Главная » Документы и исследования » 1945. Потсдамская конференция

Потсдамские решения по германской проблеме
10.05.2017, 19:33
История дипломатии. Т. 4. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1975., стр. 669—675

Глава 21. Потсдамская конференция (стр. 664—691)

Подготовка к конференции. Открытие конференции в Потсдаме. Создание Совета министров иностранных дел. Решения по германской проблеме. Решения о Польше. Соглашение о заключении мирных договоров и допуске в ООН. Переговоры и решения по другим вопросам, касающимся освобожденных народов. Потсдамская декларация о Японии. Итоги и значение конференции.

Решения по германской проблеме (стр. 669—675)

Главное место в работе конференции занял германский вопрос.

Конференция обсудила политические и экономические принципы, которыми следовало руководствоваться в обращении с Германией. Проект по этому вопросу был представлен американской делегацией. В нем содержались пункты, повторявшие известные положения Крымских решений и соглашений Европейской консультативной комиссии по Германии. Уже во время Потсдамской конференции этой комиссией был подготовлен еще один документ — Соглашение о некоторых дополнительных требованиях к Германии. Это облегчало согласование в Потсдаме политических и экономических принципов обращения с Германией в начальный контрольный период.

В Потсдаме правительства согласились, что основные принципы в отношении Германии должны предусматривать проведение важнейших мероприятий по демилитаризации, демократизации и денацификации Германии. Следовало осуществить «полное разоружение и демилитаризацию Германии и ликвидацию всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства»; «подготовиться к окончательной реконструкции германской политической жизни на демократической основе и к эвентуальному мирному сотрудничеству Германии в международной жизни»; «уничтожить национал-социалистскую партию и ее филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреждения, обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме, и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность или пропаганду»; уничтожить германский военный потенциал, ликвидировать монополистические объединения; главное внимание должно быть обращено на развитие сельского хозяйства и мирной промышленности для внутреннего потребления 1. «Германский милитаризм и нацизм,— говорилось в Сообщении трех держав о конференции,—будут искоренены, и Союзники, в согласии друг с другом, сейчас и в будущем, примут и другие меры, необходимые для того, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всем мире» 2.

1. См. «Сборник действующих договоров.,.», вып, XI, стр. 124—126.

2. Там же, стр. 109—110.

В Потсдаме было подтверждено, что в соответствии с соглашением о контрольном механизме в Германии верховная власть в Германии должна осуществляться главнокомандующими вооруженных сил СССР, США, Англии и Франции, «каждым в своей зоне оккупации, по инструкциям своих [стр. 669] соответствующих Правительств, а также совместно по вопросам, затрагивающим Германию в целом, действующими в качестве членов Контрольного Совета» 3.

3. «Сборник действующих договоров...», вып. XI, стр. 110.

В ходе обсуждения американского документа советская делегация представила свой проект об организации центральной германской администрации. Предполагалось, что эта администрация должна действовать под руководством Контрольного Совета и иметь своей задачей «координацию деятельности управления провинциями с целью обеспечения выполнения решений Контрольного Совета и выполнения функций, связанных с решением вопросов, имеющих общегерманский характер» 4. После дискуссии по этому вопросу на конференции было принято решение: «Пока что не будет создано никакого центрального германского правительства» 5. Вместе с тем было признано целесообразным учреждение «некоторых существенно важных центральных германских административных департаментов, возглавляемых государственными секретарями, в частности. в областях финансов, транспорта, коммуникаций, внешней торговли и промышленности», которые должны были действовать под руководством Контрольного Совета 6.

4. АВП СССР. Советское предложение к «Политическим принципам для Германии», врученное представителям США и Великобритании 30 июля 1945 г.

5. «Сборник действующих договоров...», вып. XI, стр. 125.

6. См. там же.

На конференции было решено рассматривать Германию как единое экономическое целое. С этой целью должна была быть установлена общая политика, в частности относительно производства и распределения продукции горной и обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства, программы импорта и экспорта для Германии в целом, репараций и устранения военно-промышленного потенциала, транспорта и коммуникаций. При проведении этой политики по мере надобности необходимо было принимать во внимание местные условия. Должен был быть установлен! «союзный контроль над германской экономикой...» 7.

7. Там же, стр. 126

Потсдамские соглашения о Германии соответствовали требованиям и чаяниям народов, их надеждам об искоренении германского фашизма. Главным в этих решениях было признание необходимости демилитаризации и демократизации Германии. Однако, прежде чем были приняты окончательные тексты Потсдамских соглашений, советской делегации пришлось выдержать упорную борьбу с представителями США и Англии, которые уже тогда не хотели считаться с интересами [стр. 670] Советского Союза и, принимая Потсдамские соглашения, не отказывались от своих прежних империалистических замыслов об использовании Германии в качестве своего потенциального союзника против СССР. Они оказывали сопротивление принятию решений о ликвидации военно-промышленного потенциала Германии, особенно в контролируемых ими оккупационных зонах.

