Главная » События. Персоны. Даты » 1945 » Апрель 1945

1945. 25 апреля—26 июня. Сан-Францисская конференция Объединённых наций
Добавлено 30.10.2017, 19:02, Изменено 13.11.2018, 18:04

Источники:

Дипломатический словарь. Том 2. — М., 1950.

Большая советская энциклопедия. Изд. 2-е. Том 38 — М., 1955, стр. 82

Советская историческая энциклопедия. Том 12 — М., 1969, ст. 538-539

Дипломатический словарь. В 3-х томах. Том 3 — М., 1973, стр. 117-120

Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е. Том 22. — М., 1975, стр. 578-579, ст. 1722-1723

Библиография

Сан-Францисская конференция 1951
Глава делегации СССР А. А. Громыко подписывает устав ООН. Сан-Франциско. 26 июня 1945
Фото phistory.info

САН-ФРАНЦИСКО КОНФЕРЕНЦИЯ 1945 — происходила с 25 апреля по 26 июня. Она была созвана по соглашению между союзными державами правительством США от имени правительств СССР, Англии и Китая во исполнение решения Крымской конференции (см.) об учреждении международной организации для "поддержания мира и безопасности... и для устранения политических, экономических и социальных причин войны". Приглашения на эту конференцию были разосланы правительствам 42 стран, подписавшим декларацию Объединённых наций от 1 января 1942 или присоединившимся к ней и объявившим войну странам оси: Австралии, Бельгии, Боливии, Бразилии, Канады, Чили, Колумбии, Коста-Рики, Кубы, Чехословакии, Доминиканской республики, Эквадора, Египта, Эфиопии, Греции, Гватемалы, Гаити, Гондураса, Индии, Ирана, Ирака, Либерии, Ливана, Люксембурга, Мексики, Голландии, Новой Зеландии, Никарагуа, Норвегии, Панамы, Парагвая, Перу, Филиппин, Франции, Сальвадора, Саудовской Аравии, Сирии, Турции, Южно-Африканского Союза, Уругвая, Венесуэлы и Югославии.

Конференция решила пригласить к участию в ней правительства Белорусской ССР, Украинской ССР, Аргентины и Дании. Предложение делегации СССР, возглавлявшейся В. М. Молотовым, пригласить на конференцию Временное правительство Польши было отклонено под тем предлогом, что решение Крымской конференции о реорганизации польского правительства не было ещё выполнено. Однако по настоянию делегации СССР решено было считать Польшу членом-учредителем организации и оставить в уставе организации место для подписания его польским правительством. Всего, следовательно, в конференции участвовали 50 стран.

В повестке дня конференции стоял один вопрос - разработка устава международной организации для поддержания мира и безопасности. Поскольку устав охватывал широкие области международных отношений, на конференции были созданы четыре основные комиссии: первая - по подготовке общих положений устава; вторая - по подготовке положений о составе, правах и обязанностях Генеральной ассамблеи, Экономического и Социального совета и Совета по опеке; третья - по подготовке положений о составе, функциях и полномочиях Совета безопасности; четвёртая - по рассмотрению правовых проблем. Эти комиссии в свою очередь выделяли технические комитеты.

Кроме перечисленных органов на конференции были учреждены: Руководящий комитет, в который входили главы всех делегаций и который руководил всей работой конференции; Исполнительный комитет, в который входили главы делегаций СССР, США, Англии, Китая, Австралии, Бразилии, Голландии, Ирана, Канады, Мексики, Чехословакии, Чили и Югославии и который помогал Руководящему комитету; Координационный комитет, который состоял из представителей делегаций, входивших в Исполнительный комитет, и который разрабатывал схему устава и согласовывал положения, подготовленные техническими комитетами, а также ряд других вспомогательных комитетов.

За основу проекта устава были взяты предложения, подготовленные на конференции в Думбартон-Оксе (см.), с дополнениями о процедуре голосования в Совете безопасности, согласованными на Крымской конференции. Правительства СССР, США, Англии и Китая совместно внесли свои дополнения и поправки.

Предложения, подготовленные в Думбартон-Оксе, были расширены и одобрены. В устав была включена преамбула. Ст. 1 устава по инициативе делегации СССР была дополнена указанием, что мирное улаживание международных споров должно проводиться в согласии "с принципами справедливости и международного права", дружественные отношения должны развиваться "на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов", а также указанием, что одной из целей организации является поощрение уважения основных прав человека и основных свобод для всех, "без различия расы, пола, языка и религии".

