Главная » События. Персоны. Даты » 1945 » Июль 1945

1945. 17 июля—2 августа. Потсдамская (Берлинская) конференция
Добавлено 07.10.2017, 21:29, Изменено 03.11.2018, 17:16

Источники:

Большая советская энциклопедия. Изд. 2-е. Том 5 — М., 1950, стр. 32-34

Дипломатический словарь. Том 2. — М., 1950.

Советская историческая энциклопедия. Том 11 — М., 1968, ст. 481-483

Дипломатический словарь. В 3-х томах. Том 2 — М., 1971, стр. 555-557

Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е. Том 20. — М., 1975, стр. 441-442, ст. 1311-1313

Библиография

Ссылки

У. Черчилль, Г. Трумэн и И. В. Сталин на Потсдамской конференции. Июль 1945
У. Черчилль, Г. Трумэн и И. В. Сталин на Потсдамской конференции. Июль 1945
Фото © РИА Новости / Евгений Халдей

БЕРЛИНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1945, Потсдамская конференция 1945, — конференция глав правительств СССР, США и Великобритании, принявшая конкретные решения о демилитаризации, денацификации и демократическом переустройстве Германии, побеждённой во второй мировой войне. Заседала с 17 июля по 2 августа 1945 во дворце. Сесилиан-Хоф в Потсдаме, близ Берлина. В конференции принимали участие: глава Советского правительства Генералиссимус И. В. Сталин, президент США Г. Трумэн и премьер-министр Великобритании У. Черчилль (с 28 июля — К. Эттли), министры иностранных дел — В. М. Молотов, Д. Бирнс и А. Иден (с 28 июля — Э. Бевин). Заседания конференции были прерваны на два дня в связи с объявлением итогов парламентских выборов в Великобритании, в результате к-рых пришло к власти лейбористское правительство Эттли.

Еще во время войны, на Крымской конференции, состоявшейся в феврале 1945, руководители трёх великих держав — СССР, США и Великобритании — заявили о том, что их целью является «уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантии в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир всего мира» (см. Крымская конференция 1945). Для практического осуществления этой задачи Б. к. провозгласила переустройство Германии на демократической и мирной основе, исходя из признания её как единого политического и экономического целого.

Б. к. приняла решение, что, в соответствии с соглашением о контрольном механизме в Германии в период выполнения Германией основных требований безоговорочной капитуляции, верховную власть в Германии будут осуществлять главнокомандующие вооружёнными силами СССР, США, Великобритании и Франции, каждый в своей зоне оккупации, а также совместно по вопросам, затрагивающим Германию в целом, в качестве членов Контрольного совета, созданного для осуществления высшей власти союзных держав в Германии на время её оккупации.

Б. к. провозгласила следующие основные цели оккупации Германии: «I) Полное разоружение и демилитаризация Германии и ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для поенного производства, или контроль над ней... II) Убедить немецкий народ, что он понёс тотальное военное поражение и что он не может избежать ответственности за то, что он навлёк на себя, поскольку его собственное безжалостное ведение войны и фанатическое сопротивление нацистов разрушили германскую экономику и сделали хаос и страдания неизбежными. III) Уничтожить национал-социалистскую партию и её филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреждения, обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме, и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность или пропаганду. IV) Подготовиться к окончательной реконструкции германской политической жизни на демократической основе и к эвентуальному мирному сотрудничеству Германии в международной жизни» (Берлинская конференция трёх держав, М., 1945, стр. 9—10).

Конференция приняла постановления об отмене нацистских законов, о наказании военных преступников, денацификации Германии, предоставлении населению демократии, свобод, Б. к. решила, что временно не будет учреждено центральное германское правительство, однако будут организованы нек-рые, существенно важные, центральные германские административные департаменты, возглавляемые государственными секретарями, в частности в области финансов, промышленности, транспорта, коммуникаций и внешней торговли, к-рые будут функционировать под руководством Контрольного совета.

Б. к. установила важнейшие экономии, принципы координированной политики союзников но отношению к Германии на основе признания её как единого экономии, целого. Для уничтожения германского военного потенциала должно быть запрещено и предотвращено производство вооружения, военного снаряжения и орудий войны, а также всех типов самолетов и морских судов. Производство материалов, непосредственно необходимых для военной экономики, как то: металлы, химии, продукты, станки, машины и т. п., подлежит строгому контролю и ограничению в соответствии с одобренным уровнем мирных потребностей Германии, исходя из принципа поддержания в Германии среднего жизненного уровня населении, не превышающего среднего жизненного уровня европейских стран, не считая СССР и Великобритании. Производственные мощности, не нужные для промышленности, к-рая будет разрешена, должны быть либо изъяты в соответствии с репарационным планом, либо уничтожены. При организации германской экономики главное внимание должно быть обращено на развитие сельского хозяйства и мирной промышленности для внутреннего потребления. В практически кратчайший срок германская экономика должна быть децентрализована (ликвидация картелей, синдикатов, трестов и других монополистич. объединений).

Другим важным разделом решений Б. к. являются постановления о репарациях. В соответствии с решением Крымской конференции Германия обязана возместить в максимально возможной мере причинённый ею ущерб. Было достигнуто соглашение, по к-рому репарации должны взиматься с Германии в трёх формах: во-первых, единовременные изъятия оборудования, станков и т. д.; во-вторых, ежегодные товарные поставки из текущей продукции; в-третьих, использование германского труда. Б. к. установила, что репарационные претензии СССР должны Сыть удовлетворены путём изъятий из зоны Германии, оккупированной советскими войсками, и из соответствующих германских вложений за границей (в Болгарии, Румынии, Венгрии, Финляндии и Восточной Австрии). Кроме того, СССР должен получить из зон Германии, оккупированных западными державами: а) 15% пригодного к использованию и комплектного промышленного капитального оборудования, в первую очередь металлургической, химической и машиностроительной промышленности, к-рое не является необходимым для германской мирной экономики; это оборудование должно быть изъято в обмен на эквивалентную стоимость в продовольствии, угле, поташе, нефтяных продуктах и других материалах; б) 10% такого промышленного капитального оборудования, к-рое не является необходимым для германской мирной экономики и к-рое должно быть изъято из западных зон для передачи Советскому правительству в счёт репараций без оплаты или возмещения любым образом. СССР удовлетворит из своей доли репараций репарационные претензии Польши.

