Главная » Документы и исследования » Вопросы и проблемы международных отношений » Проблема разоружения

Советско-американские переговоры об ограничении стратегических вооружений
13.03.2018, 17:12
Дипломатический словарь. В 3-х томах. Изд. 4-е. Том 3 — М.: Наука, 1986, стр. стр. 84-87

2 июля 1968 в советской печати было опубликовано сообщение о том, что «между правительствами СССР и США достигнута договоренность вступить в ближайшее время в переговоры относительно комплексного ограничения и сокращения как систем доставки наступательного стратегического ядерного оружия, так и систем обороны против баллистических ракет».

17 ноября—22 декабря 1969 в Хельсинки состоялся 1-й раунд П. В результате обмена мнениями было достигнуто понимание по общему кругу вопросов, являющихся предметом дальнейшего обсуждения, к-рое было продолжено в ходе 2-го (16 апреля — 14 августа 1970, Вена) и 3-го (2 ноября — 18 декабря 1970, Хельсинки) раундов П.

20 мая 1971 было опубликовано совместное заявление правительств СССР и США, в к-ром подчеркивалось, что стороны согласились сосредоточить усилия на подготовке соглашения по ограничению развертывания систем противоракетной обороны (ПРО), а также согласовании нек-рых мер в области ограничения стратегических наступательных вооружений. Этому были посвящены заключительная фаза 4-го (15 марта — 28 мая 1971, Вена) и 5-й (8 июля — 24 сентября 1971, Хельсинки) раунды П., в ходе к-рых были согласованы также соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США 1971 и соглашение по усовершенствованию линии прямой связи СССР — США от 30 сентября 1971. 15 ноября 1971 П. возобновились в Вене.

Позиция делегации СССР на П. преследовала цель обеспечения мира и безопасности народов. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии подчеркивалось, что СССР стремится к тому, чтобы переговоры об ОСВ принесли положительные результаты. Было отмечено, что они «могут быть продуктивны, только если в равной степени учитываются интересы безопасности сторон п никто не ищет односторонних преимуществ» (Материалы XXIV съезда КПСС. М., 1971, с. 27).

1-й этап П. завершился в 1972. В ходе советско-американской встречи на высшем уровне в Москве в мае 1972 были подписаны Договора об ограничении систем противоракетной обороны и Временне соглашение между СССР и США о нек-рых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (см. Ограничение стратегических вооружений (ОСВ), получившие название соглашений ОСВ-1. Они стали первым конкретным шагом в обуздании гонки ракетно-ядерных вооружений. 3 октября 1972 состоялся обмен документами о вступлении их в силу.

На советско-американской встрече на высшем уровне 1973 (см. Советско-американские заявления, коммюнике и сообщения) стороны подчеркнули основополагающее значение соглашений ОСВ-1, к-рые впервые в истории на деле поставили заслон самым современным и наиболее грозным видам вооружений. СССР и США выразили готовность совместно продвигаться дальше по пути к соглашению о дальнейшем ограничении стратегических вооружений. Результаты состоявшегося обмена мнениями были закреплены в подписанном 21 июня 1973 в Вашингтоне документе Основные принципы переговоров о дальнейшем ограничении стратегических наступательных вооружений, [стр. 84] к-рый не только предусматривал активное продолжение работы, направленной на ограничение стратегических наступательных вооружений как с точки зрения их кол-ва, так и их качественного совершенствования, но и ориентировал на принятие мер по последующему их сокращению.

В соответствии с достигнутой договоренностью 25 сентября —16 ноября 1973 в Женеве состоялся очередной раунд П. Делегации СССР и США приступили к выработке положений постоянного соглашения о более полных мерах по ОСВ.

На протяжении 1974 вопросы ОСВ активно обсуждались как в рамках переговоров в Женеве, очередной раунд к-рых состоялся 19 февраля —19 марта, так и на уровне министров иностр. дел (3—5 февраля, Вашингтон, 24—28 марта, Москва, 28—29 апреля, Женева).