Участники конференции внесли к предложениям, подготовленным в Думбартон-Оксе, многочисленные поправки (составившие том размером около 500 страниц). Эти поправки делились на четыре группы: 1) расширение прав Генеральной ассамблеи, 2) ограничение прав Совета безопасности и прав его постоянных членов и увеличение его состава, 3) расширение прав Международного суда и 4) разные предложения.

Борьба на конференции разгорелась в основном вокруг первых двух групп поправок. В них предлагалось: предоставить Генеральной ассамблее такие же права, как и Совету безопасности, и сделать Генеральную ассамблею высшим органом, подчинив ей Совет безопасности. По настоянию делегации СССР эти предложения были отклонены. Генеральной ассамблее было предоставлено право "обсуждать любые вопросы или дела в пределах... устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов, предусмотренных... уставом" (ст. 10 устава), но без права делать рекомендации Совету безопасности, а также право получать и рассматривать ежегодные доклады Совета безопасности (но не выносить по ним решений).

Особое место на конференции занимал вопрос о процедуре голосования в Совете безопасности. В Думбартон-Оксе этот вопрос остался не решённым. В соглашении, достигнутом великими державами на Крымской конференции, предусматривалось, что решения по вопросам, не являющимся процедурными, принимаются Советом безопасности, "когда за них поданы голоса семи членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета" (ст. 27 устава). На конференции в Сан-Франциско все делегации согласились с принципом единогласия постоянных членов Совета безопасности при вынесении Советом решений по вопросам применения вооружённой силы, определения наличия угрозы миру, одобрения специальных военных соглашений, подготовки и применения вооружённых сил, приёма новых членов в Организацию и др. Однако некоторые делегаты настаивали на том, чтобы ряд других важных политических вопросов, включая внесение поправок в устав, решался простым большинством голосов членов Совета. Предложение о том, чтобы принятие поправок к уставу не требовало единогласия всех постоянных членов Совета безопасности, было внесено делегацией Новой Зеландии и отражало стремление Англии и США получить лазейку для упразднения принципа единогласия постоянных членов Совета безопасности путём внесения в устав соответствующей поправки без согласия всех постоянных членов.

На конференции сложился блок делегатов ряда стран (Австралии, Канады, Голландии, Новой Зеландии, Кубы, Турции и др.), за спиной которых стояли правящие круги США, Великобритании, Франции; эти страны выступали против принципа единогласия постоянных членов Совета безопасности.

Специально созданный по инициативе Австралии подкомитет представил делегациям великих держав вопросник о процедуре голосования в Совете безопасности, состоящий из 22 вопросов.

По предложению делегации СССР великие державы решили не давать ответов на каждый из поставленных вопросов, а 7. VI сделали общее заявление. В нём было указано, что "ввиду основной ответственности постоянных членов от них нельзя ожидать... принятия на себя обязательства действовать в таких серьёзных делах, как поддержание международного мира и безопасности, в соответствии с решением, с которым они не согласились". Далее в заявлении указывалось, что если возникнет вопрос, является ли рассматриваемое дело процедурным, то для решения этого предварительного вопроса также необходимо единогласие всех постоянных членов Совета безопасности. После опубликования этого заявления предложение о порядке голосования в Совете безопасности было принято. За это предложение было подано 30 голосов, против - 2, воздержались - 15, отсутствовали - 3.

Длительные дебаты вызвал вопрос о международной опеке. На Крымской конференции было достигнуто соглашение об учреждении системы опеки, в которую должны быть включены подмандатные территории, а также территории, отторгнутые от врага в результате второй мировой войны, и другие территории, добровольно включившиеся в эту систему. Советская делегация на С.-Ф. к. предложила, чтобы одной из основных целей системы опеки была подготовка, при активном участии населения этих территорий, к самоуправлению и самоопределению и достижение ими полной независимости. Это предложение встретило возражения всех государств, имеющих колонии. В конце концов конференция пришла к соглашению, что Организация будет способствовать прогрессивному развитию населения подопечных территорий "в направлении к самоуправлению или независимости, как это может оказаться подходящим для специфических условий каждой территории и её народов и имея в виду свободно выраженное желание этих народов" (ст. 76 устава).

Функции Организации в отношении стратегических районов должны осуществляться Советом безопасности, а в отношении "всех районов, не отнесённых к числу стратегических", - Генеральной ассамблеей. В помощь Генеральной ассамблее был создан Совет по опеке (см. Опека международная).