Репарационные претензии США, Великобритании и других стран должны Сыть удовлетворены за счёт ресурсов западных зон и из соответствующих германских заграничных активов.

Г>. к. согласилась в принципе с предложением о передаче СССР г. Кёнигсберга с прилегающим районом Вост. Пруссии. Президент США и премьер-министр Великобритании заявили, что они поддержат это предложение при предстоящем мирном урегулировании с Германией. Принято было также важное решение о новой польско-германской границе, а именно; до окончательного определения западной границы Полыни бывшие германские территории к востоку от линии, проходящей от Балтийского моря чуть западнее Свинемюнде (Свиноуйсце) и оттуда по р. Одеру и далее по р. Зап. Нейсе до чехословацкой границы, включая часть Вост. Пруссии и территорию бывшего свободного города Данцига, должны находиться под управлением Полыни. Установив, что с бывших германских территорий, переданных под управление Польши, немецкое население должно быть перемещено в Германию, Б. к. придала своему решению о западной границе Полыни окончательный характер. Польско-германская граница, установленная Б. к., устранила историческую несправедливость и явилась границей мира и дружбы между Польшей и Германией.

Б. к. решила учредить Совет министров иностранных дел СССР, США, Великобритании, Франции и Китая для продолжения подготовительной работы по мирному урегулированию. В качестве немедленной и важной задачи на Совет было возложено составление мирных договоров для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии для представления их Объединённым нациям и выработка предложений по урегулированию неразрешённых территориальных вопросов, возникающих в связи с окончанием войны в Европе. Сонет решено было использовать для подготовки мирного урегулирования для Германии с тем, чтобы соответствующий документ был принят пригодным для этой цели правительством Германии, когда такое правительство будет образовано. При разрешении каждой из этих задач Совет должен привлечь в качестве членов представителей государств, подписавших условия капитуляции, продиктованные соответствующему побеждённому государству.

Конференция рассмотрела вопрос об Австрии. Советское правительство предложило распространить компетенцию Временного австрийского правительства на нею Австрию. Однако было решено изучить этот вопрос после вступления британских и американских поиск в г. Вену. По рассмотрении вопроса о подопечных территориях было решено передать вопрос об итальянских колониальных территориях на рассмотрение Совета министров иностранных дел. Конференция приняла постановление о пересмотре процедуры союзных контрольных комиссий в Румынии, Болгарии п Венгрии.

Б. к. приняла также ряд других решений, в т. ч. об использовании германского поенного и торгового флота, о переселении немцев из Чехословакии, Польши и Венгрии, о недопущении франкистской Испании в Организацию объединённых наций. Постановления 15. к. оформлены в виде акта, озаглавленного: «Сообщение о Берлинской конференции трёх держав». Этот акт был подписан главами трёх правительств: И. В. Сталиным, Г. Трумэном и К. Эттли.

Решения Б. к. были встречены с чувством глубокого удовлетворения всем миролюбивым человечеством, расценившим их как важную веху на пути к обеспечению прочного мира и всеобщей безопасности. Созданный Б. к. Совет министров иностранных дел, гл. обр. благодаря усилиям советских представителей, успешно подготовил в 1945—46 мирные договоры с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией, подписанные в Париже 10 февр. 1947, а затем приступил к обсуждению вопросов мирного урегулирования с Германией. Однако разрешение этих вопросов в демократическом духе натолкнулось на возрастающее противодействие англо-американского блока. Работа Контрольного совета, принявшего в первоначальный период своей деятельности ряд важных постановлений касательно практич. осуществления решений Б. к., стала систематически срываться представителями западных держав.

В то время как СССР строжайшим образом соблюдает принципы, провозглашённые Б. к., и осуществляет взятые им на себя обязательства, правительства США и Великобритании, преследуя свои империалистические ноли, вступили на путь грубейших нарушений решений Б. к. Вместо демократизации в западных зонах стала проводиться политика всемерного поощрения реакции и подавления демократических сил. Денацификация осуществлена не была: подавляющее большинство гитлеровских чиновников осталось на своих местах в общественных и государственных учреждениях, а бывшие пособники Гитлера из числа юнкеров и монополистов стали снова играть руководящую роль в политической и экономической жизни Зап. Германии. Англо-американские власти отказались от ликвидации военно-промышленного потенциала западных зон, аннулировали распоряжение Контрольного совета о демонтаже военных предприятий и восстановили на многих из них военное производство. Были возрождены монополистические организации. Грубейшим нарушением берлинских соглашений явилось также полное прекращение поставок СССР промышленного оборудования из западных зон в счёт репараций.

Вопреки основным постановлениям Б. к., западные державы взяли курс на политическое и экономическое расчленение Германии, на ликвидацию четырёхстороннего контрольного механизма в Германии и на упразднение Совета министров иностранных дел. С этой целью с конца 1946 произвольным односторонним актом была создана англо-американская Бизония (см.), а позже — англо-американо-французская Тризония. После сепаратного Лондонского совещания США, Англии и Франции но германскому вопросу в 1948, нарушившего основные принципы берлинских решений, в западных зонах Германии, наперекор постановлениям Б. к. об установлении общей политики в области денежной системы, была проведена сепаратная денежная реформа. Установление полного господства американских и английских монополий в Курской области явилось новым нарушением решений Б. к. Политика раскола и расчленения Германии, проводимая англо-американскими империалистами, нашла своё наиболее законченное выражение в создании западногерманского марионеточного государства. В сентябре 1949 в г. Бонне было образовано марионеточное правительство, к-рое возглавил лидер реакционного Христианско-демократического союза и магнат рурской промышленности, агент американского империализма Аденауэр.