В ходе советско-американской встречи на высшем уровне в июле 1974 (см. Советско-американские заявления, коммюнике и сообщения) стороны тщательно рассмотрели все аспекты проблемы ОСВ и пришли к выводу, что за Временным соглашением, срок действия к-рого истекал в 1977, должно последовать новое соглашение, охватывающее период до 1985 и касающееся как количественных, так и качественных ограничений. Стороны были единодушны, что такое новое соглашение отвечало бы не только интересам обоих гос-в, но и интересам разрядки международной напряженности и всеобщего мира.

Принимая во внимание взаимосвязь между развитием наступательных и оборонительных видов стратегического оружия, СССР и США сочли желательным установить дополнительные ограничения на развертывание таких систем и с этой целью подписали 3 июля 1974 в Москве протокол к договору об ограничении систем ПРО. Были также подписаны 2 протокола, регулирующие порядок замены, демонтажа или уничтожения стратегических вооружений в тех случаях, когда эти вопросы возникают в порядке осуществления положений соглашений ОСВ-1. В совместном коммюнике стороны высказали готовность к продолжению активных консультаций.

18 сентября — 5 ноября 1974 в Женеве состоялся очередной раунд П., на к-ром советская делегация последовательно добивалась облечения в конкретную форму согласованных на высшем уровне договоренностей.

Важным этапом в развитии процесса ОСВ стала достигнутая во время советско-американской встречи на высшем уровне в р-не Владивостока (23—24 ноября 1974) принципиальная договоренность о завершении выработки нового соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений, основанного на принципе равенства и одинаковой безопасности и включающего положение о дальнейших переговорах об ограничении и возможном сокращении стратегических вооружений. В результате этой встречи оылп согласованы не только общие потолки на суммарное число носителей стратегического оружия каждой стороны, но и определенные качественные ограничения в виде лимитов на численность стратегических наступательных систем, оснащенных разделяющимися головными частями индивидуального наведения.

После достижения владивостокской договоренности П. были продолжены в 1975 в Женеве. Советская сторона, строго придерживаясь духа и буквы решений на высшем уровне, вела конструктивную линию на точное воплощение указанной договоренности во всем ее объеме в подготавливаемом проекте соглашения. Трудности, к-рые стояли на этом пути, носили не только объективный характер, что было связано с чрезвычайной технической сложностью сопоставления двух комплексов стратегических вооружений, с наличием разного рода «стратегических асимметрий», вызванных различным географическим положением 2 стран и др. исторически сложившимися факторами. Возникли препятствия и иного рода.

Влиятельные силы в США, как указывалось в Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии, «не заинтересованные ни в улучшении отношений с СССР, ни в разрядке международной напряженности», в превратном свете изображали политику СССР, ссылаясь на вымышленную «советскую угрозу», призывали к новому взвинчиванию гонки вооружений в США и в НАТО (см. Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976, с. 21).

Придя к власти в январе 1977, [стр. 85] президент США Дж. Картер заявил, что он одобряет концепцию разрядки, и подчеркнул желание углублять советско-американские взаимопонимание и сотрудничество и, в частности, в сжатые сроки завершить разработку нового соглашения об ОСВ и продолжить практику встреч на высшем уровне с руководителями СССР. На практике эти заявления реализованы не были.

Американские «ястребы» требовали форсирования гонки вооружений и «ужесточения» позиции США на переговорах с СССР. Новая администрация пошла на уступки в этих вопросах. Были приняты и подтверждены решения об оснащении вооруженных сил США крылатыми ракетами, о создании нейтронного оружия, подводного ракетного комплекса «Трайдент», стратегической ракеты «МХ», намечены и осуществлены др. меры по наращиванию военной мощи США.

28—30 марта 1977 в Москве состоялись переговоры советских руководителей с госсекретарем США С. Вэнсом, центральное место на к-рых заняли проблемы ОСВ. На пресс-коференции 31 марта министр иностр. дел СССР А. А. Громыко убедительно показал, что причиной трудностей, возникших на пути к соглашению, является линия США на отход от обязательств, принятых во Владивостоке, их требование о включении в соглашение положений, к-рые бы давали односторонние военные преимущества США в ущерб безопасности СССР. «Мы никогда не поступимся своими законными интересами, своей безопасностью,— подчеркнул А. А. Громыко.— Мы можем вести дело только на основе равенства... Если так будет действовать другая сторона, то я думаю, что обе стороны с оптимизмом могут смотреть в будущее» (Громыко А. А. Во имя торжества ленинской внешней политики. М., 1978, с. 505).