Конференция решила учредить Международный суд, состоящий из 15 судей, избираемых Советом безопасности и Генеральной ассамблеей на 9 лет, и являющийся "главным судебным органом Организации" (ст. 92 устава).

Делегации СССР, США, Англии и Китая предложили включить в устав Организации положение о порядке созыва Генеральной конференции для пересмотра устава. Это предложение было принято, и было решено, что Генеральная конференция по пересмотру устава может быть созвана "в срок и в месте, которые должны быть определены двумя третями голосов членов Генеральной ассамблеи, и голосами любых семи членов Совета безопасности". Поправки к уставу, принятые двумя третями голосов Генеральной конференции или Генеральной ассамблеи, вступят в силу по ратификации их "двумя третями членов Организации, включая всех постоянных членов Совета безопасности" (ст. 108 и 109).

Принятый конференцией устав организации Объединённых наций состоит из преамбулы и 19 глав: 1) Цели и принципы; 2) Члены Организации; 3) Органы; 4) Генеральная ассамблея; 5) Совет безопасности; 6) Мирное разрешение споров; 7) Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии; 8) Региональные соглашения; 9) Международное экономическое и социальное сотрудничество; 10) Экономический и Социальный совет; 11) Декларация в отношении несамоуправляющихся территорий; 12) Международная система опеки; 13) Совет по опеке; 14) Международный суд; 15) Секретариат; 16) Разные постановления; 17) Мероприятия по безопасности в переходный период; 18) Поправки; 19) Ратификация и подписание. К уставу в качестве составной его части приложен статут Международного суда.

Устав вступил в силу 24 октября 1945 по ратификации его в соответствии со ст. 110 всеми постоянными членами Совета безопасности и большинством других членов Организации.

Первая сессия Генеральной ассамблеи ООН открылась в Лондоне 10 января 1946 (см. Организация Объединённых наций).

Дипломатический словарь. Том 2. / Гл. ред.: Вышинский А.Я., Лозовский С.А.— М.: Госполитиздат, 1950.

САН-ФРАНЦИСКО КОНФЕРЕНЦИЯ 1945 — конференция Объединённых наций (см.), созванная для рассмотрения вопроса о создании Организации объединённых наций, цель к-рой — поддержание международного мира и безопасности, развитие дружественных отношений между нациями, осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера; происходила в Сан-Франциско (США) с 25 апр. по 26 июня 1945, была созвана от имени СССР, США, Великобритании и Китая во исполнение решения Крымской конференции 1945, предусматривавшего учреждение всеобщей международной организации для поддержания мира и безопасности.

Приглашения на конференцию были разосланы правительствам 42 стран, подписавшим Декларацию Объединённых наций от 1 янв. 1942 или присоединившимся к ней и объявившим войну странам оси; Австралии, Бельгии, Боливии, Бразилии, Канады, Чили, Колумбии, Коста-Рики, Кубы, Чехословакии, Доминиканской республики, Экуадора, Египта, Эфиопии, Греции, Гватемалы, Гаити, Гондураса, Индии, Ирана, Ирака, Либерии, Ливана, Люксембурга, Мексики, Нидерландов, Новой Зеландии, Никарагуа, Норвегии, Панамы, Парагвая, Перу, Филиппин, Франции, Сальвадора, Саудовской Аравии, Сирии, Турции, Южно-Африканского Союза, Уругвая, Венесуэлы, Югославии. Конференция решила пригласить к участию в ней Белорусскую ССР, Украинскую ССР, Аргентину и Данию. Предложение советской делегации пригласить на конференцию Польское временное правительство было отклонено под тем предлогом, что еще не были выполнены решения Крымской конференции по вопросу о Польском временном правительстве национального единства; однако, но настоянию советской делегации, решено было считать Польшу членом-учредителем организации.