Англо-американские империалисты, в вопиющем противоречии со всеми принципами и решениями Б. к., превращают Зап. Германию в колонию англо-американских монополий и в арсенал империалистич. агрессии США и Англии против Германской демократической республики, СССР и стран народной демократии.

В противовес политике, направленной на возрождение фашизма и на восстановление военного потенциала Германии, к-рую США, Англия и Франция проводят в своих зонах оккупации, и Советской зоне на основе постановлений Б. к. были осуществлены действительная денацификация, демилитаризация н демократизация. В этой части Германии проведена земельная реформа, в результате которой юнкерство — база немецкого милитаризма — лишилось своих экономических позиций и, следовательно, своей политич. силы. Подавляющая часть главных отраслей промышленности — горная, металлургическая, химическая, электротехническая и другие — передана немецкому народу. Демократическая реформа школьной системы обеспечила воспитание подрастающего поколения в духе демократизма и миролюбия. Был дан полный простор деятельности демократических сил. Миллионы трудящихся объединились в прогрессивные профсоюзы и политич. организации.

По требованию подавляющего большинства германского народа в октябре 1949 была создана Германская демократическая республика, к-рая приняла решения Б. к. в качестве основы своей деятельности. И. В. Сталин в телеграмме президенту Германской демократической республики Вильгельму Пику и премьер-министру Отто Гротеволю указал: «Образование Германской демократической миролюбивой республики является поворотным пунктом в истории Европы. Не может быть сомнения, что существование миролюбивой демократической Германии наряду с существованием миролюбивого Советского Союза исключает возможность новых войн в Европе, кладёт конец кровопролитиям в Европе и делает невозможным закабаление европейских стран мировыми империалистами» (газ. «Правда», 1949, 14 октября, № 287, стр. 1).

По решению Советского правительства была упразднена Советская военная администрация и вместо неё создана Советская контрольная комиссия, призванная наблюдать за выполнением правительством Германской демократической республики обязательств, налагаемых на неё решениями Б. к.

Советский Союз, верный своим международным обязательствам и делу мира, неуклонно отстаивает и проводит в жизнь решения Б. к.

Большая советская энциклопедия. Изд. 2-е. Том 5 — М.: Большая сов. энциклопедия, 1950, стр. 32-34

К. Эттли, Г. Трумэн, И. Сталин на Потсдамской конференции. Июль 1945
Руководители антигитлеровской коалиции на Потсдамской конференции. Сидят: К. Эттли, Г. Трумэн, И. Сталин. Июль 1945 года.
Фото © megabook.ru

ПОТСДАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1945 глав трёх великих держав - происходила в Потсдаме с 17 июля по 2 августа; в ней участвовали Председатель Совета Народных Комиссаров СССР Генералиссимус И. В. Сталин, президент США Трумэн, премьер-министр Великобритании Черчилль, а с 28 июля премьер-министр Великобритании Эттли (как раз во время работы конференции в Англии были объявлены итоги парламентских выборов, в результате которых к власти пришла лейбористская партия), а также министры иностранных дел: от Советского Союза - В. М. Молотов, от Великобритании - Иден, а затем Бевин, от США - Бирнс, а также начальники штабов трёх названных держав.

Официальное сообщение о П. к. трёх держав, опубликованное 3 августа 1945, состояло из 15 глав и во вступительной части (гл. I) провозглашало, что П. к. "...укрепила связи между тремя правительствами и расширила рамки их сотрудничества и понимания", а также вселила уверенность, что правительства и народы великих держав "вместе с другими объединёнными нациями обеспечат создание справедливого и прочного мира".

В развитие и выполнение Крымских решений П. к. декларировала основы согласованной политики трёх великих держав в отношении организации послевоенной Европы.

П. к. приняла решение (гл. II) о создании постоянного органа - Совета министров иностранных дел в составе представителей СССР, США, Великобритании, Франции и Китая. На Совет была возложена обязанность подготовить и предложить предстоящей мирной конференции проекты мирных договоров с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией, выработать предложения по урегулированию неразрешённых территориальных вопросов, возникших в связи с окончанием войны в Европе, а также наметить условия мирного урегулирования для Германии, которая сможет принять их после образования соответствующего германского центрального правительства. П. к. оговорила, что образование Совета министров иностранных дел не исключает периодических консультаций министров иностранных дел трёх великих держав (СССР, США и Англии).

Самым главным в решениях П. к. является вопрос о Германии (гл. III). При решении этого вопроса П. к. исходила из положения, что Германия в период оккупации, несмотря на наличие различных оккупационных зон, должна рассматриваться как единое экономическое и политическое целое. В связи с этим П. к. потребовала от союзников одинакового обращения с немецким населением по всей территории Германии и наметила основные политические и экономические принципы общей союзной политики разоружения Германии в целях превращения её в единое демократическое государство, способное к эвентуальному мирному сотрудничеству на международной арене.

Политические принципы Потсдамского соглашения (раздел А гл. III) предусматривают, что верховная власть в каждой зоне оккупации Германии сосредоточивается в руках главнокомандующего вооружёнными силами. Каждый главнокомандующий является одновременно членом Контрольного совета, т. е. органа, предназначенного для решения вопросов, общих для всей Германии. Впредь до учреждения центрального германского правительства будут созданы центральные германские административные департаменты по управлению финансами, транспортом, коммуникациями, внешней торговлей и промышленностью. Эти департаменты должны были действовать под руководством Контрольного совета. Одновременно П. к. выдвинула задачу децентрализации политической структуры Германии, что должно способствовать демократическому развитию органов местного и провинциального самоуправления на основе представительства и выборности.

