Главная » События. Персоны. Даты » 1924 » Октябрь 1924

1924. 2 октября. Принят Женевский протокол о мирном урегулировании международных конфликтов
Конференция Лиги Наций во Дворце Наций в Женеве, Швейцария. 1924
Конференция Лиги Наций во Дворце Наций в Женеве, Швейцария. 1924
Фото: © Dutch National Archives

Женевский протокол от 2 окт. 1924 о «безопасности, арбитраже и разоружении», принятый на 5-м собрании Лиги Наций. Принятию его предшествовала упорная англо-французская борьба, в к-рой французский империализм стремился не только стабилизовать основы Версальского мира, но и всячески их укрепить. Этой политической задаче соответствовала его теория «безопасности», которая имела в виду создание юридических гарантий неприкосновенности как границ самой Франции, так и ее союзников (Бельгии, Польши, Чехо-Словакии, Румынии и Югославии), т. е. признание гегемонии Франции в Европе. Кроме того Франция стремилась получить еще и особые гарантии на случай нарушения этого статуса, каковые она усматривала в обязательном арбитраже на случай спора между двумя государствами и в применении к «нападающей стороне» (т. е. государству, нарушающему территориально-политический статус Версаля) «санкций» на основе ст. 16-й устава Лиги Наций. Лишь при условии этих гарантий безопасности, принудительного арбитража и санкций франц. империализм соглашался разговаривать о каком-либо сокращении вооружений. В борьбе против этих стремлений увековечить франц. гегемонию англ. империализм выдвигал прямо противоположную программу. Его основной задачей являлось ослабление системы франц. военно - политических союзов, ровно как и военной мощи Франции. Поэтому он выдвигал на первый план сокращение вооружений в качестве предпосылки всеобщей безопасности и резко отвергал принудительный арбитраж и в особенности санкции как меры, к-рые связывали бы свободу английского империализма, налагали бы на Великобританию и ее доминионы новые обязательства и лишали бы ее независимости в любом европейском конфликте.

Эта борьба англ. и франц. точек зрения, отражавшая англо-французскую борьбу за гегемонию, продолжалась с 1919, но с приходом в 1924 к власти «рабочего» кабинета Макдональда
Джеймс Рамсей
МАКДОНАЛЬД
(1866 — 1937)
британский политический и государственный деятель, премьер-министр в 1924, 1929—1931 и 1931—1935 гг.
(См.: Биографию)
в Англии и левого блока, в лице Эррио
Эдуар ЭРРИО
(1872 — 1957)
французский государственный и политический деятель, 1924—25 и 1932 — премьер-министр и министр иностранных дел, 1926 премьер-министр (1926), государственный министр 1934—36
(См.: Биографию)
, во Франции положение изменилось; обоим «демократическим» правительствам нужно было демонстрировать свой пацифизм и сорвать какой-нибудь яркий успех во внешней политике. Между главами обоих правительств начались переговоры, к-рые привели к победе французской точки зрения. Англия приняла т. н. триединую формулу: безопасность—арбитраж—разоружение, а франц. империализм сделал уступку, зафиксировав срок созыва международной конференции по разоружению на 15 июня 1925. Но, давая свое согласие, Франция оговорила его требованием ратификации всего соглашения к 1 мая 1925 большинством членов Совета Лиги и 10 другими членами Лиги, в противном случае конференция по разоружению должна была быть отложенной. Со своей стороны Англия поставила действительность соглашения под условием осуществления плана разоружения, к-рый должен был быть принят на будущей конференции.

Таков был пацифистский компромисс, затушевывавший на время англо-французскую борьбу. К ноябрю 1924 около 15 государств ратифицировали соглашение, получившее отныне название Ж. п. Первым государством, его подписавшим, была Франция. Чехо-Словакия первая ратифицировала его. Это свидетельствовало о том, что Ж. п. был выгоден для французского империализма и его союзников. Но в самой Англии возникли большие трудности. Запрошенные Макдональдом доминионы решительно высказались против Ж. п., как увеличивающего обязательства, возлагаемые на Великобританию статутом Лиги Наций. В окт. 1924 правительство Макдональда пало, и немедленно после прихода к власти консерваторов новый мин. ин. дел Чемберлен заявил о неприемлемости Ж. п. для Великобритании и ее доминионов. На заседании Совета Лиги 12 марта 1925 он формально подтвердил отказ подписать Ж. п., заявив, что протокол «скорее способен был бы привести к международным осложнениям и вызвать новые войны, чем способствовать установлению всеобщего мира». Отказ Великобритании подписать Ж. протокол привел к его провалу. Протокол в силу не вступил. На этом основании Франция взяла обратно свое согласие на созыв конференции по разоружению в 1925, на чем впрочем консервативный кабинет вовсе не настаивал. Провал Ж. п. до сих пор служит для Франции и ее союзников аргументом, «оправдывающим» их сопротивление какому-либо сокращению вооружений.

Большая советская энциклопедия. [1-е изд.] Том 25 — М.: Большая сов. энциклопедия, 1932, ст. 137-138

Женевский протокол от 2 окт. 1924 о мирном урегулировании международных конфликтов, принятый на ассамблее Лиги наций. В протоколе давалось определение агрессора, устанавливалась обязанность принятия в случае конфликта между государствами арбитражного решения, предусматривалось применение санкций в случае, если государство, не являющееся членом Лиги наций и вступившее в конфликт с государством — участником протокола, откажется подчиниться процедуре, предусмотренной протоколом. Во время предварительного обсуждения Министерство иностранных дел СССР отклонило проект протокола (нота 12 марта 1924), к-рый оставлял его инициаторам возможность использовать Устав Лиги наций и арбитражную процедуру против СССР. Взамен этого протокола СССР предложил приступить к непосредственному обсуждению вопроса о сокращении вооружений. Ввиду англо-франц. противоречий протокол 1924 не был ратифицирован Великобританией, а также Италией.