Последовательная конструктивная линия СССР способствовала определенному продвижению вперед в поисках решения несогласованных проблем. 18—20 мая 1977 в Женеве состоялась новая встреча А. А. Громыко с С. Вэнсом. В результате обмена мнениями позиции сторон по нек-рым вопросам сблизились.

Диалог по проблемам ОСВ был продолжен в Вашингтоне 22—23 сентября 1977, во время переговоров А. А. Громыко с Дж. Картером и С. Вэнсом. Обе стороны, как указывалось в совместном заявлении по вопросам ОСВ, подтвердили решимость заключить новое соглашение, а также свою приверженность договору 1972 об ограничении систем ПРО. Особую важность представляла договоренность, оформленная в виде идентичных по содержанию заявлений каждой из сторон о намерении на период переговоров о новом соглашении по ОСВ не предпринимать в интересах поддержания статус-кво к.-л. действий, несовместимых с положениями Временного соглашения 1972 (его срок истекал 3 октября 1977), а также с целями ведущихся переговоров, при условии, что др. сторона будет проявлять такую же сдержанность.

В то же время противники развития отношений с СССР еще более активизировали свою деятельность, обвинив администрацию Картера чуть ли не в готовности «капитулировать перед русскими». Лейтмотивом выступлений против любого соглашения по ограничению и сокращению вооружений являлась версия об односторонних преимуществах, к-рые якобы получит СССР.

Только благодаря конструктивной позиции СССР П. удалось вернуть в русло прежней договоренности. 14 июня 1979 делегации СССР и США завершили в Женеве работу по подготовке текста договора об ОСВ, к-рый был подписан на советско-американской встрече на высшем уровне в Вене 18 июня 1979. Одновременно были подписаны Протокол к Договору, Совместное заявление о принципах и осн. направлениях последующих переговоров об ОСВ, а также документ Согласованные заявления и общие понимания в связи с Договором между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (см. Ограничение стратегических вооружений).

Суть комплекса этих соглашений сводилась прежде всего к установлению равных количественных ограничений на стратегические ядерные силы двух держав. В развитие соглашений ОСВ-1 и владивостокской договоренности [стр. 86] Договор ОСВ-2, ограничивая более широкий диапазон стратегических вооружений, устанавливал ряд важных пределов и на их качественное совершенствование, фиксировал паритет стратегических сил 2 сторон при определенном снижении их уровней. Этот документ, основанный на принципе равенства и одинаковой безопасности, явился справедливым балансом интересов СССР и США. Он представлял собой хорошую базу для выработки последующих мер не только по ограничению, но и по сокращению самых разрушительных и дорогостоящих видов оружия.

Однако противники разрядки и процесса ОСВ повели на венский договор усиленное наступление. Им удалось затянуть дебаты в сенате США вокруг его ратификации, подтолкнуть администрацию Дж. Картера к взвинчиванию гонки вооружений, а затем и вовсе отложить ратификацию договора на неопределенное время. С приходом к власти в 1981 администрации Р. Рейгана на пути вступления Договора ОСВ-2 в силу возникли дополнительные трудности ввиду занятой новым руководством США негативной позиции в отношении этого договора.

В Программе мира на 80-е годы СССР заявил о готовности «продолжать без промедления соответствующие переговоры с США с сохранением всего того положительного, что до сих пор было достигнуто в этой области». Однако, подчеркивалось в материалах съезда, «переговоры могут вестись только на основе равенства и одинаковой безопасности. На соглашение, которое давало бы одностороннее преимущество США, мы не пойдем» (Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981, с. 29) (см. также Советско-американские переговоры об ограничении и сокращении стратегических вооружений). [стр. 87].

Вверх


Категория: Проблема разоружения
Просмотров: 1673 |