П. к. установила, что по всей Германии должна разрешаться деятельность всех демократических партий, организаций и свободных профсоюзов.

Практической целью политических и экономических мероприятий союзников П. к. провозглашала: полное разоружение и демилитаризацию Германии, окончательное упразднение всех военных, полувоенных и нацистских организаций, учреждений и институтов (в частности генерального штаба), ликвидацию всех германских вооружённых сил, уничтожение военных запасов, предотвращение производства всех видов вооружения, запрещение иметь авиацию и морской флот.

Экономические принципы (раздел В гл. III) разоружения Германии, занимающие важное место в решениях П. к., требуют ликвидации всей германской промышленности, способной служить целям военного производства, и установления действенного контроля над германской экономикой. Производство металлов, химических продуктов и машиностроение должны быть поставлены под строгий контроль союзников и ограничены уровнем мирных потребностей Германии.

Все лишние производственные мощности, дающие возможность превысить этот уровень, должны быть уничтожены или изъяты в счёт репараций.

Учитывая, что движущей силой германского разбойничьего империализма явились крупнейшие немецкие монополии, П. к. наметила программу децентрализации германской экономики и ликвидации германских картелей, синдикатов, трестов и других монополистических объединений (ст. 12 раздела В). При организации экономики Германии главное внимание предлагалось обратить на развитие сельского хозяйства и мирной промышленности для внутреннего потребления. В целях создания сбалансированной экономики во всей Германии и сокращения потребности в импорте Контрольному совету поручалось установить равномерное распределение основных товаров между различными зонами.

Важнейшим средством экономического разоружения Германии являются репарации (гл. IV), которые одновременно должны были стать средством возмещения ущерба, причинённого Германией государствам- жертвам германской агрессии. В соответствии с постановлениями Крымской конференции (см.), установившей, что репарации с Германии должны взиматься в трёх видах (товарные поставки из текущей продукции, поставки капитального оборудования и использование германского труда), П. к. определила порядок репарационных платежей капитальным оборудованием. Каждая из четырёх великих держав получала право в счёт репараций производить изъятия германского промышленного оборудования в своей зоне оккупации.

Советский Союз, как наиболее пострадавшая страна, должен получить примерно 50% всех изъятий из Германии на сумму в 10 млрд. долл. Т. к. советская зона не сумеет полностью покрыть причитающуюся СССР сумму репараций, П. к. установила, что СССР получит дополнительные поставки промышленного оборудования из западных зон оккупации.

Устанавливалось, что изъятие промышленного капитального оборудования закончится самое позднее в течение двух с половиной лет с момента окончания П. к. Конференция определила в качестве дополнительных источников репарационных платежей в пользу СССР акции немецких предприятий в восточной зоне оккупации и заграничные активы Германии в Болгарии, Венгрии, Румынии и Восточной Австрии. Соответственно Англия, США и Франция используют акции немецких предприятий в западных зонах оккупации и заграничные активы Германии во всех странах, за исключением четырёх перечисленных. В решениях П. к. отмечалось также, что СССР удовлетворит репарационные претензии Польши из своей доли репараций.

П. к. разрешила некоторые территориальные вопросы послевоенной Европы.

Конференция в принципе согласилась передать Советскому Союзу г. Кенигсберг (гл. VI) с прилегающим районом и определила впредь до окончательного решения территориальных вопросов новую советскую границу, причём "президент США и премьер-министр Великобритании заявили, что они поддержат это предложение конференции при предстоящем мирном урегулировании".

В отношении польско-германской границы (гл. IX) П. к. решила, что Польша включает в свой состав Данциг, Восточную Пруссию (за исключением Кёнигсбергского района) и земли к востоку от линии, проходящей от Балтийского моря чуть западнее Свинемюнде и оттуда по р. Одер до впадения р. Западная Нейсе и по Западной Нейсе до чехословацкой границы. Это решение П. к. восстанавливало историческую справедливость - исконные польские земли воссоединялись в составе польского государства.

П. к. с удовлетворением констатировала (гл. IX, о Польше), что в результате выполнения решений Крымской конференции создано и действует польское временное правительство Национального единства. Указывалось далее, что правительства США и Великобритании установили с ним дипломатические отношения и прекратили отношения с польским эмигрантским правительством в Лондоне, которое было объявлено более не существующим.

В связи с тем, что Англия, поддержанная США, отказалась удовлетворить справедливые требования Польши о возвращении ей золотого фонда и другой собственности, захваченной эмигрантским правительством в Лондоне, П. к. вынуждена была ограничиться неопределённой формулировкой о принятых Англией и США мерах защиты "...интересов Польского Временного Правительства Национального Единства... в отношении собственности, принадлежащей Польскому государству, находящейся на их территориях и под их контролем". Отмечалось также, что правительства США и Великобритании "приняли... меры, чтобы предупредить передачу такой собственности третьим сторонам". Страны - участницы П. к. отмечали, что они "озабочены тем, чтобы оказать Польскому Временному Правительству Национального Единства помощь в деле облегчения возвращения в Польшу... всех поляков, находящихся за границей, которые пожелают возвратиться... включая членов польских вооружённых сил и торгового флота".

Три державы приняли во внимание, что польское временное правительство Национального единства заявило о согласии возможно" скорее провести всеобщие, подлинно демократические выборы, в которых все демократические и антинацистские партии будут иметь право выставлять кандидатов, и предоставить полную возможность корреспондентам союзной прессы информировать мир о ходе событий в Польше до и во время выборов.

По вопросу о заключении мирных договоров и о допущении в организацию Объединённых наций (гл. X) П. к. решила возложить на Совет министров иностранных дел задачу подготовки мирных договоров для Италии (в первую очередь), а также для Болгарии, Финляндии, Венгрии и Румынии.