На конференции был разработан Устав международной организации для поддержания мира и безопасности на основе предложений, подготовленных на конференции в Думбартон-Оксе в 1944 (см. Думбартон-Оке конференция), а также положений о процедуре голосования в Совете безопасности, согласованных на Крымской конференции руководителей СССР, США и Великобритании, согласно к-рым решения по вопросам, но являющимся процедурными, принимаются Советом безопасности большинством в 7 голосов членом, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. По инициативе делегации СССР ст. 1-я Устава была дополнена указанием на то, что мирное улаживание международных споров должно проводиться «в согласии с принципами справедливости и международного права», что дружественные отношения между нациями должны развиваться «на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов», а также указанием, что одна из целей Организации заключается «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Участники С.-Ф. к. 1945 вносили многочисленные предложения и поправки к проекту Устава. По настоянию делегации СССР предложения и поправки, направленные на предоставление Генеральной ассамблее таких же прав, как и Совету безопасности, и на подчинение Совета безопасности Генеральной ассамблее, были отклонены. Генеральной ассамблее было предоставлено право «обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов, предусмотренных настоящим Уставом» (ст. 10-я Устава), но без права делать рекомендации Совету безопасности, касающиеся к.-л. спора или ситуации, когда последний выполняет возложенные на него функции по отношению к данному спору или ситуации (ст. 12-я Устава). Особое внимание на конференции было уделено вопросу о процедуре голосования в Совете безопасности. В результате предварительных консультаций представителей СССР, США, Великобритании и Франции конференцией была принята процедура голосования в Совете безопасности, согласованная на Крымской конференции; эта процедура голосования предусматривала осуществление принципа единогласия всех постоянных членов Совета безопасности при решении важных вопросов мира и безопасности.

Принятый конференцией Устав Организации объединённых наций состоит из преамбулы и 19 глав. К Уставу в качестве составной его части приложен статут Международного суда. Устав вступил в силу 24 окт. 1945. Принятием Устава С.-Ф. к. 1945 учредила Организацию объединённых наций (см.).

Большая советская энциклопедия. Изд. 2-е. Том 38 — М.: Большая сов. энциклопедия, 1955, стр. 82

САН-ФРАНЦИССКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1945 —конференция 50 гос-в - учредителей Организации Объединенных Наций (ООН). Проходила с 25 апр. по 26 июня 1945. Конференция была созвана от имени СССР, США, Великобритании и Китая для подготовки, во исполнение решения Крымской конференции 1945, окончат. текста Устава ООН. Приглашения участвовать в конференции были разосланы пр-вам 42 стран, подписавших Декларацию Объединенных Наций от 1 янв. 1942 или присоединившихся к ней и объявивших войну странам фаш. блока: Австралии, Бельгии, Боливии, Бразилии, Канады, Чили, Колумбии, Коста-Рики, Кубы, Чехословакии, Доминиканской Республики, Экуадора, Египта, Эфиопии, Греции, Гватемалы, Гаити, Гондураса, Индии, Ирана, Ирака, Либерии, Ливана, Люксембурга, Мексики, Голландии, Новой Зеландии, Никарагуа, Норвегии, Панамы, Парагвая, Перу, Филиппин, Франции, Сальвадора, Саудовской Аравии, Сирии, Турции, Южно-Африканского Союза, Уругвая, Венесуэлы, Югославии. 30 апр. 1945 конференция пригласила к участию в ней пр-ва БССР, УССР и Аргентины, 5 июня 1945 - пр-во Дании. Аргентина, проводившая до последних дней войны политику, враждебную Объединенным Нациям (лишь на исходе войны, 27 марта 1945, аргент. пр-во объявило войну Германии), была приглашена в Сан-Франциско, вопреки возражениям СССР. Вследствие враждебной польскому пр-ву позиции зап. держав на конференцию (под предлогом предстоявшей реорганизации пр-ва) не была приглашена Польша; однако 23 июня 1945 по настоянию СССР конференция решила оставить в Уставе ООН место для подписания его представителями Польши, к-рая, т. о., вошла в число государств - учредителей ООН. Предложение СССР пригласить на конференцию представителей Всемирного конгресса профсоюзов не получило поддержки и никакого решения по этому вопросу не было принято. Главное внимание С.-Ф. к. уделила вопросам о целях и принципах ООН, структуре и полномочиях ее органов, о возможностях мирного урегулирования междунар. споров и действий в отношении актов агрессии. За основу проекта Устава ООН были приняты предложения, согласованные на Думбартон-Окс конференции 1944; участники С.-Ф. к. внесли много дополнений и поправок к этим предложениям.

