Главная » Документы и исследования » 1945. Потсдамская конференция

Переговоры и решения Потсдамской конференции по другим вопросам, касающимся освобожденных народов
02.08.2004, 22:58
История дипломатии. Т. 4. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1975., стр. 682—688

Глава 21. Потсдамская конференция (стр. 664—691)

Подготовка к конференции. Открытие конференции в Потсдаме. Создание Совета министров иностранных дел. Решения по германской проблеме. Решения о Польше. Соглашение о заключении мирных договоров и допуске в ООН. Переговоры и решения по другим вопросам, касающимся освобожденных народов. Потсдамская декларация о Японии. Итоги и значение конференции.

Переговоры и решения по другим вопросам, касающимся освобожденных народов (стр. 682—688)

На конференции обсуждались многие другие вопросы, затрагивающие интересы освобожденных народов. Советская делегация внесла на рассмотрение трех правительств также документы об Австрии, о Сирии и Ливане, об опекаемых территориях. Во всех предложениях правительства СССР красной нитью проходила забота о скорейшей ликвидации последствий войны, о предоставлении освобожденным народам права самим определять свою судьбу.

Стремлением к восстановлению независимости Австрийского государства было проникнуто предложение Советского правительства о распространении компетенции Временного правительства Карла Реннера на всю Австрию 1. Это правительство, возникшее в конце апреля 1945 г. в Вене после освобождения ее советскими войсками, пользовалось доверием населения и было немедленно признано Советским Союзом. Однако США и Англия отказывались последовать примеру СССР, связав признание правительства К. Реннера с необходимостью «ознакомиться с положением» после ввода своих войск в Вену. Во [стр. 682] время конференции, 22 июля 1945 г., И. В. Сталин, обращаясь к Г. Трумэну и У. Черчиллю, заметил, что в «Вену уже вступили передовые отряды союзных войск» 2. Однако Трумэн и Черчилль настояли, чтобы в решении об Австрии было записано, что три правительства «готовы изучить этот вопрос после вступления британских и американских войск в г. Вену» 3.

1. См. «Тегеран — Ялта — Потсдам», стр, 301, 316.

2. «Тегеран — Ялта — Потсдам», стр. 275.

3. «Сборник действующих договоров...», вып. XI, стр. 130.

По соглашению союзников, подготовленному Европейской консультативной комиссией и опубликованному 9 августа 1945 г., Австрия оккупировалась войсками четырех держав — СССР, США, Англии и Франции, располагавшимися по зонам. В Вене также находились войска четырех держав, которым отводились отдельные секторы. В Австрии был учрежден контрольный механизм союзников, состоящий из Союзнического совета, Исполнительного комитета и персонала, назначаемого четырьмя правительствами. Вся эта система контрольных органов была названа Союзнической комиссией по Австрии. Для совместного управления городом Веной была создана межсоюзническая комендатура. Союзническая комиссия по Австрии имела задачей: а) добиться отделения Австрии от Германии; b) обеспечить скорейшее создание центрального австрийского административного аппарата; c) подготовить почву для образования свободно избранного австрийского правительства; d) обеспечить до того времени поддержание удовлетворительного административного управления в Австрии 4. Но лишь в октябре 1945 г. США и Англия установили дипломатические отношения с Временным правительством Австрии, власть которого распространилась на всю страну.

4. См. «Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны», т. III, стр. 371.

Советское правительство стремилось оказать содействие Сирии и Ливану в скорейшем избавлении от засилья иностранных — английских и французских — войск, которые вступили туда для изгнания войск Виши, но продолжали оккупировать территорию Сирии и Ливана, обостряя обстановку в этом районе, и после выполнения военной задачи. «Мы бы хотели,— говорил глава советской делегации в Потсдаме,— чтобы нам дали соответствующую информацию по этому поводу...» При этом он пояснил, что было обращение к Советскому правительству правительства Сирии, «чтобы мы вмешались в это дело» 5. Черчилль был вынужден заявить на конференции, что Англия не имеет «ни намерения, ни желания получить какие-либо преимущества в этих странах...». Он выразил надежду достигнуть «если не соглашения, то урегулирования этого вопроса [стр. 683] с французами, которое гарантировало бы независимость Сирии и Ливана...», а Франции обеспечило бы «некоторое признание ее культурных и коммерческих интересов» 6. В ответ на реплику Трумэна, что «эти районы должны быть одинаково доступными для всех государств», Черчилль ответил, что «мы не обязались уж слишком стараться, чтобы Франция сохранила там свои привилегии» 7. «Позвольте мне еще раз повторить здесь,— говорил Черчилль во время обсуждения вопроса о Сирии и Ливане,— что Великобритания не желает оставаться там ни одного дня дольше, чем это необходимо» 8.

5. «Тегеран — Ялта — Потсдам», стр. 277.