Три правительства, каждое в отдельности, согласились "изучить в ближайшее время... вопрос об установлении в возможной степени дипломатических отношений с Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией до заключения мирных договоров с этими странами". (Дипломатические отношения с Италией участники П. к. установили ещё в конце войны, когда Италия порвала с Германией.) В решениях П. к. отмечалось также, что три правительства, поскольку это их касается, поддержат просьбу о принятии в члены ООН тех государств, "которые оставались нейтральными во время войны" и которые будут выполнять устав ООН.

Наряду с этим П. к. осудила фашистский режим, установленный в Испании. Руководители трёх держав заявили, что не будут поддерживать просьбу нынешнего испанского правительства о принятии его в члены организации Объединённых нация. Указывалось, что испанское правительство, будучи создано при поддержке держав оси, не обладает - ввиду своего происхождения, характера деятельности и своей тесной связи с государствами-агрессорами - качествами, необходимыми для такого членства.

На П. к. США, Англия и Китай обратились к Советскому Союзу с предложением включиться в войну против Японии. Это предложение было принято. Позже Советский Союз присоединился к заявлению союзных держав от 26 июля 1945, потребовавших безоговорочной капитуляции Японии (см. Потсдамская декларация), и 8 августа объявил войну Японии. Вступление в войну СССР привело к резкому сокращению сроков сопротивления Японии, которая уже 14 августа объявила о своей безоговорочной капитуляции.

Обсудив вопрос о конвенции в Монтрё по черноморским проливам, П. к. признала, что конвенция должна быть пересмотрена, как не отвечающая условиям настоящего времени (см. Проливы).

П. к. рассмотрела предложение Советского правительства по вопросу о подопечных территориях (гл. XI), а также приняла решение об Австрии (гл. VIII), о германском флоте и торговых судах (гл. V), о военных преступниках (гл. VII), о пересмотре процедуры союзных контрольных комиссий в Румынии, Болгарии и Венгрии (гл. XII) и об упорядочении перемещения германского населения из Польши, Чехословакии и Венгрии (гл. XIII).

Решения П. к. свидетельствовали о возможности сохранения сотрудничества трёх великих держав в деле строительства послевоенного мира. Советский Союз был и продолжает оставаться наиболее последовательным борцом за точное и неуклонное выполнение этих решений во имя установления прочного демократического мира. Правительства же США и Англии вскоре после окончания П. к. начали ориентироваться на пересмотр и ревизию потсдамских решений. Взятый США, Англией и Францией курс на расчленение Германии и превращение западной её части в военно-экономическую базу антисоветских агрессивных блоков нашёл своё яркое выражение в решениях Лондонского совещания 1948 (см.) и в создании Северо-атлантического союза (см.).

Дипломатический словарь. Том 2. / Гл. ред.: Вышинский А.Я., Лозовский С.А.— М.: Госполитиздат, 1950.

Потсдамская конференция. Июль 1945
Потсдамская конференция. Июль 1945
Фото © РИА Новости / Евгений Халдей

ПОТСДАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1945 Берлинская конференция, - конференция глав пр-в СССР, США и Великобритании: пред. СНК СССР И. В. Сталина, президента США Г. Трумэна, премьер-мин. Великобритании У. Черчилля, к-рого 28 июля заменил новый премьер-мин. К. Эттли. Проходила с 17 июля по 2 авг. 1945 в Потсдаме (пригород Берлина). В работе П. к. принимали участие министры иностр. дел, воен. советники и эксперты. Решения П. к. явились развитием решений Крымской конференции 1945.

Центр. место в работе П. к. занял вопрос о Германии. На конференции Сов. пр-во выступило сторонником сохранения единства Германии. Оно предложило создать Врем. общегерм. пр-во, к-рое обеспечило бы координацию деятельности нем. органов власти и единообразие экономич. и политич. мероприятий на терр. всей Германии. Сов. предложение не было, однако, принято ввиду возражений со стороны США и Великобритании. Самое большое, на что они согласились,- это создать ряд общегерм. адм. департаментов по осн. отраслям экономики, к-рые должны были действовать под рук. Контрольного совета для Германии. В последующий период зап. державы сорвали осуществление даже этого постановления.

Несмотря на разногласия по вопросу о сохранении политич. и экономич. целостности Германии, на П. к. СССР, США и Великобритания все же достигли соглашения по вопросу об осн. направлениях общей политики в отношении Германии. В соответствии с решениями Крымской конференции 1945 эти соглашения предусматривали полное разоружение Германии и ликвидацию в ней всей пром-сти, к-рая могла быть использована для воен. произ-ва. Участники П. к. договорились о необходимости "уничтожить Национал- социалистскую партию и ее филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреждения, обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме, и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность или пропаганду". Три державы обязывались принять также и др. меры, необходимые для того, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всем мире. Помимо соглашения об осн. экономич. и политич. принципах для Германии, главы трех держав согласовали вопросы, относящиеся к репарациям, и подписали в связи с этим спец. соглашение. Последнее исходило из того, что Германию нужно было заставить компенсировать в возможно большей степени ущерб и страдания, к-рые она причинила др. народам и за к-рые герм. народ не мог избежать ответственности. Репарац. претензии Сов. Союза должны были удовлетворяться путем изъятий из зоны Германии, оккупированной СССР, и из герм. вложений за границей. Было также обусловлено, что Сов. Союз получит дополнительные поставки из зап. зон оккупации Германии и удовлетворит из своей доли репараций репарационные претензии Польши.

Потсдамским соглашением была определена новая польско-герм. граница по линии Одер - Зап. Нейсе. Установление этой границы было подкреплено решением П. к. о переселении нем. населения, оставшегося в Польше, а также в Чехословакии и Венгрии. Вскоре состоялось решение Контрольного совета для Германия о переселении из районов, переданных Польше, нем. населения, остававшегося в областях восточнее линии Одер-Зап. Нейсе. Уполномочив своих главнокомандующих подписать это решение, зап. державы тем самым еще раз подтвердили признание ими постоянного характера границы, установленной в Потсдаме. П. к. подтвердила передачу Сов. Союзу Кенигсберга (с 1946 - Калининград) и прилегающего к нему района. Она учредила Совет Министров иностр. дел (СМИД), возложив на него подготовку мирного урегулирования. В качестве немедл. задачи на СМИД возлагалось составление мирных договоров с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. Совет должен был также подготовить мирное урегулирование для Германии.