С.-Ф. к. проходила в обстановке острой борьбы, особенно по вопросам о правах Совета Безопасности, о процедуре голосования в Совете Безопасности, о колониях и зависимых терр., о целях междунар. опеки. Стремясь заставить СССР и его союзников подчиняться в ООН решениям враждебного Сов. Союзу механич. большинства, нек-рые гос-ва (гл. обр. латиноамер. страны) пытались предоставить Ген. Ассамблее такие же права, как и Совету Безопасности и возражали (Австралия, Канада, Голландия, Новая Зеландия, Куба, Турция и др.) против принципа единогласия постоянных членов Совета Безопасности при решении всех политич. вопросов. Эти попытки не увенчались успехом благодаря твердой позиции СССР. Конференция согласилась с тем, что СССР, США, Англия, Франция и Китай должны быть постоянными членами Совета Безопасности и с принятым на Крымской конференции 1945 принципом единогласия постоянных членов Совета Безопасности.

При обсуждении проектов статей Устава по вопросам междунар. экономич. и социального сотрудничества, по настоянию делегации СССР в Устав было внесено указание, что междунар. отношения должны основываться на уважении принципа равноправия и самоопределения народов.

На конференции было решено включить в Устав ООН декларацию, формулирующую принципы обращения с колониями и зависимыми территориями. Делегации Англии, Франции и других стран, владеющих колониями, не допустили, однако, включения в эту декларацию положения о том, что народы таких терр. имеют право на независимость. Все участники С.-Ф. к. согласились, что подмандатные терр. должны быть включены в междунар. систему опеки. Сов. делегация предложила, чтобы одной из основных целей опеки была подготовка этих терр. при активном участии их населения к самоуправлению, самоопределению и достижению ими полной независимости. Это предложение также встретило возражения и было принято в урезанном виде. В ст. 76-й принятого Устава говорится, что ООН будет способствовать прогрессивному развитию населения подопечных территорий "... в направлении к самоуправлению или независимости, как это может оказаться подходящим для специфических условий каждой территории и ее народов и имея в виду свободно выраженное желание этих народов...".

Конференция учредила Междунар. суд из 15 судей, избираемый Советом Безопасности и Ген. Ассамблеей на 9 лет, являющийся главным судебным органом ООН. Статут Междунар. суда является частью Устава ООН.

26 июня 1945 в Доме ветеранов в Сан-Франциско состоялось подписание Устава. 24 окт. 1945 Устав ООН был ратифицирован всеми постоянными членами Совета Безопасности и большинством других гос-в, подписавших его, и в этот день вступил в действие. 24 окт. ежегодно отмечается как День Объединенных Наций.

Б. В. Орешин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. Том 12 — М.: Советская энциклопедия, 1969, ст. 538-539

САН-ФРАНЦИССКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1945 — конференция по вопросу о создании Организации Объединенных Наций; проходила с 25 апреля по 26 июня в Сан-Франциско (США). Созвана по решению Крымской конференции 1945 об учреждении международной организации дли «поддержания мира и безопасности и для устранения политических, экономических и социальных причин воины». Три державы — участницы Крымской конференции пригласили Китай и Францию принять участие в созыве конференции, однако временное правительство Франции отказалось от этого предложения.

Приглашения на конференцию от имени СССР, США, Великобритании и Китая были разосланы правительствам 42 стран, подписавшим Декларацию Объединенных Наций от 1 января 1942 или присоединившимся к ней и объявившим войну странам «оси»: Австралии, Бельгии, Боливии, Бразилии, Канады, Чили, Колумбии, Коста-Рики, Кубы, Чехословакии, Доминиканской Республики, Эквадора, Египта, Эфиопии, Греции, Гватемалы, Гаити. Гондураса, Индии, Ирана, Ирака, Либерии, Ливана, Люксембурга, Мексики, Голландии, Новой Зеландии, Никарагуа, Норвегии, Панамы, Парагвая, Перу, Филиппин, Франции, Сальвадора, Саудовской Аравии, Сирии, Турции, Южно-Африканского Союза, Уругвая, Венесуэлы и Югославии.

Конференция решила пригласить к участию в ней правительства Белорусской ССР, Украинской ССР, Аргентины и Данни. Предложение делегации СССР пригласить на конференцию временное правительство Польши было отклонено под тем предлогом, что решение Крымской конференции о реорганизации польского правительства не было еще выполнено. Однако по настоянию делегации СССР решено было считать Польшу членом — учредителем организации и оставить в Уставе организации место для подписания его польским правительством. Всего, следовательно, в конференции участвовало 50 стран.