Большая советская энциклопедия. Изд. 2-е. Том 16 — М.: Большая сов. энциклопедия, 1952, стр. 61-62

Женевский протокол О мирном урегулировании междунар. конфликтов, принятый на ассамблее Лиги наций 2 окт. 1924. Гос-ва, подписавшие этот Протокол (Франция, Испания, Болгария, Польша, Бразилия и др., всего 21 гос-во), брали на себя обязательство не прибегать к войне за исключением случаев сопротивления агрессии или действий, предпринимаемых по решению Лиги наций. В Протоколе, на основе ст. 16 Устава Лиги наций, предусматривалось применение санкций в случае, если гос-во, не являющееся членом Лиги наций и вступившее в конфликт с гос-вом — участником Протокола, откажется подчиниться процедуре, предусмотренной Протоколом. В ходе предварит, обсуждения СССР, не являвшийся членом Лиги наций, отклонил проект Протокола (нота 12 марта 1924), к-рый мог быть использован против СССР, и предложил приступить к непосредственному обсуждению вопроса о сокращении вооружений. Для вступления Протокола в силу требовалась ратификация его большинством гос-в, имевших постоянное место в Совете Лиги наций (в 1924 это были Великобритания, Италия, Франция и Япония), и десятью др. членами Лиги. Однако эта формальная предпосылка вступления Протокола в силу не была выполнена. Ввиду англо-франц. противоречий Протокол 1924 не был ратифицирован Великобританией, а также Италией.

Советская историческая энциклопедия. Том 5 — М.: Советская энциклопедия, 1964, ст. 542

Женевский протокол 1924 о мирном разрешении международных споров— принят 2 октября Ассамблеей Лиги наций в разгар так наз. «эры пацифизма», когда Лига усиленно дебатировала франко-английские планы гарантий безопасности. Французская дипломатия, опасаясь экономического и военного усиления Германии в результате осуществления «плана Дауэса», добивалась обеспечения безопасности при помощи военных союзов и установления системы всеобщей гарантии послеверсальского status quo. С этой целью французская дипломатия выдвинула формулу «Арбитраж, безопасность, разоружение», к-рую она рассматривала как «три главные колонны» «храма мира». При этом французы, имевшие самую большую армию в Европе и не желавшие ее сокращать, выступали за то, чтобы сначала была гарантирована безопасность версальских границ, а затем уже поставлен вопрос о разоружении. Англия на первое место ставила разоружение, точнее ограничение вооружений континентальных стран Европы (что не затрагивало бы ее военно-морского превосходства), и была против системы гарантий, стремясь не допустить усиления Франции.

Формально Ж- п. имел в виду восполнить те пробелы, к-рые имелись в пакте Лиги наций в отношении запрещения войны, а также мирного разрешения споров. Ж. п. предусматривал обязательство его участников не прибегать к войне, «за исключением случаев сопротивления актам агрессии» или санкций применяемых в соответствии с пактом Лиги и Ж-п. Протокол содержал весьма подробные постановления относительно процедуры мирного разрешения споров, обязанностей спорящих государств не допускать углубления конфликта, последствий неисполнения этих обязанностей и отказа от процедуры мирного урегулирования. В ст. 10 протокола давалось определение агрессии, основанное на чисто формальном критерии: «Является агрессором всякое государство, которое прибегает к войне в нарушении обязательств, предусмотренных в Статусе (Лиги наций) и в настоящем Протоколе». К акту войны приравнивалось нарушение режима демилитаризованной зоны. Санкции против агрессора согласно Ж. п. должны были применяться тем или иным участником протокола в той мере, «в какой это ему позволяют его географическое положение и особые условия его вооружений»; их последствием не должно было являться «причинение ущерба территориальной целостности или политической независимости государства-агрессора». Ж. п. должен был вступить в силу после того, как специальная конференция, предусмотренная протоколом, примет план сокращения вооружений.

Протокол был подписан Францией, Бельгией, Испанией, Грецией, Польшей, Португалией, Югославией, Чехословакией, Албанией, Бразилией, Болгарией, Чили, Эстонией, Финляндией, Гаити, Латвией, Либерией, Парагваем, Уругваем. Англия, к-рая вместе с Францией громко именовала Ж п. «великой хартией мира», отказалась подписать протокол. Пришедшее в октябре 1924 к власти в Англии консервативное правительство не пожелало себя связывать даже урезанными и ослабленными обязательствами по борьбе с агрессией. Примеру Англии последовала Италия Ж. п. не вступил в силу и этим продемонстрировал обреченность буржуазных пацифистских иллюзий. В международном праве Ж. п., однако, известен как документ, в к-ром провозглашалось, что «агрессивная война составляет... международное преступление», что было отмечено Нюрнбергским военным трибуналом при обосновании преступности гитлеровской агрессии во второй мировой войне.

Дипломатический словарь. В 3-х томах. Том 1 — М.: Политиздат, 1971, стр. 533-534


Публикации:

  • Сборник документов по международной политике и международному праву. Изд. НКИД. 1937, с. 108.

Литература:


Тема:

Категория: Женевские протоколы


Категория: Финляндия, Чехословакия, Чили, Бельгия, Болгария, Германия, Греция, Польша, Югославия, Октябрь 1924, Албания, Испания, Великобритания, Франция, —Женевские протоколы 1922—1925, Даты, Многосторонние договоры, соглашения и конвенции | Теги: Польша, югославия, англия, бельгия, Э. Эррио, чехословакия, Дж. Р. Макдональд, германия, румыния, Франция
Просмотров: 480 |