По предложению сов. делегации на конференции был обсужден вопрос о судьбе герм. флота и принято решение разделить весь герм. надводный воен.-мор. и торг. флот поровну между СССР, США и Великобританией. Что касается подводного флота, то по предложению Великобритании было принято решение потопить большую его часть, а остаток поделить также поровну. Сов. пр-во предложило распространить компетенцию австр. врем. пр-ва на всю страну, т. е. также и на те области Австрии, к-рые были заняты войсками зап. держав. В результате переговоров три пр-ва согласились изучить этот вопрос после вступления войск США и Великобритании в Вену. Три пр-ва подтвердили на П. к. свое намерение предать гл. воен. преступников суду междунар. воен. трибунала.

Участники П. к. высказали свои мнения и по нек-рым др. вопросам международной жизни: положение в странах Восточной Европы, черноморские проливы, отношение Объединенных наций к режиму Франко в Испании и др.

В ходе работы П. к. возникали трудности, создававшиеся позицией сторонников "жесткого курса" в США и Великобритании. Тем не менее на конференции были приняты решения, к-рые представляли собой победу демократич. принципов урегулирования послевоен. проблем. Эти решения отражали характер союзнич. отношений между СССР, США и Великобританией, сложившихся в ходе всей войны.

Сов. пр-во неуклонно и последовательно выполняло решения П. к.; они полностью были осуществлены в Вост. Германии - на терр. ГДР.

Что касается зап. держав, то вскоре после П. к. они встали на путь ревизии ее решений и прямого отказа от них, включив зап. области Германии - ФРГ в агрессивный блок НАТО.

Лит.ра по П. к. весьма обширна. Исследователи Сов. Союза и др. социалистич. стран рассматривают Потсдамскую встречу глав трех держав как одну из крупнейших в истории междунар. конференций, подтвердивших возможность плодотворного сотрудничества между социалистич. и капиталистич. странами, а ее решения как важнейшую основу послевоен. устройства мира. Бурж. авторы и участники конференции (Г. Трумэн, У. Черчилль, Дж. Ф. Бирнс, Ф. Фауст, Х. Зюндерман и др.) преуменьшают значение решений, принятых на П. к., и извращают их смысл с целью оправдания отказа зап. держав от выполнения этих решений.

В. Л. Исраэлян. Москва.

Советская историческая энциклопедия. Том 11 — М.: Советская энциклопедия, 1968, ст. 481-483

ПОТСДАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1945 глав трех великих держав (СССР, США и Великобритании) — состоялась в Потсдаме с 17 июля по 2 августа.

Делегацию СССР возглавил И В Сталин, США — Г. Трумэн, английскую — У. Черчилль, а после победы лейбористов на выборах в парламент — К Эттли.

Цель конференции — решить неотложные международные послевоенные проблемы. Советский Союз считал необходимым совместными усилиями стран антигитлеровской коалиции создать условия для прочного и длительного мира и международного сотрудничества. Англия и США. несмотря на стремление империалистических кругов этих стран встать на путь проведения жесткой политики в отношении СССР, были заинтересованы в участии Советского Союза в борьбе против Японии. Они не могли также не считаться с возросшим международным авторитетом СССР, в к-ром народы мира справедливо видели спасителя от фашистской тирании Это обусловило принятие на П к. ряда согласованных решений

В развитие решений Крымской конференции 1945 на П к были декларированы основы согласованной политики трех великих держав в отношении послевоенной Европы.

Было решено создать постоянный орган — Совет министров иностранных дел (СМИД) из представителей 5 великих держав - СССР, США, Великобритании, Китая и Франции. Совет должен был подготовить проекты мирных договоров с побежденными странами, включая и Германию Мирное урегулирование с Германией рассматривалось как одна из важнейших послевоенных задач.

Империалистические круги западных держав лелеяли планы расчленения Германии путем создания на ее территории мелких государств. Благодаря твердой позиции Советского Союза эти планы потерпели провал.

Решения конференции предусматривали учреждение центральных германских административных департаментов возглавляемых государственными секретарями, в частности в области финансов, транспорта, коммуникаций, внешней торговли и промышленности.

В связи с решением о том, что Германия должна рассматриваться как единое экономическое и политическое целое, конференция потребовала от союзников одинакового обращения с немецким населением на всей территории Германии. Потсдамские решения предусматривают, что союзные державы в своих зонах должны проводить общую политику, для чего Контрольному совету было предложено подготовить практические мероприятия по окончательному преобразованию жизни населения на миролюбивой и демокритической основе (см. Контрольный совет).

Был подтвержден и конкретизирован принцип полной демилитаризации Германии, провозглашенный еще на Крымской конференции: разоружение и роспуск ее вооруженных сил — наземных, морских и воздушных, уничтожение генерального штаба, всех военных учебных заведений, воспрещение всякой военной подготовки и военной пропаганды

«Германский милитаризм и нацизм будут искоренены, — говорилось в заключительном коммюнике, — и Союзники, в согласии друг с другом, сейчас и в будущем, примут и другие меры, необходимые для того, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всем мире».

