Главная » События. Персоны. Даты » 1941 » Март 1941

1941. 11 марта. Конгресс США принял закон о ленд-лизе
Добавлено 15.02.2017, 19:14, Изменено 15.02.2017, 19:26
Ленд-лиз
Фото: Информационный портал РФ

Ленд-лиз (англ. lend-lease, от lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду) — система передачи Соединёнными Штатами Америки взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегии, сырья, продовольствия и других материальных ресурсов странам, участвовавшим в войне против гитлеровской Германии в период второй мировой войны (1939—45). Закон о Л.-л. был принят конгрессом США 11 марта 1941. Убедившись на опыте первой мировой войны (1914—18), что предоставление внешних денежных займов союзным государствам не обеспечивает выгодного для США возмещения, й преследуя цели извлечения максимальной прибыли, правящие круги решили отказаться от предоставления денежных займов и перейти к прямым военным поставкам вооружения, боеприпасов и других материалов, с тем чтобы получить впоследствии соответствующую компенсацию. Они стремились использовать Л.-л. для реализации своих экспансионистских устремлений.

Л.-л. явился одним из крупнейших источников обогащения амер. монополий во время второй мировой войны. Он обеспечил массовый сбыт амер. товаров на внешнем рынке, что способствовало поддержанию относительно высокого уровня производства в США в тот период. Сущность Л.-л. состояла в том, что правительство США за счёт специальных бюджетных ассигнований на проведение Л.-л. и средств, отпускавшихся военным и морским департаментами, закупало у амер. монополий по взвинченным ценам вооружение, боеприпасы и другие материалы и, в соответствии с соглашениями, заключёнными со странами антигитлеровской коалиции, направляло эти материалы своим союзникам. Расходы США на проведение операций по Л.-л. с 11 марта 1941 по 1 авг. 1945 равнялись 46 млрд. долл., что составило ок. 13% всех военных расходов США за годы войны и св. 50% их экспорта. Всего по Л.-л. было поставлено: вооружения (включая суда) на 22102 млн. долл., нефтепродуктов на 2317, оборудования и материалов на 9689, продовольствия на 6089 млн. долл. Транспортные и другие услуги составили 3 755 млн. долл., а прочие расходы (строительство заводов, расходы федеральных агентств) —2088 млн. долл. По отдельным странам поставки по Л.-л. выразились в следующих суммах: 30269 млн. долл. по странам Британской империи (в т. ч. Англия — 16090, Индия — 2188, Австралия— 1382, Новая Зеландия— 299), 9800 по СССР, 1406 по Франции, 631 по Китаю, 421 по латино-американским странам, 424 по другим странам. В свою очередь США получили от стран антигитлеровской коалиции различных товаров и услуг в порядке обратного Л.-л. на 7,3 млрд. долл. Советский Союз, вынесший на своих плечах всю тяжесть войны с гитлеровской Германией и сыгравший решающую роль в её разгроме, имел по Л.-л. материалов в 3 раза меньше, чем, напр., Британская империя, к-рая значительную часть поступивших ей по Л.-л. материалов не использовала для ведения военных операций против держав гитлеровского блока. Удельный вес полученных СССР от союзников промышленных товаров по отношению к размерам производства промышленной продукции на социалистических предприятиях за период войны был незначительным.

В соглашениях США со странами, получавшими материалы по Л.-л., указывалось, что при окончательном определении вознаграждения за поставки по Л.-л. должны быть учтены взаимные интересы договаривающихся сторон. Сроки и условия вознаграждения не должны были затруднять торговли между договаривающимися странами, а содействовать, ко взаимной выгоде, экономия, отношениям между ними. В частности, должны были быть предусмотрены меры к ликвидации всех форм дискриминации в международной торговле, снижению тарифов и устранению других торговых барьеров. Материалы, уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежали, согласно Л.-л., никакой оплате.

По окончании войны правящие круги США при урегулировании расчётов по Л.-л. воспользовались тяжёлым экономия, и политик, положением многих капиталистич. стран, чтобы усилить их зависимость от амер. монополий. Что касается урегулирования расчётов по Л.-л. между СССР и США, то в ходе переговоров правительство США назначило сначала сумму компенсации, резко противоречащую условиям, на к-рых были урегулированы расчёты между США и Англией (последняя согласилась уплатить компенсацию в размере 2% стоимости полученных поставок по Л.-л.). Требуемая США с СССР сумма была затем несколько снижена, но она всё же была сильно завышенной. В целях скорейшего урегулирования расчетов по Л.-л. Советское правительство пошло на значительное увеличение глобальной суммы компенсации за остатки товаров, полученных по Л.-л. К середине 1953 переговоры об урегулировании расчётов по Л.-л. между СССР и США еще не были завершены.

