Главная » Документы и исследования » 1970-е. Советско-американские отношения в 70-х гг. » Советско-американские отношения в первой половине 70-х годов

Дальнейшее развитие советско-американского сотрудничества в решении военно-политических вопросов
20.03.2018, 19:47
История международных отношений и внешней политики СССР, 1917—1987 гг. Т. 3. Под ред. Г. В. Фокеева. — М.: Междунар. отношения, 1987, стр. 108—110

Глава IV. Советско-американские отношения в первой половине 70-х годов (стр. 103—117)

Начало советско-американского диалога. Советско-американские переговоры и соглашения 1972 года. Дальнейшее развитие советско-американского сотрудничества в решении военно-политических вопросов. Развитие сотрудничества между СССР и США в других сферах. Противодействие в США развитию советско-американского сотрудничества

Дальнейшее развитие советско-американского сотрудничества в решении военно-политических вопросов (стр. 108—110)

В ходе официального ответного визита Л. И. Брежнева в США 22 июня 1973 г. стороны подписали важный документ «Основные принципы переговоров о дальнейшем ограничении стратегических наступательных вооружений». СССР и США обязались продолжать «активные переговоры с тем, чтобы выработать постоянное соглашение о более полных мерах по ограничению стратегических наступательных вооружений, а также их последующему сокращению». Важным положением данного документа была договоренность о том, что ограничения могут касаться как количественной стороны, так и качественного совершенствования вооружений. Стороны подтвердили признание принципа равной безопасности и заявили о том, что ни прямо, ни косвенно не будут стремиться к получению односторонних преимуществ. Завершить подготовку соглашения и подписать его предполагалось в 1974 году.

25 сентября 1973 г. в Женеве возобновились советско-американские переговоры по ограничению стратегических вооружений. Однако реализовать достигнутую договоренность там не удалось. Позиция США, определяемая в значительной мере внутриполитическим положением в стране, в частности «уотергейтским скандалом», а также возросшей активностью американских «ястребов», стала жесткой и неконструктивной.

В ходе очередного визита в Москву президента США Р. Никсона летом 1974 года Советское правительство стремилось преодолеть возникшие разногласия. Была достигнута договоренность, что разработка соглашения по ограничению стратегических вооружений должна быть завершена «по возможности в скором времени», во всяком случае до истечения срока действия Временного соглашения. Стороны определили срок действия нового соглашения — до 1985 года.

Одновременно был подписан дополнительный протокол к Договору по ПРО 1972 года. Протокол предусматривал дальнейшее сокращение числа районов размещения систем противоракетной обороны с двух до одного, а также сокращение количества противоракет и стартовых установок с 200 до 100 единиц для каждой стороны. СССР выбрал в качестве указанного района столицу— г. Москва; США — базу МБР Гранд-Форкс.

Был также заключен Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия. Согласно этому договору, СССР и США взяли на себя обязательства начиная с 31 марта 1976 г. прекратить и не производить в дальнейшем подземных испытаний ядерного оружия мощностью свыше 150 килотонн, причем ограничиваться минимальным числом испытаний ниже указанного порога и проводить их в пределах объявленных испытательных полигонов. Советский Союз уже в то время был готов к прекращению любых испытаний ядерного оружия, однако правящие круги [стр. 108] Соединенных Штатов, прежде всего военные, отказывались согласиться на это.

Были достигнуты договоренности о мерах по заключению конвенции, касающейся «наиболее опасных, смертоносных химических средств ведения войны», о предпринятии необходимых шагов, «направленных на устранение опасностей использования средств воздействия на природную среду в военных целях».

Стержневому направлению советско-американских отношений — мерам по устранению угрозы войны и прекращению гонки вооружений — было уделено основное внимание в ходе переговоров Л. И. Брежнева с новым президентом США Дж. Фордом, сменившим Р. Никсона после отставки последнего в августе 1974 года. Во время их встречи во Владивостоке в конце 1974 года была достигнута договоренность относительно процесса ОСВ. Стороны подтвердили в совместном заявлении намерение провести дальнейшие переговоры по ОСВ и заключить новое соглашение, которое, действуя по 31 декабря 1985 г., должно было включать соответствующие положения Временного соглашения 1972 года и основываться на принципах равенства и одинаковой безопасности сторон.

Владивостокская договоренность давала СССР и США, каждой стороне, право на суммарное количество пусковых установок баллистических ракет наземного и морского базирования, а также стратегических бомбардировщиков в 2400 единиц. При этом на пусковые установки наземных и морских баллистических ракет с РГЧ индивидуального наведения устанавливалось ограничение в 1320 единиц. Заключить Договор ОСВ-2 предполагалось до конца 1975 года, а затем — продолжить переговоры с целью заключения ОСВ-3.

Владивостокская договоренность впервые включила дальнюю бомбардировочную авиацию в ограничиваемое число носителей стратегического оружия, а также установила лимиты на развертывание ракет с РГЧ, то есть положила начало качественному ограничению гонки вооружений.

22 июня 1973 г. в Вашингтоне было подписано специальное Соглашение о предотвращении ядерной войны, являющееся бессрочным. Руководствуясь целями упрочения мира и международной безопасности и сознавая, что ядерная война имела бы опустошительные последствия для человечества, СССР и США согласились, что их действия будут направлены на предотвращение условий, способных вызвать опасные обострения их отношений, военные конфронтации и возникновение ядерной войны как между ними самими, так и между каждой из сторон с другими странами. В этой связи СССР и США обязались воздерживаться от угрозы силой или ее применения «против другой стороны, против союзников другой стороны и против других стран в обстоятельствах, которые могут поставить под угрозу международный мир и безопасность». [стр. 109]

В ст. IV Соглашения говорилось, что в случаях, когда отношения между СССР и США либо между одним из этих государств и другими странами будут казаться чреватыми угрозой ядерного конфликта (или «если отношения между странами, не являющимися участницами настоящего соглашения, будут выглядеть как влекущие риск ядерной войны между СССР и США или между каждой из сторон и другими странами»), Советский Союз и Соединенные Штаты незамедлительно приступят к срочным консультациям друг с другом и «предпримут все усилия для предотвращения этого риска». Не будучи покушением на суверенные права других государств и народов, это положение, вытекающее из «Основ взаимоотношений» между СССР и США, явилось выражением особой ответственности двух держав за судьбы планеты.

Следует также добавить, что элементы такого подхода есть и в ряде других документов, подписанных в первой половине 70-х годов между СССР и другими западными державами, в частности в советско-французском Протоколе о политических консультациях от 13 октября 1970 г. Поэтому высказывавшиеся в западной прессе после подписания Соглашения о предотвращении ядерной войны мнения о том, что СССР и США взяли на себя в мире роль «двух самозваных полицейских», были лишены всякого основания. [стр. 110]

Вверх


Категория: Советско-американские отношения в первой половине 70-х годов | Теги: Советско-американские отношения 70
Просмотров: 659 |