Наглядным выражением этой империалистической политики США и Англии в отношении Германии явилось их отношение к советскому предложению, внесенному на конференции 30 июля 1945 г., по вопросу управления Рурской областью — извечной военно-промышленной базы германского милитаризма. Советское правительство предложило записать, что Рурская промышленная область должна в административном отношении «находиться под совместным контролем США, Великобритании, СССР и Франции», а управление областью должно осуществляться Союзным Советом, состоящим из представителей названных четырех держав 8. Однако ни США, ни Англия не согласились установить контроль четырех держав над Рурской областью, тем самым лишний раз показав свое истинное отношение к ликвидации военно-экономического потенциала Германии. В результате главы правительств ограничились в Потсдаме решением передать этот вопрос на рассмотрение Совета министров иностранных дел. Как известно, и в дальнейшем западные державы не согласились с предложением правительства СССР об установлении четырехстороннего контроля над Руром.

8. АВП СССР. Советское предложение о Рурской промышленной области, врученное представителям США и Великобритании 30 июля 1945 г.

Острая дискуссия развернулась на конференции по репарационному вопросу, в разрешении которого был заинтересован СССР. Как сказано выше, на Крымской конференции было достигнуто соглашение о том, что «Германия обязана возместить в натуре ущерб, причиненный ею в ходе войны союзным нациям» 9. В отношении определения общей суммы репараций, а также ее распределения между пострадавшими от германской агрессии странами советская и американская делегации согласились, что межсоюзная Комиссия по репарациям примет в качестве базы для обсуждения предложение Советского правительства, что общая сумма репараций должна составлять 20 млрд. долл., причем «50% этой суммы идет Советскому Союзу» 10.

9. «Сборник действующих договоров...», вып. XI, стр. 77.

10. Там же, стр. 78.

Однако на Потсдамской конференции американская делегация изменила позицию. Она выступила против определения конкретной суммы репараций для каждого государства. [стр. 671] Одновременно она предложила принять принцип взимания репараций по зонам, согласно которому каждое из четырех государств, оккупирующих Германию, должно было удовлетворить свои репарационные претензии лишь из своей зоны. Расчет американских представителей строился на том, что наибольшие разрушения претерпела экономика советской зоны, а основные экономические районы и центры военно-экономической мощи Германии, с ликвидацией которой был тесно связан вопрос о репарациях, находились в западных зонах. Английская делегация заявила, что она «воздерживается от внесения каких-либо предложений» о репарациях 11, но фактически поддерживала предложения США. Смысл позиции США и Англии в репарационном вопросе заключался в том, что они, с одной стороны, не хотели укреплять экономику СССР, а с другой — не желали ослаблять военно-промышленный потенциал Германии, сосредоточенный в ее западных зонах, поскольку намеревались использовать его для возрождения германского милитаризма.

11. См. «Тегеран — Ялта — Потсдам», стр. 326.

31 июля делегация США связала между собой три вопроса, обсуждавшихся на конференции: вопрос о репарациях, вопрос о западной границе Польши и вопрос о допуске в Организацию Объединенных Наций. Американская делегация заявила в категоричной форме, что она «идет на уступки в отношении западной границы Польши и допуска в Организацию Объединенных Наций при условии достижения соглашения по всем трем вопросам» 12.

12. Там же, стр. 336.

Советская делегация отвергла такую связь, а вместе с этим и американские ультимативные методы дипломатических переговоров. Глава Советского правительства указывал: «Вносить такие предложения — это право каждой делегации, но советская делегация, независимо от этого, будет голосовать по каждому из этих вопросов отдельно» 13.

13. Там же, стр. 340.

Советская делегация внесла на конференции свои предложения о репарациях. Согласившись, что репарации взимаются каждым правительством прежде всего в своей зоне оккупации, представители СССР требовали вместе с тем поставок в счет репараций оборудования из Западной Германии. И. В. Сталин говорил: «Мы потеряли очень много оборудования в этой войне, страшно много. Надо хоть одну двадцатую часть возместить» 14. Советская делегация указывала также, что американцы и англичане вывезли много оборудования из той части советской зоны оккупации, где они временно находились до занятия ее [стр. 672] советскими войсками. Списки вывезенного оборудования были вручены представителям США и Англии. Советская делегация потребовала также на 500 млн. долл. акций промышленных и транспортных предприятий, находящихся в западных зонах, и предоставления Советскому Союзу 30% заграничных инвестиций Германии и 30% германского золота, поступившего в распоряжение союзников 15.

14. Там же, стр. 341.

15. См. «Тегеран — Ялта — Потсдам», стр. 340.