В повестке дня конференции стоял один вопрос — разработка Устава международной организации для поддержания мира и безопасности. На конференции были созданы 4 основные комиссии: 1) по подготовке общих положений Устава; 2) по подготовке положений о составе, правах и обязанностях Генеральной Ассамблеи. Экономического и Социального совета и Совета по опеке; 3) по подготовке положений о составе, функциях н полномочиях Совета Безопасности; 4) по рассмотрению правовых проблем. Эти комиссии, в свою очередь, создали технические комитеты. В состав комиссий и технических комитетов входили представители всех стран — участниц конференции.

Кроме перечисленных органов на конференции были учреждены: Руководящий комитет (входили главы всех делегаций), к-рый руководил всей работой конференции; Исполнительный комитет, в к-рый входили главы делегаций СССР. США. Англии, Китая, Австралии, Бразилии, Голландии, Ирана, Канады, Мексики, Чехословакии, Чили и Югославии и к-рый помогал Руководящему комитету; Координационный комитет (состоял из представителей делегаций, входивших в Исполнительный комитет), к-рый разрабатывал схему Устава и согласовывал положения, подготовленные техническими комитетами, а также ряд др. вспомогательных комитетов.

За основу проекта Устава были взяты предложения, подготовленные на Думбартон-Окс конференции, с дополнениями о процедуре голосования в Совете Безопасности, согласованными на Крымской конференции. Правительства СССР, США, Англии и Китая совместно внесли свои дополнения и поправки.

Предложения, подготовленные в Думбартон-Оксе, были значительно расширены и дополнены. В Устав была включена преамбула. Ст. I Устава по инициативе делегации СССР была дополнена указанием, что мирное улаживание международных споров должно проводиться в согласии «с принципами справедливости и международного права», дружественные отношения должны развиваться «на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов», а также указанием, что одной из целей организации является поощрение уважения основных прав человека и основных свобод для всех, «без различия расы, пола, языка и религии».

Участники конференции внесли к предложениям, подготовленным в Думбартон-Оксе, многочисленные поправки (составившие том размером ок. 500 страниц). Эти поправки по своему содержанию делились на четыре группы: 1) расширение прав Генеральной Ассамблеи; 2) ограничение прав Совета Безопасности и прав его постоянных членов и увеличение его состава; 3) расширение прав Международного суда и 4) разные предложения.

Борьба на конференции разгорелась в основном вокруг первых двух групп поправок. В них предлагалось предоставить Генеральной Ассамблее такие же права, как и Совету Безопасности, и сделать Генеральную Ассамблею высшим органом, подчинив ей Совет Безопасности. По настоянию делегации СССР эти предложения были отклонены. Генеральной Ассамблее было предоставлено право «обсуждать любые вопросы или дела в пределах... Устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов, предусмотренных.. Уставом» (ст. 10 Устава), но без права выносить рекомендации, касающиеся какого-либо спора или ситуации, когда Совет Безопасности выполняет свои функции по отношению к данному спору или ситуации (ст. 12). Она получила также право рассматривать ежегодные доклады Совета Безопасности (но не выносить по мим никаких рекомендаций). Генеральная Ассамблея обязана также любой вопрос, по к-рому необходимо предпринять действия, передавать Совету Безопасности до или после его обсуждения Ассамблеей (ст. 11).

Особое место на конференции занимал вопрос о процедуре голосования в Совете Безопасности. В Думбартон-Оксе этот вопрос остался нерешенным. В соглашении, достигнутом великими державами на Крымской конференции, предусматривалось, что решения по вопросам, не являющимся процедурными, принимаются Советом Безопасности, «когда за них поданы голоса семи членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета» (ст. 27 Устава). На конференции в Сан-Франциско все делегации согласились с принципом единогласия постоянных членов Совета Безопасности при вынесении Советом решений по вопросам применения вооруженной силы, определения наличия угрозы миру, одобрения специальных военных соглашений, подготовки и применения вооруженных сил, приема новых членов в организацию и др. Предложение о том, чтобы принятие поправок к Уставу не требовало единогласия всех постоянных членов Совета Безопасности, было внесено делегацией Новой Зеландии. Оно отражало стремление США н Англии получить лазейку для изменения Устава в своих интересах посредством внесения в него соответствующей поправки без согласия всех постоянных членов в расчете на то, что большинство членов ООН зависят от Соединенных Штатов Америки или Англии и будут следовать за их политикой, что в то время отвечало действительному положению вещей.