Большая советская энциклопедия. Изд. 2-е. Том 24 — М.: Большая сов. энциклопедия, 1953, стр. 490-491

Ленд-лиз
Президент США Франклин Д. Рузвельт подписывает закон о ленд-лизе
Фото: © Associated Press

Ленд-лиз — существовавшая во время второй мировой войны система передачи Соединенными Штатами союзным странам взаймы или в аренду вооружений, военных и др. необходимых для ведения войны материалов.

Предложенный по инициативе президента Ф. Рузвельта закон о «передаче взаймы или в аренду» вооружений и военных материалов был принят американским конгрессом 11 марта 1941. Закон предоставлял президенту полномочия передавать, обменивать, давать в аренду, взаймы или поставлять иным способом военные материалы или военную информацию правительству любой страны, если ее «оборона против агрессии жизненно важна для обороны Соединенных Штатов».

Страны, получавшие помощь по Л.-л., подписывали с США двусторонние соглашения, в к-рых предусматривалось, что материалы, уничтоженные, утраченные или потребленные во время войны, не подлежат после ее окончания никакой оплате; оставшиеся после войны материалы, пригодные для гражданского потребления, должны быть оплачены полностью или частично в порядке долгосрочного кредита; оставшиеся после войны военные материалы могут быть истребованы правительством США, хотя оно неоднократно заявляло, что, как правило, не будет пользоваться этим правом; оборудование и материалы, заказанные той или иной страной, но не поставленные к концу войны, могут быть приобретены страной-заказчиком при помощи долгосрочных американских кредитов. Страны, заключавшие соглашения, в свою очередь принимали на себя обязательства оказывать Соединенным Штатам помощь материалами, имеющимися в их распоряжении.

Всего за годы войны поставки по Л.-л. были распространены на 42 страны и составили общую сумму св. 46 млрд. долл. США получили обратную помощь в размере 7387 млн. долл. Из общей суммы помощи по Л.-л. Британская империя получила св. 30 млрд. долл., т. е. более 3/6 всей помощи, Франция — ок. 1500 млн., гоминьдановские власти в Китае — св. 600 млн. долл.

Советский Союз заключил с США соглашение о поставках по Л.-л. 11 июня 1942. Общая сумма ленд-лизовских поставок СССР составила ок. 10 млрд. долл.

Оценивая значение Л.-л. для США, американские правительственные деятели были вынуждены признать, что он был неизбежной и выгодной для Соединенных Штатов формой участия в военных усилиях антигитлеровской коалиции. Президент Трумэн говорил: «...деньги, истраченные на ленд-лиз, безусловно спасли множество американских жизней. Каждый русский, английский или австралийский солдат, к-рый получал снаряжение по ленд-лизу и шел в бой, пропорционально сокращал военные опасности для нашей собственной молодежи».

После окончания второй мировой войны возникла проблема урегулирования расчетов за уцелевшие ленд-лизовские материалы.

В 1945 США, нарушив советско-американское соглашение по Л.-л., внезапно, без предупреждения прекратили ленд-лизовские поставки СССР. В декабре 1946 Соединенные Штаты аннулировали ранее заключенное с СССР соглашение о поставках в порядке долгосрочного кредита тех материалов и оборудования, к-рые были заказаны в США, но не были отгружены к моменту прекращения ленд-лизовских поставок. В дальнейшем американское правительство стало на путь выдвижения дискриминационных в отношении СССР условий урегулирования расчетов по Л.-л. и затягивания переговоров.

Советская сторона в переговорах с Соединенными Штатами в 1947—48, 1951—52, а также в начале 1960 отстаивала ту точку зрения, что в отношении Советского Союза, внесшего наибольший вклад в дело победы над врагом во время второй мировой войны, не может и не должно приниматься таких дискриминационных мер, к-рые ставили бы его в худшее положение по сравнению с др. государствами, также получавшими ленд-лизовские поставки. Советские представители опирались на статьи советско-американского соглашения 1942, в к-рых говорилось, что условия окончательных расчетов по Л.-л. должны быть такими, какие бы «соответствовали общим интересам Союза Советских Социалистических Республик и Соединенных Штатов Америки и содействовали бы созданию и поддержанию мира во всем мире», а также такими, «чтобы не только не затруднять торговлю между этими двумя странами, а, наоборот, содействовать взаимовыгодным экономическим отношениям между ними».

В соответствии с этим советская сторона на переговорах, состоявшихся в январе 1960 в Вашингтоне, настаивала, чтобы договоренность об урегулировании расчетов по Л.-л. была достигнута одновременно с нормализацией торгово-экономических отношений между СССР и США. Однако американская сторона не проявила готовности к такому решению вопроса.

В дальнейшем обмен мнениями между представителями СССР и США был приостановлен по инициативе американской стороны.

Дипломатический словарь. В 3-х томах. Том 2 — М.: Политиздат, 1971, стр. 173-174


Категория: Март 1941, Даты, США, Многосторонние договоры, соглашения и конвенции | Теги: ссср, США, Ф. Рузвельт
Просмотров: 700 |