6. Там же, стр. 298.

7. Там же, стр. 299.

8. Там же, стр. 298.

Советская делегация не настаивала на дальнейшем обсуждении этого вопроса. Поскольку, однако, и после конференции англичане совместно с французами тормозили выполнение своих обещаний о выводе войск из Сирии и Ливана, этот вопрос по просьбе сирийского и ливанского правительств был поставлен на рассмотрение Совета Безопасности ООН. Советский Союз снова поддержал Сирию и Ливан, и иностранные войска вынуждены были покинуть территорию этих стран.

Советская делегация предложила конференции обсудить в принципе вопрос о некоторых территориях, которые согласно Уставу ООН подпадали под международную опеку (о бывших итальянских колониях и подмандатных территориях), с тем чтобы затем передать этот вопрос на детальное рассмотрение Совещания министров иностранных дел 9. На конференции глава правительства СССР заявил о желании СССР принять участие в управлении этими территориями 10. Советское предложение вполне соответствовало той решающей роли социалистического государства, которую оно сыграло в разгроме фашистских государств. Кроме того, Советское правительство имело огромный опыт в деле превращения бывших колоний русского царизма в свободные и цветущие республики.

9. См. там же, стр. 285.

10. См. там же, стр. 208.

Правительства Англии и США, стремившиеся использовать и систему опеки для сохранения колониальной зависимости подопечных территорий, не пошли на принятие советского предложения. Вопрос был передан на рассмотрение Совета министров иностранных дел.

На Потсдамской конференции советская делегация неизменно выступала в защиту всех освобожденных народов, против попыток любого вмешательства в их внутренние дела. Английская делегация внесла на рассмотрение трех правительств документ о Югославии, в котором предлагалось указать [стр. 684] югославскому правительству, возглавляемому маршалом Тито, на невыполнение якобы им Крымских решений о Югославии 11. Черчилль никак не мог примириться с тем, что в Югославии победил народно-демократический строй. Он клеветал на народное правительство Тито, обвиняя его в недемократических методах управления страной. «Мы видим,— заявлял он при этом,— что положение в Югославии не оправдывает наших надежд, выраженных в декларации Крымской конференции» 12.

11. См. «Тегеран — Ялта — Потсдам», стр. 240—242.

12. Там же, стр. 241.

Глава советской делегации заявил по этому поводу: «По-моему, решения Крымской конференции выполняются маршалом Тито полностью и целиком» 13. Советская делегация предложила пригласить представителей Югославии на конференцию, если будет решено обсуждать югославский вопрос. «Нельзя сейчас решать вопроса без участия югославских представителей,— говорил И. В. Сталин.— Тогда было два правительства, и они никак не могли помириться между собой. Мы в это дело вмешались. А теперь там одно законное правительство... Нельзя судить целое государство, не заслушав его представителей» 14. Черчилль, а за ним Трумэн продолжали, однако, настаивать на обсуждении английского документа. Тем временем советская делегация внесла на рассмотрение конференции документ относительно Триеста и Истрии. В нем было изложено заявление югославского правительства о невыполнении Англией и США соглашения с Югославией от 9 июня 1945 г. об установлении временной военной администрации в названных районах и указывалось па восстановление в них итало-фашистских законов и администрации.

13. Там же, стр. 242.

14. Там же, стр. 240, 241.

Кроме того, советская делегация представила документ относительно необходимости устранения ненормального положения в Греции, создавшегося там в результате вмешательства Англии. Руководители английской делегации оказались в весьма невыгодном положении. Министр иностранных дел Англии Эрнест Бевин предложил отказаться от рассмотрения на конференции всех трех предложений: и английского предложения о Югославии, и советских документов о Югославии и Греции. Конференция согласилась с этим 15.

15. См. там же, стр. 351.

Американское правительство попыталось на конференции в Потсдаме добиться права вмешательства во внутренние дела освобожденных народов Европы, и прежде всего Придунайских стран народной демократии, под предлогом установления свободной и неограниченной навигации по всем международным [стр. 685] внутренним водным путям. Правительство США считало, что «такая свободная и неограниченная навигация должна быть установлена по таким внутренним водным путям, которые проходят по территории двух или более государств, и что она должна регулироваться международными органами, в которых будут представлены все заинтересованные государства» 16. В первую очередь Трумэн предлагал создать временные навигационные органы для Дуная и Рейна. Членами этих органов, по мнению правительства США, должны были стать США, Англия, СССР, Франция и суверенные прибрежные государства, признанные правительствами этих держав. Создать такие органы Трумэн предлагал «как можно скорее» 17. «...Мы считаем, что конвенция в Монтрё должна быть пересмотрена,— говорил Трумэн.— Мы думаем, что черноморские проливы должны стать свободным водным путем, открытым для всего мира, и право свободного прохода через проливы для всех судов должно быть гарантировано всеми нами» 18. Английское правительство поддержало предложение США «относительно исправления конвенции в Монтрё» с тем, чтобы «обеспечить Советской России свободный и беспрепятственный проход через проливы ее торгового и военного флота как в мирное, так и в военное время». Черчилль поддержал также предложение Трумэна о том, что свободный режим в этих проливах должен быть гарантирован великими державами, а также согласился в принципе с общими линиями заявления президента США и относительно других водных путей 19.

