут также получить специально обученные и вооруженные воинские части для борьбы с «партизанами, коммунистами и подрывной деятельностью.

США использовали для попыток вмешательства в дела Кубы также события в Доминиканской Республике, где в мае был убит диктатор Р. Л. Трухильо. В июне ОАГ направила в Доминиканскую Республику специальную миссию с задачей проверить обращение с политическими заключенными, а также выяснить намерение правительства установить более демократическую форму руководства. Хотя в стране царил жестокий террор, комиссия констатировала, что там «достигнут прогресс на пути к демократизации». Посылкой подобных миссий США пытались создать прецедент для аналогичного вмешательства во внутренние дела Кубы.

В октябре по указке США инициатором созыва политического совещания ОАГ для обсуждения т. н. «кубинского вопроса» выступило правительство Перу. В июле президент Перу М. Прадо совершил поездку в Мексику, где пытался воздействовать на президента Лопеса Матеоса с тем, чтобы он поддержал позицию США в кубинском вопросе. Выдвигая свое предложение, Перу потребовало посылки на Кубу комиссии наблюдателей ОАГ по образцу комиссии, направленной в Доминиканскую Республику. Однако в конечном счете предложение Перу не получило поддержки и было автоматически снято с повестки дня. 1 ноября США разослали ноту всем государствам — членам ОАГ, в которой содержались клеветнические измышления против правительства Кубы. 9 ноября правительство Колумбии, инспирированное США, направило ОАГ ноту с предложением созвать в январе 1962 г. 8-е консультативное совещание министров иностранных дел ОАГ для принятия санкций против Кубы. Это предложение обсуждалось в Совете ОАГ 4 декабря, и хотя за него проголосовало большинство в 2/3, такие крупные страны, как Бразилия, Аргентина, Чили, Боливия и Экуадор, воздержались от голосования, а Мексика вместе с Кубой голосовали против.

В порядке подготовки к совещанию президент США Кеннеди в середине декабря 1961 г. лично ездил в Колумбию и Венесуэлу для обсуждения и согласования с правительствами этих стран общей позиции на указанном совещании.

М. В.

Вверх


Категория: Организация американских государств (ОАГ) | Теги: ОАГ
Просмотров: 26 |
Всего комментариев: 0