На конференции сложился блок делегатов ряда стран (Австралии, Канады, Голландии, Новой Зеландии, Кубы, Турции и др.), к-рые выступали против принципа единогласия постоянных членов Совета Безопасности. Специально созданный по инициативе Австралии подкомитет представил делегациям четырех приглашающих держав вопросник о процедуре голосования в Совете Безопасности, состоявший из 22 вопросов.

По предложению делегации СССР приглашающие державы решили не давать ответы на каждый из поставленных вопросов, a 7 июня сделали общее заявление (к к-рому присоединилась также Франция). В нем было указано, что «ввиду основной ответственности постоянных членов от них нельзя ожидать... принятия на себя обязательства действовать в таких серьезных делах, как поддержание международного мира и безопасности, в соответствии с решением, с которым они не согласились». Далее в заявлении указывалось, что если возникнет вопрос, следует ли считать рассматриваемое дело процедурным, то для решения этого предварительного вопроса также необходимо единогласие всех постоянных членов Совета Безопасности. После опубликования этого заявления предложение о порядке голосования в Совете Безопасности было принято. За это предложение было подано 30 голосов, против — 2, воздержались — 15, отсутствовали — 3.

Длительные дебаты вызвал вопрос о международной опеке. На Крымской конференции было достигнуто соглашение об учреждении системы опеки, в к-рую должны быть включены подмандатные территории, а также территории, отторгнутые от врага в результате второй мировой войны, и др. территории, добровольно включенные в эту систему. Советская делегация на С.-Ф. к. предложила, чтобы одной из основных целей системы опеки была подготовка, при активном участии населения этих территорий, к самоуправлению и самоопределению и достижение ими полной независимости Это предложение встретило возражения государств, владевших колониями. В конце концов конференция пришла к соглашению, что организация будет способствовать прогрессивному развитию населения подопечных территорий «в направлении к самоуправлению или независимости, как это может оказаться подходящим для специфических условий каждой территории и ее народов и имея в виду свободно выраженное желание этих народов».

Функции организации в отношении стратегических районов должны осуществляться Советом Безопасности, а в отношении «всех районов, не отнесенных к числу стратегических»,— Генеральной Ассамблеей. В помощь Генеральной Ассамблее был создан Совет но опеке (см. Опека международная).

Конференция решила учредить Международный суд, состоящий из 15 судей, избираемых Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей на девять лет, и являющийся «главным судебным органом организации» (ст. 92 Устава).

Принятый на конференции Устав Организации Объединенных Наций состоит из преамбулы и 19 глав:

1) Цели и принципы; 2) Члены организации; 3) Органы; 4) Генеральная Ассамблея; 5) Совет Безопасности; 6) Мирное разрешение споров; 7) Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии; 8) Региональные соглашения; 9) Международное экономическое и социальное сотрудничество; 10) Экономический и Социальный совет; 11) Декларация в отношении несамоуправляющихся территорий; 12) Международная система опеки; 13) Совет по опеке; 14) Международный суд; 15) Секретариат; 16) Разные постановления; 17) Мероприятия по безопасности в переходный период; 18) Поправки; 19) Ратификация и подписание. К Уставу в качестве составной его части приложен статут Международного суда.

Устав вступил в силу 24 октября 1945 по ратификации его в соответствии со ст. 110 всеми постоянными членами Совета Безопасности и большинством др. членов организации.

Первая сессия Генеральной Ассамблеи ООН открылась в Лондоне 10 января 1946.

Дипломатический словарь. В 3-х томах. Том 3 — М.: Политиздат, 1973, стр. 117-120

САН-ФРАНЦИССКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1945, конференция 50 государств — учредителей Организации Объединённых Наций (ООН). Проходила с 25 апреля по 26 июня 1945. Была созвана от имени СССР, США, Великобритании и Китая для подготовки, во исполнение решения Крымской конференции 1945, окончательного текста Устава ООН. Первоначально приглашения участвовать в конференции были разосланы правительствам 42 стран, подписавших Декларацию Объединённых Наций от 1 января 1942 или присоединившихся к ней и объявивших войну странам фашистского блока: Австралии, Бельгии, Боливии, Бразилии, Канады, Чили, Колумбии, Коста-Рики, Кубы, Чехословакии, Доминиканской Республики, Экуадора, Египта, Эфиопии, Греции, Гватемалы, Гаити, Гондураса, Индии, Ирана, Ирака, Либерии, Ливана, Люксембурга, Мексики, Нидерландов, Новой Зеландии, Никарагуа, Норвегии, Панамы, Парагвая, Перу, Филиппин, Франции, Сальвадора, Саудовской Аравии, Сирии, Турции, Южно-Африканского Союза, Уругвая, Венесуэлы, Югославии. 30 апреля 1945 конференция пригласила к участию в ней правительства БССР, УССР, а также (вопреки возражениям СССР) правительство Аргентины, проводившее враждебную Объединённым Нациям политику (войну Германии оно объявило лишь 27 марта 1945). 5 июня 1945 было направлено приглашение правительству Дании. Польша из-за враждебной польскому правительству позиции западных держав на конференцию приглашена не была. Однако 23 июня 1945 по настоянию СССР конференция решила оставить в Уставе ООН место для подписания его представителями Польши (т. о. Польша вошла в число государств — учредителей ООН).