Потсдамские решения предусматривали ликвидацию германского промышленного потенциала, способного служить целям военного производства, и установление действенного контроля над германской экономикой. Картели, синдикаты, тресты и др. монополистические объединения подлежали уничтожению

Будущее экономическое развитие Германии должно было быть направлено на удовлетворение мирных потребностей немецкого населения

Соглашения предусматривали далее уничтожение всех видов вооружений и воспрещение их производства Это запрещение относилось и к владению и производству атомного и водородного оружия, а также др. видов оружия массового уничтожения Полная демилитаризация Германии должна была создать в Европе условия, исключающие новую гонку вооружений и подготовку агрессии

Союзные державы торжественно заявили, что они дадут немецкому населению возможность подготовиться к тому, чтобы построить свою жизнь на демократической и мирной основе «Если собственные усилия германского народа будут беспрестанно направлены к достижению этой цели, — говорилось в Потсдамском соглашении,— то для него будет возможно с течением времени занять место среди свободных и мирных народов мира». Это положение отражало точку зрения Советского правительства неоднократно заявлявшего, что целью войны является не уничтожение немецкого народа и германского государства, а ликвидация германского фашизма и милитаризма В целях демократизации Германии, участники соглашения обязывались уничтожить национал-социалистскую партию, ее филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреждения и обеспечить, чтобы фашизм не возрождался ни в какой форме.

Предусматривалась отмена всех расовых и дискриминационных законов, изданных нацистским правительством, и наказание военных преступников В решениях конференции говорилось также, что «во всей Германии должны разрешаться и поощряться все демократические политические партии с предоставлением им права созыва собраний и публичного обсуждения».

В Потсдаме была окончательно согласована система четырехсторонней оккупации Германии, к-рая должна была служить интересам демилитаризации и демократизации Германии В Берлине разместился Контрольный совет — верховный орган власти четырех держав в Германии, и поэтому было установлено четырехстороннее управление Берлином.

Соглашение о совместном управлении Берлином властями четырех держав было неразрывно связано со всем комплексом союзнических соглашений о проведении совместной политики в отношении Германии на основе Потсдамских решений

В Потсдамское соглашение был включен раздел о репарациях, к-рые признавались средством экономического разоружения Германии и одновременно средством возмещения ущерба, причиненного государствам — жертвам германской агрессии

В отличие от Версальского договора, не устанавливавшего надлежащей основы для урегулирования репараций, Потсдамское соглашение установило в качестве основного принципа взимание репараций в натуре, путем изъятия промышленного оборудования П к. разрешила и нек-рые территориальные вопросы. Специальный раздел соглашения предусматривал пере дачу Советскому Союзу г. Кенигсберга и прилегающего к нему р-на.

На П. к было достигнуто решение по вопросу о западных границах Польского государства Представители Временного польского правительства национального единства дали в Потсдаме глубокое обоснование справедливости претензий польского народа на западные земли При поддержке советской делегации удалось до биться практической реализации принципа, одобренного еще на конференции в Ялте, по к-рому «Польша должна получить существенное приращение территории на севере и на западе». Западная граница Польши устанавливалась по рекам Одеру и Западной Нейсе. Часть Восточной Пруссии, к рая не отошла к Советскому Союзу, а также территория бывш. свободного г. Данцига (Гданьск) были также переданы Польше. Из соглашения явствовало, что передача этих территорий Польше являлась окончательной. Т. обр., Соединенные Штаты, Франция и Англия признали новые границы Польши на Западе Давнишние славянские земли, некогда захваченные немецкими завоевателями, были возвращены их законным владельцам. Польша в результате дружественной поддержки СССР вновь стала морской державой и обрела свои законные границы.

Конференция достигла соглашения о выселении немцев не только из Польши, но также из Чехословакии и Венгрии.

Указанные решения исходили из того, что мирное устройство Европы должно основываться на уважении территориальной целостности каждого европейского государства и опираться на общеевропейскую систему постоянных границ.

Несмотря на трудности в работе совещания и разногласия между его участниками, решения П к свидетельствовали о том, что сотрудничество трех великих держав, установленное во время войны, вполне могло быть сохранено и развито в мирное время. В целом решения конференции представляли собой победу демократических принципов послевоенного устройства мира.

Советское правительство неуклонно и последовательно выполняло решения П. к.; они полностью осуществлены на востоке Германии — в Германской Демократической Республике.

Что касается западных держав, то вскоре же после окончания конференции они встали на путь нарушения Потсдамских соглашений и проведения сепаратной политики в отношении Западной Германии и политики поощрения в ней милитаризма и реакции (см. Германский вопрос).

Дипломатический словарь. В 3-х томах. Том 2 — М.: Политиздат, 1971, стр. 555-557

Заседание Потсдамской конференции
Заседание Потсдамской конференции

ПОТСДАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1945 Берлинская конференция, конференция глав правительств СССР, США и Великобритании: председателя СНК СССР И. В. Сталина, президента США Г. Трумэна, премьер-министра Великобритании У. Черчилля, которого 28 июля заменил новый премьер-министр К. Эттли. Проходила с 17 июля по 2 августа во дворце Цецилиенхоф в Потсдаме, близ Берлина. В работе П. к. участвовали министр иностранных дел, военные советники и эксперты. Решения П. к. явились развитием решений Крымской конференции 1945.

Центральное место в работе П. к. заняли вопросы, связанные с демилитаризацией, денацификацией и демократизацией Германии, а также многие др. важнейшие аспекты германской проблемы.

Участники П. к. достигли соглашения по вопросу об основных направлениях общей политики в отношении Германии, рассматривавшейся как единое экономическое и политическое целое. В соответствии с решениями Крымской конференции 1945, потсдамские соглашения предусматривали полное разоружение Германии, роспуск её вооруженных сил, уничтожение монополий и ликвидацию в Германии всей промышленности, которая могла бы быть использована для: военного производства, уничтожение национал-социалистской партии, подконтрольных ей организаций и учреждений, предотвращение всякой нацистской и милитаристской деятельности или пропаганды в стране. Участники конференции подписали специальное соглашение о репарациях подтверждавшее право народов, пострадавших от герм. агрессии, на компенсацию и определявшее источники получения репарационных платежей. Была достигнута договорённость об учреждении центральных германских административных департаментов (финансов, транспорта, коммуникаций и др.).