16. «Тегеран — Ялта — Потсдам», стр. 294.

17. Там же.

18. Там же, стр. 293.

19. См. там же, стр. 295.

Советская делегация отрицательно отнеслась к американскому предложению о внутренних водных путях, основанному на империалистическом принципе обеспечения «равных возможностей», «открытых дверей» и означавшему новую попытку навязать свой контроль над внутренней жизнью таких государств, как Болгария, Румыния, Венгрия, Югославия и др. И. В. Сталин сначала сказал, что «нужно вчитаться в предложения президента», а затем заявил, что «в списке вопросов» этот вопрос «не стоял, мы к этому вопросу не готовились...» 20. Американское предложение было передано на рассмотрение предстоящего заседания Совета министров иностранных дел 21.

20. Там же, стр. 295, 371.

21. См. «Сборник действующих договоров...», вып. XI, стр. 134.

Что же касается черноморских проливов, то советская делегация на конференции 22 июля 1945 г. вручила делегациям США и Великобритании следующие предложения: [стр. 686] «Международная конвенция о режиме проливов, подписанная в Монтрё, как не соответствующая современным условиям, должна быть отменена; установление режима проливов, как единственного морского пути из Черного моря и обратно, должно находиться в компетенции Турции и Советского Союза, как наиболее заинтересованных и способных обеспечить свободу торгового мореплавания и безопасности в черноморских проливах» 22. Это предложение учитывало печальный опыт второй мировой войны, когда черноморские проливы были использованы государствами гитлеровской коалиции в целях, враждебных черноморским странам, в особенности СССР. Предложение СССР было рассчитано, следовательно, исключительно на взаимное согласие с Турцией по этому вопросу. Оно не содержало никакого стремления Советского правительства ущемить суверенные нрава Турции, как это пытались истолковать представители США и Англии. На Тегеранской конференции Черчилль сам говорил союзникам о желании получить от турок авиабазы в районе Смирны, чтобы использовать их для войны против немцев 23. В Потсдаме же Черчилль связал вопрос о проливах с высказанными в тот же период советскими предложениями о некотором исправлении границ СССР с Турцией, внесенными во время переговоров о заключении союзного договора между обеими странами, и стал обвинять СССР в угрозе Турции. Черчилль договорился даже до того, что советские войска якобы концентрировались в Болгарии, на границе с Турцией. И. В. Сталин опроверг домыслы Черчилля 24.

22. АВП СССР. Предложения Советского правительства, внесенные на совещании глав трех правительств в Потсдаме 22 июля 1945 г.

23. См. «Тегеран — Ялта — Потсдам», стр. 42.

24. “Foreign Relations... The Conference of Berlin, 1945”, vol. II, p. 302—303.

На конференции в Потсдаме было решено, что конвенция о проливах, заключенная в Монтрё, должна быть пересмотрена и что данный вопрос станет темой непосредственных переговоров между каждым из трех правительств и Турцией 25.

25. См. «Сборник действующих договоров...», вып. XI, стр. 134.
В последующих переговорах не было достигнуто согласия но вопросу о пересмотре конвенции, заключенной в Монтрё. Правительство Турции восприняло болезненно советские предложения. Во имя сохранения добрососедских отношений и укрепления мира и безопасности правительство СССР заявило 30 мая 1953 г., что оно считает возможным обеспечение безопасности СССР со стороны проливов на условиях, одинаково приемлемых как для СССР, так и для Турции. Советское правительство заявило тогда же, что Советский Союз не имеет никаких территориальных претензий к Турции (см. «Правда», 19 июля 1953 г.)

Потсдамская конференция обсудила ряд других послевоенных вопросов, поставленных делегациями СССР, США и Англии (о международной зоне Танжера, о конференции по [стр. 687] внутриевропейскому транспорту, о выводе войск из Ирана и др.). Советское правительство стремилось при рассмотрении всех вопросов обеспечить мир и безопасность народов и укрепление их сотрудничества после войны. По ряду вопросов стороны ограничились обсуждением на конференции, а некоторые из них были переданы на рассмотрение Совета министров иностранных дел, который должен был собраться в Лондоне в сентябре 1945 г.[стр. 688]

Вверх


Категория: 1945. Потсдамская конференция | Теги: Потсдамская конференция 1945
Просмотров: 2165 |