Лишь после острых дебатов американская и английская делегации пошли навстречу советской делегации в этом вопросе. В результате компромисса на Потсдамской конференции было подписано специальное соглашение о репарациях с Германии, которое развивало Крымское соглашение по этому вопросу. Соглашение устанавливало, что Германия должна компенсировать в возможно большей степени ущерб и страдания, которые она причинила Объединенным Нациям. Соглашение предусматривало, что репарационные претензии СССР будут удовлетворены изъятиями из советской зоны и из соответствующих германских вложений за границей. Кроме того, было решено, что СССР должен получить из западных зон: 15% всего изымаемого в них промышленного капитального оборудования в обмен на эквивалентную стоимость в продовольствии, угле и другой продукции из советской зоны, а 10% такого оборудования — бесплатно. СССР должен был удовлетворить из своей доли репараций репарационные претензии Польши.

Репарации для США, Англии и других стран, имеющих на это право, должны были удовлетворяться из западных зон и из соответствующих германских вложений за границей 16.

16. См. «Сборник действующих договоров...», вып. XI, стр. 127.

На конференции обсуждались и другие вопросы, относящиеся к Германии. Советская делегация внесла на обсуждение конференции вопрос о разделе германского военно-морского и торгового флота, оказавшегося в руках англичан. Делегации США и Англии не имели принципиальных возражений против раздела германского флота. Вместе с тем Черчилль указывал, что «подводные лодки должны быть уничтожены или потоплены», за исключением новейших образцов. «Что касается надводных судов,— говорил Черчилль,— то они должны быть распределены одинаково между нами при условии, что мы достигнем общего соглашения по всем другим вопросам и что мы разойдемся отсюда в наилучших отношениях» 17. Кроме того, Черчилль, а затем и Трумэн выразили пожелание «отложить разрешение этого вопроса в интересах войны против [стр. 673] Японии» 18. И. В. Сталин ответил: «Если в принципе будет признано, что русские имеют право на получение трети военного и торгового флота Германии, то мы будем удовлетворены» 19. Советская делегация согласилась также с предложением Черчилля потопить подводные лодки.

17. «Тегеран — Ялта — Потсдам», стр. 229.

18. «Тегеран—Ялта—Потсдам», стр. 230.

19. Там же, стр. 231.

Три правительства решили создать тройственную военно-морскую комиссию и тройственную комиссию по торговому флоту, которые должны были разработать рекомендации относительно распределения судов между тремя странами. Было условлено, что передача военно-морских кораблей должна быть завершена не позднее 15 февраля 1946 г., а реальную передачу судов торгового флота было решено отложить до окончания войны против Японии 20.

20. См. «Сборник действующих договоров...», вып. XI, стр. 128—129.

Потсдамская конференция рассмотрела советское предложение о передаче СССР района Кенигсберга (ныне Калининград). И. В. Сталин напомнил о принципиальном согласии на этот счет, выраженном Рузвельтом и Черчиллем на Тегеранской конференции. Трумэн и Черчилль подтвердили свое согласие на передачу Советскому Союзу города Кенигсберга и прилегающего к нему района 21. Это решение имело большое значение для обеспечения безопасности Советского Союза и европейской безопасности. Черчилль, признавая это, говорил: «...я еще раз заверяю Советское правительство о нашей постоянной поддержке русской позиции в этой части света» 22.

21. См. там же, стр. 130.

22. «Тегеран — Ялта — Потсдам», стр. 296.

На конференции рассматривался вопрос о главных военных преступниках. Советская делегация выразила готовность принять английский проект, предусматривавший предание этих преступников скорому суду. Однако она предложила, чтобы в проекте были перечислены главные немецкие преступники, «такие, как Геринг, Гесс, Риббентроп, Розенберг, Кейтель и др.» 23. Как указывал И. В. Сталин, молчание по этому вопросу могло быть расценено так, что союзники собираются спасать главных преступников, что они отыграются на мелких преступниках, а «крупным дали возможность спастись» 24.

23. Там же, стр. 355.

24. Там же, стр. 356.

Английская и американская делегации считали возможным ограничиться прежним предложением, не называя фамилий главных преступников, и сообщить лишь о ближайшем завершении переговоров в Лондоне о создании Международного трибунала для наказания военных преступников держав «оси». [стр. 674] По настоянию советской делегации конференция решила опубликовать первый список преступников до 1 сентября 1945 г. 25. В этом решении Потсдамской конференции звучал справедливый и суровый голос народов, требовавших немедленного наказания фашистских главарей за их неимоверные злодеяния. Германские правители должны были держать ответ перед народами за агрессию, варварство в войне, за угон в рабство и зверское убийство миллионов мирных людей, за преступления против мира и человечества. [стр. 675]

25. См. «Сборник действующих договоров...», вып. XI, стр. 130.

Вверх


Категория: Потсдамские решения в западных и восточной зонах оккупации, 1945. Потсдамская конференция | Теги: Потсдамская конференция 1945, германский вопрос
Просмотров: 3016 |