На конференции была окончательно согласована система четырёхсторонней оккупации Германии, которая должна была служить её демилитаризации и демократизации; предусматривалось, что на время оккупации верховная власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими вооруженными силами СССР, США, Великобритании и Франции, каждым в своей зоне оккупации; по вопросам, затрагивавшим Германию в целом, они должны были действовать совместно в качестве членов Контрольного совета.

Потсдамским соглашением была определена новая польско-германская граница по линии Одер — Западная Нейсе, установление которой было подкреплено решением П. к. о выселении немецкого населения, оставшегося в Польше, а также в Чехословакии и Венгрии. П. к. подтвердила передачу Советскому Союзу Кенигсберга (с 1946 — Калининград) и прилегающего к нему района. Она учредила Совет министров иностранных дел (СМИД), возложив на него подготовку мирного урегулирования с Германией и её бывшими союзниками.

По предложению советской делегации на конференции был обсужден вопрос о судьбе германского флота и принято решение разделить весь германский надводный, военно-морской и торговый флот поровну между СССР, США и Великобританией. По предложению Великобритании было решено потопить большую часть германского подводного флота, а остаток поделить также поровну.

Советское правительство предложило распространить компетенцию австрийского временного правительства на всю страну, т. е. также и на те области Австрии, которые были заняты войсками западных держав. В результате переговоров было решено изучить этот вопрос после вступления войск США и Великобритании в Вену.

Три правительства подтвердили на П. к. своё намерение предать главных военных преступников суду Международного военного трибунала. Участники П. к. высказали свои мнения и по некоторым др. вопросам международной жизни: положение в странах Восточной Европы, Черноморские проливы, отношение Организации Объединённых Наций к режиму Франко в Испании и др.

В ходе работы П. к. возникали трудности, создававшиеся позицией сторонников «жёсткого курса» в США и Великобритании. Тем не менее на конференции были приняты решения, которые представляли собой победу демократических принципов урегулирования послевоенных проблем.

Советское правительство неуклонно и последовательно выполняло решения П. к.; они полностью были осуществлены в Восточной Германии — на территории ГДР. Западные державы вскоре после П. к. встали на путь ревизии её решений и прямого отказа от них.

В. Л. Исраэлян.

Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е. Том 20. — М.: Советская энциклопедия, 1975, стр. 441-442, ст. 1311-1313


Публикация:

Литература:

  • Ответы И. В. Сталина на вопросы президента американского агентства «Юнайтед Пресс» г-на Хью Бейли, полученные 23 октября 1946 года, «Правда», 1946, 30 октября, № 258;
  • Вопросы корреспондента «Правды» и ответы И. В. Сталина, «Правда», 1948, 29 октября, № 303;
  • Ответы И. В. Сталина на вопросы генерального европейского директора Американского агентства «Интернейшнл Ньюз Сервис» г-на Кингсбери Смит, полученные 27 января 1949 г., «Правда», 1949, 31 января, № 31;
  • Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны, т. 3, М., 1947.
  • Молотов В. М., Вопросы внешней политики, М., 1948;
  • Советский Союз и берлинский вопрос. (Документы), вып. 1—2, М., 1948—49;
  • Вышинский А. Я., Единство великих держав — основа мира и безопасности народов. Речь на заседании Генеральной Ассамблеи ООН 15 ноября 1946 г., в его кн.: Вопросы международного права и международной политики, М., 1949;
  • Боратынский С, Дипломатия периода второй мировой войны, пер. с польск., М., 1959;
  • История Великой Отечественной войны, т. 5, М., 1963;
  • Исраэлян В. Л., Антигитлеровская коалиция, М., 1964;
  • Тегеран — Ялта — Потсдам. Сборник документов. Изд. 3-е. М., 1971;
  • История внешней политики СССР. Изд. 3-е. Т. 1. 1917—1945 гг. М., 1976;
  • История дипломатии. Изд. 2-е. Т. 4. М., 1975;
  • Вощенков К.П. СССР в борьбе за мир. Между-нар. конф. 1944- 1974. М., 1975;
  • Высоцкий В.Н. Мероприятие «Терминал». Потсдам. 1945. М., 1975.
  • Советская военная энциклопедия. Том 6 — М., 1978, стр. 479-480;
  • Белецкий В. Н. За столом переговоров. М., 1979;
  • Белецкий В. Н. Встреча в Потсдаме. М., 1980;
  • Дипломатический словарь. В 3-х томах. Изд. 4-е. Т. 1 — М., 1984, стр. 125-127
  • Churchill W., The Second World War, v. 6, L., 1954;
  • Truman H. S., Memoirs, v. 1, N. Y., 1955;
  • Byrnes J. F., Speaking frankly, N. Y., (1947);
  • Mac Neill W. H., America, Britain and Russia, L., 1953;
  • Faust F., Das Potsdamer Abkommen und seine völkerrechtliche Bedeutung, 2 Aufl., Fr./M., 1964;
  • Sündermann H., Potsdam 1945, 2 Aufl., B., 1963;
  • Alperovitz Gar, The Atomic Diplomacy. Hiroshima and Potsdam, N. Y., (1965).


Источники:

Категория: Вырезки из газет о Потсдамской конференции


Ссылки:

Википедия (ru)

РИА Новости

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия

Русархив: Победа 1941-1945

Библиотека Истфака МГУ

The National Archives Catalog, USA


Тема:

Категория: Международные конгрессы, конференции и совещания: Хронология


Категория: Великобритания, СССР (до 30 декабря 1922 — РСФСР), Даты, Июль 1945, Международные конгрессы, конференции и совещания, США, Август 1945 | Теги: Потсдамская конференция 1945, США, Эттли К., Трумэн Г., Сталин И. В., Молотов В. М., Черчилль У., ссср, англия, Бирнс Дж.
Просмотров: 1259 |