Главное внимание С.-Ф. к. уделила вопросам о целях и принципах ООН, структуре и полномочиях её органов. За основу проекта Устава ООН были приняты предложения, согласованные на Думбартон-Окс конференции 1944, участники С.-Ф. к. внесли много дополнений и поправок к этим предложениям.

С.-Ф. к. проходила в обстановке острой борьбы, особенно по вопросам о правах Совета Безопасности, о процедуре голосования в Совете Безопасности, о колониях и зависимых территориях, о целях международной опеки. Стремясь заставить СССР и его союзников подчиняться в ООН решениям враждебного Советскому Союзу механического большинства, некоторые государства (главным образом латиноамериканские страны) пытались предоставить Генеральной Ассамблее такие же права, как и Совету Безопасности, возражали (Австралия, Канада, Нидерланды и др.) против принципа единогласия постоянных членов Совета Безопасности при решении всех политических вопросов. Эти попытки не увенчались успехом благодаря твёрдой позиции СССР. Принцип единогласия был принят.

На конференции было решено включить в Устав ООН декларацию, формулирующую принципы обращения с колониями и зависимыми территориями. Все участники С.-Ф. к. согласились, что мандатные территории должны быть включены в систему опеки международной. Советская делегация предложила, чтобы одной из основных целей опеки была подготовка этих территорий при активном участии их населения к самоуправлению, самоопределению и достижению ими полной независимости. Это предложение встретило возражения со стороны западных держав и было принято в урезанном виде.

Конференция учредила Международный суд ООН, статут которого является частью Устава ООН.

После длительных дебатов Устав ООН был принят. 26 июня 1945 состоялось его подписание. 24 октября 1945 Устав ООН, после ратификации его всеми постоянными членами Совета Безопасности и большинством других подписавших его государств, вступил в действие. С тех пор 24 октября ежегодно отмечается как День Объединённых Наций.

Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е. Том 22. — М.: Советская энциклопедия, 1975, стр. 578-579, ст. 1722-1723


Публикация:

Литература:

  • Советский Союз в ООН, т. 1, М., 1965;
  • Молотов В. М., Вопросы внешней политики, М., 1948;
  • Крылов С. Б., Материалы к истории ООН, т. 1, М. — Л., 1949;
  • Крылов С. Б., История создания ООН, 2 изд., М., 1960;
  • Исраэлян В. Л., Дипломатическая история Великой Отечественной войны 1941—1945, М., 1959;
  • Протопопов А. С., Советский Союз в ООН (1945—1957 гг.), М., 1957.

Тема:

Категория: Международные конференции


Категория: Нидерланды, Австралия, Канада, Чехословакия, Новая Зеландия, Южно-Африканская Республика, Куба, Чили, Дания, Бельгия, Люксембург, Греция, Югославия, Июнь 1945, Великобритания, СССР (до 30 декабря 1922 — РСФСР), Саудовская Аравия, Франция, Иран (до марта 1935 — Персия), Даты, Сальвадор, Сирия, Коста—Рика, Аргентина, Международные конгрессы, конференции и совещания, Индия, Апрель 1945, Венесуэла, Бразилия, Май 1945, Китай, Мексика, Египет, Никарагуа, Эфиопия, Ирак, Колумбия, Ливан, Уругвай, Либерия, Парагвай, Филиппины, Гаити, Гондурас, Панама, Турция, Боливия, Норвегия, Перу, Эквадор, США, — Организация Объединенных Наций (ООН), Доминикана, Гватемала | Теги: Сан-Францисская конференция 1945
Просмотров: 1742 |